Верховный Cуд Республики Тыва Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Данзырын А.С.-М.
с участием прокурора Ойдуп У.М., представителя заявителя ФИО1, представителей Избирательной комиссии Республики Тыва ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании 13 сентября 2010 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Балчый-оола Б.К. о признании незаконными постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 122/535-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва» и части 4 приложения к постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/521-5 от 12 июля 2010 года «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва»,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с заявлением о признании незаконными постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 122/535-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва» и части 4 приложения к постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/521-5 от 12 июля 2010 года «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва» обратился ФИО4, указывая на то, что 19 июля 2010 года Избирательной комиссией Республики Тыва было принято решение об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва, которое оформлено постановлением ИК РТ от 19.07.10г. №122/535-5.
12 июля 2010 года ИК РТ приняла постановление №122/521-5 «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала» при проведении выборов депутатов ВХ РТ первого созыва».
Указанные решения ИК РТ, принятые с нарушениями требований Федерального закона от 12.06.02г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», нарушают его избирательные права, предусмотренные данным законом. Кроме того, определение ИК РТ схемы одномандатных избирательных округов нарушает его право, как депутата законодательного (представительного) органа государственной власти РТ на внесение соответствующих изменений в указанную схему и последующее её утверждение, права, установленного законодательством о выборах и Конституцией Республики Тыва.
Пунктами 2 и 3 статьи 18 ФЗ №67 прямо предусмотрено, что на региональных выборах схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов определяется избирательной комиссией, организующей выборы, а соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти утверждает схему избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. В случае отсутствия законодательного (представительного) органа государственной власти или не утверждения им в установленный срок данной схемы, избирательная комиссия, организующая
выборы, должна принять одно из следующих решений:
а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в
органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего
созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям,
установленным настоящим ФЗ, - о проведении выборов по прежней схеме
округов;
б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям,
установленным настоящим ФЗ, и (или) признана судом в установленном ФЗ
порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении
выборов по избирательным округам, схема которых определяется в
соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной
комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня
официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если
число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется,
избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме
уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю
схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только
округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или)
дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана
недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и
дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в
прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных
округов в соответствии с требованиями п.4 настоящей статьи.
В настоящее время двухпалатный Великий Хурал РТ является действующим органом как в силу федерального законодательства, так и в силу части 2 статьи 2 принятого на референдуме РТ Конституционного закона Республики Тыва от 11.04.10г. №1859 ВХ-2, устанавливающей, что Председатель Правительства РТ, Правительство РТ, Палата представителей, Законодательная палата, осуществляющие свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Конституционного закона, продолжают осуществлять свои полномочия, предусмотренные Конституцией РТ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Конституционного закона, до избрания в правомочном составе Верховного Хурала (парламента) РТ первого созыва.
Прежняя схема избирательных округов не признавалась судом недействующей и не подлежащей применению. Применявшаяся ранее схема отвечает требованиям закона, ведь количество депутатов, избираемых в Верховный Хурал РТ, соответствует количеству депутатов Законодательной палаты (32 депутата), как и ранее, половина депутатов должна избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, половина - по одномандатным округам.
Однако в нарушение приведенных норм ИК РТ не вносит изменения и дополнения в прежнюю схему округов, а определяет новую схему, допуская при этом существенные нарушения закона в части представительства избирателей.
Таким образом, утверждение указанной схемы ИК РТ является нарушением закона в части сроков утверждения и нарушением его права депутата Законодательной палаты, по-прежнему продолжающего осуществлять свои полномочия.
12 июля 2010 года ИК РТ приняла постановление №121/521-5 «О разъяснении порядка применения Закона РТ «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов ВХ РТ первого созыва», где в приложении (часть 4) установлено неправомерное требование о неприменении во время выборов отдельных положений указанного законодательного акта, в том числе:
- части 7 статьи 27 в части такого основания для отказа избирательному
объединению в выдачe заверенной копии республиканского списка
кандидатов, как ненадлежащее оформление документов);
- второго предложения части 4 статьи 32 (превышающими данное
требование, излишними и не подлежащими проверке признаются подписи,
последние по нумерации папок, подписных листов и подписей);
- пункта 1 части 10 статьи 69 (ИК РТ признает выборы по
республиканскому избирательному округу несостоявшимися в
случае, если в выборах по РИО приняло участие менее 33 процентов
избирателей, включенных в списки избирателей);
- п.З ч. 10 ст.69 (ИК РТ признает выборы по республиканскому избирательному округу несостоявшимися в
случае, если на участие в распределении депутатских мандатов на основании
частей 3 и 4 настоящей статьи могут претендовать республиканские списки
депутатов, получившие в совокупности менее 50% голосов избирателей,
принявших участие в голосовании по республиканскому избирательному округу).
Признавая перечисленные нормы регионального закона противоречащими законодательству и не подлежащими применению, ИК РТ превысила свои полномочия и допустила нарушения:
1) подпункта «б» п.1 ст.5 Федерального закона от 06.10.99г. №184 «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее - ФЗ
№184), согласно которому осуществление законодательного регулирования
по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и
субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, отнесено к полномочию
законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта РФ;
2) п./п. «к» п.2 ст.5 ФЗ №184, предусматривающего, что порядок
проведения выборов в законодательный (представительный) орган
государственной власти субъекта РФ устанавливается законом субъекта РФ;
3) п.6 ст.73 Федерального закона от 12.06.02г. №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», закрепляющему, что решение, принятое на референдуме субъекта РФ может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта РФ, а ведь именно на референдуме Республики Тыва был принят Конституционный закон РТ от 11.04.10г. №1859 ВХ-2 «О внесении изменений в Конституцию РТ», согласно ч.З ст.2 которого установлено: «В случае непринятия в установленном порядке закона РТ о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва проводятся по Закону Республики Тыва от 23.06.06г. №1869ВХ-1 «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» с учетом положений Конституции РТ в редакции настоящего Конституционного закона». И никаких изъятий из этого выборного закона Конституцией РТ не предусматривается.
В результате ИК РТ неправомерно возложила на себя право вносить изменения в закон, принятый на референдуме, что, с одной стороны, нарушает мое право как депутата представительного органа государственной власти РТ на инициирование внесения соответствующих поправок в законодательство РТ, на их рассмотрение и одобрение или неодобрение, а с другой стороны, нарушает мое право как участника референдума, являющиеся одними из важнейших политических прав гражданина, гарантированных Конституцией России.
Таким образом, постановление ИК РТ от 19.07.10г. №122/535-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов ВХ РТ первого созыва», а также постановление ИК РТ от 12.07.10г. №121/521-5 «О разъяснении порядка применения Закона РТ «О выборах депутатов Законодательной палаты ВХ РТ» при проведении выборов депутатов ВХ РТ первого созыва» в части (ч.4 приложения к постановлению) являются незаконными и нарушают его права.
ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, на его рассмотрение не явился.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Представитель заявителя по доверенности ФИО1 требования поддержал по указанным в заявлении основаниям и пояснил о том, что постановлением ИК РТ от 19.07.10г. №122/535-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов ВХ РТ первого созыва» нарушаются избирательные права Балчий-оола Б.К., который является зарегистрированным кандидатом в депутаты по ** одномандатному избирательному округу г. Кызыла.
Так, решение об утверждении схемы одномандатных избирательных округов принято комиссией с нарушением предусмотренных законом сроков.
Указанным выше постановлением нарушены права Балчий-оола Б.К., являющегося депутатом законодательного органа республики, на утверждение схемы избирательных округов.
Кроме того, в оспариваемом постановлении нарушены положения законодательства о средней норме представительства, т.е. по четырем одномандатным избирательным округам – **, **, ** и ** – допущено отклонение от средней нормы представительства более чем на 10 процентов.
Также имеются случаи отнесения к одному избирательному округу не граничащих между собой территорий в **, **, **, ** одномандатных избирательных округах.
Арбаны и местечки также не включены в состав одномандатных избирательных округов.
Полагает, что ФИО4, как депутат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, а также руководитель регионального отделения политической партии «**» может выступать в интересах избирателей.
Представитель Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности ФИО2 с заявлением не согласилась и пояснила о том, что 11 апреля 2010 года состоялся республиканский референдум, в ходе которого был принят проект конституционного закона, которым внесены изменения в Конституцию Республики Тыва.
Законодательный орган республики из двухпалатного преобразован в однопалатный – Верховный Хурал Республики Тыва.
Действующие Палата представителей и Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва в силу полномочий обязаны были принять закон, регулирующий выборы во вновь созданный законодательный орган республики.
Соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва, однако вопрос не был рассмотрен.
В соответствии со ст. 2 конституционного закона, принятого в результате референдума, выборы в случае отсутствия соответствующего закона проводятся по Закону Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва», из которого следует, что схема одномандатных избирательных округов утверждается Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва.
В апреле 2010 года Избирательная комиссия республики Тыва определила схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала Республики Тыва и внесла его на рассмотрение в Палату представителей. Однако Палата вопрос не рассмотрела в связи с правовой неопределенностью. Дату выборов депутатов законодательного органа республики Палата представителей также не определила.
Поэтому Избирательная комиссия Республики Тыва 12 июля 2010 года назначила своим решением выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва на 10 октября 2010 года.
19 июля 2010 года комиссией была утверждена схема одномандатных избирательных округов. При ее утверждении учитывались данные об избирателях по состоянию на 1 января 2010 года. При нарезке округов не были допущены отклонения численности избирателей более чем на 20 процентов, было создано 16 одномандатных избирательных округов. Нарушений в отношении границ округов не допущено. Арбаны и местечки не являются муниципальными образованиями. Схема согласована с ЦИК РФ.
Закон Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва», по которому проводятся указанные выше выборы, имеет положения, противоречащие федеральному законодательству.
Центральная избирательная комиссия РФ, проанализировав закон, вынесла заключение о несоответствии его отдельных положений законодательству РФ о выборах.
На основании заключения и в силу Закона Республики Тыва «Об Избирательной комиссии Республики Тыва» Избирательная комиссия Республики Тыва приняла постановление № 121/521-5 от 12 июля 2010 года «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва», в котором разъяснила о неприменении отдельных положений закона ввиду их противоречия федеральному законодательству.
ФИО4 является зарегистрированным кандидатом в депутаты Верховного Хурала Республики Тыва по ** одномандатному избирательному округу г. Кызыла, также он входит в республиканский список от ТРО политической партии «**».
Считает, что заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав.
Представитель Избирательной комиссии Республики Тыва по доверенности ФИО3 также не согласился с заявлением, пояснив о том, что Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва в установленные законом сроки схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала Республики Тыва не утвердила, поэтому комиссией было принято оспариваемое заявителем постановление.
Поскольку речь идет о выборах во вновь созданный законодательный орган, применение прежней схемы недопустимо. При ее утверждении нарушения законодательства не допущены.
Разъяснения о применении Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» комиссией даны на основании п. 2 ст. 9 Закона Республики Тыва «Об Избирательной комиссии Республики Тыва», поскольку в нем имеются положения, которые вошли в противоречие с федеральным законодательством. Эти разъяснения даны в целях обеспечения гласности и равенства участников избирательного процесса.
Какие-либо права заявителя оспариваемыми им постановлениями не нарушаются.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление удовлетворению не подлежит, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/522-5 от 12 июля 2010 года выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва назначены на 10 октября 2010 года.
Указанное выше решение комиссии опубликовано в № 84 (16929) газеты «Тувинская правда».
Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва № 11710-5 от 21 апреля 2010 года определена схема 16 одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва, включая ее графическое изображение, которая направлена для утверждения в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для проведения выборов образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется единый избирательный округ; для проведения референдума определяется округ референдума.
Одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона. Избирательная комиссия, организующая выборы, не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов, в которой обозначены их границы, определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), указаны номер каждого избирательного округа, место нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, число избирателей в каждом избирательном округе. Соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования утверждает схему избирательных округов не позднее, чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
Согласно ч. 3 ст. 2 Конституционного закона Республики Тыва № 1859 ВХ-2 от 11 апреля 2010 года «О внесении изменений в Конституцию Республики Тыва» в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Конституционного закона Палата представителей, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва обязаны обеспечить в первоочередном порядке разработку, принятие и вступление в силу законов Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, иных правовых актов Республики Тыва, обеспечивающих преемственность государственной власти в республике. В случае непринятия в установленном порядке закона Республики Тыва о выборах депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва выборы депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва проводятся по Закону Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" с учетом положений Конституции Республики Тыва в редакции настоящего Конституционного закона.
Из ч. 2 ст. 12 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года № 1869 ВХ-1 следует, что органом, утверждающим схему одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, является Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва.
Из письма председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва М. № ХМ1-209 от 22 июня 2010 года, адресованного председателю Избирательной комиссии Республики Тыва О., а также протокола заседания Совета Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва № 69 от 17 июня 2010 года следует, что Совет палаты принял решение о нецелесообразности назначения и проведения заседания Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по вопросу об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва.
Таким образом, судом установлено, что Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва вопрос об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва не рассматривала.
Частью 3 ст. 18 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что если на территории, на которой проводятся выборы, законодательные (представительные) органы государственной власти, представительные органы муниципального образования отсутствуют или новая схема одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 2 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений:
а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов;
б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи.
Подпунктом «д» ч. 10 ст. 23 указанного выше закона установлено, что избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет на территории субъекта Российской Федерации меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдумов субъекта Российской Федерации, распределяет выделенные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств.
Таким образом, Избирательная комиссия Республики Тыва является комиссией, организующей выборы депутатов Верховного Хурала Республики Тыва.
В силу положений указанных выше положений закона Избирательная комиссия 19 июля 2010 года утвердила постановление № 12235-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва», в соответствии с которым создано 16 одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.
При вынесении решения Избирательной комиссией соблюдены сроки, установленные п.. «б» ч. 3 ст. 18 Федерального закона.
По мнению суда, Избирательной комиссией Республики Тыва при утверждении указанной выше схемы не допущены нарушения действующего законодательства.
Кроме того, заявителем не представлены доказательства, указывающие на нарушение его избирательных прав оспариваемым им постановлением.
Так, он является зарегистрированным кандидатом в депутаты Верховного Хурала Республики Тыва первого созыва по ** одномандатному избирательному округу № ** г. Кызыла.
Ни в заявлении, ни в объяснениях представителя заявителя, данных в судебном заседании, не приводится доводов о нарушениях, допущенных Избирательной комиссией Республики Тыва при формировании ** одномандатного избирательного округа № ** г. Кызыла.
Доводы представителя Балчий-оола Б.К. ФИО1 о том, что комиссией допущены нарушения законодательства при формировании иных избирательных округов, а также о том, что заявитель, как депутат законодательного органа республики и руководитель регионального отделения политической партии «**» вправе обращаться в защиту интересов избирателей, суд находит несостоятельными, поскольку ему законодательством либо иным актом такое право не предоставлено.
Необоснованны и доводы заявителя о нарушении Избирательной комиссией Республики Тыва его прав депутата законодательного органа на внесение соответствующих изменений в схему и последующее ее утверждение ввиду того, что законодательством также не предоставлено право депутата законодательного органа ставить в суде вопрос о нарушении полномочий, принадлежащих законодательному органу в целом.
Заявителем также ставится вопрос о признании незаконной части 4 приложения к постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/521-5 от 12 июля 2010 года «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва», в соответствии с которой на основании заключения ** избирательной комиссии Российской Федерации от 24.05.2010 N 05-11/2520 не подлежат применению следующие нормы Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" как противоречащие нормам Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
1) часть 7 статьи 27 Закона "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" в части, устанавливающей в качестве основания для отказа избирательному объединению в выдаче заверенной копии республиканского списка кандидатов ненадлежащее оформление документов;
2) второе предложение части 4 статьи 32 Закона "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва";
3) пункт 1 части 10 статьи 69 Закона "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва";
4) пункт 3 части 10 статьи 69 Закона "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
В соответствии с п.. «м» ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона Республики Тыва № 777 от 2 ноября 2000 года «Об Избирательной комиссии Республики Тыва» избирательная комиссия в пределах своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением законодательства при подготовке и проведении выборов, референдумов, обеспечивает единообразное применение соответствующего закона Республики Тыва и издает разъяснения, инструкции по вопросам обеспечения единообразного применения соответствующих законов Республики Тыва, обязательные для всех избирательных комиссий, комиссий референдумов, осуществляющих подготовку и проведение выборов, референдумов.
Таким образом, Избирательная комиссия Республики Тыва в силу приведенных выше норм законов обладает правом издания разъяснения, инструкции по вопросам обеспечения единообразного применения соответствующих законов Республики Тыва.
В обоснование своего требования ФИО4 ссылается на нарушение его права депутата на инициирование внесения соответствующих поправок в законодательство Республики Тыва, а также его права как участника референдума. Однако каких-либо доказательств, подтверждающих факт нарушения его избирательных прав не приводит, что указывает на несостоятельный характер его доводов.
Поскольку в судебном заседании не установлен факт нарушения оспариваемыми заявителем постановлениями Избирательной комиссии Республики Тыва его избирательных прав, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Балчый-оола Б.К. о признании незаконными постановления Избирательной комиссии Республики Тыва № 122/535-5 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва» и части 4 приложения к постановлению Избирательной комиссии Республики Тыва № 121/521-5 от 12 июля 2010 года «О разъяснении порядка применения Закона Республики Тыва «О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва» при проведении выборов депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва первого созыва» отказать.
На решение могут быть поданы кассационные жалоба или представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение составлено 14 сентября 2010 года.
Председательствующий: