Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 октября 2010 г. г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Хаптахаева Л.А.,
при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Улан-Удэ в лице Комитета по строительству, Комитету городского хозяйства, третьим лицам МУ «Улан-Удэстройзаказчик», ОАО «Бурятгражданпроект», ООО «Удастройинвест» о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения на бульвар по ул. Сенчихина г. Улан-Удэ,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, прокурор Железнодорожного района к Администрации г. Улан-Удэ в лице Комитета по строительству, Комитету городского хозяйства, третьим лицам МУ «Улан-Удэстройзаказчик», ОАО «Бурятгражданпроект», ООО «Удастройинвест» просит понудить обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения на бульвар по ул. Сенчихина г. Улан-Удэ.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению РО фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». При проведении работ по благоустройству бульвара по ул. Сенчихина (близ памятника железнодорожникам, погибшим в Гражданскую войну) не соблюдены нормы действующего законодательства (строительные нормы и правила), в связи с чем, созданы препятствия для передвижения пешеходов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках, а также других пешеходов (мам с детскими колясками, пожилых людей и др.). Решением КУИиЗ Администрации г. Улан-Удэ № 704 от 29.10.2008. в муниципальную собственность от ООО «Удастройинвест» принят объект «Благоустройство (реконструкция) бульвара Сенчихина». Истец просит обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на указанный бульвар, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004. № 190-ФЗ; со статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 181 –ФЗ. К вопросам местного значения органов местного самоуправления городского округа, в силу положений ст. 16 Федерального закона РФ «Об общих принципах местного организации самоуправления в РФ» относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории; организация благоустройства и озеленения территории городского округа; создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения. Аналогичные положения содержит Устав Городского округа г. Улан-Удэ, принятый Решением Улан-Удэнского городского совета депутатов № 624-63 от 08.05.2007. Пунктом 39 Устава предусмотрено решение иных вопросов, установленных федеральным законодательством. Исходя из указанных требований законодательства, органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия инвалидам для беспрепятственного доступа к месту отдыха - бульвару по ул. Сенчихина. В нарушение положений п.п.3.3, 3.4. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001. № 73, не сделаны нормативные заезды и съезды на аллею и в местах пешеходных переходов через проезжую часть и на всем пути следования пешеходов с пологим 5 % уклоном (не выходящим на проезжую часть). В нарушение п.п. 3.29. и 3.32 СНиП 35-01-200, все пандусы, выполненные вдоль лестницы, ведущие с ул. Гагарина, выполнены с уклоном 35-40% вместо положенных 8-10%, не имеют двойных поручней на высоте 0,7-0,9 м; вдоль лестничного марша, ведущего на ул. Гагарина, с двух сторон отсутствуют поручни для удобного передвижения людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Бульвар по ул. Сенчихина близ памятника железнодорожникам, погибшим в Гражданскую войну представляет собой место для массового отдыха горожан, поэтому Администрация г. Улан-Удэ в лице ответчиков обязана обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения. Просили понудить ответчиков: на бульваре по ул. Сенчихина близ памятника железнодорожникам, погибшим в Гражданскую войну, обязать ответчиков сделать нормативные заезды и съезды на аллею и в местах пешеходных переходов через проезжую часть и на всем пути следования пешеходов с пологим 5 % уклоном, не выходящим на проезжую часть; обязать ответчиков выполнить с двух сторон поручни на высоте 0,9 вдоль лестничных маршей, ведущих с бульвара по ул. Сенчихина на ул. Гагарина; обязать ответчиков изменить до нормативного угол наклона всех пандусов, расположенных на бульваре по ул. Сенчихина, имеющих превышение нормативного уклона 8-10%; установить двойные поручни на высоте 0,7-0,9 м указанных пандусов; возложить на ответчиков судебные расходы.
В ходе рассмотрения гражданского дела, по ходатайству представителя истца ФИО1, определением от 29.09.2010 г. были исключены из числа ответчиков Комитет по строительству, Комитет городского хозяйства. В качестве ответчика привлечена Администрация г. Улан-Удэ.
Согласно положению ст. 33 ГПК РФ, дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. В связи с этим, суд считает необходимым рассмотреть настоящее гражданское дело, не передавая по подсудности. Кроме этого, сторонами ходатайства о направлении по подсудности не заявлялось.
В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования, указав, что был совершен комиссионный выезд на бульвар по ул. Сенчихина с целью установления возможности беспрепятственного доступа к месту отдыха - аллее маломобильных групп населения. С участием представителей РОО «Общество без барьеров» определены места и способы обеспечения доступности для маломобильных групп населения указанного места отдыха. В связи с чем, просят обязать ответчика обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на бульвар по ул. Сенчихина г. Улан-Удэ (близ памятника железнодорожникам, погибшим в Гражданскую войну), путем установки нормативного заезда на аллею, ведущую к памятнику, со стороны автостоянки, расположенной по ул. Гагарина, напротив дома № 62 по ул. Сенчихина; привести к нормативному (8-10 %) уклон пандусов, расположенных вдоль центральных лестничных маршей, ведущих к памятнику, установить поручни; боковых лестничных маршей, проходящих справа от памятника, вдоль дома № 73 «б» по ул. Гагарина, установить поручни; пятого (последнего) центрального марша, ведущего от памятника; установить поручни на всех пяти центральных лестничных маршах; устроить заезды на аллею по ул. Путейской (со стороны магазина «Абсолют») и со стороны ул. Новогордеевской; устроить переход-заезд через проезжую часть улицы Путейской к аллее, расположенной между домами №№ 1 и 2 по ул. Сенчихина; устроить не менее двух заездов на аллею со стороны дома № 1 по ул. Сенчихина (со стороны автостоянки).
