ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.04.2011 Барнаульского гарнизонного военного суда (Алтайский край)

                                                                                    Барнаульский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Барнаульский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  К№

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2011 года гор. Бийск

Барнаульский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего подполковника юстиции ФИО1,

при секретаре Яблонцевой А.С.,

с участием военного прокурора Бийского гарнизона подполковника юстиции ФИО2 и помощника военного прокурора Бийского гарнизона - старшего лейтенанта юстиции ФИО3,

представителя военного комиссара Алтайского края - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего военного комиссариата Алтайского края капитана запаса ФИО5 об оспаривании действий командующего войсками округа и военного комиссара Алтайского края, связанных соответственно с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава военкомата,-

У С Т А Н О В И Л:

Гержан обратился с вышеуказанным заявлением в суд, при этом в заявлении указал, что проходил военную службу по контракту в военном комиссариате Алтайского края.

Приказом командующего войсками СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № он был досрочно уволен с военной службы по подпункту «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее ОШМ).

Приказом военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № он был исключен из списков личного состава военкомата в связи с увольнением с военной службы.

По мнению заявителя, он незаконно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава военкомата, так как:

он не был приглашен на аттестационную комиссию, которая проводилась ДД.ММ.ГГГГ, также не был ознакомлен с решением аттестационной комиссии об увольнении его по ОШМ;

от назначения на другие воинские должности он не отказывался, желания уволиться по ОШМ он не высказывал и данное желание у него не выяснялось;

в распоряжении военного комиссара он находился свыше установленного законом срока, что является существенным нарушением условий контракта;

денежная компенсация за поднаем жилья ему выплачивалась не одновременно с денежным довольствием, что является систематическим нарушением условий контракта;

было нарушено его право на увольнение с военной службы в связи с существенным и систематическим нарушением командованием в отношении него условий контракта;

на день исключения из списков личного состава военкомата он не был полностью обеспечен денежным довольствием (невыплачена в 2010 году премия за образцовое выполнение воинского долга, ежемесячная надбавка за сложность напряженность и специальный режим военной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплачивалась менее 115%) и вещевым обеспечением;

не рассмотрены военкомом его рапорта вх. №№ 3645, 3649, 3695, поданные им в ноябре 2010 года, о принятии мер по обеспечению положенными видами довольствия и увольнении в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта.

В связи с изложенным, заявитель просил суд:

- признать его увольнение с военной службы по подпункту «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» необоснованным;

- признать приказ командующего войсками СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № в части его досрочного увольнения с военной службы по подпункту «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» незаконным;

- признать параграф 4 приказа военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения его из списков личного состава военкомата незаконным;

- обязать командующего войсками Центрального военного округа (ЦВО) (правопреемника командующего войсками СибВО) и военного комиссара Алтайского края восстановить его на военной службе;

- возместить ему моральный ущерб, причиненный необоснованным увольнением, в размере 80 000 рублей, а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 200 рублей.

Должностные лица, чьи действия оспариваются, - командующий войсками округа и военный комиссар Алтайского края, представитель командующего войсками ЦВО, заявитель, заинтересованное лицо - начальник отдела финансового обеспечения МО РФ по Алтайскому краю и Республики Алтай, надлежащим образом уведомленные о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не прибыли, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, что не препятствует проведению судебного заседания в отсутствие не прибывших участников процесса.

В возражениях на заявление представитель командующего войсками ЦВО указал, что требования заявителя не признает, так как командующий войсками ЦВО не является правопреемником командующего войсками СибВО.

Представитель военного комиссара Алтайского края требования заявителя не признала, пояснив, что порядок увольнения Гержана с военной службы не был нарушен, так как последний, находясь в распоряжении военкома в связи с ОШМ, отказался от дальнейшего прохождения военной службы на предложенных ему нижестоящих воинских должностях, при этом заседание аттестационной комиссии, на котором ба рассматривался вопрос об увольнении Гержана с военной службы по ОШМ, в 2010 году не проводилось, так как оно было проведено ранее в 2008 году. Кроме того, Гержан, на день исключения из списков личного состава, был обеспечен всеми видами довольствия, при этом отказался от получения, имевшегося на складе вещевого имущества, взамен отсутствовавшего положенного имущества. В связи с изложенным, представитель просила суд, отказать заявителю в удовлетворении требований.

