ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.07.2010 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

                                                                                    Московский районный суд города Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Московский районный суд города Санкт-Петербурга — Тексты судебных актов

Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2010 года Санкт-Петербург

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Волкович В.М.

при секретаре Алиевой Б.А.

с участием прокурора Ивановой А.А.

с участием адвоката Баклагина Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Конопчинского В.Р., Кудряшовой Н.А., Астрем Г.В., Репина М.С. об оспаривании решений Муниципального Совета МО Новоизмайловское,

УСТАНОВИЛ:

Конопчинский В.Р., Кудряшова Н.А., Астрем Г.В., Репин М.С. (далее – заявители), являющиеся жителями и избирателями Муниципального образования муниципальный округ Новоизмайловское (далее также – МО Новоизмайловское), обратились в суд с заявлением о признании незаконным Решения Муниципального совета МО Новоизмайловское (далее – МС МО Новоизмайловское) от 09 сентября 2008 года №9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» и признании недействующим Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 «О внесении изменений в Устав Муниципального образования Новоизмайловское». В обоснование своих требований заявители указали, что Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года №9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» противоречит части 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, поскольку для МС МО Новоизмайловское две трети голосов составляет 14 голосов, в то время как на заседании МС МО Новоизмайловское 09 сентября 2008 года присутствовали только 11 депутатов. Кроме этого, по мнению заявителей, Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года №9 и Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 «О внесении изменений в Устав Муниципального образования Новоизмайловское» являются незаконными, поскольку в нарушение части 4 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское не был официально опубликован: содержащий текст проекта выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 за сентябрь 2008 года был изготовлен тиражом всего 1000 экземпляров и фактически среди жителей МО Новоизмайловское не распространялся.

Также заявителями указано, что Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 «О внесении изменений в Устав Муниципального образования Новоизмайловское» изменена избирательная система, используемая для проведения муниципальных выборов депутатов МС МО Новоизмайловское. В частности, оспариваемым решением пункт 1 статьи 23 Устава МО Новоизмайловское изложен в следующей редакции: «Муниципальный совет состоит из 20 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по многомандатным (один округ – пять депутатов) избирательным округам, образуемым на территории Муниципального образования», в то время как в предыдущей (до внесения изменений) редакции данная норма закрепляла следующее: «Муниципальный совет состоит из 20 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по многомандатным (один округ – один депутат) избирательным округам, образуемым на территории Муниципального образования». По мнению заявителей, поскольку такое изменение избирательной системы было произведено незаконно и при фактическом лишении их возможности принять участие в обсуждении муниципального правового акта о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское, Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 нарушает как их прав на участие в осуществлении местного самоуправления, так и их избирательные права л.д. 8-11).

Заявители Конопчинский В.Р., Кудряшова Н.А., Астрем Г.В., Репин М.С. в судебное заседание не явились, поручив представлять их интересы адвокату Баклагину Е.А., который в судебное заседание явился, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель МС МО Новоизмайловское Медведев А.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, а также заявил о пропуске заявителями установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срока на обращение с заявлением в суд.

Судом в порядке ст. 47 ГПК РФ для дачи заключения к участию в деле привлечена Санкт-Петербургская избирательная комиссия, которая в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 статьи 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга «О Санкт-Петербургской избирательной комиссии» осуществляет на территории Санкт-Петербурга контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей ФИО14, ФИО13, ФИО12, ФИО11, исследовав материалы дела, установив имеющие значение по делу обстоятельства, проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, заслушав заключение представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии Тетердинко А.П., полагавшего требования заявителей не подлежащими удовлетворению, и заключение прокурора Ивановой А.А., также полагавшей требования заявителей не подлежащими удовлетворению, суд полагает возможным отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Устав МО Новоизмайловское, принятый Постановлением МС МО Новоизмайловское от 27 декабря 2004 года № 45 и зарегистрированный Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 марта 2004 года № 94, в редакции Решения МС МО Новоизмайловское от 15 февраля 2006 года №1 официально опубликован в газете «Новоизмайловский меридиан», выпуск №2 (75) за март 2006 года л.д.45-66).

Решением МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» утвержден проект Решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское», установлено опубликование данного проекта с текстом предполагаемых изменений и дополнений в средствах массовой информации, на 30 сентября 2008 года назначено проведение публичных слушаний для обсуждения указанного проекта, установлены время и место проведения публичных слушаний, а также порядок учета предложений граждан по проекту и участия граждан в обсуждении проекта, председателем публичных слушаний назначен Глава МО Новоизмайловское – Председатель МС ФИО14 л.д. 17-20).

Суд полагает, что основания для признания Решения МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 незаконным в судебном порядке отсутствуют.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 не рассчитано на неоднократное применение, поскольку направлено на единовременное назначение и проведение публичных слушаний по конкретному проекту муниципального правового акта, в связи с чем не является нормативным правовым актом, а является правовым актом ненормативного характера. Рассмотрение и разрешение гражданского дела о его оспаривании должно происходить не в порядке главы 24 ГПК РФ («Производство по делам о признании недействующими нормативных правых актов полностью или в части»), а в порядке главы 25 (статьи 254-258) ГПК РФ («Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

В соответствии с ч.1 ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Нарушение своих прав Решением МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 заявители связывают с тем, что они были лишены возможности участвовать в обсуждении проекта муниципального правового акта о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское.

Между тем, в выпуске газеты «Новоизмайловский меридиан», №17 (119), подписан к печати 17 ноября 2008 года, оформленном брошюрой л.д. 46), опубликован текст Устава МО Новоизмайловское, при этом на первой странице прямо указано, что текст Устава публикуется в редакции Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года № 13. Тот факт, что данный выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан» был надлежащим образом доведен до сведения жителей МО Новоизмайловское, заявителями не оспаривается. Как пояснил в судебном заседании представитель заявителей, у них нет каких-либо претензий к опубликованию Устава МО Новоизмайловское в редакции Решения МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9, а само данное решение по порядку его официального опубликования и введения в силу заявителями не оспаривается л.д. 170).

Решением Избирательной комиссии МО Новоизмайловское от 15 декабря 2008 года №4-1 утверждена схема избирательных округов для проведения выборов депутатов МС МО Новоизмайловское четвертого созыва, предусматривающая образование четырех многомандатных избирательных округов. Данное решение официально опубликовано в газете «Новоизмайловский меридиан», №20 (122) за декабрь 2008 года л.д. 131). 01 марта 2009 года в МО Новоизмайловское состоялось голосование на выборах депутатов МС МО Новоизмайловское четвертого созыва. При этом выборы проводились по новой избирательной системе четырех пятимандатных избирательных округов, закрепленной в Уставе МО Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13. Решениями Избирательной комиссии МО Новоизмайловское от 02 марта 2009 года №№19-1, 19-2, 19-3, 19-4 о результатах выборов депутатов МС МО Новоизмайловское четвертого созыва, голосование на которых состоялось 01 марта 2009 года, по каждому из четырех многомандатных избирательных округов избранными депутатами МС МО Новоизмайловское признаны по 5 кандидатов. Данные решения официально опубликованы в газете «Новоизмайловский меридиан», №7 (129) за март 2009 года л.д. 132-135).

Заявители Кудряшова Н.А. и Астрем Г.В. в судебном заседании подтвердили, что они знали о том факте, что выборы 01 марта 2009 года проведены по новой избирательной системе л.д. 76).

Таким образом, о факте внесения изменений в Устав МО Новоизмайловское Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года № 13, в том числе о факте изменения избирательной системы (с 20 одномандатных избирательных округов на 4 пятимандатных избирательных округа), используемой для проведения выборов депутатов МС МО Новоизмайловское, заявители узнали еще в ноябре 2008 года в связи с официальным опубликованием новой редакции Устава МО Новоизмайловское в выпуске газеты «Новоизмайловский меридиан», №17 (119), подписан к печати 17 ноября 2008 года, а также в марте 2009 года в связи с проведением голосования на выборах депутатов МС МО Новоизмайловское четвертого созыва.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования должен выноситься на публичные слушания.

Следовательно, заявители, получившие информацию о факте внесения изменений в Устав МО Новоизмайловское не позднее марта 2009 года и одновременно полагающие, что их право на участие в предусмотренных указанной нормой пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» публичных слушаниях по проекту муниципального правого акта, которым данные изменения были внесены в Устав, было нарушено, в силу части 1 статьи 256 ГПК РФ обязаны были обратиться с заявлением в суд об оспаривании Решения МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года №9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» в течение трех месяцев, то есть никак не позднее июня 2009 года.

Однако заявление в суд было подано заявителями только в марте 2010 года, то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 256 ГПК РФ срока на обращение с заявлением в суд.

Кроме этого, суд полагает, что Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» было надлежащим образом доведено до сведения жителей МО Новоизмайловское, что также свидетельствует о пропуске заявителями срока на обращение в суд с требованием о признании данного решения незаконным.

Данное решение было официально опубликовано в выпуске газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года.

Доводы заявителей о том, что данный выпуск фактически не распространялся, не нашли своего надлежащего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются доказательствами, представленными суду МС МО Новоизмайловское.

Допрошенный в качестве свидетеля ФИО12, который в сентябре 2008 года являлся Главой Местной администрации МО Новоизмайловское, показал, что он подписывал счет на оплату выпуска газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, и данный выпуск был фактически изготовлен. За распространение газеты отвечал заместитель Главы МО Новоизмайловское ФИО17 В сентябре 2008 года ФИО17 принес в кабинет ФИО12 пачку выпуска газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, и положил ее во встроенный шкаф, где она так и пролежала. Между тем, свидетель ФИО12 не смог пояснить, какое количество экземпляров выпуска газеты ФИО17 оставил в шкафу у него в кабинете: весь тираж или какую-то часть тиража л.д. 171-172). Таким образом, показания ФИО12 не свидетельствуют о том, что выпуск газеты не мог быть распространен среди жителей МО Новоизмайловское.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО14, который в сентябре 2008 года являлся Главой МО Новоизмайловское, показал, что выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, на территории МО Новоизмайловское не распространялся, о чем ему известно от ФИО12 и ФИО13 Поскольку выпуск газеты не распространялся, он полагает, что публичные слушания по проекту решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское фактически не проводились. л.д. 77-78).

Показания ФИО14 не свидетельствуют о том, что выпуск газеты не мог быть распространен среди жителей МО Новоизмайловское, поскольку о данном обстоятельстве ФИО14 стало известно со слов ФИО12, который, в свою очередь, приходит к такому выводу исходя из того, что в сентябре 2008 года ФИО17 оставил у него в кабинете пачку газет, однако при этом не может однозначно утверждать, что у него в кабинете был оставлен весь либо большая часть тиража выпуска газеты.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО13, которая в сентябре 2008 года являлась заместителем Главы Местной администрации МО Новоизмайловское, показала, что выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, на территории МО Новоизмайловское не распространялся, поскольку тираж газеты она видела в сейфе у ФИО12 уже после проведения публичных слушаний и не был заключен договор на распространение данного выпуска газеты с курьерской фирмой л.д. 78-79).

Оценивая показания ФИО13 суд приходит к выводу, что они не свидетельствуют о том, что выпуск газеты не мог быть распространен среди жителей МО Новоизмайловское, поскольку ФИО13 не пояснила, какое количество экземпляров выпуска газеты она видела в сейфе у ФИО12, а отсутствие в МО Новоизмайловское договора на распространение газеты с какой-либо курьерской фирмой само по себе не свидетельствует о факте нераспространения газеты: органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать, каким образом доводить до сведения жителей выпускаемые ими бесплатные печатные материалы – самостоятельно либо при помощи сторонней коммерческой организации за счет средств местного бюджета.

Показания свидетелей ФИО14 и ФИО13 о том, что публичные слушания по проекту решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав в соответствии с законом не проводились и данное мероприятие следует расценивать не как публичные слушания, а как чаепитие с жителями МО Новоизмайловское, являются их субъективной оценкой и опровергаются материалами дела. Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и ... представлены документы, которые были поданы для регистрации изменений в Устав МО Новоизмайловское, внесенных Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13. Среди данных документов имеются заявление о регистрации изменений, подписанное Главой МО Новоизмайловское ФИО14 л.д. 86), а также протокол публичных слушаний, также подписанный Главой МО Новоизмайловское ФИО14 л.д.122-123).

Кроме этого, суд критически оценивает показания допрошенных свидетелей ФИО12, ФИО14 и ФИО13 в связи с тем, что все данные свидетели в течение последнего времени находились в состоянии юридического конфликта с МО Новоизмайловское в лице его органов.

ФИО12 обращался в суд с исковым заявлением к МС МО Новоизмайловское о признании незаконным решения МС, изменения даты его увольнения с должности Главы Местной администрации и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Интересы ФИО12 по данному делу представляла Кудряшова Н.А., являющаяся заявителем по настоящему делу (решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 19 ноября 2009 года и определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2010 года,л.д. 161-167).

ФИО14 обращался в суд с заявлением к МС МО Новоизмайловское о признании его и.о. Главы МО Новоизмайловское и признании незаконным решения МС об избрании ФИО17 Главой МО Новоизмайловское. Интересы ФИО14 по данному делу представляла Кудряшова Н.А., являющаяся заявителем по настоящему делу (решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 09 марта 2010 года и определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 апреля 2010 года,л.д. 136-153).

ФИО13 обращалась в суд с заявлением к Избирательной комиссии МО Новоизмайловское о признании незаконным решения комиссии об отмене решения комиссии о признании ФИО13 избранной депутатом МС МО Новоизмайловское. Интересы ФИО13 по данному делу представляла Кудряшова Н.А., являющаяся заявителем по настоящему делу (решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июля 2009 года и определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 сентября 2009 года,л.д. 154-160).

В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен ФИО11, который в сентябре 2008 года являлся главным специалистом Местной администрации МО Новоизмайловское. Свидетель ФИО11 показал, что в сентябре 2008 года взял в кабинете у ФИО12 пачку выпуска газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, примерно 500-600 экземпляров, с тем, чтобы отвезти ее в Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и положить на стойку для бесплатных газет при входе в здание Администрации. При выходе из кабинета ФИО12 он встретил ФИО17, который, узнав, куда направляется ФИО11, попросил его оставить на стойке в Администрации только часть газет, а остальную часть разнести по подъездам жилых домов. После этого ФИО11 поехал в Администрацию Московского района Санкт-Петербурга и оставил на стойке при входе в здание Администрации примерно 200-300 экземпляров выпуска газеты, остальные экземпляры от разнес по подъездам жилых домов, расположенных на территории МО Новоизмайловское, оставляя газеты в подъездах около почтовых ящиков, по два-три экземпляра газеты на каждый подъезд л.д. 172).

Показания свидетеля ФИО11 являются четкими, последовательными и не противоречат иным собранным по делу доказательствам, с связи с чем у суда отсутствуют основания не доверять им.

Тот факт, что свидетель ФИО11 является двоюродным братом Главы МО Новоизмайловское ФИО17, не ставит под сомнение достоверность сообщенных свидетелем суду сведений, поскольку на момент сентября 2008 года он являлся сотрудником Местной администрации МО Новоизмайловское и мог выполнять указания вышестоящих должностных лиц о распространении выпуска газеты.

Также суд учитывает, что сами заявители приложили к своему заявлению в суд выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года. В ходе судебного заседания 24 мая 2010 года представителем заявителей было заявлено, что данный выпуск газеты был получен ими от ФИО12 л.д. 76), однако ФИО12, допрошенный в судебном заседании 13 июля 2010 года в качестве свидетеля, показал, что данный выпуск газеты он никому, в том числе и заявителям, не передавал л.д. 172). В связи с чем суд полагает, что у заявителей был доступ к выпуску газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, при этом их утверждение о получении данного выпуска от ФИО12 либо не соответствует действительности, либо означает, что свидетель ФИО12 дал суду ложные показания.

Таким образом, МС МО Новоизмайловское суду представлены доказательства, свидетельствующие о факте распространения выпуска газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, силами муниципальных служащих МО Новоизмайловское, в то время как заявителями суду не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих об обратном.

Кроме этого, в силу части 4 стати 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

В соответствии с пунктом 12 статьи 15 Устава МО Новоизмайловское (в редакции, действующей на момент сентября 2008 года), проект муниципального правого акта о внесении изменений и дополнений в Устав Муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в Устав подлежит опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Муниципальным Советом порядка учета предложений по проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

Из данных норм видно, что имеющееся на момент сентября 2008 года в МО Новоизмайловское нормативное правовое регулирование института публичных слушаний предусматривало возможность не только опубликования, но и обнародования информации, связанной с проведением публичных слушаний по проекту муниципального правого акта о внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское.

Как видно из справки Главы МО Новоизмайловское, выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, был размещен на информационном стенде в помещении МС МО Новоизмайловское л.д. 125).

Свидетель ФИО11 показал, что выпуск газеты «Новоизмайловский меридиан», №14 (116) за сентябрь 2008 года, в сентябре 2008 года вывешивался на информационном стенде в помещении МС МО Новоизмайловское л.д. 173).

Факт размещения выпуска газеты на информационном стенде в сентябре 2008 года заявителями не оспаривается.

Таким образом, информация о публичных слушаниях по проекту Решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское была также обнародована. Жителям МО Новоизмайловское, в том числе и заявителям, была предоставлена возможность ознакомиться с проектом решения и получить информацию о времени и месте проведения публичных слушаний, порядке учета предложений по проекту решения, а также о порядке участия граждан в его обсуждении.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что в отношении требования о признании незаконным Решения МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» заявителями пропущен установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок на обращение в суд.

Часть 1 статьи 246 ГПК РФ закрепила, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Согласно разъяснению, содержащемуся в абзацах первом и пятом пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд заявителями не заявлялось, доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока, заявителями суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования заявителей о признании незаконным Решения МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 по мотиву пропуска ими установленного частью 1 статьи 260 ГПК РФ трехмесячного срока на обращение в суд.

Также не может быть принят во внимание довод заявителей о том, что Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» противоречит части 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, поскольку для МС МО Новоизмайловское две трети голосов составляет 14 голосов, в то время как на заседании МС МО Новоизмайловское 09 сентября 2008 года присутствовали только 11 депутатов.

Норма части 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространяется на правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а не на ненормативный правовой акт о назначении публичных слушаний для обсуждения правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 принято при наличии необходимого кворума.

Согласно пункту 7 статьи 26 Устава МО Новоизмайловское (в редакции, действующей на момент 09 сентября 2008 года), заседание Муниципального Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов. К моменту 14 октября 2008 года число избранных депутатов МС МО Новоизмайловское составляло 16 (из 19 первоначально избранных депутатов полномочия 4 были досрочно прекращены Постановлениями МС МО Новоизмайловское от 15 декабря 2004 года №40, от 26 января 2005 года №3, от 23 июня 2005 года №23, от 28 марта 2007 года №7 –л.д. 126-129); соответственно, заседание было правомочным при присутствии на нем 11 депутатов. Данное требование было выполнено. Как видно из списка присутствующих на заседании МС МО Новоизмайловское 09 сентября 2008 года л.д. 41), содержащего подписи присутствующих депутатов, на данном заседании присутствовало 11 депутатов.

Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 «О внесении изменений в Устав Муниципального образования Новоизмайловское» в Устав МО Новоизмайловское внесены изменения и дополнения, в частности в новой редакции изложены или дополнены преамбула, пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 5, статья 9, подпункт 1 пункта 9 статьи 15, пункт 3 статьи 19, пункт 2 статьи 22, статья 23, пункты 4, 8, 9 статьи 26, пункт 1 статьи 27, пункт 1 статьи 28, подпункт 8 пункта 2 статьи 30, пункт 6 статьи 31, пункт 1, 2, 6, 7, 10 статьи 32, пункт 5 статьи 36, статья 40, пункт 1 статьи 41, статьи 43, 44, пункт 7 статьи 48, статьи 49 и 50 Устава.

Суд полагает, что основания для признания Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 недействующим в судебном порядке отсутствуют.

По существу заявителями фактически оспорен Устав МО Новоизмайловское в редакции Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13. Поскольку устав муниципального образования является нормативным правовым актом, суд рассматривает и разрешает дело с учетом правил главы 24 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 принято в пределах полномочий МС МО Новоизмайловское, поскольку вопрос о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования отнесен к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 1 части 10 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 принято в надлежащей форме, поскольку в силу пункта 4 статьи 41 Устава МО Новоизмайловское (в редакции, действующей на момент 14 октября 2008 года) Муниципальный Совет принимает решения.

Судом проверено соблюдение процедуры принятия Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13.

Как уже указано выше, нарушений при назначении публичных слушаний по проекту решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское, опубликовании (обнародовании) данного проекта, опубликовании (обнародовании) установленного МС МО Новоизмайловское порядка учета предложений по проекту и порядка участия граждан в его обсуждении, судом не установлено.

Решение МС МО Новоизмайловское от 09 сентября 2008 года № 9 «О назначении публичных слушаний для обсуждения проекта решения МС МО Новоизмайловское «О внесении изменений и дополнений в Устав МО Новоизмайловское» в судебном порядке признанию незаконным не подлежит.

Как видно из материалов, представленных суду Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, публичные слушания по проекту решения МС МО Новоизмайловское о внесении изменений в Устав МО Новоизмайловское были фактически проведены, по их результатам составлен соответствующий протокол л.д. 122-123).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 4 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», при государственной регистрации устава муниципального образования или внесенных в него изменений регистрирующий орган проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, а также проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Действия Управления Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по регистрации изменений в Устав МО Новоизмайловское, внесенных Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года № 13, никем не оспаривались, закону не противоречат.

Согласно пункту 7 статьи 26 Устава МО Новоизмайловское (в редакции, действующей на момент 14 октября 2008 года), заседание Муниципального Совета правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов.

К моменту 14 октября 2008 года число избранных депутатов МС МО Новоизмайловское составляло 16 (из 19 первоначально избранных депутатов полномочия 4 были досрочно прекращены Постановлениями МС МО Новоизмайловское от 15 декабря 2004 года №40, от 26 января 2005 года №3, от 23 июня 2005 года №23, от 28 марта 2007 года №7 –л.д. 126-129); соответственно, заседание было правомочным при присутствии на нем 11 депутатов.

Данное требование было выполнено. Как видно из списка присутствующих на заседании МС МО Новоизмайловское 14 октября 2008 года л.д. 121), содержащего подписи присутствующих депутатов, на данном заседании присутствовало 14 депутатов.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В силу пункта 1 статьи 23 Устава МО Новоизмайловское (в редакции, действующей на момент 14 октября 2008 года), установленное число депутатов составляло 20; соответственно, за принятие Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 должно было проголосовать не менее 14 депутатов.

Данное требование было выполнено. Как видно из протокола заседания МС МО Новоизмайловское 14 октября 2008 года л.д. 120), за принятие Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 проголосовали 14 депутатов.

Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 в надлежащем порядке введено в действие. В частности, оно в соответствии с требованиями действующего законодательства и Устава МО Новоизмайловское подписано Главой МО Новоизмайловское, зарегистрировано Управлением Министерства юстиции РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 30 октября 2008 года л.д. 109), официально опубликовано в газете «Новоизмайловский меридиан», выпуск (брошюрой) №17 (119) за ноябрь 2008 года л.д. 88).

Фактически Решение МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 было направлено на приведение Устава МО Новоизмайловское в соответствие с требованиями законодательства РФ и Санкт-Петербурга, а также на изменение отдельных аспектов правового регулирования вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.

Внесенные Решением МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13 изменения и дополнения в Устав МО Новоизмайловское по своему содержанию не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.

Обсуждать вопрос о целесообразности внесения в Устав МО Новоизмайловское тех или иных изменений и дополнений суд не вправе (подпункт «а» пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования заявителей о признании недействующим Решения МС МО Новоизмайловское от 14 октября 2008 года №13.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовые основания для удовлетворения требований заявителей Конопчинского В.Р., Кудряшовой Н.А., Астрема Г.В. и Репина М.С.отсутствуют.

На основании вышеизложенного и руководствуясь Федерального закона от 06.10.2003 года № 113-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», ст.ст. 12, 55, 67, 194-199, главами 24, 25 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Конопчинского В.Р., Кудряшовой Н.А., Астрем Г.В. и Репина М.С. об оспаривании решений Муниципального Совета МО Новоизмайловское – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья