ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 11.11.2010 Сердобского городского суда (Пензенская область)

                                                                                    Сердобский городской суд Пензенской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сердобский городской суд Пензенской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г. Сердобск

Сердобский городской суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Филь А.Ю.

с участием помощника прокурора Сердобского районаБезгубовой О.Е.

при секретаре Худобиной О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по заявлению прокурора Сердобского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области и обязании обратиться с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сердобского района обратился в Сердобский городской суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области и обязании принять меры по государственной регистрации прав на газопровод, принятии на учет безхозяйной недвижимой вещи, в котором указывается, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности газовых сетей на территории г. Сердобска Сердобского района было установлено, что Администрацией г. Сердобска Сердобского района Пензенской области допущены существенные нарушения названного законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Так, установлено, что на территории Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области имеются газовые сети собственник или эксплуатирующая организация которых не известны, в частности, врезка подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от *** «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Пунктом 5 «Правил охраны газораспределительных сетей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Согласно подпункту 8 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Кроме того, к вопросам местного значения поселения согласно подпункту 23 п. 1 указанной статьи относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ответственность за надлежащее техническое состояние газовых сетей, своевременное проведение необходимых регламентных работ в процессе их эксплуатации, является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Обязанность по осуществлению таких мер возложена указанными нормами закона на органы местного самоуправления. В настоящее время указанные газовые сети являются бесхозяйными объектами и на балансе ни у одной организации не состоят. Статья 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствие с п.5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности газовых сетей не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение газовых сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Таким образом, бездействие администрации г. Сердобска Сердобского района, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных газовых сетей, существенно нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Сердобского района Пензенской области, в то время как в соответствие со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства. На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет врезки подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---; обязать Администрацию --- принять меры по государственной регистрации прав на газопровод, принять на учет бесхозяйную недвижимую вещь, а именно врезку подземного газопровода, проходящего по ---.

Помощник прокурора Сердобского района Безгубова О.Е. в судебном заседании заявленные требования уточнила и просила суд признать незаконным бездействие администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет бесхозяйного подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---, а также обязать администрацию --- обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --- с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи, а именно подземного газопровода, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---, при этом пояснила, что в ходе проведения проверки было установлено, что администрацией --- допущены существенные нарушения законодательства, затрагивающие права и законные интересы жителей данного муниципального образования. Так, установлено, что на территории администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области имеются газовые сети, собственник которых не известен, в частности, подземный газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от *** «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878, установлено, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В настоящее время указанные газовые сети являются бесхозяйными объектами. Статья 225 ГК РФ предусматривает, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозной. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. В соответствие с п. 5 Постановления Правительства РФ от 17.09.2003г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов. Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению безопасности газовых сетей не последовало. Дальнейшее бездействие со стороны администрации может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение газовых сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери. Собственник указанного подземного газопровода не установлен, что подтверждается ответами БТИ, Росреестра, в перечне опасных производственных объектов так же нет сведений о том, что ОАО «Пензагазификация» является собственником данного газопровода. В справке ОАО «Пензагазификация» от ***, в которой ОАО «Пензагазификация» подтверждает, что подземный газопровод низкого давления, расположенный в ---, является собственностью ОАО «Пензагазификация», не указано, что это газопровод, проходящий по ---.

