Минусинский городской суд Красноярского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Минусинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2010 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего Степанкова В.В.
при секретаре Эйснер М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Старт» и Министерству регионального развития Российской Федерации о признании действий незаконными, обязать производить расчет оплаты по водоотведению в соответствии с приборами учета, опубликовать решение в местных средствах массовой информации,
УСТАНОВИЛ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее Роспотребнадзор) обратилось к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Старт» с исковыми требованиями признать незаконными действия по расчету платы за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, по нормативам потребления, установленного органом местного самоуправления; обязать производить расчет оплаты за холодное и горячее водоснабжение в соответствии со ст. 157 ЖК РФ и п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307; в случае удовлетворения иска обязать ответчика довести до потребителей решение суда путем опубликования в газетах «Власть труда» и «Надежда и мы» города Минусинска (л.д. 6-10).
В ходе судебного разбирательства истец изменял исковые требования (л.д. 113-115), в окончательной редакции (л.д. 125-128) просит:
1. Признать незаконными действия по расчетам размера платы за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общими (коллективными) приборами учета и частично оборудованными индивидуальными приборами учета по нормативам потребления, установленного органом местного самоуправления, производимым с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 года.
2. Признать действия ответчика по расчетам размера платы за коммунальную услугу водоотведения потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общими (коллективными) приборами учета и частично оборудованными индивидуальными приборами учета, с корректировкой (перерасчетом) производимой с 31.12.2008 года незаконными.
3. Обязать ответчика производить расчет размера платы за услугу водоотведения потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, из объема водоотведения как суммарного объема потребленной холодной и горячей воды в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета.
4. В случае удовлетворения иска обязать ответчика довести до потребителей решение суда путем опубликования в газетах «Власть труда» и «Надежда и мы» города Минусинска.
Определением суда от 22 января 2010 года соответчиком по делу привлечено Министерство регионального развития Российской Федерации (л.д. 193).
В судебном заседании 13.11.2010 года производство по делу в части требований признать действия ответчика по расчетам размера платы за коммунальную услугу водоотведения потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общими (коллективными) приборами учета и частично оборудованными индивидуальными приборами учета, с корректировкой (перерасчетом) производимой с 31.12.2008 года незаконными (п. 2 требований в окончательной редакции), прекращено в связи с отказом представителя истца от требований.
По сути заявленного иска представитель Роспотребнадзора по доверенности ФИО1 пояснила, что требования заявлены в интересах граждан, в квартирах которых установлены приборы учета потребляемой холодной и горячей воды. В 2009 году в представляемую ею организацию от жителей многоквартирных домов, проживающих в квартирах, оборудованных индивидуальными счетчиками потребления горячей и холодной воды, стали поступать многочисленные жалобы на то, что управляющая компания «Старт» производит начисление за потребление и водоотведение холодной и горячей воды не в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета, а по нормативам коммунальных услуг, утвержденными органом местного самоуправления. При проверке жалоб доводы заявителей подтвердились. При этом было установлено, что с 01 января 2009 года УК «Старт» индивидуальным потребителям, в квартирах которых установлены приборы учета, стало начислять оплату за потребление холодной, горячей воды и водоотведение по показателям индивидуальных приборов учета, но затем производить корректировку оплаты в зависимости от фактического потребления воды дома в целом. Считает, что на основании ст. 157 ЖК РФ и пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, при расчетах за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета потребления холодной и горячей воды, управляющая компания должна производить начисление платы индивидуальным потребителями как сумму показаний потребленных ресурсов по данным индивидуальных приборов учета без применения корректировок.
