Узловский городской суд Тульской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Узловский городской суд Тульской области — Судебные акты
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2011 года г. Узловая
Узловский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Зари А.В.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием представителя истца по доверенности ФИО8,
представителей ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО9, ФИО10,
представителя соответчика Собрания представителей муниципального образования Узловского района по доверенности ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Узловая Узловского района в лице главы муниципального образования город Узловая Узловского района к Собранию представителей муниципального образования Узловский район и администрации муниципального образования Узловский район о возмещении в бюджет субвенций, израсходованных не по целевому назначению,
установил:
муниципальное образование город Узловая Узловского района в лице главы муниципального образования город Узловая Узловского района обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным главой МО г. Узловая с главой МО Узловский район на основании ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 5 Устава муниципального образования Узловский район и ст. 8 Устава муниципального образования город Узловая Узловского района (далее по тексту - соглашение), муниципальное образование город Узловая Узловского района передало муниципальному образованию Узловский район полномочия по решению ряда вопросов местного значения, в том числе полномочия по организации в границах МО г. Узловая электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организации благоустройства и озеленения территории МО г. Узловая.
Согласно Приложению к соглашению МО г. Узловая перечислило МО Узловский район субвенции на исполнение полномочий: по организации в границах МО г. Узловая электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения в части разработки проекта по газификации - на сумму 150,0 тыс. руб.; в части согласования и экспертизы проектов по газификации -на сумму 100,0 тыс. руб.; в части реконструкции и ремонта теплосетей - на сумму 3492,0 тыс. руб.; по организации и благоустройства и озеленения территории МО г. Узловая в части озеленения - на сумму 732,0 тыс. руб.; в части санитарной уборки территории МО г. Узловая - на сумму 11886 тыс. руб.
Из изложенного следует, что стороны по соглашению определили конкретное целевое назначение перечисляемых из бюджета МО г. Узловая субвенций.
Однако, как выяснилось из письма Финансового управления администрации МО Узловский район часть субвенций в размере 2 028 002 рубля 18 копеек были израсходованы на цели, не предусмотренные соглашением, а именно: 1 102 367 рублей 23 копейки были израсходованы на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис» на обслуживание кредита в банке (указанные денежные средства были израсходованы якобы в рамках полномочий по организации в границах МО г. Узловая электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения); 925 634 рублей 95 копеек были израсходованы на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в связи с ликвидацией указанного предприятия (указанные денежные средства были израсходованы якобы в рамках полномочий по организации благоустройства и озеленения территории МО г. Узловая).
Из изложенного следует, что: субвенции в размере 1 102 367 рублей 23 копейки были израсходованы администрацией МО Узловский район не по целевому назначению, определенному в п. 1.1.1. Приложения к соглашению; субвенции в размере 925 634 рублей 95 копеек были израсходованы администрации МО Узловский район не по целевому назначению, определенному в п. 1.1.7. Приложения к соглашению.
По факту нецелевого расходовании бюджетных средств истец обращался в УНП УВД по Тульской области, которое провело проверку вышеуказанных фактов.
В ходе проверки факт нецелевого расходования бюджетных средств был установлен, что нашло свое отражение в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ
Начальник Финансового управления администрации МО Узловский район ФИО10 факт расходования средств бюджета МО г. Узловая, переданных в качестве субвенций в бюджет МО Узловский район на вышеуказанные цели, подтвердила.
Глава администрации МО Узловский район ФИО7, являвшийся главой администрации в период нецелевого расходования средств бюджета МО г. Узловая, о которых говорилось выше, также подтвердил расходование средств бюджета МО г. Узловая, переданных в качестве субвенций в бюджет МО Узловский район на вышеуказанные цели. Кроме того, с фактами нецелевого расходования ФИО7 согласился, о чем свидетельствует написанное им заявление с просьбой об отказе в возбуждении уголовного дела исключительно за истечением срока давности, иные выводы по итогам проверки правоохранительных органов ФИО7 не оспаривал.
ФИО1, которая проводила на основании рапорта оперуполномоченного отдела по выявлению преступлений в сфере малого и среднего бизнеса оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям, непосредственно подчиненной УВД по Тульской области, старшего лейтенанта милиции ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №, исследование материалов в отношении администрации МО Узловский район с целью определения факта нецелевого использования бюджетных средств в 2007 году, выявила факт нецелевого использования следующих бюджетных средств: 1 102 367 рублей 23 копейки, которые были израсходованы на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис» на обслуживание кредита в банке; 925 634 рублей 95 копеек, которые были израсходованы на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в связи с ликвидацией указанного предприятия, на общую сумму 2 028 002 рубля 18 копеек.
Подтверждением вышеуказанных фактов является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела о ДД.ММ.ГГГГ, в т.ч. акт исследования ФИО1, а также договор о муниципальном заказе на работы по внешнему благоустройству территории городских и сельских поседений от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением акта о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ7г. №, письмо администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ № и платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28 Устава муниципального образования Узловский район администрация МО Узловский район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Узловский район, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования Узловский район федеральными законами и законами Тульской области.
В соответствии со ст. 215.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета МО Узловский район обеспечивается администрацией МО Узловский район. Организация исполнения бюджета МО Узловский район возлагается на Финансовое управление администрации МО Узловский район.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Узловский район глава администрации МО Узловский район не является ни органом местного самоуправления МО Узловский район, ни органом администрации МО Узловский район, поэтому быть главным распорядителем средств бюджета МО Узловский район единолично глава администрации МО Узловский район неуполномочен.
В соответствии с п. 3.3. соглашения формирование, перечисление и учет субвенций, предоставляемых из бюджета МО г. Узловая бюджету МО Узловский район на реализацию переданных полномочий осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.
На основании вышеизложенного администрация МО Узловский район при исполнении бюджета МО Узловский район на 2007 год, куда были включены субвенции на исполнение полномочий МО г. Узловая, переданных МО Узловский район по соглашению, грубо нарушила действующее законодательство, осуществив нецелевое использование средств бюджета в размере 2 028 002 рубля 18 копеек, а именно:1 102 367 рублей 23 копейки были израсходованы на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис» на обслуживание кредита в банке; 925 634 рублей 95 копеек были израсходованы на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в связи с ликвидацией указанного предприятия.
В соответствии с п. 3.4. соглашения в случае нецелевого использования субвенции подлежат возврату в бюджет МО г. Узловая.
Учитывая вышеизложенное использованные не по целевому назначению субвенции из бюджета МО г. Узловая в бюджет МО Узловский район в размере 2 028 002 рубля 18 копеек должны быть возвращены в бюджет МО г. Узловая.
Кроме того, полагает, что невозможность привлечения главы администрации МО Узловский район, подписавшего документы, вследствие которых было осуществлено нецелевое расходование бюджетных средств, к уголовной ответственности в связи с истечением срока давности, не исключает обязанности органов местного самоуправления МО Узловский район вернуть в бюджет МО г. Узловая израсходованные не по целевому назначению в соответствии с соглашением субвенции.
С требованием, указанным в настоящем исковом заявлении, истец обращался в Арбитражный суд Тульской области, однако определением Арбитражного суда Тульской области по делу № А68-8180/10 указанное дело было прекращено в связи с не подведомственностью указанного дела арбитражному суду. Постановлением Двадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011г. указанное определение оставлено без изменения.
Просит суд обязать Собрание представителей муниципального образования Узловский район и администрацию муниципального образования Узловский район вернуть в бюджет муниципального образования город Узловая Узловского района 2 028 002 рублей 18 копеек - субвенции, израсходованные администрацией муниципального образования Узловский район по нецелевому назначению.
На исковое заявление муниципального образования город Узловая Узловского района от Собрания представителей муниципального образования Узловский район поступил письменный отзыв, из которого следует, что ответчик не признает исковые требования по следующим основаниям.
Согласно статье 35 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Собранием представителей муниципального образования Узловский район 26.12.2006 года принято решение № 24-193 «О бюджете муниципального образования Узловский район на 2007 год».
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
По истечении финансового года представительный орган муниципального образования утверждает годовой отчет об исполнении местного бюджета.
Годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в Собрании представителей МО Узловский район подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
Согласно Отчету Собранию представителей муниципального образования Узловский район по результатам проведенного аудита исполнения бюджета муниципального образования Узловский район за 2007 год, подготовленного ООО фирма «» нецелевого использования бюджетных средств не выявлено.
Учитывая результаты проведенного аудита, обсудив проект решения на публичных слушаниях, Собрание представителей МО Узловский район приняло решение от 29.05.2008 года № 46-349 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Узловский район за 2007 год».
