ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 14.07.2011 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

                                                                                    Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

  г. Йошкар-Ола 14 июля 2011 г.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гринюк М.А.,

с участием прокурора Бадриевой А.Н.,

при секретаре Васениной В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Контакт» о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Йошкар-Олы, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Контакт», в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика создать (выделить) 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе создать 3 специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что приказом Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл от 13 января 2011 года № 3-П для ОАО «Контакт» на 2011 год установлена квота для приема на работу инвалидов - 35 рабочих мест, в том числе 3 специальных рабочих места, однако в нарушение норм действующего законодательства в ОАО «Контакт» рабочие места для приема на работу инвалидов в соответствии с установленной квотой (создано лишь 31 рабочее место), а также специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, не созданы (не выделены).

В судебном заседании прокурор Бадреева А.Н. поддержала исковые требования в полном объеме, суду дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «Контакт» по доверенности № года М.А.В. с исковыми требованиями не согласен. Суду пояснил, что на предприятии тяжелые условия труда, при соответствии требованиям вакантной должности в трудоустройстве инвалидам не отказывается, рабочее место оснащается под конкретного работника с учетом его потребностей.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельные требования относительно предмета спора, ГКУ Республики Марий Эл «Центр занятости населения г. Йошкар-Олы» Л.Э.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не возражает против удовлетворения иска. Суду пояснила, что у ответчика отсутствует 4 места для инвалидов, в том числе 3 специальных рабочих места, согласно квотам рабочих мест на 2011 год.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального Закона РФ от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

В силу норм ст. 21 Закона №181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.

В целях реализации положений федерального законодательства постановлением Правительства Республики Марий Эл № 242 от 06 июля 2001 года утверждено Положение о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях в организациях Республики Марий Эл, где в п.п. 2.1, 2.2 установлено, что организациям и предприятиям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с численностью работников более 100 человек устанавливается на год квота в размере трех процентов к среднесписочной численности работников. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается предприятиям и организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности со среднесписочной численностью работников от 101 до 500 человек – одно специальное рабочее место.

Согласно ст. 22 Закона № 181-ФЗ специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Как следует из приказа Департамента государственной службы занятности населения Республики Марий Эл № 3-П от 13 января 2011 года, для ОАО «Контакт» на 2011 год установлена квота для приема на работу инвалидов - 35 рабочих мест, в том числе 3 специальных рабочих места.

Судом установлено, что при проведении прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки соблюдения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что ОАО «Контакт» не выполняются требования законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и представления органам службы занятости населения информации о наличии вакантных рабочих мест для инвалидов по установленной форме. ОАО «Контакт» создано лишь 31 рабочее место для инвалидов.

Из представленных суду письменных доказательств, а также пояснений представителя ответчика, следует, что в ОАО «Контакт» отсутствуют 4 рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе не созданы 3 специальных рабочих места.

Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.

Довод представителя ответчика об оснащении рабочего места для инвалида, после принятия его на работу, свидетельствует о неправильном понимании норм действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора г. Йошкар-Олы.

Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации, ст. 333.19 НК РФ в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление прокурора г. Йошкар-Олы в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Контакт» о возложении обязанности создать рабочие места для трудоустройства инвалидов удовлетворить.

Обязать Открытое акционерное общество «Контакт» создать четыре рабочих места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе три специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Контакт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере  рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья М.А. Гринюк

Копия верна:

Судья М.А. Гринюк

Мотивированное решение составлено 18 июля 2011 года.