Выслушав объяснения представителя военного комиссара Алтайского края, исследовав материалы дела, заслушав заключение помощника военного прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, так как нарушений закона при увольнении и исключении Гержана из списков личного состава военкомата не допущено, военный суд исходит из следующего:

Так, согласно записям в послужном списке, Гержан проходил военную службу с августа 1998 года.

Из выписки из приказа командующего войсками СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Гержан назначен на должность старшего офицера (по учету и предназначению техники) 1 отделения мобилизационного военного комиссариата гор. Бийска и Бийского района, 15 тарифный разряд.

Согласно контракту о прохождении военной службы, заключенному между Гержаном и МО РФ в лице военного комиссара Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, стороны обязались исполнять законодательство РФ, определяющее статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы.

Как усматривается из письма начальника главного организационно-мобилизационного управления ГШ ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему выписки организационных мероприятий, проводимых в военных комиссариатах в 2009 году, военный комиссариат гор. Бийска и Бийского района подлежит переводу на новый штат, которым предусмотрен один военнослужащий - военком.

Согласно протоколу заседания аттестационной комиссии военного комиссариата Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № и аттестационному листу от ДД.ММ.ГГГГ, Гержан занимаемой должности соответствует, целесообразно его увольнение по ОШМ.

При этом из вышеназванного протокола усматривается, что Гержан на заседании аттестационной комиссии присутствовал и до него доведено решение аттестационной комиссии под подпись.

Из выписки из приказа командующего войсками СибВО от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Гержан, старший офицер отделения мобилизационного военного комиссариата гор. Бийска и Бийского района, зачислен в связи с ОШМ в распоряжение военного комиссара Алтайского края.

Согласно приказу военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Гержан, зачисленный в распоряжение военного комиссара Алтайского края, в целях поддержания организованности и установленного порядка прикомандирован в военный комиссариат гор. Бийска и Бийского района.

Как усматривается из сведений на офицеров по военному комиссариату гор. Бийска и Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ, Гержан ознакомился с перечнем вакантных должностей, и с назначением ни на одну из них не согласился, так как все предложенные должности низшие (10 тарифный разряд).

Согласно приказу военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Гержан в целях поддержания организованности и установленного порядка с ДД.ММ.ГГГГ прикомандирован в отдел военного комиссариата Алтайского края по гор. Бийску и Бийскому району.

Из списков военнослужащих, представляемых для принятия решения о выплате денежного довольствия, при нахождении в распоряжении сверх установленных сроков усматривается, что Гержану в октябре 2009 года и в марте 2010 года продлевалась командующим войсками СибВО выплата денежного довольствия, так как заявитель не мог быть уволен с военной службы по ОШМ по причине необеспечения жилой площадью.

Согласно записям в листе беседы от ДД.ММ.ГГГГ, Гержан представляется к увольнению в связи с ОШМ, при этом заявитель от прохождения ВВК отказался, с увольнением не согласен до заключения с ним договора социального найма и получения жилья в собственность в гор. Красноярске.

Из представления от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Гержан был представлен к увольнению с военной службы в связи с ОШМ, согласно последней аттестации в 2008 году он занимаемой должности соответствует, также в представлении указано, что Гержану распределено жилье в  по адресу: , и он имеет общую выслугу более 12 лет.

Как усматривается из договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, Гержан заключил данный договор с ФГУ «Красноярская КЭЧ района» на пользование двухкомнатной квартирой общей площадью 52,9 кв.м., расположенной по адресу: .

Согласно выписке из приказа командующего войсками СибВО от ДД.ММ.ГГГГ №, капитан Гержан, состоящий в распоряжении военного комиссара Алтайского края, досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ, то есть по подпункту «а» пункта 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

При этом в приказе указано, что основанием увольнения Гержана являлось представление военного комиссара Алтайского края.

Из выписки из приказа военного комиссара  от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Гержан, уволенный с военной службы по ОШМ, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава военкомата.

Как усматривается из справки Банка «ВТБ 24» от ДД.ММ.ГГГГ №, справок-расчетов военкомата и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №, в период с апреля по ноябрь 2010 года на платежную карту Гержана поступали ежемесячно денежное довольствие, при этом денежная компенсация за поднаем жилья выплачивалась в следующем порядке: за январь-март в июне; за апрель-май в августе; за июнь-июль в сентябре; за август и ноябрь 18 ноября; за сентябрь-октябрь 19 ноября.

Также, из справок-расчетов усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гержану ежемесячно выплачивалась надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 95% и не выплачивались в 2010 году ежеквартальная премия за образцовое выполнение воинского долга.

Из телеграммы заместителя начальника тыла - заместителя командующего войсками СибВО по тылу от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что с мая 2010 года запрещена до особого распоряжения выдача военное обмундирование нового образца - расцветки «цифра» военнослужащим, находящимся не на воинских должностях.

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ и отзыву начальника отделения вещевого и продовольственного обеспечения военкомата, Гержан в присутствии комиссии отказался от получения вещевого имущества: плащ-палаток р/с, полушубков армейских, валенок армейских, выдаваемых взамен положенного вещевого имущества.

Из рапорта Гержана на имя военкома от ДД.ММ.ГГГГ вх. № усматривается, что заявитель отказался от получения вещевого имущества, предложенного взамен положенного к выдаче, но отсутствовавшего на складе, при этом просил выдать ему вещевое имущество только нового образца.

Как усматривается из карточки учета имущества личного пользования, ведомостей взаимозачетов и накладных, Гержан ДД.ММ.ГГГГ получил на вещевом складе военкомата вещевое имущество девяти наименований, при этом остаток недополученного имущества составил семнадцать наименований (шапка ушанка, пальто зимнее шерстяное, плащ демисезонный, брюки на выпуск, куртка шерстяная, рубашка, галстук, костюм летний х/б, костюм зимний х/б, белье нательное и др.) на общую сумму 8 580 руб. 27 коп.

Согласно письму военного комиссара  от ДД.ММ.ГГГГ, Гержану рекомендуется для погашения задолженности по вещевому имуществу представить в военкомат справку со своими антропологическими данными.

Из рапорта Гержана на имя военкома от ДД.ММ.ГГГГ вх. № усматривается, что заявитель просит отменить приказ об исключении его из списков личного состава военкомата, так как он желает уволиться по несоблюдению условий, заключенного с ним контракта. В качестве оснований несоблюдения условий контракта заявитель указал, что:

не был обеспечен жильем по установленным нормам в избранном месте жительства;

компенсация за поднаем жилья в установленном порядке ему систематически не выплачивалась;

положенное вещевое имущество ему не выдано;

в денежное довольствие не включена премия за образцовое выполнение воинского долга;

незаконно по решению военного комиссара Алтайского края находился в распоряжении военного комиссара гор. Бийска и Бийского района;

незаконно исключен из списков личного состава отдела военного комиссариата Алтайского края по гор. Бийску и Бийскому району;

не предоставлено право выбора основания увольнения.

Из рапорта Гержана на имя военкома от ДД.ММ.ГГГГ вх. № усматривается, что заявитель просит ходатайствовать перед вышестоящим командованием о его увольнении с военной службы по несоблюдению условий контракта со стороны МО РФ.

Как усматривается из ответа военного комиссара Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № со/4382, рапорта Гержана за вх. №№ 3649, 3695 и 3697 рассмотрены, при этом в удовлетворении рапортов отказано, так как: Гержан обеспечен жильем по договору социального найма в гор. Красноярске; компенсация за поднаем жилья выплачена ему в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ; от получения вещевого имущества в замен положенного заявитель отказался; выплата премии за образцовое выполнение воинского долга ему, как военнослужащему, зачисленному в распоряжение и не состоящему на воинской должности, не положена; с ДД.ММ.ГГГГ Гержан находился в структурном подразделении военного комиссариата Алтайского края в гор. Бийске и в распоряжение военкома гор. Бийска и Бийского района не зачислялся; при беседе перед увольнением заявитель не высказывал желания уволиться не по ОШМ.

