ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.02.2012 Иглинского районного суда (Республика Башкортостан)

                                                                                    Иглинский районный суд Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Иглинский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2012 года с. Иглино

Иглинский районный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафиной Р.Р.,

с участием помощника прокурора Иглинского района РБ Шамсутдинова С.К.,

истца ФИО7,

представителя органа опеки и попечительства администрации муниципального района Иглинский район республики Башкортостан ФИО8 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),

при секретаре Тугузбаеве А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иглинского района Республики Башкортостан в интересах ФИО7 к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах ФИО7 обратился в суд с иском к администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указывая в обоснование, что в ходе проверки законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, установлено, что ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. На основании решения Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО7 - ФИО1 лишена родительских прав, ДД.ММ.ГГГГ она умерла, отец ФИО9 - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 воспитывалась в . С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГОУ НПО «». В настоящее время ФИО7 проживает по адресу: , постановлением главы администрации Иглинского района РБ от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО7 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: . На данное жилое помещение на основании решения Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности за ФИО3, который зарегистрировал право собственности на данное жилое помещение и продал третьим лицам. В результате данных действий ФИО7 осталась без жилья, по данному факту в отношении ФИО3 возбуждено уголовное дело по  УК РФ, производство по которому прекращено на основании ст.  УПК РФ в связи с примирением сторон в ходе предварительного следствия. Другого жилого помещения на праве собственности или ином праве ФИО7 не имеет, 08 июля 2011 года она обратилась в отдел опеки и попечительства администрации муниципального района Иглинский район РБ с заявлением об обследовании её жилого помещения, расположенного по адресу: , и принятии решения о пригодности его к проживанию, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, администрацией не были предприняты меры по принятию и рассмотрению заявления ФИО7, решение о пригодности к проживанию закрепленного за ней жилья и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не принято, ФИО7 в прокуратуру района было подано заявление о нарушении её жилищных прав, в связи с чем в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с настоящим заявлением в её интересах, просит признать бездействие администрации по непринятию мер по приему и рассмотрению заявления ФИО7 об обследовании жилого помещения, расположенного по адресу: , принятия решения о пригодности его к проживанию и постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, возложить на ответчика обязанность поставить ФИО7 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения с 08 июля 2011 года.

В ходе рассмотрения дела в суде прокурор уточнил исковые требования, просил признать заявление ФИО7 поданным в администрацию муниципального района Иглинский район РБ с 08 июля 2011 года, от исковых требований в части возложения на администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан обязанности поставить ФИО7 с 08 июля 2011 года на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения, отказался, в остальной части иск поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Определением Иглинского районного суда РБ от 15 февраля 2012 года принят отказ прокурора и истца ФИО7 от исковых требований в части возложения на администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан обязанности поставить ФИО7 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как ребенка-сироты, оставшегося без попечения родителей, не имеющего закрепленного жилого помещения с 08 июля 2011 года, производство по делу в этой части прекращено.

Истец ФИО7 поддержала исковые требования прокурора в остальной части, просила их удовлетворить, суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год проживала в школе - интернат в , после окончания которого вернулась в , проживала у сестры в съемной квартире в , в доме по  жили квартиранты, поэтому она не могла туда вернуться, тем более, что дом был ветхий, условий для проживания не было, прописалась по адресу: , где жила её бабушка, но фактически там не жила потому, что бабушка была против этого, после её смерти в этом доме осталась проживать её сестра ФИО5 и члены её семьи, она лишь остается зарегистрированной по указанному адресу, в настоящее время живет в  вместе с ФИО6, с которым состоит в незарегистрированном браке, по поводу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий обратилась в администрацию района летом 2011 года, представила все необходимые документы, около месяца рассматривали её заявление, вместе с представителем органа опеки и попечительства она ходила в администрацию, после чего ей в устной форме было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся отказано, при этом какое-либо решения не выдали, сказали это на словах, до настоящего времени вопрос о предоставлении ей жилого помещения как ребенку-сироте не решен.

Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан ФИО8 с требованиями прокурора согласилась, суду указала, что действительно, в 08 июля 2011 года ФИО7 обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением в адрес администрации муниципального района Иглинский район РБ о признании закрепленного за ней жилья непригодным для проживания и постановке на учет для получения жилья вне очереди из числа детей-сирот, она сама помогала ей писать заявление и в сборе документов, заявление ФИО7 в установленном порядке не было зарегистрировано, но работы по нему проводились, в частности, обращались в жилищную комиссию, где выяснилось, что закрепленный за ФИО7 дом был продан, однако, документов об этом представлено не было, ФИО7 помогли написать исковое заявление о признании её нуждающейся в улучшении её жилищных условий, однако, она пропала, в орган опеки больше не обращалась, какое-либо решения по заявлению ФИО7 уполномоченным органом принято не было.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ст. 10 и ч. 1 ст. 12 вышеназванного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (с последующими изменениями) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В целях защиты и реализации жилищных прав детей-сирот принят Закон Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года №188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Пунктом 6 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан возложена обязанность, в том числе, предоставлять списки детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений.

Этим же Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200 разработан Порядок постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Так, согласно п.п. 2, 6 данного Порядка учет детей-сирот осуществляется органами опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семья опекуна (попечителя), в том числе приемная, патронатная семья, общежитие и т.д.).

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной постановкой на регистрационный учет указанной категории граждан. В случае установления факта несвоевременной подачи заявления о постановке на регистрационный учет детей-сирот в качестве нуждающихся в жилых помещениях органы опеки и попечительства самостоятельно производят действия по постановке на учет указанных граждан.

Положениями п.п. 4, 5 Порядка предусмотрено, что с заявлением о постановке на учет в органы опеки и попечительства вправе обратиться законные представители детей-сирот и лица из числа детей-сирот. Перечень документов, которые они при этом должны представить, определен в п. 5 указанного Порядка.

Заявления, поступившие от заявителей, регистрируются в книге учета заявлений о принятии на учет. Книга учета заявлений ведется органами опеки и попечительства по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Заявителям, подавшим заявления о принятии на учет, выдаются расписки в получении вышеуказанных документов с указанием их перечня и даты их получения органами опеки и попечительства (п. 7 указанного Порядка).

Органы опеки и попечительства в течение 15 дней рассматривают заявление о постановке на учет и документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка. При подтверждении оснований органы опеки и попечительства выносят решение о постановке на учет. При отсутствии оснований принимается решение об отказе в постановке на учет. Указанные решения оформляются соответствующим муниципальным правовым актом (постановлением, распоряжением). Органы опеки и попечительства в недельный срок со дня принятия решения извещают заявителей в письменной форме о принятом решении, а при отказе в постановке на учет указывают мотивы отказа (п. 8 Порядка).

Как следует из материалов дела, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, отец которой - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать - ФИО1, решением Иглинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении своих детей, в том числе, ФИО7 ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обучалась и воспитывалась в , а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в ГОУ НПО .

Постановлением главы администрации Иглинского района РБ от 01 февраля 2001 года № за весь период пребывания ФИО7 в детском государственном учреждении за ней закреплено жилое помещение по адресу: .

Данные обстоятельства сторонами в суде не оспаривались.

08 июля 2011 года ФИО10 обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением на имя главы администрации муниципального района Иглинский район РБ ФИО4, в котором просила рассмотреть вопрос о признании непригодным (пригодным) для проживания закрепленного за ней жилое помещение, расположенного по адресу: , и в случае признания данного жилья непригодным для проживания просила включить её в единый список граждан из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в улучшении жилищных условий для получения жилья вне очереди в муниципальном районе Иглинский район.

Данное обстоятельство подтверждается как показаниями самой ФИО7, также объяснениями представителя органа опеки и попечительства ФИО8, подтвердившей, что ФИО7, действительно, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с подобным заявлением, представив при этом неполный пакет документов, при этом её заявление в книге учета зарегистрировано не было.

В ходе судебного заседания представителем органа опеки и попечительства ФИО8 на обозрение суда был представлен подлинник заявления ФИО7, датированный 08 июля 2011 года.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что обращение ФИО7 в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан с заявлением о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания, признании её нуждающейся в улучшении жилых помещений и постановки на учет в качестве нуждающейся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей, состоялось 18 июля 2011 года.

Однако, в нарушение установленного порядка заявление ФИО7 не было зарегистрировано в книге учета заявлений о принятии его на учет. Расписка в подтверждение получения заявления от ФИО7 с указанием перечня приложенных к нему документов и даты их получения органами опеки и попечительства заявителю не выдавалась.

Данных о том, что заявление ФИО7 о постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было рассмотрено органом опеки и попечительства в течение 15 дней и по нему администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан органа опеки и попечительства было принято какое-либо решение, не имеется.

Представитель органа опеки и попечительства ФИО11 в суде подтвердила, что решение уполномоченного органа по заявлению ФИО7 не принималось.

Таким образом, в нарушение положений ч. 1 ст. 9, ст. 10, ч.1 ст.12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п.п. 2, 4, 5, 6 приложения №4 «Порядок постановки на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без по печения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 года №200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрацией муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан не были предприняты меры по приему, надлежащему и своевременному рассмотрению заявления ФИО7

При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования прокурора о признании бездействия ответчика незаконным являются обоснованными и подлежат удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора Иглинского района Республики Башкортостан удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по непринятию мер по приему и рассмотрению заявления ФИО7 об обследовании закрепленного за ней жилого помещения, расположенного по адресу: , принятия решения о пригодности (непригодности) его к проживанию и постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

Признать заявление ФИО7 об обследовании закрепленного за ней жилого помещения, расположенного по адресу: , принятия решения о пригодности (непригодности) данного жилого помещения к проживанию и постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поданным в администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан 08 июля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Р.Р.Сафина