ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.01.2010 Собинского городского суда (Владимирская область)

                                                                                    Собинский городской суд Владимирской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Собинский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело NNг. Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Собинка 13 января 2010 года

Собинский городской суд Владимирской области в составе:

судьи: Степановой И.В.

при секретаре Мешковой Г.Е.

с участием прокурора: Модиной А.Н.

представителя ответчика: К.,

представителя третьего лица: Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района о признании незаконным бездействия администрации Собинского района в области обеспечения дорожного движения на автомобильной дороге Ставрово-Добрынино и обязании администрации устранить выявленные нарушения содержания автомобильной дороги Ставрово-Добрынино,

у с т а н о в и л:

Собинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Собинского района о признании незаконным бездействия в области обеспечения дорожного движения в Собинском районе, и обязании администрации МО Собинский район выполнить в полном объеме меры по приведению автомобильной дороги Ставрово-Добрынино в соответствие требованиям ГОСТа - разработать проект организации дорожного движения на автомобильной дороге Ставрово-Добрынино. В обоснование иска указал, что в результате проверки соблюдения администрацией Собинского района федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, выявлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 14, 15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.5 Устава муниципального образования Собинский район ответчик не осуществляет мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения: администрацией не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения на территории муниципального образования Собинский район; на всем протяжении дороги Ставрово-Добрынино, являющейся собственностью МО Собинский район, отсутствует горизонтальная разметка и дорожные знаки, покрытие проезжей части имеет ямочность, обочины не соответствуют требованиям ГОСТа. Представления ОГИБДД по Собинскому району и Собинского межрайпрокурора о необходимости устранения выявленных недостатков администрацией рассмотрены, но предложенные в них мероприятия ответчиком не исполнены.

В процессе производства по делу прокурор увеличил размер исковых требований, о чем представил письменные заявления, и окончательно просил признать незаконным бездействие администрации Собинского района в части обеспечения дорожного движения на автодороге Ставрово-Добрынино; обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино; разработать и утвердить схемы дислокации дорожных знаков и разметки на ней; в течение шести месяцев со дня утверждения схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино привести указанную дорогу в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», выполнить работы следующего характера: -установить дорожные знаки в соответствии со схемой дислокации дорожных знаков и разметки; -устранить ямочность покрытия на протяжении всей автомобильной дороги Ставрово-Добрынино; -привести состояние обочины в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93.

В судебном заседании помощник прокурора Модина А.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить; обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнив, что в муниципальной собственности Собинского района находится 55 дорог, в том числе автодорога Ставрово-Добрынино. С момента передачи дороги в муниципальную собственность администрация Собинского района обязана решать все вопросы, связанные с организацией на ней дорожного движения: иметь проект организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков и горизонтальной разметки, осуществлять текущий и капитальный ремонт дороги, ее зимнее содержание. Проведенными в 2009 году проверками установлено, что по дороге Ставрово-Добрынино отсутствует проект организации дорожного движения; дорога не соответствует требованиям ГОСТа: щебеночное покрытие дороги имеет ямы и выбоины, на дороге отсутствуют дорожные знаки, уровень обочин занижен. Организация дорожного движения должна осуществляться администрацией за счет средств местного бюджета, в связи с чем в адрес Главы администрации Собинским межрайпрокурором и начальником ОГИБДД по Собинскому району вносились представления о необходимости надлежащей организации работы по содержанию дороги Ставрово-Добрынино, однако в добровольном порядке эти мероприятия выполнены не были, в связи с чем она просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать администрацию выполнить все указанные в исковом заявлении меры в предлагаемые прокурором сроки.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные исковые требования, - ОГИБДД ОВД по Собинскому району Р. исковые требования поддержал, пояснив, что дорога Ставрово-Добрынино на всем протяжении имеет щебеночное покрытие, горизонтальная разметка на такое покрытие не наносится; в мае, сентябре и декабре 2009 года ОГИБДД проведена проверка состояния автодороги. Все указанные прокурором факты в ходе проверок были подтверждены: на протяжении всей дороги имеются ямы, дорожных знаков нет, грунтовые обочины просели, их ширина не везде соответствует норме. В 2008 и 2009 года от жителей сельской местности поступали жалобы о том, что дорога разбита, в зимнее время не расчищается, по ней невозможен выезд транспорта для доставки детей в школу. Указанные факты свидетельствуют о полном бездействии администрации в части содержания данной дороги, что не соответствует требованиям закона. Проект организации дорожного движения, как и на все другие дороги, администрация обязана разработать в силу закона; он должен включать схемы дислокации дорожных знаков и разметки, разработать эту схему также должна администрация района.

Представитель ответчика - администрации Собинского района К. иск не признала, пояснив, что организация дорожного движения в Собинском районе осуществляется за счет средств местного бюджета; администрацией был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по содержанию действующей сети дорог общего пользования Собинского района; дорога Ставрово-Добрынино включена в перечень дорог, подпадающих под действие контракта, в 2008-2009 годах осуществлялись работы по организации на ней дорожного движения: в целях устранения ямочности покрытия подсыпался щебень, производилось разравнивание дорожного полотна, осуществлялось зимнее содержание дороги. Предусмотренные на 2010 год средства на организацию дорожного движения не позволят осуществить требуемые прокурором меры в полном объеме, поскольку администрация намерена заказать единый проект на все дороги, стоимость его составляет около 1,5 миллионов рублей. На содержание дорог в бюджете 2010 года предусмотрено 18 миллионов рублей, из них 12 миллионов администрация обязана возвратить в область в июле 2010 года в качестве ранее предоставленного кредита. При оплате за проект 1,5 миллионов рублей не останется средств даже для проведения ямочного ремонта на дорогах, т.к. около 3 миллионов расходуется на зимнее содержание дорог. Таким образом, в требуемые прокурором сроки - фактически 1 год администрация по причинам финансового характера не сможет заказать проект и осуществить работы по данной дороге, хотя необходимость их признает. Кроме того, она считает, что окончательные исковые требования прокурора, изложенные в п.2 искового заявления, дублируются: прокурор просит обязать администрацию в течение шести месяцев разработать и утвердить схему дислокации дорожных знаков и разметки на автодорогу Ставрово-Добрынино и одновременно просит заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД проект организации дорожного движения на данную дорогу, который должен включать в себя схему дислокации дорожных знаков и разметки. С учетом изложенного она просит установить более длительный срок для исполнения требуемых прокурором действий, поскольку администрация рассчитывает на целевые деньги областного бюджета; в иске о признании и незаконным бездействия администрации отказать.

Выслушав объяснения прокурора, представителей третьего лица и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N" 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятель­ности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к во­просам местного значения.

Согласно ст.13 Федерального закона от 06 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об ав­томобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о вне­сении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуще­ствление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного зна­чения отнесено к полномочию органов местного самоуправления и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьями 2 и 13 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N" 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к вопросам организации дорожного движения отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических меро­приятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах; указанные нормы предусматривают, что ор-ганы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно ре­шают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры к обустройству находящихся в их ведении автомобильных дорог в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размеще­ния объектами сервиса, организуют работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности. Безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе разработкой и ут­верждением в установленном порядке правил, стандартов, технических норм и других нормативных правовых актов. Деятельность по организации дорожного дви­жения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими стан­дартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Пунктом 2 ст.12 того же Федерального закона предусмотрено, что обязан­ность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установ­ленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным докумен­там возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог, а со­гласно п.1 ст.21 этого Федерального закона мероприятия по организации дорож­ного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного само­управления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, как в границах населенных пунктов поселения, так и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения. Автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких дорог, находится в ведении муниципального района, а также может быть в его собственности. Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.07 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

Согласно ст. 5, ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения: разрабатывают и утверждают в установленном порядке законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правила, стандарты, технические нормы и другие нормативные документы. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п.1.4 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах, утвержденного Письмом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 02.08.2006 года № 13\6-3853 и Федерального дорожного агентства от 07.08.2006 года № 01-29\5313, заказчиком Проекта организации дорожного движения для муниципальных автомобильных дорог являются органы исполнительной власти, уполномоченные управлять этими дорогами. Разработка проектов организации дорожного движения осуществляется по мере завершения сроков действия существующих схем дислокации дорожных знаков и схем горизонтальной дорожной разметки.

Проект организации дорожного движения /ПОДД/ должен соответствовать требованиям действующих нормативных документов, и направлен на решение следующих задач:

-обеспечение безопасности участников движения;

-введение необходимых режимов движения в соответствии с категорией дороги, ее конструктивными элементами, искусственными сооружениями и другими факторами;

-своевременное информирование участников движения о дорожных условиях, расположении населенных пунктов, маршрутах проезда транзитных автомобилей через крупные населенные пункты;

-обеспечение правильного использования водителями транспортных средств ширины проезжей части дороги и т.д. /пункт 2.3 Порядка разработки …/.

ПОДД должен содержать сводную ведомость объемов горизонтальной дорожной разметки и ведомость размещения дорожных знаков, барьерного ограждения, сигнальных столбиков, искусственного освещения, автобусных остановок, пешеходных переходов в разных уровнях, пешеходных дорожек и пешеходных ограждений, а также наличия светофорных объектов /пункт 4.4 Порядка разработки…/.

На территории Российской Федерации действует система национальных и государственных стандартов, включающая в себя, в том числе, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с представленным перечнем автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности Собинского района, автомобильная дорога Ставрово-Добрынино протяженностью 3,1 км шириной 3-4 метра, находится в собственности МО Собинский район, отнесена к автодорогам 4 категории, имеет щебеночное покрытие, для которого не предусмотрена дорожная разметка л.д.13-16 /.

О ненадлежащем состоянии автомобильных дорог, переданных в муниципальную собственность, Глава Собинского района уведомлен представлением от дд.мм.гг года «Об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения», направленным ОГИБДД Собинского ОВД л.д.17/. Собинским межрайпрокурором по выявленным фактам нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в адрес Главы Собинского района направлено представление от дд.мм.гг года л.д.18/. Представления Главой администрации рассмотрены, однако предусмотренный законом комплекс мер по организации дорожного движения на муниципальных дорогах ответчиком в полной мере не принят. Как усматривается из ответа Главы района в адрес И.О. начальника ОГИБДД дорожное движение на автодороге Ставрово-Добрынино на дд.мм.гг года в соответствии с требованиями действующего законодательства не организовано.

Согласно представленным ответчиком актам о приемке выполненных работ от дд.мм.гг года, от дд.мм.гг года, от дд.мм.гг года, от дд.мм.гг года, от дд.мм.гг года в 2008 году производилось исправление щебеночного профиля дороги /подсыпка/, а в зимний период 2009 года - очистка дороги от снега и уборка снежных валов на обочине, что является только частью работ по организации дорожного движения на дороге Ставрово-Добрынино.

В соответствии с актами от дд.мм.гг года, дд.мм.гг года и дд.мм.гг года на всем протяжении автодороги Ставрово-Добрынино отсутствуют дорожные знаки, ямочность щебеночного покрытия не соответствует нормативам, отсутствуют километровые столбы, обочины не соответствуют требованиям ГОСТа л.д.9,11/. К моменту рассмотрения спора организация дорожного движения на данной дороге изменений не претерпела, выявленные недостатки не устранены, что подтверждено последним актом от дд.мм.гг года. Проект организации дорожного движения дороги Ставрово-Добрынино до настоящего времени не заказан, схема дислокации дорожных знаков и горизонтальной разметки администрацией не разработана. Проведенные на автодороге работы, отраженные в актах, в основном относятся к работам по зимнему содержанию дороги; указанные работы не могут в полной мере обеспечить безопасное дорожное движение на данной дороге. Указанные обстоятельства приводят суд к выводу, что администрацией района проявлено бездействие в области обеспечения дорожного движения на автодороге Ставрово-Добрынино, чем нарушены требования ч. 2 ст. 12 ФЗ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 14, 15 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных федеральных законов.

По объяснениям представителя ответчика К. администрация намерена заказать единый проект организации дорожного движения на все дороги, состоящие в муниципальной собственности, поскольку это экономически более выгодно; сделать это в течение 6 месяцев невозможно из-за ограниченности средств в бюджете; кроме того, по иным дорогам срок для заказа, утверждения и согласования проекта установлен - 9 месяцев.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать администрацию Собинского района заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино и обязать администрацию осуществить в полном объеме комплекс мер по приведению автомобильной дороги Ставрово-Добрынино в соответствие с ГОСТ Р 50597-93. При этом суд считает обоснованными исковые требования об обязании ответчика разработать и утвердить схемы дислокации дорожных знаков и разметки на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино, поскольку в соответствии с пунктом 4.4 вышеуказанного Порядка разработки и утверждения проектов… проект организации дорожного движения должен содержать сводную ведомость объемов горизонтальной дорожной разметки и ведомость размещения дорожных знаков, барьерного ограждения, сигнальных столбиков, искусственного освещения, автобусных остановок, пешеходных переходов в разных уровнях, пешеходных дорожек и пешеходных ограждений, а также наличия светофорных объектов, что означает, что схемы дислокации дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки должны быть представлены администрацией Собинского района, как органом, выполняющим функции собственника муниципальных дорог.

Решением Собинского районного Совета народных депутатов NN от дд.мм.гг года утверждена комплексная программа «Профилактика правонарушений и безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «Собинский район» на 2007-2010 годы». Решением NN от дд.мм.гг года «О бюджете муниципального образования Собинский район на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов утверждено распределение бюджетных ассигнований на реализацию районных целевых программ на 2010 год согласно приложению № 10. Как усматривается из строки 16 названного приложения на реализацию районной целевой программы «Дорожное хозяйство Собинского района на 2009-2011 годы» в 2010 году направлено 18 миллионов рублей. По объяснениям представителя ответчика, подтвержденным копией договора NN о предоставлении бюджетного кредита, из указанных 18 миллионов рублей 12 миллионов дд.мм.гг года подлежит возврату Департаменту финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области в качестве ранее полученного кредита и процентов.

С учетом изложенного суд признает заслуживающими внимания доводы ответчика о невозможности по финансовым причинам заказать проект организации дорожного движения и выполнить комплекс мер по приведению автодороги Ставрово-Добрынино в соответствие требованиям ГОСТа в течение заявленных прокурором двенадцати месяцев, т.е. в течение 2010 года.

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд полагает необходимым назначить срок для заказа, утверждения и согласования с ОГИБДД проекта организации дорожного движения в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Тот же срок - 9 месяцев со дня утверждения проекта организации дорожного движения суд признает необходимым установить для выполнения всех видов работ, предусмотренных проектом и действующим законодательством для данной дороги.

С учетом изложенного, суд признает необходимым иск удовлетворить частично.

На основании п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты госпошлины при предъявлении иска.

Согласно ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Администрация Собинского района ходатайствовала об освобождении от уплаты госпошлины в случае удовлетворения иска, поскольку дотационность бюджета района составляет - 74,5 %, кредиторская задолженность и долговые обязательства -25 миллионов рублей, невыполнение налоговых и неналоговых поступлений в бюджет - 36 %.

Учитывая тяжелое финансово-экономическое положение ответчика, суд при удовлетворении иска полагает необходимым освободить его от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Собинского района по обеспечению дорожного движения на автодороге Ставрово-Добрынино, выразившееся в непринятии мер по установлению дорожных знаков; устранению ямочности покрытия, приведению обочины в соответствии с требованиями ГОСТ Р Р 50597-93.

Обязать администрацию муниципального образования Собинский район в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заказать, утвердить и согласовать с ОГИБДД по Собинскому району проект организации дорожного движения на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино ; разработать и утвердить схемы дислокации дорожных знаков на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино.

Обязать администрацию муниципального образования Собинский район в течение девяти месяцев со дня утверждения схемы дислокации дорожных знаков на автомобильную дорогу Ставрово-Добрынино привести указанную дорогу в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно:

-установить дорожные знаки в соответствии со схемой дислокации дорожных знаков ;

-устранить ямочность покрытия на протяжении всей автомобильной дороги Ставрово-Добрынино;

-привести состояние обочины в соответствие требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья подпись /И.В. Степанова/