ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.04.2011 Бодайбинского городского суда (Иркутская область)

                                                                                    Бодайбинский городской суд Иркутская область                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бодайбинский городской суд Иркутская область — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Бодайбо 13 апреля 2011 г.

Дело № 2-63-2011

Бодайбинский городской суд Иркутской области в составе:

судьи Ермакова Э.С.,

при секретаре Алексеевой С.В.,

с участием: помощника прокурора г. Бодайбо Керимова В.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Бодайбо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, Администрации Бодайбинского городского поселения по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, возложения обязанности создать Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района, соответствующую требованиям государственного стандарта,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Бодайбо обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Бодайбо и района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не создании Единой дежурно-диспетчерской службы, возложения обязанности устранить допущенные нарушения путем создания Единой дежурно-диспетчерской службы.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой г. Бодайбо проведена проверка исполнения законодательства в сфере организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В соответствии со ст.14-15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населений и территории муниципального района от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера. Согласно пункту 11 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794, в муниципальных образованиях должны быть созданы органы повседневного управления единой системы, Единой дежурно-диспетчерской службы (далее по тексту ЕДДС). Требования к созданию ЕДДС муниципального образования регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская службы. Основные положения», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999 года №400-ст. В соответствии с приведенным ГОСТом ЕДДС создается при органе управления ГОЧС (орган управления, специально уполномоченный на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органе местного самоуправления) на штатной (за счет дополнительной численности органа управления, при котором она создается) или нештатной основе (за счет привлечения на дежурство должностных лиц существующих органов управления).

Роль ЕДДС в системе сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, порядок которой утвержден постановлением правительства РФ от 24 марта 1997 года №334, является основополагающей, поскольку чрезвычайные ситуации в основной своей массе приходятся на территории муниципальных образований. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года №1240-р одобрена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований и утвержден план мероприятий по реализации данной Концепции.

Распоряжением Правительства Иркутской области от 02 апреля 2010 года №48-рп главам муниципальных районов Иркутской области рекомендовано в течение 2010 года создать ЕДДС. В муниципальном образовании г. Бодайбо и района не созданы и не функционируют единые дежурно-диспетчерские службы, в связи с чем, Мэру г. Бодайбо и района было внесено представление об устранении выявленных нарушения и рассмотрении вопроса о создании ЕДДС. Согласно информации Администрации г. Бодайбо и района последняя готова на себя взять обязательства по созданию ЕДДС только на условиях передачи ассигнований на содержание и функционирование ЕДДС из соответствующих уровней бюджета.

Поскольку бездействие Администрации г. Бодайбо и района, выразившееся в отказе создания ЕДДС, создает угрозу безопасности жизнедеятельность населения, что является недопустимым, прокурор, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие Администрации г. Бодайбо и района, возложения на Администрацию г. Бодайбо и района обязанности устранить допущенные нарушения законодательства путем создания Единой дежурно-диспетчерской службы в течение двух месяцев со дня вступления решения суд в законную силу.

В дальнейшем прокурором г. Бодайбо представлено уточнение к исковому заявлению, в котором к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Бодайбинского городского поселения, о чем 29 марта 2011 года судом вынесено соответствующее определение.

В данном заявлении прокурор г. Бодайбо просил признать незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, Администрации Бодайбинского городского поселения по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, возложения обязанности на ответчиков устранить допущенные нарушения и создать Единую дежурно-диспетчерскую службу, соответствующего Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская службы. Основные положения», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999 года №400-ст, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г. Бодайбо - Керимов В.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации г. Бодайбо и района - Романенко Е.В. (по доверенности от 15 февраля 2011 года) исковые требования не признала, поддержав ранее представленные письменные возражения, согласно которым в соответствии с пп.7п.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с пп.8 п.1 ст.14 приведенного закона участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений. Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены положениями п. 2 ст.11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЕДДС чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Обязанность по созданию ЕДДС не входят в полномочия органов местного самоуправления муниципального района в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 11 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне - являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований. Компетенция и полномочия органов повседневного управления единой системы определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы. Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01. Создание ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01,02,03, 04 и др.). Финансирование работ по созданию и развертыванию системы -112, согласно Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе ЕДДС муниципальных образований производится с учетом софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как далее указывает ответчик, во исполнение приведенных нормативных правовых актов, Постановлением Администрации г. Бодайбо и района №255-п от 25 сентября 2006 года на территории Бодайбинского района была создана единая дежурно-диспетчерская служба, которая функционирует в системе объединенной дежурно-диспетчерской службы Бодайбинского района на базе телефона «01». Компетенция и полномочия ЕДДС Бодайбинского района определены соответствующим Положением о ЕДДС г. Бодайбо и района, составленном начальником ОГПН МЧС России г. Бодайбо и района.

Таким образом, Единая дежурно-диспетчерская служба, созданная Администрацией г. Бодайбо и района соответствует указанным выше нормативным правовым актам и является действующим органом в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Бодайбинском районе. Финансирования работ по созданию и развертыванию системы «112» в Бодайбинском района из бюджета Иркутской области в рамках федеральных целевых программ не производилось. Ссылка прокурора на Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская службы. Основные положения», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999 года №400-ст, по мнению ответчика не состоятельная, поскольку применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании. Кроме того, п.3.7. ГОСТ Р 22.7.01-99: «ЕДДС города создается при городском органе управления ГОЧС». В связи с чем, создание ЕДДС не является обязанностью органов местного самоуправления муниципального района. Обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы возложена на органы местного самоуправления городского или сельского муниципального поселения. Данное обстоятельство подтверждено выводами мирового судьи судебного участка * в определении от *** и постановлении от ***, вступившими в законную силу.

Представитель ответчика - Администрации Бодайбинского городского поселения - Майоров Ю.П. по доверенности от 04 февраля 2011 года исковые требования прокурора не признал по следующим основаниям: пунктом 11 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» предусмотрено создание единой дежурно-диспетчерской службы муниципальных образований. Распоряжением Правительства Иркутской области от 02 апреля 2010 года №48-рп «О создании постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня» рекомендовано главам муниципальных районов и городских округов Иркутской области создать в течение 2010 года: а) органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов Иркутской области; б) единые дежурно-диспетчерские службы соответствующих муниципальных районов в городских округов Иркутской области (ЕДДС); в) предусмотреть в проектах местных бюджетов расходы по содержанию специально уполномоченных органов и ЕДДС. Создание ЕДДС в Бодайбинском городском поселении будет противоречить требованиям нормативных актов как федерального, так и областного уровня, кроме того не сможет охватить территорию всего Бодайбинского района.

Представитель третьего лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области по доверенности от 28 февраля 2001 года - Соколовский М.В. исковые требования прокурора полагал обоснованными, мотивируя тем, что ГУ МЧС России по Иркутской области осуществляет в установленном порядке надзор за выполнением органами местного самоуправления установленных требований по гражданской обороне, а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в переделах своих полномочий. В соответствии со ст.4 ФЗ от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовых уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Важным элементов муниципального звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций органа управления является Единая дежурно-диспетчерская служба, которая создается в муниципальных образованиях. Требования созданию ЕДДС регламентированы Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская службы. Основные положения», утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 09 ноября 1999 года №400-ст, который устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования ЕДДС города и района. Распоряжением Правительства Иркутской области от 02 апреля 2010 года №48-рп главам муниципальных районов Иркутской области рекомендовано в течение 2010 года создать ЕДДС.

Таким образом, бездействие Администрации г. Бодайбо и района, выразившееся в не создании ЕДДС, является недопустимым и создает угрозу безопасности жизнедеятельности населения. Доводы ответчика о том, что ЕДДС создана и функционирует на базе телефона «01» не состоятельны, поскольку ЕДДС, создано Постановлением №255-п от 25 сентября 2006 года при ПЧ-* ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района, которое уже ликвидировано и существует «14 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области». На телефон «01» поступают только сведения о пожаре. Телефон «112» не работает. Необходимость создания ЕДДС на всей территории Российской Федерации заключается в том, что в 2012 году ЕДДС муниципальных образований субъектов РФ будут объединяться в единую инфокоммуникационную среду системы -112.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление Прокурора г. Бодайбо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, возложения обязанности создать Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района, соответствующего требованиям государственного стандарта, обоснованным и подлежащим удовлетворению частично. Требования прокурора г. Бодайбо к Администрации Бодайбинского городского поселения не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, права и свободы граждан являются высшей ценностью. Статьей 42 Конституции России предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, в том числе на защиту от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма и экстремизма; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 4 указанного Федерального закона № 68-ФЗ).

Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использование специализированных технических средств об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

«Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, в Российской Федерации создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Пунктами 10 и 11 указанного «Положения…», на муниципальном уровне постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления, в частности органами повседневного управления РСЧС на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС).

«Положением о территориальной подсистеме Иркутской области единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 25 августа 2008 года № 243-ПА, предусмотрено, что органами повседневного управления на территории Иркутской области являются: на региональном уровне - центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Иркутской области, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительных органов государственной власти Иркутской области; на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области; на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) (пункт 9).

Управление территориальной подсистемой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, сетей вещания, каналов связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до соответствующих органов управления, сил территориальной подсистемы и населения (пункт 11).

Распоряжением Правительства Иркутской области от 02 апреля 2010 года № 48-рп главам муниципальных районов Иркутской области рекомендовано в течение 2010 года создать ЕДДС.

Согласно пункту 3.2. Государственного стандарта (ГОСТ) Р22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба», принятого и введённого в действие 01 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, основными задачами ЕДДС являются, в том числе: прием от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС; анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение; сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и распространение между ДДС города полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС; обобщение, оценка и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, подготовка и коррекция заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий); информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах; доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия; обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности; приём от населения и организаций сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию.

Постановлением Администрации г. Бодайбо и района от 25 сентября 2006 года №255-п «Об утверждении Положения о единой дежурно-диспетчерской службе Бодайбинского района на базе телефона «01» (служба спасения)» утверждены: 1) Положение о ЕДДС г. Бодайбо и района на базе телефона «01» (служба спасения); 2) перечень предприятий и организаций г. Бодайбо и района, дежурно-диспетчерский персонал которых входит в состав объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях; 3) список особо важных объектов г. Бодайбо и района; 4) схема сбора информации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории г. Бодайбо и района; 5) обязанности глав муниципальных образований по сбору и обмену информаций в области защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях и происшествиях, произошедших на закрепленной территории; 6) поручено и.о. начальнику ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района Н. в соответствии с положением о ЕДДС совместно с руководителями предприятий и организаций разработать инструкции-соглашения для дежурно-диспетчерского персонала о сборе, обмене, передаче информации и взаимодействии; 7) руководителям предприятий и организаций обеспечить представление доклада диспетчеру ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района об оперативной обстановке с 8-30 до 9-00 часов и с 20-00 до 20-30 часов, а при чрезвычайных ситуациях и происшествия немедленно; 8) поручить общее руководство работой ЕДДС и.о. начальника ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района Н. (л.д.

Пунктами 1.2-1.3. «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе г. Бодайбо и района» определено, что ЕДДС функционирует в системе объединенной дежурно-диспетчерской службы Бодайбинского района на принципах Единой службы спасения на базе телефонного номера «01» с привлечением муниципальных диспетчерских служб предприятия района. ЕДДС объединяет дежурные службы муниципальных предприятий и организаций, координирует их деятельность в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера и взаимодействует с другими службами сторонних предприятий (л.д. 88).

Согласно п.5.1 Положения дежурно-диспетчерская служба выполняет свои задачи путем несения круглосуточного дежурства на пункте управления при ПЧ-* ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района оперативным составом дежурного караула. Дежурная смена работает по утвержденного графику. Личный состав пункта управления ДДС состоит из сменных диспетчеров ДДС (л.д. 92).

Однако наличие указанных выше распоряжений органа местного самоуправления само по себе еще не означает, что единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования Бодайбинского района Иркутской области реально существует и осуществляет свою деятельность.

Государственным стандартом (ГОСТ) Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба», принятого и введённого в действие 01 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, установлено, что ЕДДС является вышестоящим органом для всех ДДС города по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС; функционирует круглосуточно и при этом должна: немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению и (или) ликвидации ЧС после получения необходимых данных.

ЕДДС должна включать в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения. В крупных городах для обеспечения функционирования ЕДДС должна создаваться автоматизированная система в составе узла связи, центра оповещения и комплекса средств автоматизации. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства. В каждую смену должны быть включены старший оперативный дежурный и его помощник (пункты 3.9-3.10).

Кроме того, созданный узел связи ЕДДС должен обеспечивать: устойчивое функционирование средств связи; поддержание действующих связей в заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления запланированных и вновь организуемых связей; техническую готовность средств и сооружений связи для привязки подвижных средств связи; внутреннюю связь на пункте управления, в том числе громкоговорящую связь; безопасность связи и информации; прямые телефонные каналы связи между ЕДДС и вышестоящими городскими органами управления, а также с ДДС города; прием информации по единому выделенному телефонному номеру городской телефонной сети общего пользования одновременно от нескольких абонентов; автоматическое определение номера входящего абонента; документирование (запись) ведущихся переговоров; коммутацию принятого сообщения (избирательно и циркулярно) до соответствующих ДДС города; радиосвязь со стационарными и подвижными абонентами.

Для приема и передачи экстренных сообщений о ЧС на территории России предусматривается использование единого общеевропейского телефонного номера (кода 112) доступа к ЕДДС (пункты 3.11.-3.12. ГОСТ Р 22.7.01-99).

Как установлено в судебном заседании и не оспорено представителем Администрации г. Бодайбо и района ПЧ-* ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района на пункте управления, которого должны выполняться функции созданной дежурно-диспетчерской службы ликвидировано. Данное обстоятельство следует из объяснений третьего лица - ГУ МЧС РФ по Иркутской области.

Другой орган или учреждение МЧС России, который в настоящее время осуществляет несение круглосуточного дежурства на пункте управления системой связи, Администрацией г. Бодайбо и района не определен.

Не представлено суду ответчиком - Администрацией г. Бодайбо и района по правилам ст. ст. 56, 249 ГПК РФ и надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что ЕДДС города включает в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, связи и оповещения, что разработаны алгоритм действий дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС по мониторингу и прогнозированию ЧС, инструкция о порядке несения дежурства диспетчерского персонала ЕДДС, положение о руководителе данной службы, штатное расписание, а также иные необходимые внутренние документы, как это предусмотрено ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба» и приложениями к нему.

Представителем ответчика не оспаривалось и то обстоятельство, что Администрацией г. Бодайбо и района не осуществляется финансирование единой дежурно-диспетчерской службы, в том числе на базе телефона экстренной службы «01», не образован штат службы, нанят и прошел обучение её персонал.

Напротив, данное обстоятельство подтверждено информациями Мэра г. Бодайбо и района от 09 июня 2010 года № № 1597, от 11 октября 2010 года № 2907, от 20 августа 2010 года № 2385, свидетельствующие об отсутствии финансирования мероприятий по созданию ЕДДС, решением Думы г. Бодайбо и района от *** года № *, согласно которому создание единой дежурно-диспетчерской службы признано нецелесообразным (л.д. 99, 110-118).

Пункты 5.1. «Положения единой дежурно-диспетчерской службе г. Бодайбо и района на базе телефона 01», утвержденного Постановлением Мэра г. Бодайбо и района от 25 сентября 2006 года № 255-п, согласно которой данная служба выполняет свои функции путем несения круглосуточного дежурства на пункте управления ПЧ-56 ОГПС МЧС России г. Бодайбо и района оперативным составом дежурного караула, противоречит требованиям «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, «Положению о территориальной подсистеме Иркутской области единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 25 августа 2008 года № 243-ПА, в силу положений пунктов 9-11 которых, единая дежурно-диспетчерская служба муниципальных образований является самостоятельным органом, осуществляющим прием всех сообщений о чрезвычайных ситуациях, а не только о вызванных пожарами.