Представитель заинтересованного лица Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области Савельева Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Сердобского района не признала и пояснила, что газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в --- эксплуатируют и обслуживают ОАО «Пензагазификация» и филиал ОАО «Пензагазификация» «Сердобскмежрайгаз». На данном газопроводе *** произошла авария, что подтверждается актом технического расследования причин аварии, произошедшей ***. Согласно письма № от *** председателю комиссии по проведению технического расследования причин аварии, произошедшей *** на газопроводе, собственником данного газопровода является ОАО «Пензагазификация». Поскольку Глава Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области входил в состав комиссии по расследованию причин аварии на указанном газопроводе, то данное письмо вместе с материалами расследования причин аварии было направлено и в Администрацию ---. В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. Указанный газопровод относится к числу опасных производственных объектов и эксплуатируется ОАО «Пензагазификация». Вследствие чего оснований сомневаться в достоверности информации, предоставленной в письме №, о принадлежности газопровода у Администрации г.Сердобска Сердобского района не было. В соответствии с п.4,5,8 Положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. Заявление об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества представляется собственником в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта недвижимого имущества. Таким образом, Администрация обладала единственной информацией о принадлежности указанного газопровода на правах собственника ОАО«Пензагазификация» в период с *** по *** года. ОАО «Пензагазификация» в Администрацию --- с заявлением об отказе от права собственности на газопровод не обращалась, не обращалось ОАО «Пензагазификация» в Администрацию --- также и с заявлением, содержащим просьбу рассмотреть ситуацию, связанную с принадлежностью указанного газопровода. В соответствии с требованиями гл. 24 ГПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также указание на то какие права и законные интересы граждан или неопределенного круга лиц нарушены. Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3). В силу пункта 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003 года, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Таким образом, бездействие органа местного самоуправления может быть признано незаконным в случае, если оно противоречит законодательству, нарушает права и законные интересы граждан или неопределенного круга лиц. Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Для принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйной недвижимой вещи должны быть представлены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался. Как следует из материалов дела, газопровод эксплуатируется и обслуживается ОАО «Пензагазификация» и его филиалом. Согласно ст.ст. 11, 15 Федерального закона РФ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте. То есть, из материалов дела следует, что Администрацией интересы граждан не нарушены, поскольку газопровод эксплуатируется ОАО «Пензагазификация», которое осуществляет за ним производственный контроль, а также страхует ответственность за причинение вреда жизни, здоровью граждан. Кроме того, заказчиком строительства газопровода выступали Облгаз (акт готовности газопровода к эксплуатации от ***) и № № ---. Доказательства, однозначно подтверждающие, что газопровод не находится в пользовании ОАО «Пензагазификация», отсутствуют. Таким образом, спорный объект не может рассматриваться в качестве бесхозяйного имущества. Кроме того, даже если объект бесхозяйный, не обращение Администрации г.Сердобска Сердобского района в регистрирующий орган с заявлением о принятии его на учет никак не может повлиять на права и законные интересы граждан. Кроме того, действующее законодательство не содержит норм об обязанности лица на обращение в регистрирующий орган. В силу диспозитивности норм ст. 225 ГК РФ, муниципалитеты вправе, но не обязаны обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию о признании собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в действиях Администрации --- нет признаков несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также указаний на то, какие права и законные интересы граждан или неопределенного круга лиц нарушены. Как установлено материалами дела, ОАО «Пензагазификация» было создано в *** г. в результате реорганизации ---. Согласно Плана приватизации предприятия, имеющегося в материалах дела, ОАО «Пензагазификация» были переданы газораспределительные пункты с оборудованием. Данные пункты в плане приватизации не идентифицированы. Согласно п. 1.6. Устава ОАО «Пензагазификация» общество является правопреемником всех имущественных прав и обязательств преобразованного государственного предприятия - производственного объединения по газификации и эксплуатации газового хозяйства --- «Пензагазификация». Оборотно-сальдовая ведомость по счету 01.01. *** по ***, имеющаяся в материалах дела, соответствует по словам представителя ОАО «Пензагазификация» балансу. В оборотно-сальдовой ведомости газораспределительные пункты идентифицированы. По словам представителя ОАО «Пензагазификация» на каком праве и по каким основания данные объекты были включены в ведомость ей неизвестно. В соответствии с п.3.3. Устава ОАО «Пензагазификация» общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Таким образом, имущество, указанное в баланс предприятия находится в собственности ОАО «Пензагазификация». Документов, позволяющих идентифицировать газораспределительные пункты, включенные в план приватизации ОАО «Пензагазификация» представлено суду не было, как не было представлено и Заявителем. Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ***, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество. Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт. Представленные в материалы дела план приватизации и баланс на *** года противоречат друг другу, а следовательно не исключают возможности нахождения газопровода в собственности ОАО «Пензагазификация», что собственно и подтверждено письмом № от ***. Кроме того, ОАО «Пензагазификация» пользуется, владеет и распоряжается данным газопроводом, получает прибыль от использования данного газопровода, вносит конструктивные изменения в проект газопровода (удаление газораспределительного колодца у ---). То есть, осуществляет совокупность трех полномочий, принадлежащих собственнику, что образует традиционное содержание права собственности по российскому праву (ст.ст. 209, 210 ГК РФ). В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Заявителем не представлены прямые доказательства отсутствия собственника газопровода и бездействия Администрации --- в непринятии мер по постановке на учет подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---. На основании выше изложенного, просит суд в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Пензагазификация» Миронова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Сердобского района согласилась и пояснила, что на территории Пензенской области имеется большое количество безхозяйных объектов. ОАО «Пензагазификация» обращалось с заявлением в прокуратуру, чтобы были приняты меры в отношении данных объектов. Подземный газопровод низкого давления, расположенный в --- не является собственностью ОАО «Пензагазификация», письмо от *** написано ошибочно без проверки указанных в нем данных. Никаких правоустанавливающих документов на газопровод по --- у ОАО «Пензагазификация» не имеется. ОАО «Пензагазификация» является обслуживающей организацией данного бесхозного объекта. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» факт нахождения имущества на балансе лица сам по себе не является доказательствами права собственности или законного владения. Газопровод - это недвижимая вещь. Лицо становится собственником имущества после регистрации в установленном порядке прав на него. Обязанность по постановке на учет безхозяйного недвижимого имущества возложена на орган местного самоуправления.

Заинтересованное лицо Слободян И.И. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора --- не согласилась, считает, подземный газопровод низкого давления, расположенный в --- находится в собственности ОАО «Пензагазификация», нет доказательств, что газопровод безхозяйный, и в случае признания указанного газопровода безхозяйным имуществом будут нарушены ее права. Просила суд в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица Слободян И.И. - Малдейкин Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора Сердобского района не согласился и пояснил, что отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие безхозяйность подземного газопровода низкого давления, расположенного в ---. Нахождение данного газопровода в собственности ОАО «Пензагазификация» подтверждается справкой ОАО «Пензагазификация» от ***, представленной в комиссию по расследованию технических причин аварии на газопроводе. Из приобщенных к материалам дела плана приватизации, инвентарной описи видно, что у имущества - газопровода нет идентифицирующих признаков, что может позволить ОАО «Пензагазификация» отрешиться от любого участка газопровода. Во всех документах по факту взрыва фигурирует ОАО «Пензагазификация». ОАО «Пензагазификация» - собственник указанного в иске участка газопровода. Отрицательные ответы из БТИ и Регпалаты, согласно которым права на газопровод не зарегистрированы, не являются доказательствами безхозяйности газопровода, поскольку в этих органах и не могут быть данные об этом газопроводе, так как указанный газопровод не является недвижимым имуществом. Согласно п. 2 Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов, утвержденной приказом Минюста РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы земельного кадастра России от *** №, государственной регистрации подлежат права на те линии газопровода, которые расположены на территории нескольких регистрационных округов, то есть на территории более одного субъекта Российской Федерации (например, газопроводы, трубопроводы), а также сделок с указанными объектами недвижимого имущества. Кроме того, согласно п. 2 Указа Президента РФ от 05.05.1999 года № 544 «Об обеспечении надежного функционирования Единой системы газоснабжения при осуществлении открытым акционерным обществом «Газпром» мер по совершенствованию своей структуры» обязательной государственной регистрации подлежат права на магистральные газопроводы ОАО "Газпром", то есть расположенные на территории нескольких регистрационных округов, то есть на территории более одного субъекта Российской Федерации. Как следует из судебной практики, в частности постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2009 года № А52-5323/2008 года газопровод, подключенный к зданию, не обладает признаками объекта недвижимого имущества, относится к инженерным сетям. А согласно постановления Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» инженерные сети - объекты, непосредственно используемые в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Следовательно, подземный газопровод низкого давления, расположенный в ---, не является недвижимым имуществом и обязание Администрации --- райна обратиться с заявлением в регистрирующий орган противоречит законодательству. Просил суд в иске отказать.