Представитель УК «Старт» по доверенности ФИО2 исковые требования не признала. Пояснила, что УК «Старт» не имеет на обслуживании многоквартирных домов, в которых были бы установлены коллективные общедомовые приборы учета по водоотведению. В то же время среди обслуживаемых домов есть с общедомовыми приборами учета потребления холодной и горячей воды, с общедомовыми приборами учета потребления холодной или горячей воды. До 01 октября 2008 года потребителям, имеющих индивидуальные приборы учета потребления горячей и холодной воды, управляющая компания производила начисление оплаты коммунальных услуг за водоотведение от суммы потребленных водных ресурсов по приборам учета без последующих корректировок. В сентябре 2008 года УК «Старт» проверялась Службой по контролю за ценообразованием и размещением государственного заказа Красноярского края. По итогам проверки компании выдано предписание № от 01.10.2008 года производить начисление платы за водоотведение холодной и горячей воды для граждан, жилые помещения которых оборудованы приборами учета, по формуле № 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, а корректировку платы за водоотведение по формуле № 4 Приложения № 2 к Правилам. С учетом предписания расчеты по водоотведению гражданам, имеющим индивидуальные приборы учета, с января 2009 года производятся по показаниям индивидуальных приборов учета с корректировками об общего объема потребления домом водных ресурсов. Каким образом производилось начисление оплаты в период с 01 октября по 31 декабря 2008 года потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, ей не известно, так как в то время она в УК «Старт» не работала. С 01 января 2009 года УК «Старт» заключил с ООО «Водоканал» договор, который предусмотрел возможность начисления платы гражданам за водоотведение в соответствии с показателями индивидуальных приборов учета. Отдельный прядок расчета оплаты за водоотведение Правила № 307 не предусматривают, имеется упоминание только в п. 19, поэтому, применяя аналогию закона, УК «Старт» на основании п. 23 Правил производит начисление за водоотведение по формуле № 9 Таблицы № 2. С целью приведения в соответствия расходов с фактически потребленной водой ежемесячно УК «Старт» производит корректировку оплаты для граждан, которая заключается в том, что по общедомовым приборам учета определяется общедомовое количество потребленных водных ресурсов. Затем, в зависимости о того, имело место перерасход или экономия ресурса производится по формулам (конкретная формула определяется в зависимости от того, имеет ли потребитель индивидуальные приборы учета или нет) Постановления № 307 производится доначисление или уменьшение платы. Правила предусматривают производить корректировку размера платы за водоотведение потребителям раз в квартал, но УК «Старт» производит ежемесячные корректировки исключительно в интересах граждан, что не считает нарушением из-за неизменности итоговых сумм по оплате.
В соответствии с п. 6 Правил «О прядке предоставления коммунальных услуг гражданам» № 307 от 23 мая 2006 г. Министерству регионального развития Российской Федерации делегированы полномочия разъяснять о применении Правил.
Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Факсовой связью представлены возражения представителя Минрегиона ФИО3, согласно которым представитель считает необоснованным привлечение Минрегиона по делу соответчиком, так как разрешение спора при любом результате в соответствии с ч. 3 ст. 308 ГК РФ не порождает для Минрегиона прав и обязанностей. Поддерживает разъяснения представителя Минрегиона, которые даны в Тверском районном суде г. Москвы по судебному поручению.
При опросе по судебному поручению представитель ФИО3 поясняла, что на основании утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 Правил оказания коммунальных услуг (далее Правила) Министерству регионального развития делегированы полномочия давать разъяснения по применению Правил.
По поводу возникших у суда вопросов представитель пояснила, что размер оплаты по водоотведению в многоквартирном жилом доме для индивидуальных потребителей при наличии общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды, отсутствии общедомового прибора учета сточных вод для потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды следует рассчитывать плату по формуле 9 (п.п.1, п. 3 Приложения 2 к Постановлению № 307. Исходя из показаний общедомового прибора учета возможно увеличение объема холодной и горячей воды по сравнению с показаниями приборов учета индивидуальных потребителей. В этом случае сумма скорректированных объемов потребления будет представлена в качестве размера оплаты за водоотведение.
Размер платы по водоотведению в многоквартирном жилом доме для индивидуальных потребителей при наличии общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод для потребителей, не имеющих индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды должен рассчитываться в соответствии с формулой 6 (пп.1 п.2 Приложения 2 к Постановлению № 307). Обычно в многоквартирных домах приборы учета сточных вод не устанавливают, такие приборы устанавливают на промышленных предприятиях.
Размер платы по водоотведению в многоквартирном жилом доме для индивидуальных потребителей при отсутствии общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды, общедомового прибора учета сточных вод для потребителей, имеющих индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды должен определяться в соответствии с п. 16 исключительно по показаниям индивидуальных приборов учета воды, то есть как сумма показателей индивидуальных приборов учета потребления холодной и горячей воды.
Размер платы по водоотведению в многоквартирном жилом доме для индивидуальных потребителей при отсутствии общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды, общедомового прибора учета сточных вод для потребителей, не имеющих индивидуальные приборы учета горячей и холодной воды следует рассчитывать в соответствии с формулой 3 (п.п. 3 п. 1 Приложения 2 к Постановлению № 307).
Допускает возможность проведения управляющей компанией ежемесячной корректировки (пересчету) потребителям оплаты сточных вод.
Представители газет «Власть труда» и «Надежда и мы» в судебное заседание не явились. Уведомления о дате и месте проведения судебного заседания в редакции газет направлялись.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию, а также Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам.
Пунктом 6 Правил № 307 определено, что в состав коммунальных услуг включается:
- холодное водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки;
- горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение;
- водоотведение - отвод бытовых стоков из жилого помещения по присоединенной сети…
В соответствии с п.7 Правил № 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды…, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды…, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
В соответствии с пп. «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам.
Подпунктом «а» пункта 23 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения… - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № к настоящим Правилам;
В Приложении № к правилам № «Расчет размера платы за коммунальные услуги» приведены формулы для расчета за потребление коммунальных ресурсов при различных вариантах обеспечения многоквартирного жилого дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета.
По п.п. 1 п. 3 Приложения формула 9 предусматривает порядок расчета оплаты при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, в которой учитывается объем коммунального ресурса (холодной воды и горячей воды) по показанию коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме, суммарный объем холодной и горячей воды по индивидуальным приборами учета, суммарный объем холодной воды и горячей воды потребленный в помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 1 и 3 (куб. м, кВт·час).
Материалами дела и показаниями представителя УК «Старт» установлено, что до октября 2008 года управляющая компания производила начисление платы за водоотведение путем сложения показаний по индивидуальным приборам учета потребления горячей и холодной воды. В период с 01 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года начисление оплаты за потребление воды и водоотведение производилось по нормативам потребления горячей и холодной воды, установленными органами муниципального образования, что подтверждается представленными в дело счет-квитанциями (л.д. 14, 16, 26, 27 и др.). После проведения проверки по указанию проверяющей организации УК «Старт» производит начисления в соответствии с п. 19 Правил в связи с отсутствием коллективных (общедомовых) и общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета сточных вод.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Роспотребнадзора производить с 01 января 2009 года начисление платы за водоотведение для индивидуальных потребителей при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета исходя из суммы показаний приборов учета (как сумму показателей) и не производить корректировку не согласуются с положениями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, противоречит разъяснениям представителя Министерства регионального развития РФ.
Суд также считает, что в удовлетворении требований о признании незаконной периодичности производимой корректировки (каждый месяц) также следует отказать, так как итоговая сумма оплаты индивидуальным потребителем за потребляемые коммунальные ресурсы (за квартал, за год) представляет сумму оплат в течение года с ежемесячными корректировками. Из приведенных нормативных актов и из разъяснений представителя Минрегиона следует, что ежемесячная корректировка оплаты за потребление и водоотведение допустима, прямо нормативными актами не запрещается.
Доводы представителя истца о том, что необходимо начислять плату за водоотведение на основании п. 16 Правил № 307 суд не принимает, так как указанная норма предусматривает начисление оплаты при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета, а как установлено в судебном заседании, на обслуживаемых компанией домах установлены на входе приборы учета холодной и горячей воды, не у всех индивидуальных пользователей многоквартирных домов установлены приборы учета потребления горячей и холодной воды. То есть, п. 16 Правил при указанном обеспечении дома общедомовыми и индивидуальными приборами учета применяться не может.
Суд приходит к выводу о законности заявленных требований о неправильном начисления по оплате за водоотведение за период с 01 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года по нормативам потребления, установленным органами местного самоуправления.
Пунктом 3 Правил "норматив потребления коммунальных услуг" определяется как месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в настоящих Правилах.
Начисление по нормативам за водоснабжение и водоотведение Правила (п. 24) допускают в случаях невыполнения потребителем обязанности сообщать показания индивидуальных приборов учета. Поскольку суду не представлено доказательств о неисполнении индивидуальными потребителями сообщать показания индивидуальных приборов учета, суд приходит к выводу о незаконности действий по начислению оплаты исходя из установленных нормативов потребления воды, так как такой порядок начисления оплаты совершенно не учитывал наличие у отдельных потребителей индивидуальных приборов учета потребления горячей и холодной воды.
Согласно частей 1 и 2 ст. 46 Федерального закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении исковых требований уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Общественно-политическими изданиями на территории города Минусинска и Минусинского района являются газеты «Власть труда» и «Надежда и мы».
Суд считает, что требования истца о доведении информации через средства массовой информации основаны на законе и должны быть удовлетворены.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ.
1. В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Министерству регионального развития Российской Федерации отказать.
2. Признать незаконными действия управляющей компании «Старт» в период с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 года по начислению платы за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общими (коллективными) приборами учета и частично оборудованными индивидуальными приборами учета по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления.
3. В удовлетворении требований обязать УК «Старт» при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов производить расчет размера платы за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета, как суммарного объема потребленной холодной и горячей воды в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета отказать.
4. Обязать управляющую компанию «Старт» довести до потребителей решение суда в части «Признать незаконными действия управляющей компании «Старт» в период с 01.10.2008 г. по 31.12.2008 года по начислению платы за водоотведение потребителям, имеющим индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения, проживающим в многоквартирных домах оборудованных общими (коллективными) приборами учета и частично оборудованными индивидуальными приборами учета по нормативам потребления, установленным органом местного самоуправления» путем опубликования указанной части текста резолютивной части решения в газетах «Власть труда» и «Надежда и мы» города Минусинска в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Изготовлено 14 ноября 2010 года