ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.09.2010 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

                                                                                    Димитровградский городской суд Ульяновской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Димитровградский городской суд Ульяновской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2010 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Атамановой Т.П. при секретаре Сараевой М.Н., с участием прокурора Бизиной С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах ФИО1 к Управлению образования Администрации г.Димитровграда, Администрации г.Димитровграда о признании незаконным постановления Главы Администрации г.Димитровграда от 29.10.2009 года № * «О внесении изменений в постановление Главы города от 17.09.2008 года № *», о признании незаконным отказа в предоставлении жилищного сертификата, о понуждении к выдаче жилищного сертификата как лицу, оставшемуся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с названным иском к ответчикам, указав, что проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверкой выявлены факты, требующие прокурорского вмешательства.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст.8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со ст.3 Закона Ульяновской области № 60-ЗО от 27.04.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области (в редакции Законов Ульяновской области от 06.12.2006г. № 202-ЗО, от 03.04.2007г. № 30-ЗО) порядок обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Правительством Ульяновской области.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 15.01.2008 года № 1-П «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области» право на обеспечение жилыми помещениями имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения на территории Ульяновской области. Данное право реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом о выделении субсидии на приобретение жилья. Лица, использовавшие выделенную субсидию, снимаются с учета. Лица, не воспользовавшиеся предоставленной субсидией, подлежат восстановлению на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.

ФИО1, * года рождения, осталась без попечения родителей. Мать Ф* умерла * года. Отец Ф* В. решением У* районного суда К* области от 4.12.2007 года лишен в отношении ФИО1 родительских прав.

После смерти Ф*вой С* обратился в Управление образования Администрации г.Димитровграда, выполнявшее функции органа опеки и попечительства с устным заявлением о назначении его опекуном несовершеннолетней ФИО1 Ему был разъяснен порядок назначения опеки, предложен перечень документов, необходимых для представления в Управление образования. Кроме того, ему было разъяснено, что несовершеннолетние не могут проживать без регистрации, девочка должна иметь страховой полис, пользоваться социальными льготами, в связи с чем * необходимо было зарегистрировать её по своему месту жительства.

С* с 02.06.2005 года занимался сбором необходимых документов, проходил медицинский осмотр. 07.06.2005 года С* зарегистрировал ФИО1 по адресу г.Димитровград, пр.Д* *-* в качестве будущей подопечной.

17.08.2005 года постановлением и.о. Главы города № * «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО1 « С* был назначен её опекуном.

Пунктом 3 данного постановления за несовершеннолетней было сохранено право пользования жилым помещением по пр.Д* *-* в г.Димитровграде, которое на праве собственности принадлежит С*ым А.А. и В.М.

Постановлением и.о. Главы города от 14.03.2007 года № * С* был освобожден от исполнения обязанностей опекуна в отношении ФИО1 и попечителем её была назначена Х* Таким образом, ФИО1 фактически утратила право пользования жилым помещением С*, поскольку от обязанностей опекуна С* был освобожден.

Вместе с тем п.4 данного постановления право пользования жилым помещением по адресу г.Димитровград, пр.Д*, *-* за ФИО1 было сохранено, о чем С*ым не было известно.

Подпунктом 1.2 постановления и.о. Главы города от 17.09.2008 года № * «О внесении изменений в постановление Главы города от 14.03.2007 года №*» п.4 постановления и.о. Главы города от 14.03.2007 года № * был признан утратившим силу. Таким образом, законно и обоснованно ФИО1 была признана утратившей право пользования жилым помещением по пр.Д* *-*.

Вместе с тем ФИО1, которая изначально, оставшись без попечения родителей, не имела закрепленного жилого помещения и жилья в собственности, не была поставлена на учет в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, для получения сертификата на приобретение жилого помещения.

Пунктом 1 постановления Главы Администрации города от 29.10.2009 года № * был признан утратившим силу п.п. 1.2 постановления и.о. Главы города от 17.09.2008 года № * « О внесении изменений в постановление Главы города от 14.03.2007 года № *».

Таким образом, без ведома собственников квартиры С*вых за ФИО1 вновь было закреплено право пользования жилым помещением по адресу г.Димитровград, пр.Д* *-*., несмотря на то, что ФИО1 более 2 лет не проживала в квартире.

ФИО1 была лишена права на получение жилищного сертификата на приобретение жилого помещения.

Просят признать незаконным постановление Главы Администрации г.Димитровграда от 29.10.2009 года № * « О внесении изменений в постановление Главы города от 17.09.2008 года № *»,

Признать незаконными действия начальника Управления образования администрации г.Димитровграда в части отказа в предоставлении сертификата о выделении субсидии на приобретение жилья ФИО1,

Обязать Администрацию г.Димитровграда выдать ФИО1 сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

В судебном заседании пом.прокурора г.Димитровграда Бизина С.М. и ФИО1 поддержали исковые требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске, просили иск удовлетворить.

Представитель администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явился, представив суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель Управления образования администрации г.Димитровграда в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются вне очереди жилой площадью по месту жительства в случае, если они не имеют закрепленного жилья. В момент назначения опеки над ФИО1 С* она была зарегистрирована в квартире, принадлежащей С*ым на праве собственности. До этого момента она не была нигде зарегистрирована и жилья не имела. В настоящее время орган опеки и попечительства просит опекуном регистрировать опекаемых в своем жилье временно, при этом дети считаются не обеспеченными жильем, жилая площадь в жилых помещениях опекунов за ними не закрепляется, они имеют право на получении жилищного сертификата. Но в 2005 года такой порядок не применялся. Не оспаривает того обстоятельства, что С* регистрировал ФИО1 в своем жилье как опекун опекаемую. В связи с тем, что ФИО1 считалась ребенком, за которым было закреплено жилье, она не была обеспечена жилищным сертификатом. В иске просила отказать.

С* В.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом.

С* А.А. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что ФИО1 проживала со своей матерью Ф* в р.п. М* до момента смерти матери. Однако, девочка не имела регистрации по месту жительства вообще. После смерти матери он решил оформить опеку над ребенком, но ему органом опеки было поставлено условие о необходимости регистрации ребенка в квартире, принадлежащей ему на праве собственности, иначе девочку поместят в детский дом, и забрать её оттуда будет затруднительно. Он зарегистрировал девочку в своей квартире в качестве опекаемой. При этом ему не разъясняли, что она будет иметь право на его жилье. В 2007 году опека в отношении девочки с него была снята, опекуном стала её тетя, проживающая в г.У*, т.к. ФИО1 поступила учиться в колледж, находящийся в г.У*. Девочка была зарегистрирована в г.У* в квартире опекуна. Впоследствии им объявили, что ребенок имеет право на получение жилищного сертификата, они собрали необходимые документы, опекун и сама ФИО1 написали заявление о том, что она желает получить жилищный сертификат, просили поставить её на очередь на получение сертификата. Однако, в дальнейшем, сертификат ей не выдали.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился. Из представленного отзыва следует, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечении жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Право детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями реализуется путем выделения субсидии на приобретение жилья. Право на получение субсидии удостоверяется жилищным сертификатом. Для получения сертификата дети-сироты лично или их законные представители представляют в органы местного самоуправления документы, перечень которых указан в п.6 Порядка, который в установленный законом срок принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдачи. Федеральным законом № 159-ФЗ установлено, что к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Таким образом, гарантии предоставляются гражданам, нуждающимся в жилье и в возрасте до 23 лет.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора г.Димитровграда, действующего в интересах ФИО1, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что родителями ФИО1,* года рождения, являются Ф*В. и Ф* С., что подтверждается копией свидетельства о рождении л.д.9).

Из копии свидетельства о смерти л.д.14) следует, что мать ФИО1 Ф* С. * года умерла в М* районе Ульяновской области.

Решением У* районного суда К* области от 4.12.2007 года отец ФИО1 Ф*В. был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1 л.д.6-8).

Судом установлено, что постановлением администрации г.Димитровграда № * от 17.08.2005 года над несовершеннолетней ФИО1, * года рождения, была установлена опека в связи с тем, что мать несовершеннолетней умерла, а отец, совместно с ребенком не проживающий, дал согласие на установление опеки. Опекуном на девочкой назначен С*, проживающий по пр.Д*,д.*,кв.* л.д.13). При этом за несовершеннолетней было закреплено право на жилое помещение, принадлежащее на праве собственности опекуну и его супруге С*ой с 2001 года л.д.61-62).

Несовершеннолетняя ФИО1 была зарегистрирована в жилом помещении, принадлежащем опекуну на праве собственности 7.06.2005 года. Ранее она не имела каких-либо жилых помещений, в которых за ней закреплено было бы право пользования, не имела она каких-либо жилых помещений в собственности.

Поскольку судом установлено, что регистрация несовершеннолетней ФИО1 в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности опекуну С* и его жене С* произошла только в связи с оформлением опеки над несовершеннолетней ФИО1, ранее она в данном жилом помещении не проживала, как член семьи собственника в него вселена не была, проживала по месту жительства своей матери в М* районе, суд считает, что закрепление за несовершеннолетней ФИО1 жилого помещения, принадлежащего на праве собственности опекуну и расположенного по адресу г.Димитровград, пр. Д*, *-* является незаконным и необоснованным и лишает ФИО1 реализовать свое право на получение жилищного сертификата как ребенку-сироте.

14 марта 2007 года постановлением и.о. Главы города Димитровграда № * С* был освобожден от исполнения обязанностей опекуна, опекуном ФИО1 была назначена Х*л.д.12). Однако, за ФИО1 по-прежнему сохранили право пользования жилым помещением по пр.Д* *-*, принадлежащим С* на праве собственности (п.4 постановления).

17.09.2008 года постановлением и.о. Главы города Димитровграда № * л.д.11) п.4 постановления и.о. Главы города Димитровграда от 14.03.2007 года № * был признан утратившим силу (п.1.2).

Таким образом, за ФИО1 не было сохранено право пользования каким-либо жилым помещением.

2.06.2008 года орган опеки и попечительства обратился в Администрацию г.Димитровграда с заявлением о постановке на регистрационный учет ФИО1 для внеочередного получения жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. При этом были представлены все необходимые документы, а так же заявление опекуна ФИО1 Х* и самой ФИО1 л.д.54-71).

За период с сентября 2008 года по 29 октября 2009 года вопрос о выделении ФИО1 жилищного сертификата не был решен.

29.10.2009 года постановлением Главы города Димитровграда № * был признан утратившим силу п.п. 1.2 постановления Главы города от 17.09.2008 года № *. Данное постановление суд считает незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что в жилое помещение по пр.Д* *-* ФИО1 была вселена в связи с назначением над ней опеки С*, а не как член семьи собственника.

Согласно п.2 ст.57 ЖК РФ, действующего на момент достижения истцом совершеннолетнего возраста и на момент разрешения спора в суде, вне очереди помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из

учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст.8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

В соответствии со ст.2 Закона Ульяновской области № 60-ЗО от 27.04.2006г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской области ( в редакции Законов Ульяновской области от 06.12.2006г. № 202-ЗО, от 03.04.2007г. № 30-ЗО) право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения (ч.1).

Право на внеочередное предоставление жилых помещений в соответствии с настоящим Законом возникает у лиц, указанных в части I настоящей статьи, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.2).

Из представленных суду доказательств бесспорно следует, что ФИО1, у которого до достижения ею возраста 18 лет умерла мать, а отец был лишен родительских прав, относится к детям-сиротам, на которых распространяется действие вышеуказанных нормативных актов.

Судом так же установлено, что ФИО1 не имела жилого помещения, в котором согласно закону, за ней было бы закреплено право пользования им.

Наличие регистрации в связи с оформлением опеки над ФИО1 в квартире, принадлежащей на праве собственности опекуну С*, не является основанием для закрепления за ней указанного жилого помещения,и в силу действующего законодательства на администрации г.Димитровграда лежала обязанность по учету истца как лица, оставшегося без попечения родителей, имеющего право на получение жилищного сертификата.

Оценив представленные суду доказательства, суд полагает необходимым обязать Администрацию г.Димитровграда выдать ФИО1 жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

Поскольку Управление образования администрации г.Димитровграда является ненадлежащим ответчиком по делу в иске к ним надлежит отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным постановление Главы Администрации г.Димитровграда от 29.10.2009 года № * «О внесении изменений в постановление Главы города от 17.09.2008 года № *».

Признать незаконным отказ в предоставлении ФИО1 жилищного сертификата на приобретение жилья и обязать администрацию г.Димитровграда выдать ФИО1 жилищный сертификат о выделении субсидии на приобретение жилья.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения- 20 сентября 2010 года.

Судья: Т.П.Атаманова.

Решение вступило в законную силу 01.10.2010 года.