ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 13.09.2010 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Пензы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г. Пензы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2010 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Селиверстова А.В.,

при секретаре Симакова О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску администрации г. Пензы к  ФИО1,  ФИО2 о сносе самовольно возведенного строения,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г. Пензы обратилась в суд с названным иском, указав, что администрацией города Пензы был установлен факт самовольного строительства объекта, расположенного на земельном участке по адресу:  адрес обезличен По обращению администрации города Пензы инспекцией Государственного строительного надзора Департамента градостроительства Пензенской области была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО2, не имея разрешения на строительство, осуществляет строительство здания на земельном участке по адресу:  адрес обезличен Согласно постановлению Номер обезличен по делу об административном правонарушении в области строительства от Дата обезличена г. ФИО2 осуществил строительство фундамента, четырех этажей кирпичной кладки, производится кирпичная кладка выше перекрытия четвертого этажа здания размером 15 м. X 18 м. В ходе проведенной проверки установлено также, что земельный участок по адресу:  адрес обезличен к/н 58:29:04 004 022:0088 площадью 721 кв. м. с разрешенным использованием под жилую застройку индивидуальную находится в общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) у ФИО1 и ФИО2, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от Дата обезличена Номер обезличен ФИО2 дважды (в январе и марте 2010 г.) инспекцией Государственного строительного надзора Департамента градостроительства Пензенской области привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5. КоАп РФ за осуществление строительных работ по адресу:  адрес обезличен без разрешения на строительство. Однако в период самовольного строительства ответчиками была осуществлена регистрация права общей долевой собственности (по !/2 доле в праве) на завершенный строительством жилой дом площадью 531, 4 кв. м., при этом на момент регистрации права объект не был завершен строительством, что подтверждается фотофиксацией объекта, произведенной специалистами отдела контроля за строительством администрации г. Пензы 26.11.2009г. За выдачей разрешения на строительство индивидуального жилого дома, либо иного объекта на земельном участке по адресу:  адрес обезличен ответчики в администрацию города Пензы не обращались. При этом в Градостроительном кодексе РФ содержится понятие объекта индивидуального жилищного строительства, которым признаются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (ч. 2 ст. 49). Как установлено в ходе проведения проверки ФИО2 осуществляет кирпичную кладку выше перекрытия четвертого этажа здания, т.е. самовольно строящийся объект не может являться объектом индивидуального жилищного строительства. Кроме того, в силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация данного объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями. В Пензенской области данная экспертиза осуществляется Государственным учреждением "Управление государственной экспертизы по Пензенской области". Однако в отношении проектной документации на возводимый ответчиком объект экспертиза не проводилась. Разрешенное использование земельного участка, на котором возводится самовольный объект - под жилую застройку индивидуальную, при этом параметры строящегося объекта не позволяют сделать вывод, что это объект индивидуального жилищного строительства. В силу положений Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от Дата обезличена Номер обезличен к компетенции администрации города Пензы относятся, в том числе, осуществление контроля за использованием земель г. Пензы, разрешение на строительство на территории города любых объектов независимо от их принадлежности и форм собственности, обращение в установленных законом случаях в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам.

Просит обязать  ФИО2, ФИО1 снести самовольно возведенное строение, расположенное по адресу:  адрес обезличен

Представитель истца администрации г. Пензы ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал исковое заявление, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить. Не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчиков, в порядке заочного судопроизводства.

Ответчики ФИО1 и ФИО2 в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд, с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1,2 ГК РФ:

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу положений Устава города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 г. № 130-12/4 к компетенции администрации города Пензы относятся, в том числе, осуществление контроля за использованием земель г. Пензы, разрешение на строительство на территории города любых объектов независимо от их принадлежности и форм собственности, обращение в установленных законом случаях в суды с исками к органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и гражданам.

В судебном заседании установлено, что земельный участок по адресу:  адрес обезличен к/н 58:29:04 004 022:0088 площадью 721 кв. м. с разрешенным использованием под жилую застройку индивидуальную находится в общей долевой собственности (по 1/2 доле в праве) у ФИО1 и ФИО2

Инспекцией Государственного строительного надзора Департамента градостроительства Пензенской области в связи с обращением администрации г. Пензы была проведена проверка, в ходе которой установлено, что ФИО2, не имея разрешения на строительство, осуществляет строительство здания на земельном участке по адресу:  адрес обезличен

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 15.03.2010 г. жилой дом Номер обезличен по  адрес обезличен, площадью 531,4 кв.м. находится в общей долевой собственности ФИО2 и ФИО1

Как установлено в судебном заседании, на момент регистрации права на указанный выше объект не был завершен строительством, что подтверждается фотофиксацией объекта, произведенной специалистами отдела контроля за строительством администрации г. Пензы 26.11.2009 г.

Постановлением Департамента градостроительства Пензенской области Государственного строительного надзора №38 по делу об административном правонарушении в области строительства от 30.03.2010 г. установлено, что ФИО2 производит строительные работы по строительству здания: произведен фундамент, четыре этажа кирпичной кладки, производится кирпичная кладка выше перекрытия четвертого этажа здание размером 15м.х18 м., расположенному по адресу:  адрес обезличен в г. Пензе без оформленного в законном порядке разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта;

Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

Согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов.

В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ч. 9 ст. 51 Гр К РФ застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка; -

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Как установлено в судебном заседании, 10.06.2010 г. ФИО2 и ФИО1 обратились в администрацию г. Пензы с заявлением, в котором просили выдать разрешение на строительство на земельном участке по  адрес обезличен в г. Пенза кадастровый номер 58:29:04004022:88 на основании ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Письмом от 18.06.2010 г. администрацией г. Пензы отказано в рассмотрении заявления ФИО2 и ФИО1 по существу, поскольку в заявлении не указана информация об объекте капитального строительства.

В сообщении главы администрации г. Пензы от 09.07.2010 г. указывается, что при рассмотрении представленных ФИО2 и ФИО1 документов установлено, что земельный участок кадастровый номер 58:29:04 004 022:0088, расположенный по адресу:  адрес обезличен имеет разрешенное использование под индивидуальную жилую застройку. Согласно заявлению ФИО2 и ФИО1, на вышеуказанном земельном участке возведен объект коммунально -бытового обслуживания, что не соответствует разрешенному использованию земельного участка. Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая, что ими не представлены документы, предусмотренные ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, администрация г. Пензы отказала в выдаче разрешения на строительство объекта по адресу:  адрес обезличен

Указанные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела документами: копиями выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.03.2010 г., копией постановления №38 по делу об административном правонарушении в области строительства от 30.03.2010 г., копиями фотосъёмок, копией технического паспорта на объект незавершенный строительством составленному по состоянию на 30.03.2010 г., копией кадастрового плана земельного участка от 15.09.2006 г., копией заявления ФИО2 и ФИО1 в администрацию г. Пензы от 10.06.2010 г., копией письма № 8-01р-107 от 18.06.2010 г. администрации г. Пензы, копией сообщения № 8-01Р-137 от 19.07.2010 г. главы администрации г. Пензы.

В ст. 49 ч. 2 Градостроительного кодекса РФ содержится понятие объекта индивидуального жилищного строительства, которым признаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).

Как установлено в ходе проведения проверки Государственным строительным надзором Департамента градостроительства Пензенской области ФИО2 осуществляет кирпичную кладку выше перекрытия четвертого этажа здания, то есть самовольно строящийся объект не может являться объектом индивидуального жилищного строительства.

Кроме того, в силу положений ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация данного объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

Однако, как установлено в судебном заседании, в отношении проектной документации на возводимый ответчиком объект экспертиза не проводилась.

Разрешенное использование земельного участка, на котором возводится самовольный объект - под жилую застройку индивидуальную, при этом параметры строящегося объекта не позволяют сделать вывод, что это объект индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что поскольку возведенное ФИО2 и ФИО1 здание по адресу:  адрес обезличен возведено без получения разрешения администрации г. Пензы на строительство и является самовольно возведенным строением, ответчиками доказательств обратного суду не представлено, исковые требования администрации г. Пензы подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск администрации г. Пензы удовлетворить.

Обязать  ФИО2,  ФИО1 снести самовольно возведенное строение, расположенное по адресу:  адрес обезличен

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд г. Пензы заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Судья