Воронежский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Воронежский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
«12» декабря 2011 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре ФИО1
с участием прокурора ФИО2
а также с участием представителя Департамента имущественных и земельных отношений ФИО4,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в дело по заявлению ФИО3 о признании недействующим административного регламента государственных услуг,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующими пункты 12 и 35 «Регламента организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , для жилищного строительства», утвержденного Приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N 295.
В обоснование своих требований указал, что пункт 12 оспариваемого им нормативного правового акта, содержащий перечень документов, передаваемых департаментом имущественных и земельных отношений организатору аукциона (Фонду государственного имущества), не включает документы, необходимые для включения организатором аукциона согласно абз. 5 п. 4 ст. 30 и п.п. 9 и 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ в документацию об аукционе, которая должна, помимо прочего, содержать сведения о местоположении, границах, параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических подключениях такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плате за подключение. Следовательно, согласно буквальному смыслу данного административного Регламента документы, указанные в пункте 12, департамент имущественных и земельных отношений обязан передавать в Фонд государственного имущества, а документы, содержащие остальные сведения, указанные в п. 10 ст. 38.1 Земельного кодекса РФ, - может, но не обязан передавать.
Таким образом, в совокупности с п. 13 Регламента оспариваемый пункт 12 содержит либо противоречие статьям 30 и 38.1 Земельного кодекса РФ, либо неопределенность в вопросе о составе документов, которые департамент имущественных и земельных отношений обязан передать Фонду государственного имущества.
Пункт 35 Регламента в части слов «в трех экземплярах» противоречит императивной норме пункта 24 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающего, что протокол аукциона составляется в двух экземплярах.
При этом заявитель указывал, что оспариваемые положения Регламента нарушают его права, поскольку он (заявитель) активно участвует в торгах и оспариваемые положения лишают его возможности в случае победы на торгах получить необходимые для оформления земельного участка и строительства документы, а также возлагают на него неустановленную законом обязанность подписывать третий экземпляр договора.
Исходя из изложенного, ФИО3 просил признать недействующими п.12 и п. 35 Регламента в части состава документов, подлежащих передаче департаментом имущественных и земельных отношений Фонду государственного имущества, и количества составляемых протоколов аукциона.
В судебное заседание заявитель не явился, хотя о слушании дела извещен надлежащим образом. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель департамента имущественных и земельных отношений ФИО4 заявление посчитала необоснованным, а оспариваемых акт – принятым в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством.
Выслушав представителя исполнительного органа власти, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Из содержания части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд признает нормативный правовой акт недействующим, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Материалами дела установлено, что Приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утвержден "Регламент организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , для жилищного строительства".
Этим же приказом установлено, что департамент имущественных и земельных отношений выступает в качестве продавца земельных участков, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , для жилищного строительства, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Организатором аукциона выступает специализированная организация - государственное учреждение "Фонд государственного имущества ".
Пункт 10 Регламента устанавливает требования к содержанию извещения или сообщения о проведении аукциона.
Оспариваемый заявителем пункт 12 Регламента содержит перечень документов, подлежащих передаче департаментом имущественных и земельных отношений в Фонд государственного имущества в случае принятия решения о проведении торгов.
Пункт 35 Регламента, также оспариваемый заявителем, устанавливает, что результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона, победителем аукциона и аукционистом в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в трех экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, второй Департаменту, а третий остается у организатора аукциона.
Проверяя полномочия департамента имущественных и земельных отношений на издание оспариваемого Регламента, суд учитывает, что в соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, разграничение государственной собственности, земельное законодательство – находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О системе исполнительных органов государственной власти », пунктом 1.3 Указа губернатора от ДД.ММ.ГГГГ №-у «О структуре исполнительных органов государственной власти », пунктом 1.1. постановления правительства от ДД.ММ.ГГГГ N 365 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений ", департамент имущественных и земельных отношений является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории и в соответствии с частью 1 статьи 25 и частью 4 статьи от ДД.ММ.ГГГГ вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты – приказы, которые являются обязательными для исполнения на территории .
Как следует из пункта 1 оспариваемого Регламента, он определяет порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , либо права на заключение договоров аренды таких земельных участков для жилищного строительства (за исключением индивидуального и малоэтажного жилищного строительства).
Таким образом, оспариваемый заявителем Регламент является нормативным правовым актом, принятым государственным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, и в форме, установленной законом.
Согласно статье от ДД.ММ.ГГГГ N 86-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти и о порядке опубликования иной официальной информации", официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов , либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти .
ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений и автономным учреждением «Газета «Воронежский курьер» заключен контракт о публикации в названной газете нормативных правовых актов, принимаемых департаментом.
В данном случае оспариваемый документ опубликован в официальном органе печати - газете "Воронежский курьер", N 24, ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу с момента опубликования.
На настоящее время он не отменен и не признан утратившим силу.
Проверяя соответствие оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Из содержания абз. 5 п. 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, на который ссылается заявитель, следует, что проведению торгов должны предшествовать работы по формированию земельного участка, включающие в себя в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой в качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка (или права на заключение договора аренды такого земельного участка) либо действующая на основании договора с ним специализированная организация (пункт 6).
Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9).
Согласно пункту 10 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, извещение или сообщение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о наименовании органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении аукциона, о реквизитах указанного решения;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона, в том числе о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, о параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства, о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и об информации о плате за подключение;
5) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене земельного участка или начальном размере арендной платы);
6) о "шаге аукциона";
7) о форме заявки на участие в аукционе, о порядке приема, об адресе места приема, о дате и о времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, о порядке его внесения участниками аукциона и возврата им, о реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о существенных условиях договора, в том числе о сроке аренды.
Аналогичные требования к содержанию извещения или сообщения о проведении аукциона установлены и в пункте 10 Регламента организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , для жилищного строительства, утвержденного Приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N 295.
Помимо требований к содержанию извещения или сообщения о проведении аукциона, региональный нормативный правовой акт устанавливает также и порядок передачи документов между Департаментом и Фондом, согласно которого в случае принятия решения о проведении аукциона Департамент в течение 2 рабочих дней передает в Фонд комплект документов, содержащий:
а) приказ о проведении аукциона с указанием начальной цены земельного участка или начальной цены арендной платы и срока аренды, суммы задатка, срока принятия решения об отказе в проведении аукциона;
б) свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок (при наличии);
в) подлинник кадастрового паспорта земельного участка (в количестве, необходимом для заключения договора купли-продажи), а также его копию;
г) копию проекта договора купли-продажи или договора аренды земельного участка;
д) отчет об оценке.
Оценивая доводы заявителя о противоречии пункта 12 оспариваемого им нормативного правового акта статьям 30, 38.1 Земельного кодекса РФ, суд учитывает, что на федеральном уровне законодатель, закрепляя право продавца поручить проведение аукциона специализированной организации (организатору аукциона), и устанавливая требования к содержанию извещения о проведении аукциона, не устанавливает самостоятельных требований к комплекту документов, подлежащих передаче организатору торгов. Следовательно, пункт 12 Регламента, устанавливая перечень документов, необходимых для проведения аукциона и передаваемых департаментом в Фонд, не противоречит содержанию названных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы заявителя о неопределенности содержания пункта 12 Регламента в совокупности с его пунктом 13 в вопросе о составе документов, которые департамент обязан передать Фонду государственного имущества, также нельзя признать состоятельными.
Содержание пункта 12 Регламента является конкретно определенным.
Как следует из пункта 13 Регламента, перечень документов, необходимых для проведения аукциона и передаваемых департаментом в Фонд, не является исчерпывающим и может уточняться и дополняться в процессе работы или в результате изменений действующего законодательства, что само по себе не создает неопределенности в понимании и применении оспариваемых норм.
Указанные положения Регламента не нарушают прав заявителя на участие в торгах, закрепленных в статьях 15, 28, 30, 30.1, 37, 38.1 Земельного кодекса РФ, а также не лишают его возможности в случае победы на торгах получить необходимые для оформления земельного участка и строительства документы.
Как следует из содержания оспариваемого заявителем нормативного правового акта, он не регулирует правоотношения по оформлению строительства, поэтому не может нарушать прав заявителя в этой области.
Из содержания же статей 12, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" следует, что идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". К договору аренды земельного участка, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка.
Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном кадастре недвижимости", сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости, который представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Как следует из оспариваемого заявителем пункта 12 Регламента, в числе документов, передаваемых из департамента в Фонд государственного имущества, в нём указывается на подлинник кадастрового паспорта земельного участка (в количестве, необходимом для заключения договора купли-продажи), а также его копию.
Помимо этого, в пункте 14 Регламента отражена обязанность департамента передать в Фонд документы, необходимые для регистрации перехода права собственности на земельный участок и отчет об оценке (в подлинниках).
Таким образом, по мнению суда, пункт 12 Регламента не нарушает прав заявителя. Кроме того, на уровне федерального законодательства отсутствуют гарантии прав покупателя получить от продавца документы, необходимые для регистрации права собственности или аренды земельного участка.
В вязи с изложенным суд не усматривает оснований для защиты этого права в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверяя доводы заявителя в части несоответствия федеральному законодательству пункта 35 Регламента, возлагающего на него неустановленную законом обязанность подписывать третий экземпляр договора, суд исходит из следующего.
В силу положений п. 5 ст. 448 ГК РФ, ст.ст. 30, 38.1 Земельного кодекса РФ, а также пункта 37 оспариваемого заявителем регионального Регламента подписание протокола влечет правовые последствия в виде заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Согласно пункту 24 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Оспариваемым пунктом 35 Регламента установлено, что результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона, победителем аукциона и аукционистом в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в трех экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, второй департаменту, а третий остается у организатора аукциона.
Оценивая доводы заявителя о диспозитивности правовой нормы, содержащейся в пункте 24 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ, предписывающей оформлять протокол о результатах аукциона в двух экземплярах, суд считает, что в данном случае правовое регулирование нормы направлено на обязанность по совершению определенных действий – составлять протокол результатов торгов, и на достижение цели обеспечить этими протоколами участников правоотношений, а не на количественный показатель данного действия – сколько именно протоколов следует составить.
Таким образом, из анализа правоотношений по участию в торгах можно сделать вывод, что статья 38.1 ЗК РФ предписывает составить не менее двух протоколов с целью обеспечить их экземплярами продавца и покупателя. Учитывая, что закон не запрещает поручать проведение торгов организатору, не являющемуся продавцом, следует признать, что положения оспариваемого нормативного акта субъекта РФ не противоречат нормам федерального закона.
Руководствуясь ст. ст. 191-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать в удовлетворении заявления ФИО3 о признании недействующими пункта 12 и пункта 35 «Регламента организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа , либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности , для жилищного строительства», утвержденного Приказом департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N 295.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: ФИО5