ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.05.2010 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

                                                                                    Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2823-2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2010 г. Якутский городской суд РС (Я) в составе   судьи Оконешниковой М.М., при секретаре Сивцевой Ю.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Семенова Виктора Рюриковича к Прокуратуре Республики Саха (Якутия) об оспаривании предостережения о недопустимости нарушения закона,

у с т а н о в и л:

Семенов В.Р., исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по РС/Я, обратился в суд с заявлением в порядке оспаривания решения должностного лица о признании недействительным предостережение о недопустимости нарушения закона от 29 марта 2010 г., подписанное первым заместителем прокурора республики Никоновым В.Н. В суде заявитель пояснил, что 23 декабря 2009 г. приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования был утвержден план контрольно-надзорной деятельности на 2010 год, в соответствии с которым Управление по РС (Я) должно было провести выездные и документарные проверки по 127 хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность с использованием объектов животного мира, водных объектов, недр, лесов. В соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», введенным в действие с 1 января 2010 г., Генеральной прокуратурой РФ был сформирован сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2010 г., перечень контрольных мероприятий в котором не соответствует утвержденному плану контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по РС (Я). Согласно письменных указаний руководителя Федеральной службы и начальника Департамента территориальный орган осуществлял свою работу на основании утвержденного плана, а не сводного плана Генеральной прокуратуры РФ. 29 марта 2010 г. ему было вручено предостережение Прокуратуры РС (Я) о недопустимости нарушения закона с предупреждением об административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ, которое он просит признать недействительным.

Представитель Прокуратуры РС (Я) в суде с доводами заявителя не согласилась, мотивируя тем, что согласно ст.9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» полномочия по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок возложены на органы прокуратуры, в связи с чем приказом Генерального прокурора РФ за № 319 от 2 октября 2009 г. был утвержден Порядок формирования сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. План на 2010 год был размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ 31 декабря 2009 г. Прокуратурой РС (Я) был выявлен факт включения в план контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по РС (Я) на 2010 год плановых проверок, не включенных в Сводный план, сформированный Генеральной прокуратурой РФ, в частности в п.18 плана указано проведение проверки в отношении ЗАО «________», также не соответствуют сводному плану мероприятия, указанные в п.п.28-30, 35, 37-38, 42-45, 47-48, 52, 70, 73, 94, 109, 111, 119 Плана Управления, проведение которых не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. В связи с этим в адрес руководителя Управления Росприроднадзора по РС (Я) в соответствии со ст.25 ФЗ «О прокуратуре РФ» было направлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

30 июля 2004 г. постановлением Правительства РФ № 400 было утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования как федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, и находящемся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Приказом данного министерства № 431 от 20 ноября 2008 г. было утверждено Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС (Я). В соответствии с указанными положениями Федеральная служба и его территориальные органы регионального уровня в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а Управление по РС (Я) также руководствуется актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В п.п.4 и 9 Положения указано, что территориальный орган осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности и осуществляет контрольные и надзорные функции в соответствии с утверждаемым Росприроднадзором планом. Временным регламентом организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 2 октября 2009 г. № 292, были установлены сроки разработки проектов планов управлениями, их направления и согласования. Так, проект плана контрольно-надзорной деятельности Управления по РС (Я) был разработан в ноябре 2009 г., согласован с Департаментом по ДВФО 1 декабря 2009 г. и утвержден приказом Федеральной службы от 23 декабря 2009 г. за № 378.

В соответствии со ст.9 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294-ФЗ), вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2010 г., плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. В части 6 и 7 данной статьи указано, что в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры, а органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, ежегодные планы проведения плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года. Приказом Генерального прокурора РФ № 319 от 2 октября 2009 г. был утвержден и введен в действие Порядок формирования ежегодного сводного плана плановых проверок, во исполнение которого был сформирован сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2010 год. По обращению исполнительного директора ОАО «________» Прокуратурой РС (Я) была проведена проверка на предмет законности планируемой Управлением Росприроднадзора по РС/Я проверки, по результатам которой на имя руководителя Управления было направлено предостережение о недопустимости нарушения ст.9 ФЗ № 294-ФЗ. Первый заместитель прокурора республики указал в данном предостережении о том, что план, утвержденный Росприроднадзором, не соответствует сводному плану проверок субъектов предпринимательства на 2010 год, сформированному Генеральной прокуратурой РФ, и которым Управлению следует руководствоваться при организации и проведении плановых контрольно-надзорных мероприятий. При этом руководитель как должностное лицо предупрежден об административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Согласно ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Семенов В.Р. в соответствии со ст.ст.254-255 ГПК РФ, предусматривающими право гражданина, организации оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, нарушающими по их права и свободы, создающими препятствия к их осуществлению либо незаконно возлагающими на гражданина какой-либо обязанности, обратился в суд с заявлением о признании недействительным (незаконным) предостережение первого заместителя прокурора республики, которое судом признается обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего. Так, части 6 и 7 ст.9 ФЗ № 294-ФЗ, устанавливающие обязанность органов государственного контроля (надзора) по направлению проектов планов в органы прокуратуры и формирование Генеральной прокуратурой РФ сводного ежегодного плана, вступили в силу с 1 января 2010 года и по общим правилам действия гражданского законодательства во времени, установленным ст.4 ГК РФ, они применимы к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из смысла указанных норм закона следует, что органы государственного контроля (надзора) обязаны представить в органы прокуратуры проекты планов на год к 1 сентября 2010 г. и соответственно должны руководствоваться в своей деятельности по контролю и надзору Сводному плану на 2011 год. Таким образом различия по перечням контрольно-надзорных мероприятий, указанным в плане контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по РС (Я) и в Сводном плане Генеральной прокуратуры РФ на 2010 год, не могут быть расценены как нарушение ФЗ № 294-ФЗ. Семенов В.Р. как руководитель Управления по РС (Я) обязан обеспечить исполнение актов Федеральной службы и выполнение утвержденного плана контрольно-надзорной деятельности Управления. 10 и 18 марта 2010 г. руководителем Росприроднадзора и начальником Департамента по ДВФО было дано письменное разъяснение о том, что при осуществлении контрольно-надзорных функций необходимо руководствоваться планом деятельности по соответствующему территориальному органу. С учетом вышеизложенного суд считает доводы заявителя о необоснованности направления ему первым заместителем прокурора республики предостережения о недопустимости нарушения закона правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Семенова Виктора Рюриковича удовлетворить: признать недействительным в виду нарушения прав гражданина и юридического лица предостережение первого заместителя прокурора республики о недопустимости нарушения закона от 29 марта 2010 г., направленное в адрес и.о.руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС (Я).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) через Якутский городской суд в течение 10 дней.

Судья: М.М.Оконешникова

Решение вступило в законную силу ь