Сухобузимский районный суд Красноярского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сухобузимский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года с. Сухобузимское
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Созыкиной Е.А.,
при секретаре Овсянниковой Ю.А.,
с участием истца прокурора Сухобузимского района Федорова Евгения Викторовича,
представителя ответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сухобузимского района в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании незаконными действий ответчика по начислению и предъявлению к оплате потребителям Сухобузимского района платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с 01.09.2010 года по 31.10.2010 года и услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказанные в период с 01.09.2010 года по 01.11.2010 года и возложении на ответчика обязанности исключить плату за указанные периоды из общей стоимости предъявляемых к оплате потребителям коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сухобузимского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» о признании незаконными действий ответчика по начислению и предъявлению к оплате потребителям Сухобузимского района платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, оказанные в период с 01.09.2010 года по 31.10.2010 года и услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, оказанные в период с 01.09.2010 года по 01.11.2010 года и возложении на ответчика обязанности в течение 1 месяца исключить плату за услуги холодного водоснабжения и водоотведения, услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в указанные периоды соответственно из общей стоимости предъявляемых к оплате потребителям коммунальных услуг. Просит обязать ответчика произведенную потребителями оплату оказанных в период с 01.09.2010 г. по 31.10.2010 г. услуг холодного водоснабжения и водоотведения и в период с 01.09.2010 г. по 01.11.2010 г. услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, засчитать в счет платежей за оказанные в период с 01.11.2010 г. услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и с 02.11.2010 г. - услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой в ходе проверки соблюдения ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» требований жилищного законодательства и законодательства о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса при предоставлении коммунальных услуг потребителям Сухобузимского района было установлено, что ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в соответствии с заключенными с комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района договором аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ № осуществляет деятельность по обслуживанию и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения бесперебойного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения потребителей , то есть деятельность по оказанию коммунальных услуг, являясь по отношении к ним, в соответствии с п.п. 3, 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 307, ресурсоснабжающей организацией. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ №-т для ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» установлены тарифы на холодную воду и водоотведение, которые действуют, согласно п. 5 указанного приказа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», установлены приказом Региональной энергетической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №-п, вступившим в законную силу, в соответствии с п. 2 настоящего приказа, с ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение требований п. 2 ст. 157 ЖК РФ, Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке тарифов фактически оказанные потребителям услуги холодного водоснабжения и водоотведения в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены и предъявлены к оплате в направленных потребителям за сентябрь и октябрь 2010 г. квитанциях, а также в составе задолженности - в квитанциях за ноябрь-декабрь 2010 г. и январь 2011 г. При этом размер платы был рассчитан по тарифам, которые подлежали применению лишь с ДД.ММ.ГГГГ для холодного водоснабжения и водоотведения и с ДД.ММ.ГГГГ - для услуги отопления и горячего водоснабжения. Согласно разъяснению Региональной энергетической комиссии Красноярского края, установленные ее приказом для ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» тарифы на тепловую энергию подлежат применению в расчетах с потребителями с ДД.ММ.ГГГГ Иных законных оснований у ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» для расчета размера платы за фактически оказанные в сентябре-октябре 2010 г. коммунальные услуги и предъявления ее потребителям в одностороннем порядке также не имелось. Осуществление ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» с ДД.ММ.ГГГГ по 01 и ДД.ММ.ГГГГ деятельности по оказанию потребителям Сухобузимского района услуг холодного водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения и горячего водоснабжения, соответственно, в отсутствие утвержденных в установленном законом порядке размеров тарифов на холодную воду, водоотведение и тепловую энергию, и понесенные в связи с этим расходы представляют собой, согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательский риск, не подлежащий возмещению за счет потребителей. Указанные незаконные действия ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» нарушают жилищные права потребителей на оплату оказываемых им коммунальных услуг по законно установленным тарифам.
В судебном заседании прокурор Сухобузимского района Федоров Е.В. исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Пояснил, что исковые требования заявлены в интересах потребителей - физических лиц, проживающих на территории Сухобузимского района, пользующихся коммунальными услугами. Полагает, что оказание ответчиком коммунальных услуг в отсутствие законно утвержденных тарифов освобождает потребителей от оплаты этих услуг в указанные периоды, поскольку любые условия договора, ухудшающие права потребителя, ничтожны.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что ответчику на основании договора аренды были переданы сети для оказания услуг по холодному и горячему водоснабжению, теплоснабжению, водоотведению. Услуги потребителям были оказаны своевременно и качественно, что не оспаривается истцом, поэтому услуга должна быть оплачена. Отсутствие утвержденного тарифа не влечет за собой бесплатность услуги, поскольку ответчик понес материальные затраты на предоставление услуг. Документы на утверждение тарифов были направлены в Красноярскую энергетическую компанию в кратчайшие сроки, и были утверждены на уровне ранее действовавших тарифов. Учитывая социальную значимость оказываемых услуг, ответчик не мог приостановить оказание услуг и дожидаться утверждения тарифов, так как это грозило возникновением чрезвычайной ситуации. Поддержала письменные возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района и ответчиком был заключен договор аренды муниципального имущества №, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществляет деятельность по обслуживанию и эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры Сухобузимского района в целях обеспечения бесперебойного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения потребителей района, с указанной даты ответчиком начато предоставление коммунальных услуг потребителям. Документы, необходимые для установления тарифов на тепловую энергию, предоставлены ответчиком в РЭК Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ, а для установления тарифов на холодное водоснабжение в Министерство ЖКХ Красноярского края - ДД.ММ.ГГГГ Предоставить указанные документы ранее было невозможно, так как договор аренды был заключен ДД.ММ.ГГГГ Тарифы на тепловую энергию в Сухобузимском районе для ответчика были утверждены приказом РЭК Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п, который был опубликован ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ Тариф на холодное водоснабжение был утвержден Приказом Министерства ЖКХ Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-Т, который был опубликован ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ Между ответчиком и ОАО «Красноярскэнергосбыт» был заключен агентский договор №А/10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ОАО «Красноярскэнергосбыт» (агент) от имени ответчика (принципала) выставляет от своего имени платежные документы потребителям для оплаты за услуги теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, а также осуществляет сбор денежных средств. За оказанные ответчиком коммунальные услуги в сентябре и октябре 2010 г. ОАО «Красноярскэнергосбыт» предъявил потребителям Сухобузимского района требования об оплате, рассчитанной по тарифам, утвержденным вышеуказанными приказами. В силу требований ст. ст. 540, 544, 548 ГК РФ, ответчик полагает, что поскольку им обязательства по предоставлению коммунальных услуг по тепло- водоснабжению и водоотведению гражданам Сухобузимского района, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, исполняются в полном объеме, надлежащего качества, постольку начисление платы за оказанные услуги в сентябре-октябре 2010 года коммунальные услуги после вступления в силу приказов органов регулирования об утверждении тарифов в ноябре 2010 г. и с учетом утвержденных тарифов, была предъявлена гражданам законно. Факт реального предоставления коммунальных услуг гражданам за указанный период времени истцом не оспаривается. Счета-квитанции об оплате услуг гражданам предъявляются ОАО «Красноярскэнергосбыт» до 5 числа месяца, следующего за истекшим. Законность указанных действий также подтверждена актом внеплановой выездной проверки Общества от ДД.ММ.ГГГГ №в, проведенной в рамках предоставленных Службе по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края полномочий. Просит суд учесть обстоятельства, при которых ответчиком были взяты на себя обязательства по обслуживанию объектов коммунального комплекса. В июне 2010 года Администрацией Сухобузимского района в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства РФ был проведен открытый конкурс на заключение договоров аренды муниципального имущества коммунального комплекса района, по результатам которого такие договоры были заключены с ООО «ТехноКомфорт», ООО УК ЖКХ «Рассвет». В конце августа 2010 года указанные договоры были расторгнуты по соглашению сторон в связи с невозможностью арендаторами содержать муниципальное имущество и предоставлять коммунальные услуги жителям района. За период действия этих договоров арендаторами никаких действий по содержанию имущества не осуществлялось, подготовка к отопительному сезону не начиналась. На момент заключения ответчиком договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ объекты жизнеобеспечения Сухобузимского района (котельные, тепловые, водопроводные, канализационные сети, водонапорные башни и др.) оказались без надлежащего технического обслуживания, их эксплуатация не осуществлялась. На территории Сухобузимского района, в котельных и других объектах теплоснабжения отсутствовали необходимые запасы топлива, резервные аварийно-материальные ресурсы для бесперебойной и безопасной эксплуатации объектов жизнедеятельности, что в условиях начала отопительного сезона, наступления низких температур наружного воздуха (по распоряжению главы администрации района начало отопительного сезона в 2010 г. - с ДД.ММ.ГГГГ), представляло реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, последствия которой могли привести к нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания, угрозе их жизни и здоровью. Ответчик фактически за максимально сжатые сроки после передачи объектов ЖКХ в аренду осуществил их необходимую подготовку, что позволило избежать срыва начала отопительного сезона 2010 г. и обеспечило дальнейшее предоставление услуг потребителям в нормативном режиме. В целях оперативного обеспечения района необходимым объемом топлива ответчиком осуществлена поставка угля, приобретены материально-технические ресурсы, заключены договоры электроснабжения, проведены мероприятия по ремонтно-эксплуатационному обслуживанию инженерных систем тепло- и водоснабжения. В связи с чем, ответчиком произведены соответствующие затраты и расходы для обеспечения безопасной эксплуатации объектов жизнедеятельности района.
Считает необоснованными доводы прокурора о том, что понесенные в связи с производством теплоэнергии и оказанием коммунальных услуг потребителям в сентябре-октябре 2010 года расходы ответчика представляют предпринимательский риск и не подлежат возмещению за счет потребителей, поскольку ответчик не мог приостановить свою деятельность и не оказывать услуги потребителям до вступления в силу тарифа, потому что это привело бы к нарушению прав потребителей и вызвало огромный общественный резонанс. Ответчиком ни в сентябре, ни в октябре 2010 г. квитанции потребителям не направлялись. Предоставленные услуги должны быть оплачены. Некоторые потребители услуги за сентябрь и октябрь 2010 г. уже оплатили в добровольном порядке, при этом истец не указывает, как нарушены права таких потребителей. Кроме того, в заявлении прокурора не указан размер платы за коммунальные услуги, подлежащий исключению из общей стоимости предъявляемых к оплате потребителям услуг. Учитывая, что исковое заявление прокурором района заявлено в интересах неопределенного круга лиц, исполнение требований о реальном перерасчете платы конкретным потребителям не предоставляется возможным, поскольку требования прокурора не конкретизированы, в интересах каких лиц оно подлежит исполнению. В отношении юридических лиц (если иск предъявлен и в их интересах) действуют иные нормативно-правовые акты.
Представитель ответчика ФИО3 пояснила, что в квитанциях за сентябрь, октябрь, ноябрь 2010 года допускались ошибки, так как клиентская база была неполной, отсутствовала достоверная информация о категории благоустройства жилья (наличие канализации, септика и т.п.), которые устранялись при обращении потребителей. Фактически тарифы остались на уровне ранее действовавших тарифов, утвержденных для обслуживающих организаций в 2010 году, поскольку у этих организаций была иная система налогообложения (без НДС).
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, которым также относится категория граждан-потребителей коммунальных услуг, оказываемых на территории Сухобузимского района.
В соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Подпунктом 4 п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлено, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», действовавшем в период установления тарифов для ответчика, тарифы на тепловую энергию устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 13 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сухобузимского района и ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» был заключен договор аренды № муниципального имущества, согласно которому арендатору ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» во временное пользование были переданы объекты коммунального значения и автотранспортные средства, находящиеся в муниципальной собственности Сухобузимского района, предназначенные для бесперебойного водоснабжения и водоотведения, бесперебойной подачи тепловой энергии, для эксплуатации и обслуживания объектов инфраструктуры Сухобузимского района (т. 1 л.д. 8-11).
Допрошенный в качестве свидетеля глава администрации Сухобузимского района ФИО5 пояснил, что в Сухобузимском районе летом 2010 года был проведен конкурс, который выиграли две организации: ООО «Теплокомфорт» из и ООО «Рассвет» из . Впоследствии выяснилось, что никакой финансовой обеспеченности у данных организаций не было, какой-либо подготовки котельных, оборудования к отопительному сезону не велось, и договор был расторгнут. Поскольку ни с кем из местных компаний администрация Сухобузимского района не смогла заключить договор на оказание коммунальных услуг, то с учетом сложившейся ситуации глава Сухобузимского района обратился к ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», которое в кратчайшие сроки подготовило район к отопительному сезону: отремонтировали котельные, сети, завезли уголь. На начало отопительного сезона тарифы на услуги не были утверждены, но услуги населению и организациям были оказаны качественно и своевременно, сбоев в теплоснабжении и чрезвычайных ситуаций не возникло. Считает, что иным образом исправить ситуацию было невозможно. При заключении договора с ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» порядок возмещения расходов не оговаривался, предполагалось, что расходы будут возмещаться потребителями коммунальных услуг. С населением проводится разъяснительная работа по оплате оказанных коммунальных услуг в сентябре-октябре 2010 года.
Распоряжением администрации Сухобузимского района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О начале отопительного сезона 2010-2011 г.г. на территории Сухобузимского района» установлено начать отопительный сезон во всех организациях независимо от форм собственности с ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за обеспечение теплом населения и объектов соцкультбыта в течение отопительного сезона 2010-211 года, возложить на руководителей предприятий и организаций, выполняющих муниципальный заказ, на поставку тепловой энергии (т. 2 л.д. 1).
Согласно агентскому договору №А/10, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» (именуемый в дальнейшем «Принципал») и ОАО «Красноярскэнергосбыт» (именуемый в дальнейшем «Агент»), а также Дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к агентскому договору №А/10, Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство за вознаграждение совершить от имени и за счет Принципала комплекс юридических и фактических действий, связанных с продажей юридическим лицам, а также физическим лицам тепловой энергии и горячей воды, холодной воды, с приемом и очисткой сточных вод (т. 1 л.д. 28-39). Указанным агентским договором предусматривается осуществление Агентом действий по заключению договоров с потребителями на теплоснабжение в горячей воде, отпуск холодной воды, прием и очистку сточных вод, осуществлению контроля за исполнением условий договоров, выставлению от имени Принципала платежных документов для оплаты потребленной тепловой энергии, холодной воды, приема и очистки сточных вод, а также сбору указанных платежей.
Согласно дополнительному соглашению № к агентскому договору №А/10 от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 3.1 установлено ежемесячное агентское вознаграждение при 100% поступлении денежных средств от каждого индивидуального согласованного плана поступлений по Сухобузимскому району - 646800 рублей (с НДС) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 226).
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-т в порядке п. 2 ст. 157 ЖК РФ и 4 п. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ для ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» установлены тарифы на холодную воду и водоотведение, которые согласно п. 5 указанного приказа действуют с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 70).
Тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», установлены приказом Региональной энергетической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №-п, вступившим в законную силу, в соответствии с п. 2 настоящего приказа, с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 71-72).
Из разъяснения Региональной энергетической комиссии Красноярского края следует, что установленные ее приказом для ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» тарифы на тепловую энергию подлежат применению в расчетах с потребителями с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. л.д. 61).
Допрошенный в качестве свидетеля руководитель Сухобузимского производственного участка ОАО «Красноярскэнергосбыт» ФИО6 пояснил, что начисления за коммунальные услуги, оказанные населению в сентябре-октябре 2010 года, были произведены в ноябре 2010 года по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией и Министерством ЖКХ Красноярского края для ООО «Красноярская региональная энергетическая компания». О том, что Приказы, которыми утверждены тарифы, имеют обратную силу, то есть распространяются на сентябрь и октябрь 2010 года, в приказах указано не было. Начисления были произведены по устному указанию руководства ОАО «Красноярскэнергосбыт». В сентябре-октябре 2010 года договоры об оказании коммунальных услуг с населением в письменном виде не были заключены, клиентская база в электронном виде частично была предоставлена ООО «Красноярская региональная энергетическая компания», частично – Управлением социальной защиты населения администрации Сухобузимского района.
Из приложенных к исковому заявлению квитанций оплаты за сентябрь и октябрь 2010 г. следует, что начислена оплата и предъявлена потребителем за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по тарифам, которые введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Данные начисления также указаны в составе задолженности за оказанные с ДД.ММ.ГГГГ коммунальные услуги в квитанциях за ноябрь-декабрь 2010 г. и январь 2011 г. (т. 1 л.д. 63-69).
Таким образом, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, ответчиком ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» тарифам на услуги холодного водоснабжения и водоотведения и на услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, утвержденных Приказом Министерства ЖКХ Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-т и Приказом Региональной энергетической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №-п, придана обратная сила, то есть их действие распространено на периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соответственно, путем начисления и направления квитанций оплаты за указанные услуги в указанные периоды потребителям. Указанные действия ответчика являются незаконными, нарушающими жилищные права потребителей на оплату оказываемых им коммунальных услуг по законно установленным тарифам.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций, это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь в случае их возникновения.
Согласно ч. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и водоснабжением через присоединенную сеть.
В силу вышеперечисленного законодательства, договор на теплоснабжение и водоснабжение является возмездным, и судом не принимаются доводы истца о том, что оказанные ответчиком в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуги по водоснабжению и водоотведению, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению являются предпринимательским риском ответчика и в отсутствие законно установленных тарифов оплате не подлежат, так как в силу требований ч. 1 ст. 544 ГК РФ потребленные коммунальные услуги подлежат оплате. Ответчиком в судебное заседание представлены доказательства о том, что он понес значительные материальные затраты на предоставление коммунальных услуг потребителям, и ответчик в силу требований ст. 1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», несмотря на отсутствие утвержденных тарифов, не мог отказаться от предоставления указанных услуг.
Ответчиком в обоснование своих возражений представлены документы, подтверждающие его затраты, понесенные в связи с предоставлением населению Сухобузимского района коммунальных услуг за сентябрь-октябрь и один день ноября 2010 года, которые составили (с НДС) 12345 522,90 рублей. В указанную сумму включены: расходы на приобретение сырья (угля), покупка тепловой энергии (по договору с ООО «Агрохолдинг «Енисейский») в , электроэнергия (на собственное потребление), аренда имущества, транспортные услуги (по доставке угля), оплата услуг «КСК-сервис», оплата по агентскому договору с ОАО «Красноярскэнергосбыт», приобретение техники для нужд района (т. 1 л.д. 128). Расходы ответчика подтверждены представленными документами (т. 1 л.д. 129-225).
Также ответчиком представлены сравнительные расчеты с тарифами на теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, утвержденными на 2010 год для организаций, ранее оказывающих коммунальные услуги (т. 2 л.д. 12), из которых видно, что действующие с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ тарифы (с НДС) равны ранее действовавшим тарифам, установленным для ООО «Сухобузимский теплокомплекс», ООО «Сухобузимский западный коммунальный комплекс», ООО «Сухобузимский восточный коммунальный комплекс», ООО «Сухобузимский северный коммунальный комплекс» (т. 2 л.д. 2-40).
Таким образом, ответчик имеет право на возмещение понесенных им затрат на предоставление потребителям коммунальных услуг, поэтому требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности полного освобождения потребителей от оплаты за услуги холодного водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также зачету оплаченных потребителями сумм в счет платежей за оказанные в период с ДД.ММ.ГГГГ услуги холодного водоснабжения и водоотведения, и с ДД.ММ.ГГГГ услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Сухобузимского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Красноярская региональная энергетическая компания» по начислению и предъявлению к оплате потребителям Сухобузимского района платы за услуги холодного водоснабжения и водоотведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанной по тарифам, утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-т, и за услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, рассчитанной по тарифам, утвержденным Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
В остальной части иска отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сухобузимский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Созыкина
Копия верна:
Судья
Сухобузимского районного суда Е.А. Созыкина