В судебном заседании помощник прокурора Осипова А.М., заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Указав, что объект является муниципальной собственностью. Устранение недостатков возлагается на собственника- Администрацию г. Улан-Удэ, которая, в соответствии с имеющимися полномочиями должна определить ответственное лицо.
Представители РО фонда инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, поддержали требования прокурора, указав, что иск заявлен и в их интересах. Безопасность граждан при передвижении по бульвару по ул. Сенчихина лежит на Администрации г. Улан-Удэ, т.к. сквер находится в муниципальной собственности.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что согласно преамбуле Закона о социальной защите инвалидов, данный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ. Целью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ, в соответствии с законодательством РФ. Постановлением РФ от 07.12.2006г. № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано разработать и ввести в действие до 1 июля 1997 г. региональные целевые программы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры; возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры. Постановлением Правительства РБ утверждена Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2010-2017 годы, государственным заказчиком -координатором которой, является Министерство социальной защиты населения РБ. К числу основных задач Программы относится организация беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Объемы и источники финансирования Программы - федеральный бюджет, республиканский бюджет, местные бюджеты и внебюджетные фонды, то есть реализация Программы осуществляется за счет средств всех уровней и внебюджетных источников. В частности, технико-экономическое обоснование мероприятий программы предусматривает устройство пешеходных переходов через автомобильные дороги и при пересечении тротуаров в соответствии с требованиями безбарьерной среды при реконструкции улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов. Пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах местного самоуправления установлено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов, в том числе и в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, обладают полномочиями, в том числе создания муниципальных предприятий и учреждений. Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 28.08.2008 № 894-89 утверждено Положение об Администрации г. Улан-Удэ. Согласно пунктам 1.1., 1.3. указанного Положения об Администрации г. Улан-Удэ, как исполнительно-распорядительный орган городского округа «Город Улан-Удэ», являющийся самостоятельным юридическим лицом - бюджетным учреждением и от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. В целях реализации своих полномочий Администрация г. Улан-Удэ учреждает и создает территориальные и отраслевые структурные подразделения - администрации районов города, аппарат, комитеты, управления. В целях осуществления управленческих функций в областях строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений, строительной индустрии, дорожного хозяйства г. Улан-Удэ и относящихся к нему объектов искусственных сооружений и координации деятельности в этой сфере и сфере благоустройства территориальных и иных отраслевых органов на территории муниципального образования - город Улан-Удэ созданы комитеты, управления, которые являются юридическими лицами, имеют в оперативном управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 04.08.2009г. № 3059-р в оперативное управление МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» и МУ «Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ» переданы автомобильные дороги местного значения в границах городского округа «Город Улан-Удэ» для организации работ по их содержанию. Кроме того, работы по строительству по ул. Сенчихина велись ООО «Удастройинвест», заказчиком-застройщиком данного объекта строительства. Администрация г. Улан-Удэ заказчиком по объекту строительства указанном в иске, не является, строительство по объекту не производила. Требования к Администрации г. Улан-Удэ прокурором предъявлены необоснованно, поскольку создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей не только органов местного самоуправления, но и Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций, независимо от их организационно-правовых форм. Кроме того, по требованию об устранении нарушений, допущенных при строительстве бульвара Администрация г. Улан-Удэ, являясь исполнительно-распорядительным органом городского округа «Город Улан-Удэ», также не может являться надлежащим ответчиком, поскольку в установленном законом порядке в целях решения управленческих функций в области дорожного хозяйства г. Улан-Удэ, ответчиком созданы структурные подразделения, которые являются самостоятельными юридическими лицами и исполняют функции главных распорядителей бюджетных средств, организуют работы по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах городского округа «Город Улан-Удэ», переданным им в оперативное управление, исполняют функции муниципального заказчика по соответствующим видам работ в области дорожного хозяйства. Полагают, что требования истца о понуждении обеспечить беспрепятственный доступ для маломобильных групп населения на бульвар по ул. Сенчихина г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ предъявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица ОАО «Бурятгражданпроект» ФИО5, действующий на основании доверенности, указал, что заказчиком является МУ «Улан-Удэстройзаказчик», у них был заказ на проектную документацию, а кто строил, не знает, надзор за строительством не вели. Строили ли по их проектной документации, не знает. Если строительство велось по их проекту, то считает, что отклонения при строительстве от проекта имеются, т.к. пандусы были предусмотрены. Если не считать пандусы, то бульвар построен по их проекту. Требования прокурора соответствуют их проекту.
Представитель третьего лица ООО «Удастройинвест» ФИО6, действующий на основании доверенности, исковые требования признал в части, пояснив, что сквер по ул. Сенчихина ООО «Удастройинвест» построил за свой счет и передал в дар Администрации г. Улан-Удэ. Строительство производилось ООО «Удастройинвест», согласно проекту. По проекту, не было поручней, пандусов. Согласен с тем, что необходимо сделать поручни на середине памятника в интересах маломобильных групп населения. Однако, в настоящее время инвесторов нет, за чей счет устранять не известно. Если им оплатят, то они могут устранить указанные недостатки.
Представитель третьего лица МУ «Улан-Удэстройзаказчик» в судебное заседание не явился, хотя уведомлялся надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в его отсутствии.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
Часть 2 статьи 37 Устава городского округа "город Улан-Удэ" определяет особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности.
Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ № 704 от 29.10.2008. в муниципальную собственность от ООО «Удастройинвест» принят объект «Благоустройство (реконструкция) бульвара Сенчихина».
Установлено, что при проведении работ по благоустройству бульвара по ул. Сенчихина не соблюдены строительные нормы и правила, а именно:
1) не устроен нормативный заезд на аллею, ведущую к памятнику, со стороны автостоянки, расположенной по ул. Гагарина, напротив дома № 62 по ул. Сенчихина;
2) не приведен к нормативному (8-10 %) уклон пандусов, расположенных вдоль:
- двух центральных лестничных маршей, ведущих к памятнику, не установлены поручни;
-двух боковых лестничных маршей, проходящих справа от памятника, вдоль дома № 73 «б» по ул. Гагарина, не установлены поручни;
-пятого (последнего) центрального марша, ведущего от памятника; не установлены поручни на всех пяти центральных лестничных маршах;
3) не устроены заезды на аллею по ул. Путейской (со стороны магазина «Абсолют») и со стороны ул. Новогордеевской;
4) не устроен переход-заезд через проезжую часть улицы Путейской к аллее, расположенной между домами №№ 1 и 2 по ул. Сенчихина;
5) не устроены не менее двух заездов на аллею со стороны дома № 1 по ул. Сенчихина (со стороны автостоянки).
Указанные нарушения создают препятствия для передвижения пешеходов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках, а также других пешеходов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004. № 190-ФЗ, одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Как следует из пункта 3.13 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г. № 73, должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Статьей 15 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995. № 181 -ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Истец просит обязать Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на бульвар Сенчихина.
Довод представителя ответчика ФИО4 о том, что Администрация г. Улан-Удэ не является надлежащим ответчиком и не обязана устранять имеющиеся недостатки, суд находит необоснованным.
Согласно статье 28 Устава городского округа "город Улан-Удэ, Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Улан-Удэ. Пунктом 39 Устава предусмотрено решение иных вопросов, установленных федеральным законодательством.
Статьей 30 данного Устава определены полномочия Администрации города. Часть 1 данной статьи указывает, что к полномочиям ответчика относится решение вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города; контроль за использованием территорий и инфраструктуры города; исполнение местного бюджета.
На основании ст. 5 Устава городского округа "город Улан-Удэ", к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа ( п.3); создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организации обустройства мест массового отдыха населения ( п.21).
В связи с тем, что указанный бульвар Сенчихина принят в муниципальную собственность, суд считает, что Администрация г. Улан-Удэ обязана содержать и нести ответственность за муниципальную собственность. В соответствии с положениями ст. ст. 18 п.10 Устава города, Администрация г. Улан-Удэ осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании изложенного, суд считает требования Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ к Администрации г. Улан-Удэ подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ, подлежит взысканию с ответчика Администрации г. Улан-Удэ государственная пошлина в госдоход, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления, в соответствии со ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ обеспечить условия доступности для маломобильных групп населения на бульвар по ул. Сенчихина г. Улан-Удэ (близ памятника железнодорожникам, погибшим в Гражданскую войну):
1) устроить нормативный заезд на аллею, ведущую к памятнику, со стороны автостоянки, расположенной по ул. Гагарина, напротив дома № 62 по ул. Сенчихина;
2) привести к нормативному (8-10 %) уклон пандусов, расположенных вдоль:
-двух центральных лестничных маршей, ведущих к памятнику, установить поручни;
-2 боковых лестничных маршей, проходящих справа от памятника, вдоль дома № 73 «б» по ул. Гагарина, установить поручни;
-пятого (последнего) центрального марша, ведущего от памятника; установить поручни на всех пяти центральных лестничных маршах;
3) устроить заезды на аллею по ул. Путейской (со стороны магазина «Абсолют») и со стороны ул. Новогордеевской;
4) устроить переход-заезд через проезжую часть улицы Путейской к аллее, расположенной между домами №№ 1 и 2 по ул. Сенчихина;
5) устроить не менее двух заездов на аллею со стороны дома № 1 по ул. Сенчихина (со стороны автостоянки).
Взыскать с Администрации г. Улан-Удэ в госдоход госпошлину размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в 10 срок.
Судья: Л.А. Хаптахаева
ВЕРНО: