ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.02.2014 Усть-янского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-AL-7/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ поселок Чокурдах

Усть-Янский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Жадан А.Г.,

с участием прокурора Аллаиховского района РС (Я) Русанова М.Е.,

представителя ответчика – заместителя главы администрации МО «Поселок Чокурдах» Кузьмичева К.В., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Лебедевой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Аллаиховского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Поселок Чокурдах» о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аллаиховского района обратился в суд указанными выше требованиями в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Поселок Чокурдах» о возложении обязанности разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории, в ходе которой установлено, что вопреки положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Саха (Якутия) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» муниципальным образованием «Поселок Чокурдах» не исполняются полномочия по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, т.е. не сформирована и не осуществляется муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства на подведомственной территории с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Невыполнение администрацией МО «<адрес>» вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством и республиканским законом нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Прокурор Аллаиховского района Русанов М.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в иске, пояснив, что ответчиком не разработана и не принята муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства, просит обязать разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика заместитель главы администрации МО «Поселок Чокурдах» Кузьмичев К.В. исковые требования не признал, пояснив, что в виду того, что численность населения района незначительная, муниципальным образованием «Аллаиховский улус (район)» разработана улусная целевая программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства Аллаиховского улуса», сформирован Координационный совет по предпринимательству на территории Аллаиховского улуса, в составе которого членом является ФИО6. – глава муниципального образования «Поселок Чокурдах», кроме того, для разработки муниципальной программы у администрации МО «Поселка Чокурдах» не имеется статистических данных обращения граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в прокуратуру района и в Чокурдахскую поселковую администрацию. С учетом вышеуказанных особенностей поселка Чокурдах нет необходимости администрации муниципального образования «Поселок Чокурдах» разрабатывать свою муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Прокурор, обращаясь в суд с данным заявлением, действует в интересах неопределенного круга лиц, поскольку установить количество граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, права которых нарушены администрацией поселения не представляется возможным, так как круг таких граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства не определен и персонально изменчив.

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст.19 Закон Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 645-З № 179-IV (ред. от 24.06.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Как следует из п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» под муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства понимаются нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

В соответствии с п.п. 1, 2, 5 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

На основании п. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 1 ст. 179 БК РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно ст.19 Закона Республики Саха (Якутия) от 29.12.2008 645-З № 179-IV «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия)» муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства разрабатываются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

В ходе судебного заседания установлено, что Муниципальным образованием «Поселка Чокурдах» муниципальная программа содействия развитию малого и среднего предпринимательства не разработана и не принята, денежные средства в бюджете поселения на разработку и реализацию указанной программы не предусмотрены.

Из ответа МО «Поселок Чокурдах» № 614 от 11.12.2013 на требование прокурора № 7-02-2013 от 13.12.2013 следует, что в бюджете Администрации МО «Поселок Чокурдах» программы развития малого и среднего предпринимательства нет, средств на поддержку и развитие предпринимательства на 2013 г. не заложены.

Согласно ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных ч.2 указанной статьи, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Из п.28 ч.1 ст. 5 Устава муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса РС (Я) следует, что к вопросам местного значения поселения относятся содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Согласно ч. 2 данной статьи условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, устанавливаются, в том числе, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает обязанность органов местного самоуправления разрабатывать и осуществлять программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывать им поддержку.

С учетом изложенного, исковые требования прокурора Аллаиховского района суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Суд считает, что для устранения нарушений требований законодательства, направленного на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, срок до 01.05.2013 года является разумным и достаточным.

Доводы ответчика, что для разработки и принятия муниципальной программы необходимы обращения со стороны граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства, которые не поступали в муниципальное образование «Поселок Чокурдах» и прокуратуру района, достаточно улусной программы развития малого и среднего предпринимательства МО «Аллаиховский улус (район)», суд считает несостоятельными, поскольку законодатель подразумевал при принятии федеральных законов под полномочиями органов местного самоуправления – поселений - именно возложение обязанностей по решению вопросов местного значения поселениями и районами, законодательством не установлено, что условиями решения местных вопросов поселения по развитию малого и среднего предпринимательства являются обращения граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства в орган местного самоуправления и прокуратуру.

В пункте 5 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определено понятие как поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. И в соответствии со ст.14 данного закона одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, данные субъекты должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки, должны представить документы в соответствии с условиям вышеуказанного закона и условиями муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно ст.2 Устава МО «Поселок Чокурдах» муниципальное образование наделено статусом городского поселения, а также в силу положений п.28 ч.1ст.5 данного Устава наделено полномочиями на создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории поселения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Муниципального образования «Поселок Чокурдах» Аллаиховского улуса (района) Республики Саха (Якутия) разработать и принять муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суда Республики Саха (Якутия) путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Янский районный суд РС (Я) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья п/п А.Г.Жадан

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Копия верна:

Судья Усть-Янского

районного суда РС(Я): А.Г.Жадан