Заинтересованное лицо Миронова Н.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора --- не согласилась, поддержала объяснения, данные представителемзаинтересованного лица Администрации --- по доверенности Савельевой Ю.А., представителем заинтересованного лица Слободян И.И. Малдейкина Ю.В. и пояснила, что обращение в суд прокурора --- с данным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ безосновательное, так как она является одним из неопределенных лиц, проживает в жилом --- в ---. Данный иск прокурора заявлен не в интересах жителей 16 квартир жилого --- в ---, пострадавших в результате аварии, произошедшей на газопроводе низкого давления, проходящего по ---, в ---. Права граждан будут нарушены, поскольку ответственность за произошедшее несет собственник газопровода. Газопровод протяженностью вдоль --- до --- демонтирован, трубы выкапывались, переносились, колодец не существует. Не установлен тот факт, что газопровод является безхозным, поскольку имеется письмо ОАО «Пензагазификация» от ***, а в акте технического расследования причин аварии указана эксплуатирующая организация газопровода - ОАО «Пензагазификация».

Представитель заинтересованного лица ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» Сердобский отделение Пензенского филиала, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лицаУправления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по --- Сердобского отдела, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лицафилиала «Сердобскмежрайгаз» ОАО «Пензагазификация», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Свидетель ФИО1, допрошенный в судебном заседании, показал, что работает главный инженер в филиале ОАО «Пензагазификация»Сердобскмежрайгаз, который занимается обслуживанием газопроводов и жилых домов по газовому оборудованию. Газопровод, проходящий по --- точкой подключения у жилого --- в --- является бесхозным, числиться в списке безхозных. Согласно имеющегося в филиале ОАО «Пензагазификация»Сердобскмежрайгаз списка обслуживаемых газопроводов они обслуживают бесхозные объекты наравне с арендованными и находящимися у ОАО «Пензагазификация» в собственности. В собственности ОАО «Пензагазификация» находится наружный подземный газопровод от --- до --- в ---. Списки обслуживаемых объектов предоставляет ОАО «Пензагазификация». Газопровод, проходящий по --- подключен к дому № *** по --- в ---. По актам газопровод не передавался. --- - это была строительная организация. На базе --- имелась организация «Газстрой», которая по договорам занималась строительством и строительством газопроводов. Газопроводы в --- обслуживаются на основании договора на обслуживание. ОАО «Пензагазификация» присылает списки обслуживаемых объектов: списки газопроводов, которые числятся на балансе ОАО «Пензагазификация», списки газопроводов, которые находятся в аренде у ОАО «Пензагазификация», списки безхозных газопроводов. Они делают графики обслуживания объектов и обслуживают их. Перпендикулярно от --- в --- идет подземный газопровод диаметром *** мм протяженностью *** метров. Ранее на углу --- в --- был колодец, который в настоящее время демонтирован, перенесен, демонтаж произведен ОАО «Пензагазификация», как эксплуатирующей организацией. Участок газопровода по --- возле --- сейчас в том же виде, что и до аварии, просто было заменено *** м труб и перенесен колодец. Газовый колодец не входит в состав газопровода.

Свидетель ФИО2, допрошенный в судебном заседании, показал, что *** на подземном газопроводе низкого давления, проходящем по ---, протяженностью 262 м, диаметром 159 мм, на задвижке, расположенной в газовом колодце в 9 метрах от ---, произошла авария, в результате которой произошла утечка газа, что привело к взрыву. Он участвовал в расследовании технических причин данной аварии. По --- не проходят иные подземные газопроводы. В ходе расследования технических причин аварии не выяснялся собственник газопровода по ---. Данный газопровод обслуживается ОАО «Пензагазификация». Собственник и обслуживающая организация - это не одно и тоже. При строительстве газопровода первоначально готовится проект на газопровод, в котором указывается заказчик, затем специализированная организация делает монтаж газопровода и собирает исполнительно-техническую документацию. Проектная документация на газопровод хранится у собственника, но как часто бывает, что собственник меняется, и проектная и исполнительно-техническая документация может хранится у кого угодно, например, по --- вся документация хранится в архиве ---. В эксплуатационный паспорт газопровода вносятся все виды ремонта, произведенные на данном газопроводе. Эксплуатационный паспорт на газопровод по --- на момент расследования находился в архиве филиала «Сердобскмежрайгаз» ОАО «Пензагазификация». Административный протокол в отношении ОАО «Пензагазификация» был составлен в связи несоблюдением правил эксплуатации газопровода. Данный протокол был составлен на ОАО «Пензагазификация», поскольку она является эксплуатирующей организацией, обслуживающей опасный производственный объект. В административном протоколе в отношении ОАО «Пензагазификация» указано, что ОАО «Пензагазификация» является балансодержателем газопровода так как вероятно, видел справку об этом. Административный протокол не оспаривался, штраф по постановлению был оплачен. В ходе расследования технических причин аварии не вставал вопрос, о том кто владел газопроводом по --- в ---. Проектная документация - это сам проектный чертеж, т.е. схема прокладки газопровода, и прилагаемая к нему пояснительная записка. Наружные газопроводы - это подземные, наземные и надземные газопроводы, они характеризуются по способу прокладки. Обслуживающая организация - это специализированная организация, которая обслуживает газопроводы, в --- - это Филиал ОАО «Пензагазификация» «Сердобскмежрайгаз».

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме того, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд по данным требованиям.

В соответствии со ст. 1 Устава городского поселения город Сердобск Сердобского района Пензенской области городское поселение город Сердобск является муниципальным образованием Пензенской области, обладающим статусом городского поселения.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878, в состав газораспределительных сетей входят, в том числе, наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой.

Пунктом 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878, установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела (актом готовности газопровода к эксплуатации от *** (л.д. 60-61), строительным паспортом от *** (л.д. 62-63), паспортом газопровода № (л.д. 64-66), на территории --- имеется подземный газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---.

Как следует из акта готовности газопровода к эксплуатации от *** заказчиком подземного газопровода по --- диаметром *** мм, протяженностью *** м, являлся --- ---. Согласно письма от *** Межрайонной ИФНС России № по --- --- №» является правопреемником --- ---. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ на *** *** №» ликвидировано по решению суда ***.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (письмом от *** № Средне-Волжского управления Ростехнадзора, картой учета объекта в государственном реестре опасных производственных объектов), газопровод является опасным производственным объектом, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по газораспределительным сетям газа.

В связи с этим, в случае ненадлежащего использования газовых сетей, отсутствия должного контроля за их техническим состоянием могут возникнуть чрезвычайные ситуации в пределах территории города Сердобска, где проложены газовые сети.

Судом также установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - газопровод, расположенный по адресу: ---, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от *** №.

Согласно справке Сердобского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от *** владелец газопровода, расположенного по адресу: ---, не зарегистрирован.

Как следует из письма от *** Администрации г. Сердобска Сердобского района Пензенской области газопровод, расположенный по адресу: ---, не находится в муниципальной собственности ---, информации о правообладателе вышеназванного газопровода Администрация города не имеет.

В материалах дела имеется сообщение Министерства государственного имущества --- от *** №, согласно которому объект недвижимости - подземный газопровод низкого давления протяженностью *** м и диаметром трубы ***5 мм, проходящий по ---, с точкой подключения у жилого --- в ---, в реестре государственного имущества --- не учитывается.

Как следует из письма от *** № ТУ-679 Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в --- объект недвижимого имущества - подземный газопровод низкого давления, протяженностью 262 м, расположенный по адресу: ---, в реестр федерального имущества не заявлялся и не значится.

В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Судом установлено, что сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - газопровод, расположенный по адресу: ---, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре муниципальной собственности ---, в реестре государственного имущества ---, в реестре федерального имущества отсутствуют, согласно данным Сердобского отделения Пензенского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» владелец данного газопровода не зарегистрирован. При таких обстоятельствах суд считает, что подземный газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---, является бесхозяйным.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 1 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, настоящее Положение регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей.

В соответствии с п. 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Согласно п. 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

В соответствии с п. 7 ст. 25 Устава городского поселения г. Сердобска Сердобского района Пензенской области Администрация г. Сердобска решает вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью г. Сердобска.