Обсуждая довод заявителя, что нарушен порядок увольнения с военной службы, так как он не вызывался на заседание аттестационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассматривался вопрос о его увольнении с военной службы по ОШМ, и не был ознакомлен с решением аттестационной комиссии, военный суд считает, что данный довод не основан на требованиях действующего военного законодательства и опровергается исследованными в суде доказательствами, а именно:

согласно требованиям ст. 26 и п. 13 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы (далее Положение), утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, обязательного проведения заседания аттестационной комиссии при решении вопроса об увольнении военнослужащего по ОШМ не требуется;

Гержаном не представлено в суд доказательств, подтверждающих его довод, что ДД.ММ.ГГГГ проводилось вышеупомянутое им заседание аттестационной комиссии, притом, что в соответствии со ст. 56 ГПК каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений;

из протокола № заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ явно усматривается, что вопрос об увольнении заявителя по ОШМ был рассмотрен аттестационной комиссией, на заседании которой присутствовал заявитель и с решением комиссии он был ознакомлен, и именно об этом решении аттестационной комиссии указано в представлении на увольнение.

Что касается утверждения Гержана о том, что нахождение его в распоряжении военного комиссара Алтайского края сверх установленного срока является существенным нарушением условий контракта со стороны командования, военный суд также находит данное утверждение несостоятельным, так как:

в соответствии с п. 4 ст. 42 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также подпунктом «б» п. 2 ст. 13 Положения, военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий, в случае освобождения от воинской должности в связи с проведением ОШМ - не более чем на шесть месяцев, из чего следует, что Гержан правомерно зачислен приказом командующего войсками СибВО в распоряжение военного комиссара Алтайского края;

статьей 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с ОШМ без предоставления им жилых помещений, из чего следует, что командующим войсками СибВО правомерно каждые полгода решался вопрос о продолжении нахождения Гержана в распоряжении военкома и выплате заявителю денежного довольствия, поскольку последний не был согласен на увольнение по ОШМ без предоставления жилья в гор. Красноярске.

Кроме того, давая оценку заявлению Гержана в части того, что по ОШМ он уволен незаконно, так как желания уволиться по данному основанию он не высказывал, и об этом командование у него не спрашивало, также он не отказывался от назначения на другие воинские должности, военный суд исходит из того, что:

В соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ.

При этом условиями для увольнения военнослужащего с военной службы по данному основанию, согласно положениям подпункта «а» п. 4 ст. 34 Положения являются, в том числе, истечение сроков нахождения в распоряжении командира (начальника), установленных п. 4 ст. 42 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и отсутствие его согласия с назначением на высшую или низшую воинскую должность (должность).

Однако, как усматривается из сведений на офицеров по военкомату, Гержан не согласился с назначением на низшую должность, в беседе перед увольнением высказал согласие на увольнение по ОШМ, при соблюдении условий его обеспечения жильем и положенными видами довольствия, в связи с чем, военный суд приходит к выводу, что у командования имелись все основания, после выполнения условий заявителя, уволить его по ОШМ.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд и вознаграждение за него без какой бы то ни было дискриминации.

Статьями 10 и 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что право на труд и вознаграждение за него реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы и получения за это соответствующего денежного довольствия.

Пунктом 4 статьи 42 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случае нахождения в распоряжении командира в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», материальное и иные виды обеспечения военнослужащим устанавливаются с учетом занимаемых ими воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих», денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.

Статьей 13 того же Закона установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачивается премия за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также дополнительная выплата в виде надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации, до 120 % оклада по воинской должности.

Во исполнение вышеназванной нормы Закона порядок выплаты премии за образцовое выполнение воинского долга для военнослужащих по контракту определен п. 5 Приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей», в соответствии с которым премия выплачивается за время фактического исполнения военнослужащим не общих, а конкретных обязанностей по воинской должности.

Кроме того, согласно п. 92 и 205 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее Порядок), утвержденного Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, месячные дополнительные выплаты, к которым отнесена и премия за образцовое выполнение воинского долга, выплачиваются со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, при этом выплата премии производится ежеквартально в размере одной четвертой части установленных годовых норм одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за истекшим кварталом.

Согласно требованиям пунктам 48 и 50 того же Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от занимаемых воинских должностей, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, денежное довольствие выплачивается без учета премии за образцовое выполнение воинского долга.

Днем освобождения от занимаемых воинских должностей военнослужащих расформировываемых воинских частей, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями, считается день окончания сдачи дел и должности в пределах установленных сроков, но не позднее дня окончания расформирования воинской части, таким днем для заявителя в соответствии с приказом военного комиссара Алтайского края являлось ДД.ММ.ГГГГ.

Также пунктом 46 Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в установленном порядке в распоряжение командиров (начальников), за все время нахождения их в распоряжении командиров (начальников), выплачиваются оклады по воинскому званию, оклады по ранее занимаемой воинской должности, процентная надбавка за выслугу лет, ежемесячное денежное поощрение в размере одного оклада по воинской должности и ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в порядке, предусмотренном пунктами 109 - 110 настоящего Порядка, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не установлено иное.

Как следует из пункта 48 Порядка, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобожденным от занимаемых воинских должностей, в том числе в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, денежное довольствие в размерах, установленных пунктом 46 Порядка, выплачивается до дня вступления в исполнение обязанностей по новой воинской должности, либо по день исключения из списков личного состава воинской части.

Из пунктов 108 и 109 Порядка следует, что ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, конкретные размеры надбавки устанавливаются приказом командира воинской части не более чем на один год. По решению соответствующих командиров (начальников) размер надбавки военнослужащим может быть изменен ранее периода, на который она установлена, при изменении условий военной службы.

Анализируя вышеперечисленные доказательства и нормы закона, военный суд полагает, что:

размер оспариваемой надбавки, законодательно закрепленный на уровне до 120%, свидетельствуют о том, что эта дополнительная выплата имеет стимулирующий характер, зависит от объема и значимости выполняемых военнослужащим обязанностей по военной службе и в соответствии с этим может быть дифференцирована в зависимости от качества исполнения этих обязанностей, из чего следует, что военный комиссар Алтайского края, расценив нахождение Гержана, не исполнявшего обязанностей по воинской должности, в распоряжении, как изменение его условий службы в сторону уменьшения объема исполняемых обязанностей, имел право установить последнему на первый период 2010 года надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 95%;

также, военный комиссар Алтайского края имел право отказать заявителю, находящемуся в распоряжении, в выплате ежеквартальных премий за образцовое выполнение воинского долга в 2010 году,

в связи с изложенным суд приходит к выводу, что военный комиссар Алтайского края, не выплатив заявителю ежеквартальные премии за образцовое выполнение воинского долга в 2010 году и установив последнему в первом периоде 2010 года надбавку за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере 95%, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством, а значит прав Гержана не нарушил.

Согласно п. 16 ст. 34 Положения военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Пунктом 2 ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом в зависимости от условий прохождения военной службы по нормам, и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Порядок владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы закона Правительством РФ издано Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О вещевом обеспечении Федеральных органов Исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время», которым утверждены Правила владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом (далее Правила).

В соответствии с пунктами 11 и 21 Правил, военнослужащие обеспечиваются вещевым имуществом личного пользования, инвентарным имуществом и расходными материалами в соответствии с нормами снабжения, при этом, по решению командира воинской части военнослужащим, может выдаваться вещевое имущество за плату по его стоимости, или в счет положенного к выдаче по норме снабжения, но не полученного ранее этими военнослужащими вещевого имущества личного пользования, стоимость которого не превышает стоимости заменяемых предметов вещевого имущества.

Принимая во внимание вышеизложенные требования закона, при обсуждении вопроса обеспеченности заявителя на день исключения из списков личного состава части вещевым имуществом, военный суд исходит из того, что Гержан получил со склада военкомата все положенные и имевшиеся на складе предметы вещевого имущества, при этом командованием военкомата правомерно было предложено заявителю инвентарное вещевое имущество взамен отсутствовавшего на складе и запрещенного к выдаче вышестоящим командованием положенного по нормам снабжения вещевого имущества, от получения которого Гержан отказался. Также судом не выявлено каких-либо обстоятельств, которые препятствовали бы заявителю в получении вещевого имущества и после ДД.ММ.ГГГГ, напротив, судом установлено, что командованием военкомата были приняты все меры для обеспечения заявителя вещевым имуществом и после его исключения из списков личного состава военкомата, в том числе путем подбора имущества в соответствии с антропометрическими данными Гержана, в связи с изложенным, военный суд приходит к выводу о несостоятельности требования заявителя в части необеспечения его вещевым имуществом.

Пунктом 3 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что, в случае отсутствия у военнослужащего жилья по месту службы, воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительством РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, пунктом 3 которого определено, что денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Соглашаясь с заявителем, что задержки по выплате указанной денежной компенсации носили в течение 2010 года регулярный характер, военный суд между тем полагает, что поскольку заявителем не представлено в суд доказательств, что он в связи с этим претерпел какой-либо вред, а также принимая во внимание, что данная выплата в состав денежного довольствия военнослужащего не входит, носит компенсационный характер, выплачивалась заявителю периодически в 2010 году и полностью выплачена на день его исключения из списков личного состава военкомата, то выплата заявителю денежной компенсации за поднаем жилья не одновременно с денежным довольствием не носила системный характер и не является существенным нарушением его прав.

Таким образом, учитывая изложенное выше, военный суд не усматривает в действиях командования существенных и систематических нарушений условий контракта по отношению к Гержану и соответственно наличие у последнего права на увольнение с военной службы по подпункту «а» п. 3 ст. 51 ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», то есть в связи с существенным и систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта.

В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ письменное обращение гражданина подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, при этом подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации.

В развитие действия вышеуказанного Федерального Закона РФ в ст. 107 Дисциплинарного устава ВС РФ (далее ДУ) указано, что должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям.

Статьей 116 ДУ ВС РФ предусмотрено, что все обращения военнослужащих к воинским должностным лицам подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.

Из чего следует, что военный комиссар Алтайского края, направив Гержану на его рапорта №№ 3645, 3649 и 3695, поданные в ноябре 2010 года, ответ ДД.ММ.ГГГГ, порядок и сроки рассмотрения обращений не нарушил, при этом военный суд в целом соглашается с доводами военкома, содержащимися в вышеназванном его ответе заявителю, то есть с тем, что при увольнении Гержана с военной службы по ОШМ не был нарушен установленный порядок увольнения, в том числе он был исключен из списков личного состава военного комиссариата Алтайского края после его обеспечения жильем в избранном им месте жительства - гор. Красноярске.

Кроме того, довод представителя командующего войсками ЦВО, что командующий войсками ЦВО не является правопреемником командующего войсками СибВО, военный суд признает несостоятельным, поскольку в соответствии с Указом Президента РФ № года «О военно-административном делении РФ» военный комиссариат Алтайского края с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с упразднением СибВО, перешел в подчинение командующему войсками ЦВО, и именно последнему делегированы полномочия, связанные, в том числе, с соблюдением прав военнослужащих, проходящих (проходивших) военную службу в подчиненных ему на территории ЦВО (бывшей территории СибВО) частях и учреждениях МО РФ.

Поскольку суд пришел к выводу, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, то в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не подлежат и взысканию в пользу заявителя и понесенные им судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.

Также военный суд полагает, что поскольку в суде не выявлено нарушений прав заявителя при его увольнении с военной службы, то и нет оснований считать, что ему причинен моральный вред, в связи с чем, в возмещении морального вреда Гержану следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 и 258 ГПК РФ, военный суд, -

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО5 об оспаривании действий командующего войсками округа и военного комиссара Алтайского края, связанных соответственно с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава военного комиссариата Алтайского края, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня вынесения его в окончательной форме.

ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий по делу

подполковник юстиции ФИО1

ДД.ММ.ГГГГа