ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 14.12.2010 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Читы Забайкальского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-5599-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«14» декабря 2010 г.

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Новикова В.Н.,

при секретаре Малкиной Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к ФГУП «Почта России», администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности по производству определенных работ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки законодательства в области защиты социальных прав и законных интересов инвалидов, было установлено, что на входе в здание почтового отделения № 14 УФПС Забайкальского края – филиала ФГУП «Почта России» высота порогов входных дверей более 10 см, также отсутствует стоянка для специальных автотранспортных средств инвалидов-колясочников. В то время как согласно требованиям закона должен быть обеспечен беспрепятственный доступ инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.

Доступ инвалидов – колясочников обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное и безопасное передвижение и разворот инвалидных колясок. В соответствии с п. 3.23 СНиП 35-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола, при необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025м. В соответствии с п. 3.12 указанного СНиП на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее 1 места) для транспорта инвалидов.

Просит суд обязать администрацию городского округа «Город Чита», УФПС Забайкальского края – филиал ФГУП «Почта России» оборудовать автостоянку для специальных автотранспортных средств инвалидов-колясочников возле здания почтового отделения № 14 филиала ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: , а также уменьшить высоту порогов входных дверей здания указанного почтового отделения.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя Конюковой А.В., действующей на основании доверенности, в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивированное участием представителя администрации городского округа «Город Чита» в другом деле, назначенном на это же время и участием представителя в процедуре рассмотрения заявок на открытый конкурс в качестве секретаря конкурсной комиссии. Суд признает причину неявки представителя администрации городского округа «Город Чита» неуважительной, ходатайство об отложении рассмотрения дела – не подлежащим удовлетворению и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита».

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г.Читы Золотарев И.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, уточнив, что просит обязать ответчиков произвести указанные в иске работы в срок до 01 июля 2011 года.

Представитель ответчика ФГУП «Почта России» Тришина Т.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в обоснование указала на то, что помещение, где находится отделение почтовой связи № 14, является муниципальной собственностью. Между ФГУП «Почта России» и комитетом по управлению имуществом администрации городского округа «Город Чита» заключен договор аренды, согласно условий которого без письменного разрешения арендодателя арендатор не имеет права производить перепланировки и переоборудование объекта, связанных с деятельностью арендатора. Установка соответствующих приспособлений является реконструкцией здания, в связи с чем в силу договора аренды ФГУП «Почта России» не вправе осуществить подобные действия. У ФГУП «Почта России» отсутствуют права на земельный участок, на котором должна располагаться автостоянка автотранспортных средств инвалидов-колясочников, данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, в котором расположено отделение почтовой связи. В связи с чем полагает, что ФГУП «Почта России» является ненадлежащим ответчиком по делу и просит суд в иске к ФГУП «Почта России» отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 2 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» № 181- ФЗ от 24.11.1995 года определена социальная защита инвалидов как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 15 вышеназванного закона установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Необходимость установления требования о создании условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Сводом правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» № 73 от 29.11.1999 года, установлено, что доступ инвалидов-колясочников к объектам социальной инфраструктуры, обеспечивается путем оборудования входов, выходов зданий, строений, помещений расширенными проемами, специальными конструкциями, ограждениями, перилами, обеспечивающими беспрепятственное, удобное, безопасное передвижения и разворот инвалидных колясок.

Согласно п. 3.23 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м. В соответствии с п. 3.12 указанного СНиПа на открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике. Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м. Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для маломобильных групп населения.

В ходе судебного заседания судом установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм на входе в здание почтового отделения № 14 ФГУП «Почта России», расположенного по адресу:  высота порогов входных дверей более 10 см, стоянка для специальных автотранспортных средств инвалидов отсутствует. Данный факт представителем ответчика в ходе судебного заседания не оспаривался.

Как следует из материалов дела помещение, расположенное по адресу: , в котором расположено почтовое отделение № 14, находится в муниципальной собственности и на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ передано во временное владение и пользование ФГУП «Почта России».

В силу положений ст. 201 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» и пунктом 7 Правил оказания универсальных услуг связи на ФГУП «Почта России» как на оператора связи возложена обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, предназначенным для работы с пользователями услугами связи, в том числе к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Согласно статье 46 указанного закона оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Пункт 2 статьи 46 названного Закона направлен на социальную защиту инвалидов и обеспечение для них возможностей пользоваться услугами связи наряду с другими гражданами. На оператора связи возлагается обязанность создавать условия для реализации инвалидами своих прав на услуги связи путем обеспечения доступа к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность по обеспечению доступности зданий, сооружений, помещений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, на собственника зданий, сооружений, помещений, в данном случае – администрацию городского округа «Город Чита», а также на оператора связи, в данном случае - ФГУП «Почта России». При этом согласно п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 56 ГК РФ юридические лица самостоятельно отвечают по своим обязательствам. В связи с чем обязанность по устранению выявленных нарушений может быть возложена только на юридическое лицо, в данном случае ФГУП «Почта России», а не на его филиал.

Ссылки представителя ответчика ФГУП «Почта России» на условия договора аренды, на отсутствие прав на земельный участок, препятствующие оборудованию надлежащего входа в здание, оборудованию парковки автотранспортных средств для инвалидов с ограниченными возможностями передвижения, суд находит несостоятельными, так как с ответчика указанные обстоятельства не снимают ответственности за исполнение возложенных законом обязанностей.

Учитывая, что на ответчиках лежит возложенная законом обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение отделения связи и указанная обязанность ими не исполнена, суд полагает возможным в указанной части требования прокурора удовлетворить, обязав ответчиков оборудовать место для стоянки специальных автотранспортных средств инвалидов-колясочников, а также оборудовать вход в здание почтового отделения № 14, обеспечивающий беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами с ограниченными возможностями передвижения.

Вместе с тем, суд полагает, что определение конкретных видов работ по приведению помещения в надлежащее состояние не входит в компетенцию суда. Ответчик является самостоятельным хозяйствующим субъектом и сам вправе подготовить надлежащий проект, провести необходимые согласования с заинтересованными органами и провести работы.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае, суд учитывает, что работы могут быть осуществлены ответчиками не самостоятельно, а на основании заключенных ими с подрядчиком государственных контрактов. Исходя из особенностей процедуры заключения государственного контракта, а также вопросов финансирования деятельности ответчиков, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда до 01 ноября 2011 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать ФГУП «Почта России», администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 01 ноября 2011 года оборудовать место для стоянки специальных автотранспортных средств инвалидов-колясочников возле здания почтового отделения № 14 ФГУП «Почта России», расположенного по адресу: , а также оборудовать вход в здание почтового отделения № 14 ФГУП «Почта России», обеспечивающий беспрепятственное, удобное и безопасное посещение его инвалидами, с ограниченными возможностями передвижения, в остальной части иска - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г. Читы.

Судья В.Н. Новиков