Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело (11) Мотивированное решение изготовлено 15.03.2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 10 марта 2011 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при секретаре Дулесовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Березовского городского округа о признании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, в связи с ее ликвидацией незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Березовского городского округа обратилась в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с заявлением о признании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации, в связи с ее ликвидацией незаконным.
В своем заявлении Администрация указала, что 02.11.2010 Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области отказано в государственной регистрации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» в связи с его ликвидацией по следующим основаниям: непредставление документов, удостоверяющих уплату государственной пошлины; ликвидационный баланс утвержден ненадлежащим лицом.
Однако, как указано в заявлении, от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций.
По мнению регистрирующего органа, баланс должен быть утвержден органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, т.е. Березовским городским судом. Между тем, п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации носит альтернативный характер и предоставляет возможность утверждать ликвидационный баланс как органу, принявшему решение о ликвидации юридического лица, так и учредителям (участникам) юридического лица. Ликвидационный баланс Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» от 31.08.2010 составлен ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами и утвержден участником юридического лица.
На основании изложенного, заявитель полагает, что все предусмотренные законодательством документы и необходимые для государственной регистрации фонда «Любимы город» в связи с его ликвидацией были представлены в надлежащий орган в полном объеме. Следовательно, оснований для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией данного юридического лица отсутствовали. Учитывая изложенное, заявитель просит признать отказ в государственной регистрации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» в связи с его ликвидацией незаконным и обязать Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город».
В судебном заседании представитель заявителя Администрации Березовского городского округа - ФИО1, действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель заинтересованного лица - ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления не признала, суду пояснила, что государственная пошлина за государственную регистрацию ликвидации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства должна была быть уплачена. Вместе с тем, представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснила, что второе основание для отказа - ликвидационный баланс утвержден ненадлежащим лицом, было указано ошибочно.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии со ст. 56 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Государственная регистрация некоммерческих организаций осуществляется территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, которому в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» от Федеральной регистрационной службы переданы функции по регистрации некоммерческих организаций. Соответствующее полномочие также закреплено в подп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313.
Главное управление Министерства юстиции по Свердловской области является территориальным органом Минюста России и осуществляет в отношении некоммерческих организаций следующие полномочия:
принимает решение о государственной регистрации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных учреждений и организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации, подтверждающие факт государственной регистрации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций, а также иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций);
осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации (п. 42-44 Положения о главном управлении министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации).
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в государственной регистрации организации может быть отказано по следующим основаниям:
- если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- если уже имеется зарегистрированная некоммерческая организация с таким же наименованием;
- если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
- если необходимые для государственной регистрации документы либо представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
- если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, 26.10.2010г. в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области Управляющим Березовским Благотворительным фондом развития жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» "П" представлены следующие документы для регистрации ликвидации некоммерческой организации - Березовский благотворительный фонд жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город»: заявление; ликвидационный баланс; информация о ликвидации юридического лица, опубликованная в печатном органе.
02.11.2010 г. Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области отказано в государственной регистрации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» в связи с его ликвидацией по следующим основаниям: непредставление документов, удостоверяющих уплату государственной пошлины и ликвидационный баланс утвержден ненадлежащим лицом (баланс должен быть утвержден органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, т.е. Березовским городским судом).
Согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Следовательно, ликвидационный баланс может быть утвержден либо участником Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город», либо органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, то есть, Березовским городским судом.
Как следует из материалов дела, в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области представлен ликвидационный баланс от 31.08.2010 г., который составлен ликвидационной комиссией Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» после завершения расчетов с кредиторами и утвержден участником юридического лица.
Учитывая изложенное, а также положения п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд не находит оснований для отказа в государственной регистрации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» в связи с его ликвидацией по тому основанию, что ликвидационный баланс утвержден ненадлежащим лицом.
В отношении непредоставления документов, удостоверяющих уплату государственной пошлины, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации юридического лица составляет 800 руб.
В силу ст.ст. 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления за проставление апостиля, а также за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций, за государственную регистрацию ликвидации организаций.
В силу ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, предоставляемое в регистрирующий (налоговый) орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица. При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Данные нормы применяются и при государственной регистрации организации в связи с ее ликвидацией.
Таким образом, если уполномоченным лицом при государственной регистрации является руководитель юридического лица, в регистрирующий (налоговый) орган представляется документ об уплате государственной пошлины, а если уполномоченным лицом при государственной регистрации будет являться уполномоченное лицо учредителя юридического лица - органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственная пошлина не взимается.
Между тем, для того, чтобы получить право на обращение с заявлением в регистрирующий орган, орган местного самоуправления должен отвечать определенным условиям, предусмотренным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Как следует из материалов дела, уполномоченным лицом при государственной регистрации ликвидации некоммерческой организации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» являлся управляющий Березовским благотворительным фондом жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» "П", соответственно, в регистрирующий (налоговый) орган должен был быть представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем не был представлен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, суд делает вывод о том, что Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области правомерно отказано в государственной регистрации Березовского благотворительного фонда жилищного строительства и коммунального хозяйства «Любимый город» в связи с его ликвидацией по основанию непредставление документов, удостоверяющих уплату государственной пошлины.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Администрации Березовского городского округа отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в течение десяти дней подачей кассационной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
судья: Ю.В. Глушкова