Свои требования истец обосновывает тем, что в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальное образование город Узловая передало муниципальному образованию Узловский район полномочия по решению ряда вопросов местного значения. в том числе полномочия по организации в границах МО г. Узловая электро, тепло-, газо-. и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организации благоустройства и озеленения территории МО г. Узловая. На исполнение данных полномочий МО г. Узловая выделены межбюджетные трансферты, часть из которых в сумме 2 028 002 руб. 18 коп. израсходованы не по целевому назначению, а именно 1 102 367 руб. 23 коп. - на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис» на обслуживание кредита в банке, 925 634 руб. 95 коп. израсходованы на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в связи с ликвидацией предприятия.
При этом истец не учитывает тот факт, что банковский кредит, полученный МУП «Капремсервис» был оформлен именно для целей строительства двух модульных котельных, обеспечивающих теплом население города Узловая и в настоящее время, являющихся собственностью МО город Узловая. При этом проценты по договору кредитования вошли в общую стоимость модульных котельных, что так же не учитывает истец.
В отношении выплат компенсации за неиспользованный отпуск в связи с ликвидацией предприятия работникам МП КХ в сумме 925 634 руб. 95 коп. поясняют следующее: данная сумма выплачена лицам, которые работали непосредственно в цехе благоустройства и озеленения МП КХ и трудоустроены в МУП «Городское хозяйство» МО г. Узловая.
Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Учитывая выше изложенное, ответчик полагает обоснованным расходование части средств межбюджетных трансфертов, перечисленных муниципальным образованием город Узловая муниципальному образованию Узловский район в целях реализации переданных полномочий, иск предъявлен необоснованно, доказательств нецелевого использования средств истцом не представлено
Просят отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На исковое заявление муниципального образования город Узловая Узловского района от администрации муниципального образования Узловский район также поступил письменный отзыв, из которого следует, что ответчик не признает исковые требования по следующим основаниям.
Свои требования истец обосновывает тем, что субвенции были выделены МО Узловский район в рамках передачи полномочий по организации в границах МО г. Узловая электро,. тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организации благоустройства и озеленения территории МО г. Узловая в сумме 3 681 369 руб. 25 коп. часть из которых в сумме 2 028 002 руб. 18 коп. израсходованы администрацией МО Узловский район не по целевому назначению, а именно: 1 102 37 руб. 23 коп. - на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис».на обслуживание кредита в банке, а 925 634 руб. 95 коп. израсходованы на выплату компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в связи с ликвидацией указанного предприятия.
При этом истец ссылается на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ в отношении бывшего главы администрации МО Узловский район ФИО7, согласно которому в действиях ФИО7 усмотрены признаки состава преступления предусмотренного ст. 285.1 УК РФ.
ФИО7 полностью согласился с выводами следствия и написал заявление с просьбой отказать в возбуждении уголовного дела за истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Не смотря на это ответчик не может согласиться с требованиями истца, поскольку банковский кредит, полученный МУП «Капремсервис» был оформлен именно для целей строительства двух модульных котельных, которые в настоящее время находятся в собственности МО г. Узловая.
При этом проценты, предусмотренные по договору кредитования, входят в общую стоимость модульных котельных, что не учитывается истцом.
Поэтому ответчик считает обоснованным расходование части средств субвенции на восстановление затрат МУП «Капремсервис» по банковскому кредиту.
Что касается выплат компенсации за неиспользованный отпуск работникам МП КХ в сумме 925 634 руб.95 коп. в связи с ликвидацией предприятия, поясняют, что данная сумма была выплачена именно тем лицам, которые работали в цехе благоустройства и озеленения МП КХ и были приняты на работу в МУП городского хозяйства МО г. Узловая.
Истец также не принимает во внимание тот факт, что согласно Отчету Собранию представителей МО Узловский район по результатам проведенного аудита исполнения бюджета муниципальным образованием Узловский район за 2009 год, подготовленного ООО фирма «» нецелевого использования бюджетных средств не выявлено.
Ссылку истца на заключение ФИО1 о том, что администрацией МО Узловский район использовано по нецелевому назначению 2 028 002,18 рубля считают необоснованной по тем основаниям, что она является заинтересованным лицом, работая исключительно по поручениям оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям.
