Собинский городской суд Владимирской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Собинский городской суд Владимирской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2010 года
Собинский городской суд Владимирской области в составе
Председательствующего Зеленовой Л.А.
при секретаре Бочковой М.А.
с участием помощника Собинского межрайонного прокурора Колотиловой И.В., представителя администрации Собинского района К., по доверенности,
представителя ответчика МДОУ ... С.
рассмотрев в судебном заседании в городе Собинке дело по иску Собинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Собинского района, МДОУ ... о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда,
УСТАНОВИЛ:
Собинский межрайонный прокурор обратился в суд к администрации ... МДОУ ... о понуждении проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда, в котором указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено нарушение трудового законодательства в части охраны труда в МДОУ ... В данном дошкольном учреждении не проведена аттестация рабочих мест, отсутствует сертификат соответствия работ по охране труда. В соответствии с Уставом образовательного учреждения его учредителем является администрация Собинского района.
Прокурор просит суд обязать администрацию Собинского района в шестимесячный срок с момента принятия судебного решения выделить денежные средства МДОУ ... для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда и обязать МДОУ ... в тот же срок провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.
В судебном заседании представитель истцов, помощник Собинского межрайонного прокурора Колотилова И.В. поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Собинского района К. в судебном заседании признала требования в части проведения аттестации рабочих мест и выделения средств на аттестацию, не согласна с требованиями в части проведения сертификации работ по охране труда, заявленных в иске сроков исполнения финансирования и проведения самих работ по аттестации. Пояснила суду, что работодатель МДОУ ... самостоятельно принял решение о привлечении аттестующей организации с целью надлежащего проведения аттестации рабочих мест по охране труда, поскольку ответственность в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения, поэтому администрация согласна с требованиями о проведении аттестации рабочих мест и выделении средств на эти цели.
Требования в части выделения финансирования в течение шести месяцев со дня принятия решения просила не удовлетворять, поскольку бюджет на 2010 год утвержден с дефицитом размере 7,4 млн. рублей, доходы и расходы бюджета снижены на 39,5 млн. рублей, дотационность бюджета составляет - 72,2 %, в подтверждение состояния финансов представила справку финансового управления. Пояснила также, что на аттестацию рабочих мест в МДОУ ... необходимо выделить около 50 тысяч рублей, аналогичные иски заявлены прокурором по нескольким МДОУ одновременно.
Непризнательную позицию в части возложения обязанности сертификации работ по охране труда обосновала отсутствием в Российской Федерации, на день рассмотрения спора, системы сертификации работ по охране труда в связи с упразднением в 2004 году Минтруда России, который был наделен правом на организацию сертификации работ по охране труда и зарегистрировал указанное право в Госстандарте России. Представитель ответчика полагала, что требования об обязательной сертификации организации работ по охране труда не могут быть реализованы в связи с отсутствием нормативно-правового регулирования, могут носить только добровольный характер.
Заведующий МДОУ ... С. признала иск в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, пояснила суду, что она и ее заместитель проходили обучение на курсах по охране труда, прежде проводили аттестацию рабочих мест в учреждении. Однако, ознакомившись с Положением 2007 года, пришли к выводу, что своими силами они аттестацию рабочих мест не смогут провести, необходимо привлечение аттестующей организации в связи с чем требуется финансирование от учредителя. В части сроков проведения работ она поддержала доводы представителя районной администрации, просила установить реальные сроки с учетом возможностей выделения средств из районного бюджета. В части сертификации работ по охране труда также поддержала доводы представителя администрации.
Третье лицо - Департамент по труду и занятости населения администрации Владимирской области просил рассмотреть иск в отсутствие своего представителя, направил суду письменный отзыв по делу в соответствии с которым считает, что в связи с осуществляемыми Департаментом полномочиями в сфере условий и охраны труда, судебное решение по рассматриваемому спору не может повлиять на его права или обязанности в отношении какой-либо из сторон. По существу требований указал, что порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регламентирован - приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 №569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
Порядок сертификации в соответствии со ст.216 ТК РФ также должен быть установлен Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, каковым является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако на день рассмотрения спора нормативные правовые акты, определяющие порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда не приняты.
Третье лицо считает также, что прокурор не вправе обращаться с подобным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц определен работниками МДОУ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично.
Суд считает, что прокурор вправе в порядке ст.45 ГПК РФ обратиться с данным иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. В разное время на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица.
В соответствии с абзацем 10 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Порядок проведения аттестации рабочих мест определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Пунктом 45 указанного Порядка утвержден перечень документов, которым оформляются результаты аттестации: приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации; перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации рабочих мест по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда; копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения); карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению N 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда; ведомости рабочих мест подразделений и результатов их аттестации рабочих мест по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда; план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации; протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда; приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
Организация может проводить аттестацию самостоятельно, либо с привлечением аттестующей организации. Оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте вредные и опасные производственные факторы, тяжесть и напряженность, уровни вредных и опасных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. При этом используются средства измерений, прошедшие поверку в установленные сроки.
В ходе прокурорской проверки установлено и не оспаривается сторонами, что в МДОУ имеется приказ о проведении аттестации и создана аттестационная комиссии, однако другие документы аттестации, предусмотренные Положением, как и результаты измерений вредных и опасных производственных факторов отсутствуют, сертификация работ по охране труда не проведена. Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались ответчиками, руководителем МДОУ выражено волеизъявление на привлечение аттестующей организации, в части проведения аттестации заявлено признание иска, которое не противоречит закону, поэтому принимается судом.
Статьями 209 и 216 Трудового кодекса РФ определено, что сертификат соответствия организации работ по охране труда это документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям труда, а порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда устанавливают Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Доводы ответчика об отсутствии на день вынесения судебного решения государственной системы сертификации в РФ учитываются судом, как и положения ст. 212 ТК РФ о сертификации организации работ по охране труда, которые являются действующими и подлежащими обязательному исполнению всеми работодателями. Учитывая сложившуюся ситуацию, суд считает требования прокурора о возложении на работодателя обязанности сертификации работ по охране труда обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 324 № «Об утверждении положения о федеральной службе по труду и занятости», а так же ст. 216 ТК РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление охраной труда, государственную политику и нормативно-правовое регулирование является Минздравсоцразвития России, который до настоящего времени не наделен полномочиями по организации работ по сертификации по условиям охраны труда, поскольку не зарегистрировал свое право на организацию работ по сертификации в соответствии с «Правилами проведения государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 22.04.1999 г. № 18.
Учитывая то обстоятельство, что на день вынесения решения в Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не создана и не зарегистрирована в установленном порядке Система обязательной сертификации организации работ по охране труда (соответствия работ по охране труда), суд, удовлетворяя требования в части проведения сертификации не считает возможным и необходимым устанавливать срок ее проведения.
В части требований об обеспечении финансирования суд приходит к следующему. Привлечение аттестующей организации требует финансирования со стороны учредителя, прокурор просит обязать администрацию выделить средства на работы по аттестации в течение шести месяцев со дня принятия решения. Обсудив доводы сторон в части установления срока для выделения средств и поведения работ, суд считает необходимым установить более длительный срок для исполнения решения, позиция суда основана на доводах ответчика о состоянии бюджета 2010 года и невозможности выделения в текущем году значительных средств на незапланированные работы. Учитывая подтвержденные документально доводы ответчика об отсутствии средств в бюджете 2010 года, суд считает необходимым определить иные сроки финансирования работ по аттестации и сроки проведения самих работ.
Учитывая, что средства на аттестацию могут быть запланированы только в бюджете на 2011 год, суд считает возможным предоставить срок для выделения средств на аттестацию до 31 мая 2011 года, для проведения самих работ по аттестации, с учетом привлечения аттестующей организации, суд считает возможным предоставить срок три месяца с момента поступления денежных средств, срок для поведения сертификации суд не устанавливает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Собинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию Собинского района до 31.05.2011 года выделить денежные средства МДОУ ... для проведения аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.
Обязать МДОУ ... в течение трех месяцев со дня поступления денежных средств от администрации Собинского района провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья: