Новоузенский районный суд Саратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Новоузенский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года с. Александров-Гай
Новоузенский районный суд Саратовской области в составе:
Председательствующего судьи Сушинских Е.Г.
при секретаре ФИО1
с участием помощника прокурора от Александрово-Гайской райпрокуратуры Буц Е.В.
представителя ответчика Открытого акционерного общества «» по доверенности Д/1-.243 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александрово-Гайского района Саратовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «» об обязании установления охранной зоны с особыми условиями использования земельных участков на территории , и
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор обратился в районный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «» (далее по тексту - ОАО «МРСК Волги») об обязании установления охранной зоны с особыми условиями использования земельных участков на территории , указывая в обоснование исковых требований, что прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры была проведена проверка исполнения действующего законодательства в сфере эксплуатации объектов энергетики и электросетевого хозяйства на территории .
Проведенной проверкой было установлено, что на территории Александрово-Гайского района осуществляет свою производственную деятельность Александрово-Гайский РЭС Заволжского ПО ОАО «МРСК Волги» филиал Саратовские распределительные сети. В частности Александрово-Гайским РЭС используется следующие производственные мощности : ВЛ-10кВ - 619,7 км.; ВЛ-0,4 кВ -341,74 км.; КТП - 10/0,4 кВ - 192 шт.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из ГК РФ, ФЗ от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике" и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
При этом объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики могут устанавливаться не только на землях энергетики, но и любых других категорий земель, которые предусмотрены ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Несмотря на требования действующего законодательства ОАО «МРСК Волги» до настоящего времени границы охранных зон на территории Александрово-Гайского района не определены (не согласованы) и, соответственно, сведения о границах охранных зон в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества не внесены.
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков.
Выявленные нарушения законодательства в сфере эксплуатации объектов энергетики и электросетевого хозяйства, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, являются грубыми, могут послужить причиной возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций в Александрово-Гайском муниципальном районе в условиях особого противопожарного режима, введенного на территории Саратовской области, что не может не нарушать конституционные права граждан на жизнь и здоровье.
Сложившая ситуация может негативно сказаться на безопасную эксплуатацию объектов электроэнергетики, являющимися источниками повышенной опасности, на территории Александрово-Гайского, что может привести к негативным последствиям для жителей Александрово-Гайского района, хозяйствующих субъектов и окружающей среды.
Так, за истекший период 2010 года, согласно информации, представленной ГПН Александрово-Гайского района, зафиксировано 20 возгораний сухой травы в степи (сухостоя) на площади 7126 га.
Таким образом, безусловным является тот факт, что при не установлении охранных зон сетевой организаций возможно причинение вреда как землям сельскохозяйственного назначения в виде степных пожаров, так и иного вреда имуществу и здоровью граждан.
Просит суд обязать Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160), поскольку в судебном заседании установлено, что ответчиком разработана соответствующая программа и необходимо время для её реализации.
В судебном заседании помощник прокурора Александрово-Гайского района Буц Е.В. поддержал заявленные требования и просит суд их удовлетворить, обязать ответчика установить охранные зоны до декабря 2011 года.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Волги» в судебном заседании ФИО2 не согласилась с исковыми требованиями прокурора Александрово-Гайского района, указывая на то, что в соответствии с п.6 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 :
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течении 15 дней с даты его поступления.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
В соответствии с аб.2 п.6 Правил и в соответствии с Правилами осуществления государственного контроля за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 2010 от 27.02.2010г., ОАО «МРСК Волги» обращалось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору Саратовской области с заявлением о разъяснении порядка согласования границ охранных зон действующих объектов электросетевого хозяйства. Были даны разъяснения, что согласование границ охранной зоны в рамках Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 требуется в отношении вновь построенных воздушных и кабельных линий электропередач.
В отношении существующих объектов электросетевого хозяйства охранные зоны определены « Правилами охраны электрических сетей свыше 1000В» и согласование границ охранных зон действующих линейных объектов ОАО«МРСК Волги» не требуется.