Кроме того, при проведении проверки ФИО1 сотрудниками указанного отдела был задан единственный вопрос: «Какова сумма бюджетных средств, использованных администрацией МО Узловский район Тульской области в 2007 году по нецелевому назначению?»
При этом не было задано вопроса о том было ли вообще нецелевое использование денежных средств.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Не одно из указанных оснований ответчиком нарушено не было.
Усмотренный органами предварительного расследования состав преступления в действиях конкретного должностного лица не может являться основанием для предъявления исковых требований к администрации муниципального образования.
При таких обстоятельствах считают, что иск предъявлен необоснованно, доказательств нецелевого использования средств субвенций истцом не представлено.
Просят в исковых требованиях главы МО г. Узловая Узловского района отказать.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8 иск поддержала по основаниям, в нем указанным. Просила иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку о фактах нецелевого использования денежных средств стало известно из информации главы администрации МО Узловский район в августе 2009 года и письма финансового управления администрации МО Узловский район от 11 мая 2010 года. После получения этой информации истцом стали предприниматься меры по проверке обоснованности этих действий.
Представители ответчика администрации МО Узловский район по доверенности ФИО9 и ФИО10 в судебном заседании иск не признали, сославшись да доводы письменных возражений. Просили в иске отказать. Кроме того указали, что истцом пропущен срок исковой давности, который истек в июне 2011 года.
Представитель соответчика Собрания представителей МО Узловский район по доверенности ФИО11 в судебном заседании также иск не признала, считала, что все денежные средства были израсходованы по целевому назначению.
Эксперт ФИО3 в судебном заседании пояснил, что назначенную судом финансово – экономическую экспертизу он проводил, основываясь на бюджетном законодательстве, инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ, утвержденная Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которая была использована в том числе при проведении экспертизы, в настоящее время недействующая, не влияет на выводы экспертизы, поскольку на момент исполнения условий соглашения между истцом и ответчиками указанная Инструкция действовала, она определяла методологию финансовых взаимоотношений. Также пояснил, что при производстве экспертизы им исследовались все материалы гражданского дела.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что в 2008 году согласно договору проводила проверку исполнения бюджета МО Узловский район в 2007 году, о чем составила отчет. Указала, что проверка проводилась выборочно. Фактов нецелевого использования бюджетных средств не выявлено. Считала, что расходование субвенций на финансирование погашения кредиторской задолженности за строительство котельных и расходов МУП «Капремсервис» по погашению процентов банку в сумме 1102367 руб. 23 коп. осуществлено в рамках переданных полномочий в том числе по теплоснабжению населения.
Выслушав стороны, пояснения эксперта, показания свидетеля, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, при этом исходит из следующего.
Субвенция – вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели, в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки.
Нецелевое использование бюджетных средств согласно статьи 289 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, «выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правомерным основанием их получения».
Из соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Узловая Узловского района муниципальному образованию Узловский район № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением № к нему (т.1 л.д.18-24) следует, что указанное соглашение заключено между главой муниципального город Узловая Узловского района ФИО5, действующего на основании Устава муниципального образования и решения Собрания депутатов МО город Узловая от ДД.ММ.ГГГГ № и главой муниципального образования Узловский район ФИО6, действующим на основании Устава МО и решения Собрания представителей МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ №.
Предметом указанного соглашения явились передача и принятие к исполнению полномочий по решению ряда вопросов местного значения, в том числе по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п.п.1.1.1); организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения (п.п.1.1.7).
Для обеспечения переданных полномочий муниципальное образование город Узловая Узловского района обеспечивает перечисление муниципальному району финансовых средств в виде субвенций из бюджета поселения в размере и порядке, установленных соглашением (п.п.2.1.1).
Подпунктами 2.2.1 и 2.2.2. установлено, что муниципальный район обеспечивает осуществление переданных ему полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств и обеспечивает использование переданных финансовых средств по целевому назначению.
Подпунктом 3.1 соглашения установлено, что ежегодный объем субвенций, предоставляемых из бюджета поселения для осуществления полномочий, предусмотренных Соглашением, определяется исходя из нормативов расходов на исполнение переданных полномочий и устанавливается в соответствии с расчетом субвенций, являющимся приложением к Соглашению.
Подпунктом 3.4. установлено, что в случае нецелевого использования, субвенции подлежат возврату в бюджет поселения.
Срок действия указанного Соглашения установлен сторонами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из приложения № к Соглашению (расчет субвенций) усматривается, что для обеспечения переданных полномочий по решению вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения (п.п.1.1.1) установлены конкретные действия, подлежащие выполнению по переданным полномочиям, а именно: разработка проекта по газификации – 150,0 тыс. руб.; согласование и экспертиза проектов по газификации – 100,0 тыс. руб.; реконструкция и ремонт теплосетей – 3492,0 тыс. руб., а всего на общую сумму 3742,0 тыс. руб.; по организации благоустройства и озеленения территории поселения (п.п.1.1.7) – озеленение – 732,0 тыс. руб.; санитарная уборка территории – 11886 тыс. руб., а всего на общую сумму 1489,0 тыс. руб.
Таким образом сторонами Соглашения определены цели, условия, способы и задачи, являющиеся существенными, обусловленные выражением согласованной воли сторон, что соответствует правилам ст.154 ГК РФ.
Суд учитывает, что согласно п.п.6.2 указанного Соглашения в него предусмотрено внесение изменений и дополнений путем подписания Сторонами дополнительных соглашений.
Суд считает установленным, что Приложение № к Соглашению (расчет субвенций) является неотъемлемой частью Соглашения, тем самым выполнение условий в рамках оговоренных действий, в нем содержащихся, является обязательным для сторон Соглашения.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что каких – либо изменений и дополнений в указанное Приложение № в части указания дополнительных целей расходования субвенций по переданным полномочиям не вносилось и сторонами не согласовывалось.
Суд считает, что при разрешении настоящего спорного правоотношении подлежат применению правила, установленные ст.431 ГК РФ, согласно которой при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
Из информации главы администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ № о проведенных мероприятиях и расходовании средств бюджета МО город Узловая Узловского района по переданным полномочиям за 2007 год с приложением перечня этих мероприятий (т.1 л.д.345-349) следует, что в рамках организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения в том числе произведено восстановление затрат МУП «Капремсервис» за обслуживание кредита банка, привлеченного на строительство котельных в сумме 1102367 руб. 23 коп.
Из письма начальника финансового управления администрации МО Узловский район от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.350) следует, что на письмо первого заместителя главы администрации МО город Узловая от ДД.ММ.ГГГГ № сообщено о направлении субвенции по осуществлению полномочий в части организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения в сумме 3774646 рублей 33 копейки в том числе на восстановление затрат предприятия на облуживание кредита банка в сумме 1102327,23 руб. (распоряжение главы от ДД.ММ.ГГГГ №).
Из акта о приемке выполненных работ № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.24-27), заказчиком которых явилось муниципальное образование Узловский район, следует, что за отчетный период июнь 2007 года при выполнении работ по внешнему благоустройству территории МО г. Узловая Узловского района в их состав включена компенсация за неиспользованный отпуск в связи с ликвидацией предприятия в сумме 784436,40 руб.
Указанные обстоятельства по расходованию денежных средств, переданных в виде субвенций, на восстановление кредитного платежа по договору № от ДД.ММ.ГГГГ предприятию МУП «Капремсервис» в сумме 1102367,23 руб. и на компенсацию работникам за неиспользованный отпуск в связи с ликвидацией предприятия МУП КХ в сумме 925634,95 руб. подтверждаются также постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, которым в возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.285.1 УК РФ отказано за истечением сроков давности уголовного преследования.
Указанным постановлением установлена вина ФИО7, который в 2007 году являлся главой администрации МО Узловский район и главным распорядителем бюджетных средств.
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела основано на проведенном исследовании отделом документальных проверок и ревизий ОРЧ по НП УВД по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключения которого «сумма бюджетных средств, использованных администрацией МО Узловский район Тульской области в лице ФИО7 в 2007 году по нецелевому назначению составила 2028002,18 руб., в том числе: на восстановление ранее произведенных затрат предприятия на обслуживание кредита банка в суме 1102367, 23 руб.; на компенсацию за неиспользованный отпуск в связи с ликвидацией предприятия в суме 925634, 95 руб. (784406,40 руб., с учетом НДС данные расходы включены в состав расходов по благоустройству в сумме 925634,95 руб. (784436,40 руб. х 118%).
Возможность расходования денежных средств на обслуживание кредита в банке и компенсацию за неиспользованный отпуск в связи с ликвидацией предприятия, переданных в виде субвенций, не указана в Соглашении и приложении к нему.