Возложение органом местного самоуправления обязанности приема сообщений о чрезвычайных ситуациях на органы государственной противопожарной службы, осуществление приема сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения чрезвычайных ситуациях, а также соответственно и иных задач, предусмотренных пунктом 3.1., 3.2. ГОСТ Р22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба», принятого и введённого в действие 01 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, противоречит положениям ст. ст. 16-19 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», распределяющую компетенцию между органами государственной власти и местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Доводы ответчика - Администрации г. Бодайбо и района о том, что постановлением мирового судьи участка * по г. Бодайбо от ***, вступившим в законную силу, от ***, оставленным без изменения Бодайбинским городским судом по результатам рассмотрения жалобы на постановление, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.6. КоАП РФ было прекращено за отсутствием в действиях Администрации г. Бодайбо и района, не создавшей Единую дежурно-диспетчерскую службу на уровне муниципального района, не могут быть признаны обоснованными.

Обстоятельства, установленные судебным постановлением по делу об административном правонарушении, не отнесены ст. 61 ГПК РФ к числу преюдициальных, имеющих обязательную силу и не подлежащих доказыванию. Такое судебное постановление является лишь одним из доказательств по делу, которое не имеет заранее установленную для суда силу, а установленные им обстоятельства подлежат проверке в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные суду доказательства, суд находит их относимыми, допустимыми и в совокупности достаточными для вывода суда о том, что необходимые организационные, финансовые и технические условия для существования и надлежащего осуществления Единой дежурно-диспетчерской службы, предусмотренные федеральным законодательством о защите населения территории от чрезвычайных ситуаций, соответствующие вышеуказанному ГОСТу Р22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба» в муниципальном образовании г. Бодайбо и района не выполняются.

Соответственно суд находит обоснованным доводы прокурора г. Бодайбо о том, что Единая дежурно-диспетчерская служба на уровне муниципального района - г. Бодайбо и района, в том числе на базе телефона экстренной службы «01», не создана.

Данное обстоятельство нарушает права граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, гарантированных ст. 42 Конституции РФ, Федеральным законом РФ от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на защиту от чрезвычайных ситуаций.

Не могут быть признаны обоснованными доводы ответчика - Администрации г. Бодайбо и района со ссылкой на положения ГОСТ Р22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-диспетчерская служба», о том, что единая дежурно-диспетчерская служба создается в городе, в связи с чем, обязанность по её созданию возложена на муниципальное образование - Бодайбинское городское поселение.

Разделение полномочий между муниципальными образованиями г. Бодайбо и района и Бодайбинского городского поселения в части создания единой дежурно-диспетчерской службы осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и правовых актов, определяющих структуру единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 5 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794 территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами единой системы являются: на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления (пункты 6-7 «Положения…» от 30 декабря 2003 года № 794).

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пунктам 9-11 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794, единые дежурно-диспетчерские службы составляют систему органов повседневного управления единой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, целью существования которой является повышение готовности администрации и служб города к реагированию на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств городских служб при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Из системного толкования приведенных положений законодательства о местном самоуправлении и нормативных правовых актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следует, что единая дежурно-диспетчерская служба является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, действует неразрывно и во взаимосвязи с координационными органами системы, создаваемыми в соответствии с административно-территориальным делением, то есть по муниципальным районам.

Соответственно данная служба как составная часть единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должна быть создана именно в Бодайбинском муниципальном районе, а не в Бодайбинском городском поселении, что соответствует пункту 23 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.

Иное исключало бы взаимосвязь всех уровней подсистемы, не обеспечивало бы реализацию целей и задач, установленных пунктами 3.1. - 3.2. ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», принятого и введённого в действие 01 января 2000 года Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, на территории Бодайбинского района.

На данное обстоятельство указывает и Распоряжение Правительства Иркутской области от 02 апреля 2010 года № 48-рп «О создании постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня», которым главам муниципальных районов и городских округов Иркутской области рекомендовано в течение 2010 года создать: органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и городских округов Иркутской области; единые дежурно-диспетчерские службы соответствующих муниципальных районов и городских округов Иркутской области; предусмотреть в проектах местных бюджетов расходы по содержанию специально уполномоченных органов единой дежурно-диспетчерской службы.

Данным правовым актом субъекта федерации, принятом в пределах его компетенции, уточнена структура органов повседневного управления единой территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, суд находит установленным, что ответчиком - Администрацией г. Бодайбо и района допущено незаконное бездействие, выразившееся в отсутствии создания в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба» Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования - г. Бодайбо и района.

Поэтому именно на Администрацию г. Бодайбо и района должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения закона и создать Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального образования - г. Бодайбо и района.

Доводы ответчика - Администрации г. Бодайбо и района об отсутствии решения о выделении денежных средств на создание Единой дежурно-диспетчерской службы г. Бодайбо и района не может быть признано обстоятельством, препятствующим исполнению этой обязанности. Создание данной службы составляет реализацию полномочий органа местного самоуправления - муниципального района, согласно пункту 23 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, в связи с чем, соответствующие денежные средства должны быть предусмотрены в бюджете муниципального образования, а Администрация г. Бодайбо и района вправе выйти с инициативой о внесении изменений в соответствующую часть расходов бюджета.

Поскольку, как установлено выше, законодательством и иными правовыми актами не предусмотрена обязанность создания Бодайбинским городским поселением ЕДДС, включающего в себя уровень муниципального района, разрешая спор по правилам ст. 196 ГПК РФ по заявленному иску, в удовлетворении требований прокурора г. Бодайбо о признании незаконными бездействия Администрации Бодайбинского городского поселения, связанного с отсутствием создания единой дежурно-диспетчерской службы и о возложении на данное муниципальное образование обязанности по её созданию, должно быть отказано.

По правилам части 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Данный процессуальный срок в силу ст. 107 ГПК РФ устанавливается исходя из принципа разумности.

При определении срока для создания ЕДДС, суд принимает во внимание, что соответствующие мероприятия потребуют значительных финансовых и трудовых затрат на их осуществление. Необходимо в соответствии с ГОСТом принятие соответствующих положений, программ, алгоритмов ее функционирования, выбор помещения для расположения ЕДДС, приобретение, размещение технических средств управления, связи и оповещения, набор дежурно-диспетчерского персонала, его обучение, и соответственно выделение в бюджете муниципального образования соответствующих средств на их финансирование.

Поэтому установление срока в течение двух месяцев для создания на территории Бодайбинского района ЕДДС в соответствии с государственным стандартом, не может быть признан достаточным. Доказательств того, что все приведенные выше мероприятия возможно будет исполнить в течение двух месяцев со дня вынесения решения, прокурор г. Бодайбо суду не представил.

Вместе с тем, длительное неисполнение данных мероприятий будет создавать угрозу жизни, здоровью и собственности граждан.

Принимая во внимание данные обстоятельства, необходимости соблюдения требований ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба», исходя из принципа разумности, суд в соответствии с частью 1 ст. 107, частью 1 ст. 206 ГПК РФ считает необходимым определить срок для исполнения обязанности Администрацией г. Бодайбо и района устранить нарушения пожарной безопасности в отношении вышеуказанных муниципальных общежитий в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

3. Поскольку на основании пунктов 9, 19 ст. 333.36 НК РФ обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, её взыскание в доход бюджета с ответчика - Администрации г. Бодайбо и района, в связи с удовлетворением иска прокурора г. Бодайбо не производится.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Прокурора г. Бодайбо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г. Бодайбо и района, Администрации Бодайбинского городского поселения по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы, возложения обязанности создать Единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района, соответствующую требованиям государственного стандарта, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Бодайбо и района, выразившееся в отсутствии создания на территории Бодайбинского муниципального района Единой дежурно-диспетчерской службы, соответствующей требованиям ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-Диспетчерская служба», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст.

Обязать Администрацию г. Бодайбо и района устранить допущенные нарушения закона и создать на территории Бодайбинского муниципального района Единую дежурно-диспетчерскую службу, соответствующую требованиям ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-Диспетчерская служба», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

В удовлетворении заявления прокурора г. Бодайбо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Бодайбинского городского поселения, выразившееся в отсутствии создания Единой дежурно-диспетчерской службы, соответствующей требованиям ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая Дежурно-Диспетчерская служба», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 09 ноября 1999 года № 400-ст, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Бодайбинский городской суд.

Судья: Э.С. Ермаков