Сут-Хольский районный суд Республики Тыва
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Сут-Хольский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2011 года с. Суг-Аксы Сут-Хольский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар Э.Д-С.,
при секретаре Тюлюш Ч.М., с участием прокурора Сут-Хольского кожууна Ондар Н.К.,
заявителя Ондар А.Д., председателя территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна Ховалыг А.Э., представителя территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна по доверенности Монгуш Т.Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ондар А.Д. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна об отказе в регистрации кандидатом в депутаты по Суг-Аксынскому Северному одномандатному избирательному округу № 12 Хурала представителей сельского поселения сумон Суг-Аксынский четвертого созыва незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Ондар А.Д. обратился в суд с данным заявлением указывая на то, что 24 октября 2011 года в Территориальную избирательную комиссию Сут-Хольского кожууна им было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по указанному избирательному округу и в тот же день представлен в комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения. Комиссия, руководствуясь п.п. «ж» п. 5 ст. 26 Закона РТ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» отказала в регистрации кандидатом в депутаты в нарушение требований ФЗ-67 от 12.06.2002 года. Просит признать незаконным Решение Территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна за № 39 от 02 ноября 2011 года.
Заявитель Ондар А.Д. в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования и пояснил, что 24 октября 2011 года в 17 часов им было представлено заявление, подписные листы избирателей в ТИК. ТИК не вела разъяснительную работу. Таким образом, комиссия вела в заблуждение кандидатов. Также ТИК не уведомила его о дне заседания комиссии. Решение ТИК от 02.11.2011 года он получил только 06.11.2011 года. Поэтому просит удовлетворить заявление.
Председатель территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна Ховалыг А.Э.-оолович не поддержал жалобу и пояснил суду, что в п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» четко указано, в каких случаях уведомляются кандидаты. Решение ТИК несвоевременно не было вручено из-за загруженности работы комиссии. Кандидат Ондар А.Д. представил заявление о согласии баллотироваться в кандидаты в депутаты 24.10.2011 года вместе с подписным листом избирателей, что является нарушением. Поэтому ТИК отказала в регистрации кандидатом.
Представитель территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна по доверенности Монгуш Т.Ч.-оолович также не поддержал жалобу и поддержав возражение пояснил суду, что в соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов. Согласно п. 1.1 ст. 38 указанного закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Кандидат Ондар А.Д. уведомил ТИК о согласии баллотироваться 24 октября 2011 года и в тот же день представил подписные листы избирателей, что является нарушением. 10 сентября 2011 года в газете «Шын» было опубликовано решение Хурала представителей о дате назначения выборов в Хурал представителей. У Ондар А.Д. было достаточное время для организации своего выдвижения и сбора подписей в свою поддержку. Устная консультация ТИК о том, что документы на регистрацию следует представлять до 18 часов 24 октября 2011 года, соответствует положениям ч. 1 ст. 24 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва», т.е. нарушений при даче консультаций не было. Просит отказать в удовлетворении заявления.
Прокурор Ондар Н.К. указал, что факт подачи заявления заявителем Ондар А.Д. одновременно с подписным листом избирателей в ТИК установлено в судебном заседании, таким образом, нарушены требования закона. А те нарушения, которые допустила ТИК, на которые указывает заявитель Ондар А.Д., не является основанием для отмены решения ТИК. Поэтому жалоба Ондар А.Д. подлежит отклонению.
Суд, выслушав доводы заявителя, председателя Территориальной избирательной комиссии, представителя, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 ст. 24 Закона Республики Тыва «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Тыва» для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов представляют в муниципальную (территориальную) комиссию следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов производился сбор подписей), протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной муниципальной (территориальной) комиссией (если в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов производился сбор подписей, информацию об изменениях в сведениях о кандидате, о списке кандидатов, ранее представленных в соответствии с ч. 2 ст. 19 настоящего Закона, либо об отсутствии изменений в указанных сведениях, первый финансовый отчет, за исключением случая, когда кандидат (кандидаты) не создавал (не создавали) избирательный фонд в соответствии с настоящим Законом, список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными ч. 6 ст. 23 настоящего Закона, документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета в случае создания избирательного фонда.
Согласно п. 4 ст. 23 указанного закона, количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата (списка кандидатов по единому избирательному округу), составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.
При сборе подписей в поддержку списка кандидатов по одномандатным избирательным округам подписи собираются отдельно по каждому округу. Количество подписей в поддержку каждого кандидата, собранных на территории соответствующего округа, необходимых для регистрации списка кандидата, составляет 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.
Как видно из пояснений заявителя Ондар А.Д. 24 октября 2011 года в Территориальную избирательную комиссию Сут-Хольского кожууна им было подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу № 12 Хурала представителей третьего созыва и в тот же день были представлены в комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения. Признание избирательной комиссией недействительными подписей стало сбор подписей в тот же день 24 октября 2011 года, в день подачи уведомления и заявления.
В соответствии с п.п. «а» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (с изменениями от 25.07.2011 года) (далее ФЗ № 67-ФЗ), недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума - до дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Аналогичное положение содержится в п. 2 ст. 23 Закона РТ № 781 ВХ-1.
Из журнала входящей корреспонденции ТИК Сут-Хольского кожууна видно, что 24.10.2011 года кандидатом в депутаты хурала представителей по Суг-Аксынскому Северному одномандатному избирательному округу № 12 Ондар А.Д. предоставлено в комиссию заявление, подписной лист и перечень документов для выдвижения кандидата.
В ведомости проверки подписных листов кандидата Ондар А.Д. в папке имеются 3 листа, 15 подписей, заверенной подписью проверяющего Ооржак Ч.А.
Из представленного итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) в выборы депутатов Хурала представителей Сут-Хольского кожууна третьего созыва от 27 октября 2011 года видно, что Ондар А.Д. представил 15 подписей, из них количество проверенных подписей 15, количество недостоверных (недействительных) подписей - 15.
Из протокола заседания ТИК Сут-Хольского кожууна от 02 ноября 2011 года по регистрации кандидатов в депутаты Хурала представителей Сут-Хольского кожууна четвертого созыва и Хурала представителей сельских поселений Сут-Хольского кожууна третьего созыва на выборах 4 декабря 2011 года видно, что за регистрацию кандидата Ондар А.Д. проголосовали против 8 членов ТИК.
Из решения Территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна от 02 ноября 2011 года № 39 следует, что основанием отказа в регистрации послужило то, что из представленных Ондар А.Д. 15 подписей избирателей проверено все 15 подписей, из них признаны недостоверными и недействительными 15 подписей (100 % от числа проверенных).
Судом изучено 3 подписных листа, из которого видно, что в 3 подписных листах по 5 подписей, общее количество собранных подписей - 15. Во всех листах в графе «дата внесения подписи» проставлена дата - 24 октября 2011 года.
Заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по Суг-Аксынскому Северному округу № 12 Хурала представителей четвертого созыва в Территориальную избирательную комиссию Сут-Хольского кожууна (далее – ТИК) Ондар А.Д. подано 24 октября 2011 года.
Таким образом, Ондар А.Д. собрано подписей избирателей в день уведомления комиссии о выдвижении кандидата, что не соответствует требованиям сбора подписей избирателей.
В соответствии п. 6 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Данное положение оговорено в п. 15 ст. 25 Закона РТ № 781 ВХ-1.
В соответствии с п. 7. ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.
Аналогичное положение содержится в п. 16 ст. 25 Закона РТ № 781 ВХ-1.
Согласно п. 1 ст. 19 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе списка кандидатов, уведомляется в письменной форме муниципальная (территориальная) комиссия.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1, муниципальная (территориальная) комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законном, после поступления в нее письменного заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии с п. 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
В соответствии с п. 4 ст. 24 Закона РТ № 781 ВХ-1, для регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов представляют в муниципальную (территориальную) комиссию избирательные документы, в том числе и подписные листы с подписями избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата.
Суд считает, что ТИК правильно установил последний день сбора подписей и предоставления документов, в соответствии с п. 4 ст. 24 Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1, то есть не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов.
Доводы кандидата о не извещении ее, о дате назначения заседания избирательной комиссии и о не вручении ей решения в установленный законом срок суд считает состоятельными, действия ТИК неправомерны, не соответствуют требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Республики Тыва № 781 ВХ-1. Данное обстоятельство также не оспаривает председатель ТИК.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Поскольку кандидатом Ондар А.Д. был нарушен порядок уведомления о выдвижении кандидата, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в связи, с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
Следует признать решение Территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна от 02 ноября 2011 года № 39 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Ондар А.Д., законным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198, 199, 261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Ондар А.Д. о признании решения Территориальной избирательной комиссии Сут-Хольского кожууна об отказе в регистрации кандидатом в депутаты по Суг-Аксынскому Северному одномандатному избирательному округу № 12 Хурала представителей сельского поселения сумон Суг-Аксынский четвертого созыва незаконным, отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Сут-Хольский районный суд в течение 5 дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2011 года.
Председательствующий Ондар Э.Д-С.