Анализируя Соглашение и Приложение № к нему суд приходит к выводу, что стороны этого соглашения указали конкретные цели, на которые возможно расходование субвенций в рамках переданных полномочий, которые в дальнейшем не изменялись и не дополнялись.
Указанные обстоятельства подтверждаются также заключением эксперта по финансово – экономической экспертизе от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.167-173) согласно выводов которого расходование администрацией МО Узловский район денежных средств бюджета МО г. Узловая, переданных в форме субвенций в бюджет МО Узловский район в 2007 году, в размере 1102367 рублей 23 копейки на восстановление ранее произведенных затрат МУП «Капремсервис» муниципального предприятия МО Узловский район на обслуживание кредита в банке, а также в размере 925634 рубля 95 копеек на выплату компенсаций за неиспользованный отпуск работникам МП КХ – муниципального предприятия МО Узловский район в связи с ликвидацией указанного предприятия, является нецелевым.
Суд соглашается с указанным заключением эксперта, поскольку оно является мотивированным, основанным на исследовательской части, его выводы не противоречат иным материалам дела, а ссылка в этом заключении на в настоящее время недействующий приказ Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. не влияет на правильность заключения, поскольку указанный приказ действовал в период 2007 года, который был предметом исследования эксперта.
Суд считает, что заключение эксперта по сути не противоречит отчету по результатам проведенного аудита исполнения бюджета муниципального образования Узловский район за 2007 год (т.2 л.д.36-80), поскольку как следует из самого отчета, а также пояснении в судебном заседании аудитора ФИО4, допрошенной в качестве свидетеля, проверка производилась выборочным методом, сам отчет содержит сведения о расходовании субвенций в том числе на финансирование погашения кредиторской задолженности за строительство котельных и расходов МУП «Капремсервис» по погашению процентов банку в сумме 1102367 руб. 23 коп., то есть подтверждает этот факт, а сведений о расходовании субвенций на выплату компенсаций за неиспользованный отпуск работникам МП КХ отчет не содержит, то есть суждений о правомерности или иное по этому факту не имеется.
Суд считает, что при таких обстоятельствах заключение по результатам проведенного аудита в части не установления нецелевого использования денежных средств, нельзя признать обоснованным и опровергающим заключение эксперта.
Таким образом в судебном заседании совокупностью исследованных доказательств установлено, что ответчиками при выполнении условий Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Узловая Узловского района муниципальному образованию Узловский район № от ДД.ММ.ГГГГ, допущено расходование денежных средств на цели, не предусмотренные этим соглашением.
В соответствии с правилами ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд считает правомерным заявленное требование к ответчикам именно об обязании возврата денежных средств, израсходованных по нецелевому назначению, поскольку именно такой порядок установлен подпунктом 3.4. Соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования город Узловая Узловского района муниципальному образованию Узловский район № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает необоснованным довод ответчиков о пропуске истцом исковой давности, поскольку согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Из материалов дела следует, что сведения о расходовании денежных средств на цели, не обусловленные соглашением, стали известны истцу только в августе 2009 года при получении информации о проведенных мероприятиях и расходовании средств бюджета МО город Узловая Узловского района по переданным полномочиям за 2007 года от главы администрации МО Узловский район, тем самым это определило начало течения этого срока, который в настоящее время не пропущен, в связи с чем последствий применения последствий, предусмотренных ст.199 ГК РФ не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в связи с чем суд считает правомерным взыскать с ответчиков в пользу истца понесенные расходы, связанные с проведением экспертизы, поскольку они подтверждены соответствующими платежными документами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 199 ГПК РФ суд,
решил:
удовлетворить иск муниципального образования город Узловая Узловского района в лице главы муниципального образования город Узловая Узловского района.
Обязать Собрание представителей муниципального образования Узловский район и администрацию муниципального образования Узловский район вернуть в бюджет муниципального образования город Узловая Узловского района 2028002 рубля 18 копеек – субвенции, израсходованные администрацией муниципального образования Узловский район по нецелевому назначению.
Взыскать в пользу муниципального образования город Узловая Узловского района с Собрания представителей муниципального образования Узловский район и администрации муниципального образования Узловский район в счет возмещения понесенных судебных расходов по оплате экспертизы в равных долях 27800 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Узловский городской суд Тульской области в течение 10 дней.
Председательствующий А.В. Заря
Решение не вступило в законную силу.