ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 14.04.2010 Сарпинского районного суда (Республика Калмыкия)

                                                                                    Сарпинский районный суд Республики Калмыкия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Сарпинский районный суд Республики Калмыкия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2010 года с. Садовое

Сарпинский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Литовкина В.В.,

при секретаре Унканжиновой Р.Г.,

с участием помощника прокурора Сарпинского района РК Бадма-Гаряева Э.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сарпинского района РК в интересах Российской Федерации, Республики Калмыкия, муниципального образования и неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Степной» Сарпинского района Республики Калмыкия о возложении обязанности произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сарпинского района РК обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим.

В результате проведенной прокуратурой Сарпинского района проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что Сельскохозяйственный производственный кооператив (далее – СПК) «Степной» Сарпинского района Республики Калмыкия не осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрен принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Статья 16 указанного закона устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы устанавливаются Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401 нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы федерального бюджета формируются, в том числе, счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 20 %. Согласно ст. 57 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 %. Согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ неналоговые доходы местных бюджетов формируются, в том числе, за счет прибыли предприятий, остающейся за счет платы налогов и обязательных платежей в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду причиняет материальный ущерб бюджету Российской Федерации, бюджету Республики Калмыкия, бюджету муниципального образования.

В указанные бюджеты не поступают денежные средства, предназначенные для компенсации за негативное воздействие на окружающую среду и не направляются на возмещение ущерба, причиненного окружающей среде, не возмещаются затраты на охрану окружающей среды. Данные платежи не направляются на реализацию установленных законодательством РФ принципов охраны окружающей среды: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, охрану, воспроизводство природных ресурсов, что является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Тем самым затрагиваются интересы как государства, её субъекта и муниципального образования, так и интересы неопределенного круга лиц, в то время как согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является установление платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Платежи, взыскиваемые с предприятий за негативное воздействие на окружающую среду, направляются непосредственно на реализацию мероприятий и программ по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан.

Таким образом, в результате невыплаты СПК «Степной» указанных платежей нарушаются право на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц и на компенсацию негативного воздействия в результате загрязнения.

В связи с изложенным, просит возложить на СПК «Степной» обязанность произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год.

В судебном заседании помощник прокурора Сарпинского района Республики Калмыкия Бадма-Гаряев Э.Л. исковые требования поддержал, в обосновании привёл доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - СПК «Степной» Сарпинского района Республики Калмыкия, надлежащим образом извещённый о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. От председателя СПК «Степной» Лазаревой С.В. поступила телефонограмма, в которой она просила рассмотреть дело без их участия, исковые требования прокурора Сарпинского района не признала, указав на то, что плата за негативное воздействие на окружающую среду включена в состав единого сельскохозяйственного налога.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Прокурор обратился с указанным исковым заявлением на основании ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

Статьей 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Вредом окружающей среде является негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

У суда не вызывает сомнений то обстоятельство, что являясь действующим субъектом хозяйственной деятельности, СПК «Степной» оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Иные доказательства ответчиком суду не представлены.

В силу ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Ссылка председателя СПК «Степной» на то, что плата за загрязнение окружающей среды включена в единый сельскохозяйственный налог являются несостоятельными по тем основаниям, что плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на её охрану и восстановление. Изложенное свидетельствует о том, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, и, следовательно, не включаются в число налогов в Российской Федерации.

Из положений ст.16 ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632
"Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Из ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ следует, что неналоговые доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов формируются, в том числе, за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду по установленным нормативам.

Из справки Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 30.03.2010 г. № 15/294 следует, что по состоянию на 30 марта 2010 года поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду от СПК «Степной» составило 00,00 рублей.

Таким образом, судом установлено, что СПК «Степной», хозяйственная деятельность которого связана с негативным воздействием на окружающую среду, установленную вышеуказанными нормативно – правовыми актами плату за негативное воздействие в 2009 году не производил.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Сарпинского района РК в интересах Российской Федерации, Республики Калмыкия, муниципального образования и неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Обязать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Степной» Сарпинского района Республики Калмыкия произвести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сарпинский районный суд Республики Калмыкия.

Председательствующий В.В. Литовкин

...