ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.05.2011 Новоорского районного суда (Оренбургская область)

                                                                                    Новоорский районный суд Оренбургской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Новоорский районный суд Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Решение не обжаловалось, вступило в законную силу 11.05.2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2011 года п. Новоорск

Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Квиринг О.Б.,

при секретаре Курбангалиеве Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Новоорский поссовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования,

установил:

Прокурор Новоорского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образованию «Новоорский поссовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования. В обоснование исковых требований указал следующее.

В силу ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» (далее Федеральный закон Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г.) дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствии.

Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (ст.24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г.).

В силу ст. 24 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г. участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также соблюдения данного законодательства контрольными органами и органами местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой на поселение возложено полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, МО «Новоорский поссовет» не в должной мере соблюдается указанная обязанность.

На территории муниципального образования «Новоорский поссовет» организована перевозка пассажиров по нескольким маршрутам.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если, согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Раздел II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" содержит, кроме прочего, требования к остановкам. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (п. 11).

Пункт 14 определяет, что остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

Согласно п. 15 Правил перевозок, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В силу п. 16 Правил перевозок, на указателях, помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с п. 23 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 29.09.1997, посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах.

Пункт 16 указанных Правил определяет, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

В соответствии с п. 17 Правил остановочный пункт должен быть оснащен:

а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;

в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

Кроме того, с 01.06.2003 введен в действие ОСТ 218.1.002-2003 «Стандарт отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» - специальный нормативный акт, предусматривающий технические требования к автобусным остановкам.

Проверка по маршрутам движения пассажирских рейсов  показала, что посадка и высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают вышеуказанным требованиям.

В частности, остановочный пункт «» расположенный на   не обладает какими-либо признаками нахождения в указанном месте остановки, в том числе соответствующими знаками и информацией. Предусмотренные нормативными актами в данной сфере требования не соблюдены, в том числе:

- отсутствует знак и указатель с информацией (п.п. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, 5.12 ПДД);

- отсутствует посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части (п. 17 Правил перевозки пассажиров, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997);

- в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 на автобусной остановке – отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, пешеходный переход, автопавильон, а также иные требования ОСТ.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим госинспектором дорожного движения отделения ГИБДД при ОВД по МО  Д.В.З. при участии представителя МО «Новоорский поссовет» В.А.Л.

Кроме того, ранее прокуратурой района в адрес администрации МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности населения и территорий, в котором указано на несоответствие автобусных остановок  установленным требованиям законодательства. Представление от ДД.ММ.ГГГГ основано на фотоотчете, предоставленном отделением ГИБДД при ОВД по МО  (фото по указанной остановке прилагается). Вместе с тем, администрацией дан ответ о том, что ею закупаются соответствующие дорожные знаки и указатели. Принятие каких-либо иных мер, направленных на обеспечение безопасности пассажиров, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривается.

Указанные обстоятельства создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом, статья 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог относит в том числе:

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения,

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,

- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Учитывая вышеизложенное, допущенные нарушения требований указанных нормативных актов, в том числе ОСТ 218.1.002-2003, свидетельствуют о том, что со стороны администрации МО «Новоорский поссовет» необходимо принятие комплекса мер, направленных на обеспечение безопасных условий движения по автомобильным дорогам поселения, в рассматриваемом случае, приведения в соответствие с требованиями законодательства указанного остановочного пункта.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 254 ГПК РФ бездействие органов местного самоуправления также может быть оспорено в суде. Согласно ст. 22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции, относятся споры с участием граждан, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из земельных, экологических правоотношений.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах.

Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997, ОСТ 218.1.002-2003 «Стандарт отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования» при организации и функционировании автобусной остановки «», расположенной на  .

Обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области привести в срок до ДД.ММ.ГГГГ автобусную остановку «», расположенную на  , в соответствие с нормами закона, указанными в п. 1 резолютивной части заявления, в том числе, установить указатель с информацией о маршрутах, графиках движения, оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части, площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход, принять меры к установке автопавильона.

В судебном заседании представители истца Дьяченко А.С., Ушаков С.Г., поддержали исковые требования в полном объеме и пояснили, что прокуратурой района соблюдения законодательства РФ о безопасности органами местного самоуправления, в ходе которой установлено, что в нарушение требований ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой на поселение возложено полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, МО «Новоорский поссовет» не в должной мере соблюдается указанная обязанность.

На территории муниципального образования «Новоорский поссовет» организована перевозка пассажиров по нескольким маршрутам.

Проверка по маршрутам движения пассажирских рейсов  показала, что посадка и высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают требованиям ОСТ. В частности, остановочный пункт «», расположенный на   не обладает какими-либо признаками нахождения в указанном месте остановки, в том числе соответствующими знаками и информацией, в том числе: отсутствуют знак и указатель с информацией, посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части; нет остановочной и посадочной площадок, площадки ожидания, заездного кармана, пешеходного перехода, автопавильона.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной совместно со старшим госинспектором дорожного движения отделения ГИБДД при ОВД по МО  Д.В.З. при участии представителя МО «Новоорский поссовет» В.А.Л..

Кроме того, ранее прокуратурой района в адрес администрации МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, в котором указано на несоответствие автобусных остановок  установленным требованиям законодательства. Администрацией дан ответ о том, что ею закупаются соответствующие дорожные знаки и указатели. Принятие каких-либо иных мер, направленных на обеспечение безопасности пассажиров, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ, не предусматривается.

Указанные нарушения создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение федеральным законом № 131.

В судебном заседании уточнили свои исковые требования.

Просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Новоорский поссовет» выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.

Обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации устранения допущенных нарушений закона, а именно:

- на автобусной остановке «», расположенной на   установить указатель с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, конечных пунктов маршрута, интервалах движения автобусов;

- оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части;

- оборудовать площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход;

- рассмотреть вопрос о возможности выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Новоорский поссовет 2012 года на установку автопавильона.

Представители ответчика МО «Новоорский поссовет» Семашкова Н.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Осипов В.И., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Новоорского района признали в части и пояснили следующее.

Семашкова Н.В. пояснила, что прокурор в обоснование своих требований ссылается на нормативные акты, которыми установлены требования к собственно остановочным пунктам, а именно: Постановление Правительства от 14.02.2009 № 112, которым закреплена обязательность обустройства остановочных пунктов и наличие на них указателей. Данное требование ими не оспаривается, однако согласно письму администрации «Новоорский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ, дорожные знаки 5.12 (место остановки) уже заказаны, по мере их поступления остановочные пункты будут ими оборудованы. Что касается Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» от 29.09.1997, то данный документ не был опубликован и не прошел государственную регистрацию, что противоречит требованию Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, согласно которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в установленном порядке в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Поэтому указанный акт применению не подлежит. Что касается ОСТ 218.1.002-2003, то указанный стандарт отрасли обязателен только для Федеральных управлений автомобильных дорог и носит рекомендательный характер и не касается органов местного самоуправления. Поэтому согласна с требованиями прокурора лишь в части необходимости оборудования остановок общественного транспорта информационными табличками.

Осипов В.И. поддержал доводы Семашковой Н.В. и пояснил, что благоустройством поселка, в том числе остановок занимается специалист 1 категории Л.В.А. Он проводит определенную работу. В ноябре 2010 года было проведено обследование автобусных остановок по маршрутам «» и «». По предписанию ГИБДД ими сделан заказ на 92 знака, заключен договор на установку знаков. Согласен с тем, что нет остановочных павильонов, отсутствуют дорожные знаки. Но все это сделать непросто. Знаки часто повреждаются, а изготовить их сложно. Не хватает денежных средств, но они рассмотрят вопрос о возможности вложения в бюджет денежных средств на 2011 год на установку автопавильонов.

Представитель 3-его лица – ОВД по МО «Новоорский район» Завгороднев Д.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, отделение ГИБДД ОВД по МО  пояснил, что прокуратурой Новоорского района совместно с отделением ГИБДД ОВД по МО  ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства РФ о безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, а также соблюдения данного законодательства контрольными органами и органами местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Новоорский поссовет» организована перевозка пассажиров по нескольким маршрутам.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Аналогичные требования к остановкам содержатся в разделе II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Пункт 14 определяет, что остановочные пункты оборудуются указателями», определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров. Согласно п.5.6.23 ГОСТ Р 52289-2004 г., дорожные знаки 5.16 "Место остановки автобус» в (или) троллейбуса", 5.17 "Место остановки трамвая" и 5.18 "Место стоянки легковых такси» ПДД применяют для обозначения остановочных пунктов соответствующих видов маршрутных транспортных средств и стоянки легковых такси. Знаки должны быть двусторонними Односторонние знаки допускается применять вне населенных пунктов на участках дорог с разделительной полосой, на которых отсутствует движение пешеходов вдоль дорог.

Согласно п. 15 Правил перевозок, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт.

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с п. 23 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997., посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах.

Пункт 16 указанных Правил определяет, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правка дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

В соответствии с п. 17 Правил, остановочный пункт должен быть оснащен:

а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения
подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;

в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

Кроме того, с 01.06.2003 введен в действие ОСТ 218.1.002-2003 «Стандарт отрасли автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», специальный нормативный акт, предусматривающий технические требования к автобусным остановкам.

Проверка по маршрутам движения пассажирских рейсов  показала, что посадка н высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают вышеуказанным требованиям.

В частности, остановочный пункт «», расположенный на  не обладает какими-либо признаками нахождения в указанном месте остановки, в том числе соответствующими знаками и информацией. Предусмотренные нормативными актами в данной сфере требования не соблюдены, в том числе;

- отсутствует знак и указатель с информацией (п.п. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112, 5.12 ПДД);

- отсутствует посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части (п. 17 Правил перевозки пассажиров, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997);

- в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 на автобусной остановке отсутствуют остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, пешеходный переход, автопавильон, а также иные требования ОСТ.

Указанные обстоятельства создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет». В связи с чем не возражает против удовлетворения заявленных требований прокуратурой Новоорского района.

Выслушав представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения» дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Ст. 24 закона предусматривает, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения.

Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на поселение возложено полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Указанное полномочие закреплено в п.5 статьи 5 Устава МО «Новоорский поссовет», согласно которой к вопросам местного значения поссовета относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, данными нормативными актами на ответчика прямо возложена обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Однако, как установлено в судебном заседании, проверка по маршрутам движения пассажирских рейсов  показала, что посадка и высадка пассажиров по ходу следования маршрута осуществляется вне остановочных пунктов ввиду их отсутствия, а имеющиеся остановочные пункты не отвечают требованиям законов и нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения..

Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой района совместно со старшим госинспектором дорожного движения отделения ГИБДД при ОВД по МО  Д.В.З. при участии представителя МО «Новоорский поссовет» В.А.Л., согласно которому, в частности, остановочный пункт «», расположенный на   не обладает какими-либо признаками нахождения в указанном месте остановки, в том числе соответствующими знаками и информацией. Предусмотренные нормативными актами в данной сфере требования не соблюдены, в том числе:

- отсутствует знак и указатель с информацией (п.п. 14, 15 Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, 5.12 ПДД);

- отсутствует посадочная площадка, ограниченная бортовым камнем со стороны проезжей части (п. 17 Правил перевозки пассажиров, утв. Минтрансом РФ 29.09.1997);

- в нарушение требований ОСТ 218.1.002-2003 на автобусной остановке – отсутствует остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, пешеходный переход, автопавильон, а также иные требования ОСТ.

В обоснование своих доводов истцом был представлен фотоснимок остановки, который был обозрен в судебном заседании и из которого явствует, что остановки   нет, имеется столб с непонятной надписью.

Специалистом МО «Новоорский поссовет" Л.В.А. ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование автобусных остановоко по маршрутам , по результатам которого составлен акт об отсутствии 10 остановочных пунктов и 13 дорожных знаков «Автобусная остановка», остановка  в перечне отсутствует. Имеется резолюция главы администрации Б.А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о намечении плана по ремонту и установке новых остановок на 2011-2012 гг.

Допрошенный в судебном заседании специалист 1 категории МО «Новоорский поссовет» Л.В.А. подтвердил, что проверка проводилась с его участием, отсутствие автобусных остановок, в том числе остановки   , не оспаривает. Пояснил также, что дорожные знаки заказаны, работа им проводится, но на оборудование всех остановочных пунктов не хватает денежных средств.

Кроме того, ранее прокуратурой района в адрес администрации МО «Новоорский поссовет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ о безопасности населения и территорий, в котором указано на несоответствие автобусных остановок  установленным требованиям законодательства.

Из ответа администрации МО «Новоорский поссовет» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ею закупаются соответствующие дорожные знаки и указатели. Принятие каких-либо иных мер, направленных на обеспечение безопасности пассажиров, из ответа не усматривается.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если, согласно расписанию, посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.

В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должны быть размещены информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется правилами перевозок пассажиров.

Раздел II Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" содержит, кроме прочего, требования к остановкам. Остановка транспортных средств для посадки (высадки) пассажиров осуществляется во всех остановочных пунктах маршрута регулярных перевозок, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию (п. 11).

Пункт 14 определяет, что остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.

Согласно п. 15 Правил перевозок, на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация:

а) условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа;

б) наименование остановочного пункта;

в) номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт;

г) наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок;

д) расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

е) надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию;

ж) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В силу п. 16 Правил перевозок, на указателях, помимо информации, предусмотренной пунктом 15 настоящих Правил, может быть размещена другая информация, связанная с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа.

В соответствии с п. 23 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденной Минтрансом РФ 29.09.1997, посадка и высадка пассажиров может осуществляться только на остановочных пунктах.

Пункт 16 указанных Правил определяет, что остановочные пункты маршрутов размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров, при соблюдении правил дорожного движения и правил технической эксплуатации таких пунктов.

В соответствии с п. 17 Правил остановочный пункт должен быть оснащен:

а) остановочным указателем с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, наименовании данного пункта, конечных пунктов маршрута, интервалах движения по периодам суток, а при интервалах движения свыше 30 мин. - времени прохождения подвижного состава через этот пункт. В случае работы маршрута только в отдельные периоды дня на остановочном указателе приводится соответствующая информация;

б) посадочной площадкой, ограниченной бортовым камнем со стороны проезжей части;

в) павильоном (при наличии места на уличной сети) для ожидающих транспорт пассажиров.

В судебном заседании представитель ответчика, оспаривая требования прокурора ссылалась на то обстоятельство, что Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации» от 29.09.1997 не были официально опубликованы и не прошли государственную регистрацию, что противоречит требованию Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. № 763, согласно которым нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в установленном порядке в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Поэтому указанный акт применению не подлежит. Что касается ОСТ 218.1.002-2003, то указанный стандарт отрасли обязателен только для Федеральных управлений автомобильных дорог и носит рекомендательный характер и не касается органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.

Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В данном случае Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденные Первым заместителем Министра транспорта РФ А.П.Н. 29 сентября 1997, действуют на всей территории России и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

Правила утверждаются, вводятся в действие, изменяются, дополняются и отменяются Министерством транспорта Российской Федерации.

Целью указанных правил является установление прав, обязанностей и ответственности пассажиров и перевозчиков, а также порядка их взаимоотношений при осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Российской Федерации. Поэтому суд находит необоснованными доводы представителя ответчика о невозможности их применения к спорным правоотношениям, к тому же они приняты во исполнение нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, никем не отменены и не противоречат им, в частности, указанным выше законам и Правилам от 2009 года.

Что касается Распоряжения Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N OC-460-р "Об утверждении стандарта отрасли ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования", то они, действительно, носят рекомендательный характер, изданы в целях совершенствования нормативно-технической базы дорожного хозяйства и установления общих технических требований к элементам автобусных остановок, правилам их размещения на автомобильных дорогах и их обустройству техническими средствами организации дорожного движения, и рекомендованы Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (реконструкции) федеральных автомобильных дорог, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации. Поэтому суд не может принять их во внимание и положить в основу решения.

Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства создают непосредственную угрозу безопасности населения на объектах транспортной инфраструктуры МО «Новоорский поссовет», а также свидетельствуют об отсутствии должной организации по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, то есть обязанностей, возложенных на поселение законом.

Бездействие органа местного самоуправления в связи с невыполнением требований законодательства в области дорожного движения и прямо возложенных на него законом обязанностей по осуществлению дорожной деятельности и контролю за обеспечением ее сохранности создает опасность для участников дорожного движения, не защищает от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством.

В связи с чем иск прокурора Новоорского района подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 197 и 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Новоорского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Новоорский поссовет» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по созданию надлежащих условий для предоставления транспортных услуг населению и должной организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования

Обязать муниципальное образование «Новоорский поссовет» Новоорского района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации устранения допущенных нарушений закона, а именно:

- на автобусной остановке «», расположенной на   установить указатель с информацией о виде пассажирского транспорта, номерах маршрутов, конечных пунктов маршрута, интервалах движения автобусов;

- оборудовать посадочную площадку, ограниченную бортовым камнем со стороны проезжей части;

- оборудовать площадку ожидания, заездной карман, пешеходный переход;

- рассмотреть вопрос о возможности выделения денежных средств из бюджета муниципального образования Новоорский поссовет 2012 года на установку автопавильона.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Новоорский районный суд.

Судья: