ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.05.2011 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 ...

г. Уфа 11 мая 2011 года

Решение

Судья Верховного суда Республики Башкортостан Железнов О.Ф.,

при секретаре Шайдулиной А.Ф.,

с участием ФИО1,

рассмотрев жалобу директора ООО «Промсервис» ФИО1 на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановление главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ ФИО2  ... от ... года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ ФИО2 (далее главный государственный инспектор)  ... от ... года, директор ООО «Промсервис» ФИО1 привлечен к административной ответственности в виде штрафа ... рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что в нарушение ст. 73 ФЗ от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон №7-ФЗ), ч. 1 ст. 19, ч. 2 ст. 14 ФЗ от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ), в ООО «Промсервис» лица в области охраны окружающей среды не определены, обучение руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не проведены (свидетельства о подготовке в области экологической безопасности не представлено), журнал вывоза отхо­дов не ведется, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены, паспорта отходов 1 -4 класса опасности не разработаны.

Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года постановление главного государственного инспектора по городскому округу г. Салават РБ в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, государственного геологического контроля, государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, председателя Салаватского комитета Минэкологии РБ ФИО2  ... от ... года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Не соглашаясь с решением суда, ФИО1 обжаловал его в Верховный суд РБ, предлагая отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, что ООО «Промсервис» не осуществляет ни одного из указанных видов деятельности по обращению с отходами, ООО «Промсервис» не имеет собственных площадок для накопления отходов, поскольку размещено на первом этаже жилого дома и не имеет собственной территории для организации таких площадок, в связи с чем использует для сдачи отходов общий внутриквартальный контейнер специализированной организации по обращению с отходами, т.е ООО «Промсервис» не осуществляет накопление отходов.

Изучив материалы дела, выслушав ФИО1, поддержавшего жалобу, обсудив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Указанные конституционные положения нашли свое отражение в Феде­ральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на бла­гоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вы­званного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отхода­ми и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами  производства и по­требления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье челове­ка и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 1 ФЗ N 89-ФЗ отходы производства и потреб­ления (далее - отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или по­требления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов.

В соответствии со ст. 9 Закона № 89-ФЗ только деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется на основании лицензии, а деятельность по складированию, накоплению отходов, образующихся в результате хозяйственной или иной деятельности юридических лиц и предпринимателей, лицензирования не требует.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и по­требления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляю­щим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Пас­порт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о со­ставе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 13 Федерального закона).

Статьей 19 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, переданных другим лицам, отходов.

Согласно ст. 28 Закона №89-ФЗ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имущественная, дисциплинарная, административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды установлена и ст. 75 Закона №7-ФЗ.

Приведенные нарушения требований ст. 73 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 11, 14, 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Как следует из материалов дела, с 12 по 20 января 2011 года главным государственным инспектором председателем Салаватского комитета Минэкономики РБ проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Промсервис», расположенного по адресу: ....

В ходе проверки установлено, что ООО «Промсервис» осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением единственного участника  ... от ... года. Основной вид деятельности организации - коммерческо-посредническая и торговая деятельность; оказание консультационных и экспертных услуг; инжиниринговая, комиссионная деятельность, оказание торгово-закупочных и посреднических, экспортно-импортных услуг; информационная, включая разработку и внедрение программного обеспечения; консультационная, выставочная деятельность по различным областям искусства, техники, науки и экономики. Численность работников ООО «Промсервис» составляет 6 человек; на балансе предприятия автотранспортных средств не числится; водоснабжение и водоотведение, канализация, отопление - централизованное; ООО «Промсервис» не имеет источников загрязнения атмосферного воздуха.

В процессе деятельности ООО «Промсервис», расположенного по адресу ..., образуются следующие виды отходов: - отработанные ртутьсодержащие лампы (1 класс опасности), используемые в административном помещении в качестве освещения (на момент проверки отработанных ртуть содержащих ламп не обнаружено).

- мусор от бытовых помещении организации несортированный (4 класс опасности), который складируется в контейнере обслуживаемого ЖЭУ, пло­щадка под которым забетонирована, отходы в котором на момент проверки отсутствуют (имеется договор  ... от ... года с ООО «...» на вывоз и захоронение бытовых отходов).

Использование ООО «Промсервис» в административном помещении в ка­честве освещения ртутью держащих ламп, относящихся к 1 классу опасности и мусора от бытовых помещении, образующихся в процессе деятельности ООО «Промсервис», относящегося к 4 классу опасности, ФИО1 не оспаривается.

В ходе проверки в ООО «Промсервис» установлено, что журнал вывоза бытовых отходов не ведется, свидетельства подтверждения отходов отнесения к классам опасности не оформлены, паспорта отходов I - IV класса опасности не разработаны. Кроме того, в нарушение требований ст. 73 Закона № 7-ФЗ в ООО «Промсервис» лица в области охраны окружающей среды не определены, обучение руководителей и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности не проведены (свидетельства о подготовке в области экологической безопасности не представлено). Контроль за своевременным проведением природоохранных мероприятий в организации ведет руководитель ФИО1 (решение  ... от ... года).

Таким образом, анализируя приведенные в решении доказательства, районный суд правильно пришел к выводу, о том, что жалоба ФИО1 не подлежит удовлетворению, так как обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждаются, уставом ООО «Промсервис», договором  ... о вывозе и захоронению отходов, содержащим сведения об образовании в результате деятельности ООО «Промсервис» отходов, относящихся к различным классам опасности, данными акта проверки и другими материалами дела.

Доводы жалобы не могут повлечь отмену решения, так как опровергаются материалами административного дела.

Существенных нарушений процессуальных требований судом, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года - оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Верховного суда

Республики Башкортостан О.Ф. Железнов