Лиманский районный суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Лиманский районный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2011 г. п. Лиман
Лиманский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего: судьи Босхомджиевой Б.А.
при секретаре судебного заседания: Горячевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области о признании бездействия Администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области незаконным, понуждении подачи заявления для постановки на учет ГТС,
УСТАНОВИЛ:
Астраханский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации с иском к Администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, указав, что результате проверки исполнения законодательства о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, было установлено, что на территории имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения: ГТС, представляющее собой земляную дамбу на ильмене (2 шт.), длиной № метров, шириной по верхнему валу № метра каждая, 1976 г. постройки, расположенные на территории . В нарушение требований законодательства администрация МО «Камышовский сельсовет» не предприняла мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения, находящегося на территории муниципального образования. В связи с отсутствием собственника ГТС и бездействием ответчика по постановке ГТС на учет, меры по обеспечению безопасности ГТС не принимаются, контроль(мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных, техногенных воздействий, на основании данных которого должна осуществляться оценка безопасности ГТС никем не осуществляется. В результате непринятия мер по постановке вышеуказанных ГТС на учет в качестве в качестве бесхозяйных, администрацией не осуществляются меры по их безопасности, осуществлению надлежащего экологического попуска и пополнения водных объектов западно-подстепных ильменей в период осенне-весеннего паводка, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» и экологические интересы РФ. В связи с этим, истец просил признать бездействие администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений незаконным и обязать администрацию МО Камышовский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет в качестве бесхозяйных вышеуказанных гидротехнических сооружений с приложением необходимых документов.
В судебном заседании прокурор Круглов Д.А. исковые требования поддержал.
Представитель администрации МО «Камышовский сельсовет» ФИО1 в судебном заседании с требованиями прокурора согласился.
Представители Нижне-Волжского БВУ и Нижне-Волжского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явились, просили рассмотреть требования прокурора в их отсутствие и заявленные требования удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст.8,9 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требований, таких как: обеспечение допустимого уровня риска аварий ГТС; представление деклараций безопасности ГТС; осуществление мер по обеспечению безопасности ГТС; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации. Собственник ГТС или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность ГТС.
Из существа Федерального закона от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" вытекает, что в связи с повышенной опасностью ГТС, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нанесения ущерба окружающей природной среде и нормальному процессу жизнедеятельности людей, ГТС обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как усматривается из материалов дела, проведенным 29.03.2011 г. внеплановым обследованием бесхозяйных гидротехнических сооружений, функционирующих на территории Лиманского района Астраханской области, установлено, что на территории имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения: ГТС, представляющее собой земляную дамбу на ильмене (2 шт.), длиной № метров, шириной по верхнему валу № метра каждая, 1976 г. постройки, расположенные на территории .
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно справке обследования ГТС от 29.03.2011 г. ГТС, представляющее собой земляную дамбу на ильмене (2 шт.), длиной 10 метров, шириной по верхнему валу 3 метра каждая, 1976 г. постройки, расположенные на территории Одна из земляных дамб служат для пропуска воды в период половодья, вторая в период пропуска паводковых вод вскрывается на ширину 4 метра и служит для заполнения водой ильменя . Обследованные водопропускные сооружения являются гидротехническими сооружениями, уровень безопасности расценивается, как нормальный. Местоположение № СШ, № ВД.
Названные гидротехнические сооружения являются бесхозяйной недвижимостью. Отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечет неисполнение предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации.
Судом установлено, что указанные гидротехнические сооружения не имеют собственника, не состоят на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, являются бесхозяйным недвижимым имуществом, что подтверждается информацией ТО Росимущества по Астраханской области, Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, территориальных органов Федеральной службы государственной организации, кадастра и картографии.
Из нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Кроме того, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
Вопрос о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей разрешается в порядке, установленном в Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации 17 сентября 2003 года N 580. Указанным Положением предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
В соответствии со ст.8 Устава МО «Камышовский сельсовет» к вопросам местного значения сельсовета относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах МО «Камышовский сельсовет».
В целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация муниципального образования «Камышовский сельсовет» Лиманского района обязана осуществить постановку на учет в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права вышеуказанных гидротехнических сооружений.
Вместе с тем в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрация МО «Камышовский сельсовет» не предприняла мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений, находящихся на территории поселения.
Поскольку данные объекты недвижимости расположены в административных границах муниципального образования Камышовского сельского поселения Лиманского района Астраханской области, не обращение администрации сельского поселения в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем суд находит требования истца обоснованными, основанными на вышеприведенных правовых нормах.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Астраханского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Камышовский сельсовет» Лиманского района Астраханской области по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений: ГТС, представляющее собой земляную дамбу на ильмене (2 шт.), длиной № метров, шириной по верхнему валу № метра каждая, 1976 г. постройки, расположенные на территории незаконным.
Обязать администрацию МО «Камышовский сельсовет» подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений: ГТС, представляющее собой земляную дамбу на ильмене Школьный (2 шт.), длиной 10 метров, шириной по верхнему валу 3 метра каждая, 1976 г. постройки, расположенные на территории МО «Камышовский сельсовет» с приложением необходимых документов.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: