ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.04.2011 Омсукчанского районного суда (Магаданская область)

                                                                                    Омсукчанский районный суд Магаданской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Омсукчанский районный суд Магаданской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2011 года п. Омсукчан

Омсукчанский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Беляевой И.И.,

при секретаре Мотрошиловой Р.И.,

с участием помощника прокурора Омсукчанского района Попова М.Г.,

представителей заинтересованных лиц - ГУ МЧС РФ по Магаданской области отделения надзорной деятельности по Омсукчанскому району Гедзенко С.Н., администрации МО «Омсукчанский район» Кулакова Д.А.,

в отсутствие представителя ответчика - редакции газеты «Омсукчанские Вести», заинтересованного лица - представителя ГУ МЧС России по Магаданской области,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Омсукчанского районного суда Магаданской области гражданское дело по иску прокурора Омсукчанского района П.В. Безменова (в порядке ст.45 ГПК РФ) к редакции газеты «Омсукчанские Вести», об обязании проведения разработки специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласованию её с отделением надзорной деятельности,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Омсукчанского района Магаданской области Безменов П.В. обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц редакции газеты «Омсукчанские Вести» об обязании проведения разработки специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласованию её с отделением надзорной деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора Омсукчанского района Попов М.Г. требования заявленные в иске поддержал в полном объеме, пояснив, что прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства в деятельности редакции газеты «Омсукчанские Вести».

Отсутствие в редакции газеты «Омсукчанские Вести» специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности. В результате отсутствия специальной программы обучения, и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников, создаются условия, при которых предприятие не может гарантировать безопасность работников и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара. Просит признать бездействие редакции газеты «Омсукчанские Вести», выразившееся в непринятии мер к разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, согласованной с территориальным органом государственного пожарного надзора, незаконным. Обязать редакцию газеты «Омсукчанские Вести» принять меры к разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму, в которой разработать следующие меры: общие понятия о горении и пожаро- и взрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий предприятия; меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов; требования пожарной безопасности к путям эвакуации; общие сведения о системах противопожарной защиты в организации; организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации; конкретные действия ИТР (инженерно-технических работников), рабочих и служащих при пожарах; программу обучения пожарно-техническому минимуму согласовать с отделением надзорной деятельности по Омсукчанскому району.

Представитель ответчика редакции газеты «Омсукчанские Вести» в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования признали в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - администрации МО «пос.Омсукчан» Кулаков Д.А. требования признал частично и пояснил, что обучение пожарно-техническому минимуму должен пройти руководитель организации и специалист по пожарной безопасности. Просит исключить требование о согласовании специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму с отделением надзорной деятельности по Омсукчанскому району.

Представитель заинтересованного лица - начальник отделения надзорной деятельности по Омсукчанскому району ГУ МЧС РФ по Магаданской области в Омсукчанском районе Гедзенко С.Н. требования прокурора поддержала в полном объеме и пояснила, что порядок согласования специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму с отделением надзорной деятельности ничем не регламентирован и нормативными актами не определен.

Представитель заинтересованного лица ГУ МЧС России по  в судебное заседание не явился. О дате, времени, и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, причин уважительности своей неявки не представил.

Суд, выслушав помощника прокурора, представителей заинтересованного лица, проверив представленные доказательства, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Согласно ст.3 ФЗ от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Статьей 25 указанного закона установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 9 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 года №868, установлено, что МЧС России в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Приказом МЧС России №645 от 12.12.2007 г. (в редакции от 22.06.2010) утверждены Нормы пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», устанавливающие требования пожарной безопасности к организации обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, к которым относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с пунктом 4 названных Норм, основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее пожарно-технический минимум).

Согласно пунктам 31, 34, 35, 39, 40, 51, 52, 53 Норм пожарной безопасности, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Обязанности по организации обучения пожарно-техническому минимуму в организации возлагается на ее руководителя, организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума, непосредственно в организации обучаются среди прочих: работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; педагогические работники дошкольных образовательных учреждений; работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации.

Специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций. Согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Омсукчанского района проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства в деятельности редакции газеты «Омсукчанские Вести», в ходе которой выяснилось, что в редакции газеты «Омсукчанские Вести» отсутствует специальная программа обучения пожарно-техническому минимуму, согласованная с территориальным органом государственного пожарного надзора, что представляет собой неисполнение учреждением возложенной на него ст.25 ФЗ №69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» обязанности в области обеспечения пожарной безопасности.

В результате отсутствия специальной программы обучения, и, следовательно, непосредственного обучения пожарно-техническому минимуму работников, создаются условия, при которых предприятие не может гарантировать безопасность работников и ставит под угрозу их жизнь и здоровье в случае возникновения пожара.

Таким образом, суд полагает необходимым признать незаконным бездействие редакции газеты «Омсукчанские Вести», выразившееся в непринятии мер к разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму. Обязать редакцию газеты «Омсукчанские Вести» разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, в которой разработать следующие меры: общие понятия о горении и пожаро- и взрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий предприятия; меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов; требования пожарной безопасности к путям эвакуации; общие сведения о системах противопожарной защиты в организации; организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации; конкретные действия ИТР (инженерно-технических работников), рабочих и служащих при пожарах, установив срок исполнения в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку порядок согласования специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму с отделением надзорной деятельности ничем не регламентирован и нормативными актами не определен, то требование прокурора Омсукчанского района в части согласования программы обучения пожарно-техническому минимуму с отделением надзорной деятельности по Омсукчанскому району удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

Исковое заявление прокурора Омсукчанского района Магаданской области Безменова П.В. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст.45 ГПК РФ) к Муниципальному учреждению «Редакция газеты «Омсукчанские Вести» об обязании проведения разработки специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму и согласованию её с отделением надзорной деятельности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения «Редакция газеты «Омсукчанские Вести» выразившееся в непринятии мер к разработке специальной программы обучения пожарно-техническому минимуму.

Возложить на Муниципальное учреждение культуры «Центр досуга и народного творчества» обязанность разработать специальную программу обучения пожарно-техническому минимуму, в которой разработать следующие меры: общие понятия о горении и пожаро- и взрывоопасных свойствах веществ и материалов, пожарной опасности зданий предприятия; меры пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ и при хранении веществ и материалов; требования пожарной безопасности к путям эвакуации; общие сведения о системах противопожарной защиты в организации; организационные основы обеспечения пожарной безопасности в организации; конкретные действия ИТР (инженерно-технических работников), рабочих и служащих при пожарах, установив срок исполнения в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении требования в части согласования программы обучения пожарно-техническому минимуму с отделением надзорной деятельности по Омсукчанскому району - отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения решения, через Омсукчанский районный суд.

Председательствующий И.И.Беляева