ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 12.07.2011 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

                                                                                    Верховный Суд Республики Хакасия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2011года город Абакан

Верховный Суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Маториной Т.В.,

при секретаре Сидоровой И.Г.,

с участием прокуроров Васильевой Е.В., ФИО1,

представителя Правительства Республики Хакасия ФИО2, представителя Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом ФИО3, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании Постановления Правительства Республики Хакасия от 25 мая 2010 года №270 «О переводе земельного участка, расположенного в Ширинском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для технологического обеспечения при добыче лечебной грязи» противоречащим федеральному законодательству, недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Правительством Республики Хакасия 25 мая 2010 года принято постановление №270 «О переводе земельного участка, расположенного в Ширинском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для технологического обеспечения при добыче лечебной грязи» (далее Постановление), которым из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения переведен земельный участок, расположенный по адресу: Ширинский район, территория муниципального образования Борцовский сельсовет, 7 км на северо – восток от с. Борец, северо – западный берег оз. Утичье-3, площадью 3484 кв. м.

Постановление официально опубликовано в бюллетене «Вестник Хакасии» от 19 апреля 2011 года № 31 (1140).

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании названного Постановления противоречащим федеральному законодательству, недействующим.

В обоснование заявления прокурор указал, что спорный земельный участок непосредственно примыкает к водному объекту и располагается в первом округе санитарной охраны курорта «Озеро Шира», является особо охраняемой природной территорией, изменение его категории на земли промышленности произведено с нарушением требований ст. ст. 94-96 Земельного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", ст. 32 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

В судебном заседании прокуроры Васильева Е.В., ФИО1 на требованиях настаивали, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении. Дополнительно пояснили, что не отрицают формирование спорного земельного участка из земель племсовхоза «Борец», наличие права собственности Республики Хакасия на земельный участок. В то же время, полагали, что в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона №172-ФЗ Правительство РХ должно было отказать в рассмотрении ходатайства ОАО «Курорт «Озеро Шира», поскольку к нему были приложены документы, состав, форма и содержание которых не соответствовали требованиям земельного законодательства, т.к. в приложении № 4 к лицензии указано, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах зоны строго режима санитарной охраны курорта «Озеро Шира», т.е. категория испрашиваемого участка противоречит документации.

Представитель Правительства Республики Хакасия ФИО2 требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве и дополнениях к нему, пояснив, что оспариваемым Постановлением изменена категория земель земельного участка, находящегося в собственности Республики Хакасия, при этом осуществлен перевод земель сельскохозяйственного назначения, а не земель особо охраняемых природных территорий. Необходимость изменения категории обусловлена тем, что добыча лечебной грязи в соответствии с назначением земельного участка не может осуществляться на землях сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в государственном земельном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах особо охраняемой природной территории курорта «Озеро Шира». Категория земельного участка как необходимая характеристика права собственности на земельный участок в соответствии с действующим законодательством подлежит регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и может быть оспорена только в судебном порядке. При наличии свидетельства о государственной регистрации права собственности с указанием категории земель у Правительства РХ оснований считать спорный земельный участок отнесенным к категории земель особо охраняемых природных территорий не имелось, а, следовательно, не имелось и оснований для отказа в переводе земельного участка в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Постановление СМ РСФСР от 12.12.1985 № 556, которым прокурор мотивирует требования, по мнению представителя, нельзя рассматривать как акт, определяющий категории земель, поскольку им только установлены округа санитарной охраны. Указанный в оспариваемом Постановлении земельный участок всегда относился к землям сельхозназначения, что подтверждается правоустанавливающими документами. Ссылка прокурора, как указал представитель, на п.2 ст. 3 Закона №172-ФЗ необоснованна, поскольку для принятия решения о переводе имеет значение категория земель, а не нахождение земельного участка в каких – либо границах. Порядок отнесения земель к определенной категории урегулирован законодательством, а потому спорный земельный участок не мог быть признан автоматически относящимся к землям особо охраняемых природных территорий.

Представитель Государственного комитета Республики Хакасия по управлению государственным имуществом ФИО3 полагала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, пояснив, что Правительством РХ нарушения порядка рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, предусмотренного Законом 172 – ФЗ, не допущено. Полномочиями изменить категорию на земли особо охраняемых природных территорий при отсутствии заключения государственной экологической экспертизы Правительство РХ не обладало. Кроме того, ст. 16 Закона № 26-ФЗ, на которую ссылается прокурор, не исключает нахождение в границах зон округов санитарной охраны земель, не отнесенных к категории особо охраняемых природных территорий. Каких – либо ограничений относительно земельного участка, указанного в Постановлении, не зарегистрировано в соответствии законодательством. Изменение категории земель в связи с необходимостью добычи лечебной грязи не повлекло утраты природоохранного значения территории.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия ФИО4 относительно требований прокурора не высказалась. Пояснила, что внесение сведений как в Государственный кадастр недвижимости, так и в ЕГРП носит заявительный характер, поэтому согласно представленным документам относительно спорного земельного участка имелись сведения об отнесении его к категории земель сельхозназначения, а в связи с принятием оспариваемого Постановления – к категории земель промышленности и иного специального назначения. В то же время земельный участок находится на территории с особым режимом землепользования, что подтверждается сведениями из государственного фонда данных (картографического материала, отражающего схему фактического местоположения земель).

Заслушав прокуроров, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Соблюдение порядка принятия Постановления прокурором не оспаривается, судом нарушений такового не установлено.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Ссылаясь на противоречие Постановления федеральному законодательству, прокурор указывает на незаконный перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли промышленности и иного специального назначения, при этом нарушение порядка перевода, по мнению прокурора, выразилось в несоблюдении требований, предусмотренных ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 172 – ФЗ, в силу которой перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в случае, если их использование по целевому назначению ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения невозможно.

В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, в частности особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Как видно из содержания оспариваемого Постановления, Правительством РХ принято решение об изменении категории земли в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:11:060702:2, расположенного по адресу Ширинский район, территория муниципального образования Борцовский сельсовет, 7 км на северо – восток от с. Борец, северо – западный берег оз. Утичье-3, площадью 3484 кв. м. При этом категория земель указана «земли сельскохозяйственного назначения».

В силу ст. 14 Федерального закона 172-ФЗ отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ предусмотрены категории, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4)документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, согласно государственному акту от 22.12.1982г. А-1 №404489 за совхозом «Борец» закреплены земли в бессрочное и бесплатное пользование для сельскохозяйственного использования. Постановлением администрации Ширинского района от 08.09.2000 №432 земли совхоза «Борец» предоставлены ГРУП «Борец». Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.12.2006г. земли племсовхоза «Борец», находящиеся в собственности Республики Хакасия, сельскохозяйственного назначения, предназначены для сельскохозяйственного использования.

Из заявления прокурора, представленных к нему документов видно и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что спорный земельный участок образован из земель племсовхоза «Борец».

Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости разрешенное использование (назначение) земельного участка, в отношении которого Правительством РХ принято оспариваемое Постановление, «для сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 11 февраля 2010 года, серия 19АА №240534, категория земель спорного участка на момент принятия оспариваемого Постановления – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования.

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Права на земельные участки в силу пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Такими документами, в частности, являются свидетельства о государственной регистрации, которые выдаются правообладателю земельных участков (статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ).

В силу п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как установлено судом, в основу регистрации права собственности Республики Хакасия на земельный участок, в отношении которого Правительством РХ принято оспариваемое Постановление, положены правоустанавливающие документы (приведены выше), подтверждающие его отнесение к землям сельскохозяйственного назначения.

В силу ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

В соответствии с данной нормой в совокупности с положениями Земельного кодекса РФ категория земель определяет его целевое назначение и разрешенное использование.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что противоречия между данными государственного земельного кадастра и данными правоустанавливающих и правоподтверждающих документов не имеется, в них указана одна категория земли – земли сельскохозяйственного назначения.

Принимая во внимание, что требования ч.1 ст. 10 Федерального закона 172-ФЗ относятся к особенностям перевода земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а оспариваемое Постановление принято в отношении земельного участка, имеющего категорию земель сельскохозяйственного назначения, то согласиться с доводами прокурора о противоречии Постановления указанной норме Федерального закона не представляется возможным.

Не может быть принят во внимание и довод прокурора о том, что Правительством РХ нарушен порядок рассмотрения ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, поскольку имелись основания для отказа в его рассмотрении на основании подп.2 п.2 ст. 3 Федерального закона 172-ФЗ, в силу которого в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.

Данный довод прокурор обосновывает тем, что в приложении № 4 к лицензии ОАО «Курорт «Озеро Шира» в характеристике объекта указано, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах зоны строго режима санитарной охраны курорта «Озеро Шира», т.е., по мнению прокурора, категория испрашиваемого участка противоречит документации.

Вместе с тем в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона № 172 – ФЗ характеристика объекта в приложении к лицензии, выданной ОАО «Курорт «Озеро Шира», не является документом, подтверждающим категорию земель, определение которой не тождественно понятию местонахождение. Кроме того, указание в данном документе на нахождение земельного участка в пределах зоны строго режима санитарной охраны курорта «Озеро Шира» не могло свидетельствовать о праве Правительства РХ при издании нормативного акта исходить из наличия категории земель особо охраняемых природных территорий при отсутствии отнесения к таковой в установленном порядке. В этой связи суд соглашается с соответствующим доводом представителя Правительства РХ.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, видно, что фактически добыча лечебной грязи на территории спорного земельного участка осуществляется. Согласно пояснениям представителя Правительства РХ осуществление данной деятельности на земельном участке сельскохозяйственного назначения не согласуется с его целевым назначением, что и явилось основанием принятия решения о переводе земель в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона 172-ФЗ.

По смыслу гл.24 ГПК РФ предметом рассмотрения заявления об оспаривании нормативного правого акта является проверка его соответствия федеральному закону, другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оспаривая Постановление, прокурор о противоречии его федеральному законодательству при изменении категории земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности и иного специального назначения не указывает, в судебном заседании подтверждает отсутствие такового. Прокурор исходит из фактического местонахождения земельного участка в границах округов санитарной охраны курорта «Озеро Шира», обозначенных в постановлении Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года № 556.

В то же время вышеприведенные правоустанавливающие документы, подтверждающие категорию земель спорного земельного участка, являются юридически значимыми и имеют законную силу, на момент принятия Постановления никем не оспорены и не признаны недействительными в установленном законом порядке. Установление же фактических обстоятельств, связанных с формированием земельного участка и первоначальным отнесением его к категории земель сельскохозяйственного назначения, что предшествовало принятию оспариваемого Постановления, не входит предмет рассмотрения и разрешения данного дела о проверке в порядке абстрактного нормоконтроля законности оспариваемого нормативного правового акта, а потому требования прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Правительства РХ от 25.05.2010 года № 270 удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия о признании Постановления Правительства Республики Хакасия от 25 мая 2010 года №270 «О переводе земельного участка, расположенного в Ширинском районе, из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для технологического обеспечения при добыче лечебной грязи» противоречащим федеральному законодательству, недействующим отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Маторина