Черновский районный суд г. Читы Забайкальского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Черновский районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года.
Черновский районный суд г. Читы
В составе председательствующего судьи Куклиной И.В.,
при секретаре Осиповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите, в помещении суда, гражданское дело по иску Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия и обязании руководства Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре здания жилых отрядов и столовую для спецконтингента,
у с т а н о в и л :
Читинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края обратился в суд с вышеназванным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующее:
Читинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в июне 2010 года проведена проверка исполнения законодательства в Федеральном бюджетном учреждении «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю. В ходе проведения проверки выявлен ряд нарушений, в том числе не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией помещения жилых отрядов и столовая для спецконтингента с постоянным пребыванием людей более 50 человек, в зданиях жилых отрядов и столовой для спецконтингента отсутствует система оповещения о пожаре. Ранее органами прокуратуры в адрес руководства ФБУ ИК - № 3 УФСИН России по Забайкальскому краю неоднократно вносились представления с требованием устранить нарушения законодательства в части надлежащего обеспечения пожарной безопасности, однако необходимые мероприятия не выполнены, администрацией учреждения достаточных мер к устранению нарушений закона не принято. Неисполнение ФБУ ИК № - 3 УФСИН России по Забайкальскому краю требований федерального законодательства ставит под угрозу безопасность и жизнь людей в случае возникновения пожара.
Просит суд признать незаконным бездействие руководства ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Забайкальскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, обеспечению системами оповещения о пожаре здания жилых отрядов и столовой для спецконтингента. Обязать руководство ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Забайкальскому краю в срок до 31.12.2010 года оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре все жилые отряды и столовую для спецконтингента.
Представитель истца – зам. Читинского прокурора по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что в данном исправительном учреждении содержится более тысячи осужденных, в жилых помещениях содержится более 50 человек, соответственно установка автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения о пожаре являются наиболее эффективными мерами противопожарной безопасности. Кроме того, из ответов ФБУ ИК № 3 в прокуратуру по вопросам пожарной безопасности установлено, что на балансе учреждения находится один пожарный автомобиль, оснащение которого составляет 40 % от норм положенности, первичными средствами пожаротушения колония обеспечена на 45 % от числа необходимости, штатная численность пожарной части – 1 сотрудник. Данное оснащение учреждения нельзя признать надлежащим. Заявки на выделение денежных средств руководство учреждения направляет только после получения представления прокуратуры, в связи с чем, и следует признать бездействие руководства учреждения. Так как указанное исправительное учреждение является бюджетным, и для установки пожарной сигнализации необходимо проведение ряда мероприятий, таких как выделение бюджетных ассигнований, заключение государственного контракта и т.д., поэтому на сроках, указанных в исковом заявлении не настаивает.
Представитель ответчика Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю – ФИО1, действующая на основании доверенности от 20.01.2010 года, в судебном заседании исковые требования не признала, дополнительно пояснила, что в июне 2009 года в УФСИН России по Забайкальскому краю направлено письмо, в котором сообщается о необходимости установки автоматической пожарной сигнализации в помещениях отрядов и столовой для спецконтингента, что подтверждает отсутствие бездействия со стороны руководства учреждения. Данное нарушение было выявлено при проведении проверки в июне 2010 года, ранее вышеуказанные нарушения прокуратурой не выявлялись. Колония является бюджетной организацией и получателем бюджетных средств, в связи с чем, для выполнения требований прокуратуры необходимы денежные средства, которые в 2010 году учреждению не выделялись, следовательно выполнить требования по установке автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения учреждение не имеет возможности. Кроме того, в силу ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности – это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Вышеуказанные нормы закона не обязывают руководство учреждения оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре все жилые отряды и столовую для спецконтингента. В учреждении проводится определенная работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности, а именно проводятся инструктажи с личным составом и осужденными, организована работа пожарно-технической комиссии, проводятся обследования зданий и сооружений, разработаны планы эвакуации осужденных и сотрудников в случае возникновения пожара, имеется водокачка с отводом трубы для заправки пожарного автомобиля и пожарный резервуар, имеется пожарный автомобиль, первичные средства пожаротушения. Соответственно автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения не являются единственными и обязательными способами обеспечения пожарной безопасности.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю – ФИО2. действующая на основании доверенности от 23.07.2010 года, в судебном заседании, поддержала пояснения представителя ответчика, пояснила, что требование прокурора не основано на законе, учреждением проводятся профилактические меры, имеется своя пожарная часть, имеется план эвакуации и т.д., в связи с чем, автоматическая пожарная сигнализация не является единственным средством и закон не предусматривает обязательную установку автоматической пожарной сигнализации.
Выслушав пояснения представителя истца, объяснения представителя ответчика, пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.
Согласно п. 4 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении правил пожарной безопасности в РФ» от 18.06.2003 года № 313 руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе и их вторичных проявлений.
Как установлено в судебном заседании, в отношении ФБУ ИК № 3 УФСИН России по Забайкальскому краю проведена комиссионная проверка, организованная прокуратурой Забайкальского края. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, в том числе, указано, что помещения общежитий и столовой не оборудованы автоматическими системами пожарной сигнализации (обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре). Данное обстоятельство подтверждается обращением начальника отдела ГПН г. Читы на имя Прокурора Забайкальского края, а также представлением на имя начальника УФСИН России по Забайкальскому краю (л.д. ).
Из ответа начальника колонии от 16.07.2010 года установлено, что оборудование жилых помещений, столовой для спецконтингента автоматической пожарной сигнализацией осуществляется за счет средств федерального бюджета. В 2009 году и 1 полугодии 2010 года финансирование в учреждение по данной статье не поступало. Заявка на выделение денежных средств была направлена в январе и феврале 2010 года (л.д. ).
В соответствии с п. 1 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) объекты, не относящиеся к государственному и муниципальному имуществу допускается оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации без устройства автоматическими установками пожаротушения.
Поскольку ИК № 3 является федеральным бюджетным учреждением, а здания, расположенные на территории колонии, являются государственным имуществом, соответственно установка автоматической пожарной сигнализации в них обязательна.
Довод представителя ответчика, о том, что перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 175 (введен в действие 01.05.2009 года) не содержит указанные в исковом заявлении объекты ФБУ ИК – 3, суд находит необоснованным, так как из п. 4 Перечня следует, что в зданиях и сооружениях, указанных в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессорами, венткамер, помещений категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток. Несмотря на то, что конкретно в перечне не выделены объекты исправительных учреждений, суд полагает, что здание общежитий и столовых, также относятся к зданиям, которые необходимо оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.
Ссылка представителя ответчика на то, что учреждением проведена определенная работа, направленная на обеспечение пожарной безопасности объектов колонии, совершенствование деятельности по предупреждению пожаров, технической оснащенности подразделения ВПО, суд находит несостоятельной. Так как из ответа начальника учреждения, установлено, что оснащение пожарного автомобиля пожарно-техническим вооружением составляет 40 % от норм положенности, первичными средствами пожаротушения колония обеспечена на 45 % от числа необходимости. Кроме того, в данном ответе руководителем указывается на необходимость установки автоматической пожарной сигнализации в помещениях отрядов и столовой для спецконтингента.
Следовательно, оснащение колонии средствами пожаротушения нельзя признать надлежащим и способным обеспечить безопасность содержащихся в ней людей и устранить угрозу пожара. Также учитывая, что в колонии содержатся люди, которые ограничены в свободе передвижения, соответственно необходимо принятие более эффективных мер, связанных с возможностью оперативного извещения о пожаре, в целях скорейшей эвакуации людей.
Довод представителя ответчика о том, что Исправительная колония № 3 является федеральным бюджетным учреждением, не является распорядителем бюджетных средств, вследствие чего, исковые требования должны предъявляться к ФСИН России, суд отклоняет как несостоятельные. Так как в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут в том числе и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Довод представителя ответчика о том, что отсутствует бездействие руководства учреждения, связанное с оборудованием автоматической пожарной сигнализации, системами оповещения о пожаре зданий жилых отрядов и столовой для спецконтингента, суд находит необоснованным. Так как из отзыва на исковое заявление следует, что в июне 2009 года учреждением направлено письмо в УФСИН России по Забайкальскому краю, в котором сообщается о необходимости установки автоматической пожарной сигнализации, а также две заявки на выделение денежных средств в январе и феврале 2010 года. Вместе с тем, одно обращение и две заявки, нельзя признать отсутствием бездействия со стороны руководства колонии, поскольку они сами в своих документах подтверждают необходимость установки автоматической пожарной сигнализации, но никаких мер, направленных на постоянное информирование вышестоящего руководства не предпринимают.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковые требования Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия и обязании руководства Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре здания жилых отрядов и столовую для спецконтингента обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю о признании незаконным бездействия и обязании руководства Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» УФСИН России по Забайкальскому краю оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре здания жилых отрядов и столовую для спецконтингента удовлетворить.
Признать незаконным бездействие руководства Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю по оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, обеспечению системами оповещения о пожаре здания жилых отрядов и столовой для спецконтингента Федерального бюджетного учреждения «исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю.
Обязать руководство Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения о пожаре все жилые отряды и столовую для спецконтингента Федерального бюджетного учреждения «исправительная колония № 3» Управления федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Черновский районный суд г. Читы.
Судья И.В. Куклина