В соответствии с аб.3 п.6 Правил на обращение ОАО «МРСК Волги» с заявлением об определении перечня документов, необходимых для установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, ФГУ « Земельная кадастровая палата» сообщила, что действующим законодательством РФ не предусмотрено обращение сетевой организации с заявлением о внесении сведений о границах охранных зон в государственный кадастр недвижимости (копия письма в деле имеется ), а также что сведения о зонах с особыми условиями использования территории, именно к таким зонам относятся охранные зоны объектов электросетевого хозяйства, представляются в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия органами местного самоуправления согласно ч.6 ст.15 ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. « О государственном кадастре недвижимости»
Во исполнении требования «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160, в отношении вновь построенных объектов в ОАО «МРСК Волги» разрабатывается программа « О приоритетных направлениях по оформлению прав собственности на объекты недвижимого имущества, оформлению прав пользования на земельные участки на период 2011-2014годы с учетом выполнения работ по подготовке сведений о границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства».
Данная программа учитывает затраты Общества на проведение землеустроительных работ по межеванию, установлению и описанию границ охранных зон и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, в т.ч. под электросетевыми комплексами различного класса напряжения.
Кроме того, в Представитель третьего лица ФГУ «Земельная кадастровая палата по Саратовской области» в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении дела на другую дату суду не представили.
В соответствии с требованиями ч. 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель третьего лица Средне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Саратовской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" № 35-ФЗ от 26.03.2003 года (в ред. от 27.07.2010 года) под объектами электроэнергетики следует понимать имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
При этом объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики могут устанавливаться не только на землях энергетики, но и любых других категорий земель, которые предусмотрены ст. 7 Земельного кодекса РФ.
Согласно ст. 89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
2) размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.
Согласно п.п. 1-3 Правил - Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п.п. 5-7 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее - сетевая организация).
Сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий технический контроль и надзор в электроэнергетике, с заявлением о согласовании границ охранной зоны в отношении отдельных объектов электросетевого хозяйства, которое должно быть рассмотрено в течение 15 дней с даты его поступления в соответствующий орган.
После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.
Разделом 3 Правил регламентирована охрана электрических сетей, размещенных на земельных участках, регламентирующие права и обязанности сетевой организации, хозяйствующих субъектов и граждан в охранных зонах.
Таким образом, действующим законодательством в целях безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики предусмотрено в обязательном порядке определения границ охранной зоны и последующее внесение сведений о границах в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Ответчиком требования законодательства не исполнены, что признано представителем ответчика в судебном заседании и подтверждено, что планируется в декабре 2011 года установление охранных зон на территории Александрово-Гайского района в доказательство представителем ответчика представлена годовая комплексная программа закупок ОАО «МРСК Волги» на 2010 год.
В материалах дела имеется уведомление Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области Александрово-Гайский филиал об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений о постановке на кадастровый учет охранных зон электросетевого хозяйства на территории Александрово-Гайского района от 26.08.2010 года №
При таком положении, анализируя установленные в процессе рассмотрения обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.
Из содержания части 1 статьи 88 и статьи 94 ГПКРФ следует, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, при удовлетворении иска государственная пошлина взыскивается с ответчика в федеральный бюджет.
В рассматриваемом гражданском деле прокурор, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Решение принимается судом не в пользу ответчика, поэтому с учетом ч.2 ст.88 ГПК РФ в ее взаимосвязи с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
Исковые требования прокурора к Открытому акционерному обществу « в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц об обязании установления охранной зоны с особыми условиями использования земельных участков на территории . удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «» в срок до декабря 2011 года установить охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Взыскать с Открытого акционерного общества «» государственную пошлину в доход бюджета Российской Федерации 4000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Саратовский областной суд через Новоузенский районный суд.
Судья: Е.Г. Сушинских