Согласно п. 4.9 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в ---, утвержденного Решением Собрания представителей ---от *** № «Об утверждении Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в ---», к полномочиям Администрации города относится принятие решений по приему бесхозяйных вещей в муниципальную собственность.

При таких обстоятельствах, поскольку подземный газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в --- расположен в административных границах муниципального образования - городское поселение ---, необращение Администрации --- в Управление Росреестра по --- с заявлением о принятии вышеназванного подземного газопровода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, установленной законом.

Доводы представителя заинтересованного лица Администрации --- по доверенности Савельевой Ю.А., представителя заинтересованного лица Слободян И.И. - Малдейкина Ю.В.о том, чтоподземный газопровод низкого давления, расположенный в ---, не является недвижимым имуществом, вследствие чего не подлежит специальному учету, суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также исходя из того, что газовые сети с учетом их назначения неотделимы от земельного участка, в пределах которого осуществляется их обслуживание, и в случае перемещения газопровода его составляющие перестанут соответствовать своему назначению.

Кроме того, приказом Минюста РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ № 227/324 от 05.12.2005 года признан утратившим силу приказ Минюста РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службы земельного кадастра России от 03.07.2000 года № 193/17/2/169 "Об утверждении Инструкции о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов".

Ссылка представителя заинтересованного лица Слободян И.И. - Малдейкина Ю.В., представителя заинтересованного лица Администрации --- по доверенности Савельевой Ю.А. на постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2009 года № А52-5323/2008 года в части того, что газопровод, подключенный к зданию, не обладает признаками объекта недвижимого имущества, относится к инженерным сетям, а согласно постановления Правительства РФ от 13.02.2006 года № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» инженерные сети - объекты, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, не имеет преюдициального значения.

Доводы представителя заинтересованного лица Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области по доверенности Савельевой Ю.А. о том, что Администрацией интересы граждан не нарушены, поскольку газопровод эксплуатируется ОАО «Пензагазификация», которое осуществляет за ним производственный контроль, а также страхует ответственность за причинение вреда жизни, здоровью граждан суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В силу п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представителем заинтересованного лица Администрации --- по доверенности Савельевой Ю.А. не представлены суду бесспорные доказательства того, что подземный газопровод низкого давления, проходящий по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в --- находится в собственности ОАО «Пензагазификация». План приватизации государственного предприятия «Пензагазификация», инвентаризационная опись основных средств треста «Сердобскмежрайгаз» по состоянию на ***, в которых не индивидуализировано имущество, письмо ОАО «Пензагазификация» от *** №, акт технического расследования причин аварии, произошедшей ***, от ***, протокол об административном правонарушении № от ***, фотографии, также не являются бесспорными доказательствами нахождения спорного газопровода в собственности ОАО «Пензагазификация».

Факт нахождения на балансе ОАО «Пензагазификация» газопровода по ---, --- м, что следует из оборотно-сальдовой ведомости по счету 01.01 по состоянию ***, так же не свидетельствует о нахождении данного участка газопровода в собственности ОАО «Пензагазификация», поскольку согласно постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (п. 36) факт нахождения имущества на балансе лица само по себе не является доказательством права собственности или законного владения.

При таких обстоятельствах суд считает, что бездействие со стороны Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области может вызвать наступление тяжелых последствий - разрушение газовых сетей и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Исходя из вышеизложенного, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора основаны на законе и подтверждены представленными в материалах дела доказательствами, в связи с чем, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Заявление прокурора --- удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации г.Сердобска Сердобского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по постановке на учет безхозяйного подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в --- со дня вступления данного решения в законную силу.

Обязать Администрацию г.Сердобска Сердобского района Пензенской области обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области с заявлением опостановке на учет безхозяйной недвижимой вещи - подземного газопровода низкого давления, проходящего по ---, в ---,с диаметром трубы *** мм, протяженностью трубы *** м, с точкой подключения у жилого --- в ---.

О принятых мерах в месячный срок сообщить в Сердобский городской суд.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.11.2010 года.

Судья Филь А.Ю.