ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 12.09.2011 Индустриального районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Индустриальный районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Индустриальный районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело №2- 1634-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2011 года

Индустриальный районный суд г. Ижевска

Под председательством судьи Сутягиной С.А.

при секретаре Соловьевой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Викера Риммы Нурлыгилемовны к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Викера Р.Н. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату УР о взыскании недополученной пенсии, в связи с увеличением оклада по воинскому званию с учетом индексации потребительских цен за период с -Дата- по -Дата- в размере . Свои требования мотивировала тем, что является вдовой военнослужащего и получает пенсию по случаю потери кормильца с -Дата-. Постановлением Правительства РФ от -Дата- № «О повышении денежного довольствия военнослужащих…», п.2, с -Дата- увеличены оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям. -Дата- Указом Президента № «О повышении довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ…» Правительству РФ поручено повысить с -Дата- в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными военнослужащим воинским званиями. Просит суд взыскать недополученную пенсию в сумме ., взыскать судебные расходы .

В судебном заседании Викера Р.Н. требования иска поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Военного комиссариата Удмуртской Республики, надлежащим образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Ранее, в судебном заседании от -Дата-, представитель Протопопов П.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представил письменные возражения на иск, указав, что на основании Постановления Правительства РФ от -Дата- № и п. «б» ст. 49 Закона РФ 1993 года № военным комиссариатом УР произведены перерасчеты пенсии лицам, уволенным с военной службы, в установленные нормативно-правовыми документами сроки. Иных сроков и размеров окладов, чем предусмотрено постановлением Правительства РФ от -Дата- №, для перерасчета пенсий по п. «б» ст. 49 Закона РФ 1993 года № не имелось. Перерасчет пенсии истцу, как и другим военным пенсионерам и действующим военнослужащим, произведен в размере и в сроки, предусмотренные указанными нормативно- правовыми актами. Других оснований для перерасчета пенсии у истца не имеется. Учитывая, что военный комиссариат УР не имеет законных оснований самостоятельно устанавливать размер и дату перерасчета окладов по воинскому званию, представитель ответчика считает, что вина военного комиссариата в предполагаемом нарушении прав истца отсутствует, поэтому положения ст. 58 Закона РФ от -Дата- № в данном случае не применима. Соответственно, к требованиям истца должен быть применен срок исковой давности, который истец пропустил.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные доказательства гражданского дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Оценивая доводы истца, возражения представителя ответчика, суд указывает следующее.

Викера Р.Н. является вдовой военнослужащего Министерства обороны РФ. Согласно удостоверению серии ГФ №, ей назначена пенсия по случаю потери кормильца.( Л.д. 3)

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от -Дата- №-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.

Для исчисления им пенсии в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

-Дата- Правительством Российской Федерации принято Постановление № «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции», в соответствии с п.1 которого месячные оклады военнослужащих по занимаемым воинским должностям с -Дата- увеличены в 1,62 раза, а согласно п. 2 постановления, с -Дата- установлены новые месячные оклады по воинским званиям военнослужащих, перечисленные в приложении № к этому постановлению.

На основании справки, выданной Военным комиссариатом УР, судом установлено, что пенсия истцу начислялась с -Дата- по -Дата- исходя из оклада по воинскому званию в размере . Оклад по воинскому званию, принимаемый для расчета пенсии увеличен ответчиком до . на основании Постановления Правительства РФ № с -Дата-.

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от -Дата- № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции действовавшей до -Дата- размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

При этом размеры окладов данным Законом ограничены определенными пределами лишь по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту. Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 2 п.2 ст.12 указанного Закона, в редакции действовавшей до -Дата- оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В соответствии с п.1 ст. 29 того же Закона Правительство Российской Федерации было обязано в течение 1998 года повысить оклады денежного содержания по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного в п.2 ст.12 Закона.

Довод ответчика о том, что в соответствии с Федеральным Законом от -Дата- № 82-ФЗ с -Дата- не подлежит применению норма, предусматривающая, что оклады по воинским званиям не могут быть менее половины оклада по воинским должностям несостоятелен, по следующим основаниям.

Федеральным Законом от -Дата- № 82-ФЗ внесены следующие изменения в пункт 2 статьи 12 Федерального закона от -Дата- № 76-ФЗ « О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331):

абзац второй исключен;

абзац третий изложен в следующей редакции:

«Оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных служащих».

В соответствии со ст.9 указанного Закона № 82-ФЗ изменения в Закон № 76-ФЗ вступают в силу с -Дата-.

Право истца на повышение размера пенсии, исходя из увеличения размера оклада по воинскому званию, возникло, в связи принятием Постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- №, т.е. в период, когда действовала норма, предусматривающая, что оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.

В силу ч.1 ст. 4 ГК РФ «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом».

Таким образом, ст.9 Закона № 82-ФЗ, отменяющая норму Закона о зависимости размера оклада по воинской должности и по воинскому званию не имеет обратной силы. «По смыслу Конституции Российской Федерации, общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет (Определение Конституционного Суда РФ от -Дата- №-О)».

В соответствии с п. «б» ст. 49 Закона РФ от -Дата- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с последующими изменениями и дополнениями) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Решением Верховного Суда РФ от -Дата- признан недействительным (незаконным) п.2 постановления Правительства Российской Федерации от -Дата- N 72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции" в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с -Дата-, так как он не соответствует абз.2 п.12 ст.12 Федерального закона от -Дата- N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

В частности, Верховный Суд РФ в своем решении указал, что согласно Федеральному закону от -Дата- N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" минимальный размер оплаты труда составляет . Из этого следует, что не позднее чем с -Дата- месячный оклад по первичной должности должен быть не менее , а оклад по воинскому званию - не менее

Поскольку денежное довольствие военнослужащих, состоящих на службе, подлежало увеличению на основании Федерального закона от -Дата- № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в силу п. «б» ст. 49 Закона Российской Федерации от -Дата- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» возникло основание для увеличения размера пенсий военным пенсионерам. Иное противоречило бы равенству всех перед законом.

Данный вопрос рассматривался в рамках гражданского дела по исковому заявлению Викера Р.Н. к Военному комиссариату Удмуртской Республики о понуждении произвести перерасчет пенсии за период с -Дата- по -Дата- с учетом роста потребительских цен.

Решением Индустриального районного суда ... от -Дата- исковые требования Викера Р.Н. были удовлетворены. С Военного комиссариата Удмуртской Республики в пользу истца взыскана сумма недополученной пенсии за период с -Дата- по -Дата- с учетом роста потребительских цен в размере . Решение вступило в законную силу.

Суть исковых требований, рассматриваемых по настоящему гражданскому делу, сводится к тому, что в соответствии с Указом Президента РФ от -Дата- месячные оклады по воинскому званию должны быть повышены с -Дата- в 2.02 раза. Однако, своим Постановлением № от -Дата- Правительство РФ повысило указанные оклады не в полном соответствии с предусмотренным Указом Президента РФ размере, а значительно меньше.

Указом Президента Российской Федерации N 1638 от -Дата- Правительству Российской Федерации было предложено повысить с -Дата- в 2,02 раза месячные оклады по присвоенным специальным званиям военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции. Во исполнение этого Указа Президента РФ Правительство Российской Федерации своим постановлением от -Дата- N 72 устанавливает указанным лицам оклады в размерах согласно приложению N 2.

Как следует из этого приложения, месячный оклад лицу, имеющему специальное звание капитан, определен в размере .

Как установлено в ходе судебного разбирательства, к моменту издания соответствующего Указа Президента и Постановления Правительства РФ N 72 оклад заявителя с учетом его воинского звания составлял на -Дата- , а должен был составлять

Пенсия с учетом новых обстоятельств с -Дата- по -Дата-

 (процентная надбавка за выслугу лет 35%)= .

 - месячная стоимость продпайка

 - надбавка за выслугу лет

40% - основной размер пенсии

1,15 — районный коэффициент

итого 1150,74 руб. - новая пенсия, фактически выплачено .,

разница недополученной пенсии .

Данная сумма индексируется в соответствии с индексом потребительских

цен№ от -Дата-.

Размер недополученной пенсии . С -Дата- по -Дата-

ОВЗ . Пенсия с июля 1999г. по ноябрь 2000 года должна была . Фактически выплачено . Разница недополученной пенсии . Данная сумма индексируется в соответствии с индексом потребительских цен № от -Дата-.

Размер недополученной пенсии .

С -Дата- должностной оклад и оклад

был увеличен в 1,2. Следовательно, увеличению

по воинскому званию подлежал оклад по

воинскому званию, который на 01 декабря должен составлять

 - надбавка за выслугу лет  - месячная стоимость продовольственного пайка 0,35 - надбавка за выслугу лет

Пенсия должна . Фактически выплачено . Разница недополученной пенсии . Данная сумма индексируется в соответствии с индексом потребительских цен № от -Дата-.

Размер недополученной пенсии .

С -Дата- увеличился должностной оклад

ОВЗ -

ДО-.

 - надбавка за выслугу лет

.- месячная стоимость продовольственного пайка

 — основной размер пенсии

.- на уход

 - надбавка за выслугу лет

Пенсия должна составлять . Фактически выплачено

Разница недополученной пенсии . Данная сумма индексируется в

соответствии с индексом потребительских цен № от -Дата-

года.

С -Дата- увеличился должностной оклад

ОВЗ – .

ДО-.

 - надбавка за выслугу лет

. - месячная стоимость продовольственного пайка

 - основной размер пенсии

. -на уход

 - надбавка за выслугу лет

Пенсия должна составлять . Фактически выплачено

Разница недополученной пенсии . Данная сумма индексируется в соответствии с индексом потребительских цен № от -Дата-

года.

Размер недополученной пенсии .

Итого недополученная пенсия с -Дата- по -Дата- =

В силу ст. 90 Конституции Российской Федерации, Указы и Распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, а постановления Правительства Российской Федерации, в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от -Дата- N 2-ФКЗ не могут противоречить Указам Президента РФ.

Решением Верховного суда РФ от -Дата- № ВКПИ 00-16 приложение № к постановлению Правительства РФ от -Дата- № признано незаконным и недействительным со дня издания в той мере, в которой месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим установлены в меньших размерах, чем предписано Правительству Российской Федерации Указом Президента РФ от 24. 12.1998 года №.

Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ настоящее решение оставлено без изменения и вступило в силу -Дата-.

Таким образом, обоснованы доводы истца о том, что он имел право на повышение оклада по воинскому званию, применяемого для исчисления пенсии с учетом повышения оклада по воинскому званию в 2,02 раза, с -Дата-.

В связи с тем, что начисление пенсии истцу производилось из оклада по воинскому званию в меньшем размере, права истца на получение пенсии в законном размере нарушены.

Согласно ст. 58 Закона о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Таким образом, требования ответчика об отказе в удовлетворении исковых требований Викера Р.Н. в связи с истечением срока исковой давности не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 11, ст. 50 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу … » от -Дата- № пенсионное обеспечение и организация работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы из Вооруженных Сил РФ, осуществляется Министерством обороны РФ.

В соответствии с п. 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от -Дата- №, организация работы по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством РФ пенсий, пособий и компенсаций и осуществление контроля за правильностью и своевременностью их выплаты; организация и осуществление работы по разъяснению законодательства РФ по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленных пенсионерам из числа военнослужащих и членам их семей, являются основными задачами военных комиссариатов.

Вследствие инфляции, факт наличия которой общеизвестен и не подлежит доказыванию в силу ст. 61 ГПК РФ, покупательская способность невыплаченной истцу пенсии снизилась в связи с чем, он претерпел убытки.

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от -Дата- № «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», установлено, что при определении убытков от инфляции размер подлежащих выплате денежных сумм может определяться с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного органами статистики.

Представленный истцом расчет недополученной пенсии с учетом роста индекса потребительских цен судом проверен, он является верным, соответствует данным о сводном индексе потребительских цен, в связи с чем, положен в основу решения суда.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Вместе с тем суду не представлено доказательств, понесенных судебных расходов на услуги представителя в сумме ., как это указано в заявлении. При отсутствии документов, подтверждающих понесенные судебные расходы, у суда нет оснований для их взыскания в пользу Викера Р.Н.с Военного комиссариата УР.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Викера Риммы Нурлыгилемовны к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании суммы недополученной пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Удмуртской Республики недополученную пенсию в пользу Викера Риммы Нурлыгилемовны за период с -Дата- по -Дата- в сумме .

В удовлетворении иска Викера Р.Н. к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании судебных расходов отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения суда.

Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.

Мотивированное решение суда изготовлено судьей 03 октября 2011 года.

Судья С.А. Сутягина