Троицкий городской суд Челябинской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Троицкий городской суд Челябинской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 марта 2012 года
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Фроловой О.Ж.
при секретаре Колесниковой Ю.С.
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Троицк Челябинской области к ФИО1 ФИО7 о признании объекта самовольной постройкой, о сносе, освобождении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Троицка обратилась в суд с иском к ФИО1 ФИО8, в котором просит признать гаражный бокс размером 8,3 *6.5 м., общей площадью 54.24 кв.м., расположенный на земельном участке, кадастровый номер № на пересечении улиц и на дворовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.Троицке Челябинской области самовольной постройкой и обязать ответчика в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу освободить собственными силами земельный участок кадастровый номер № на пересечении улиц на дворовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.Троицке Челябинской области от данного гаражного бокса путем его сноса.
В обоснование иска ссылается на то, что ответчику земельный участок в собственность либо в аренду не предоставлялся, законных оснований для использования спорного земельного участка у ответчика нет.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебном заседание пояснил, что он выстроил гараж, а затем обратился в Администрацию г.Троицка с заявлением о смене разрешенного использования земельного участка с «ведение личного подсобного хозяйства» на «эксплуатация многоквартирного дома», заявление оставлено без удовлетворения.
Третье лицо - представитель Управления Муниципальной собственности города Троицка Челябинской области в судебном заседании не участвовал, представил заявление, где просил рассмотреть дело без участия Управления Муниципальной собственности города Троицка Челябинской области, представил отзыв, где просил иск удовлетворить.
Выслушав представителя истца, ответчика исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с абз.2 п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими - абз.1 п.10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137 - ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 ФЗ от 16.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в частности, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Согласно ч. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Судом достоверно установлено, что на земельном участке -кадастровый номер № на пересечении улиц и на дворовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.Троицке Челябинской области, расположено строение, размером 8,3 *6.5 м., общей площадью 54.24 кв.м., выстроенный ответчиком.
Данный объект представляет собой конструкцию из металлического каркаса с воротами, имеет две кирпичные стены с дворовой территории, в качестве других стен объекта используется достроенное кирпичное ограждение земельного участка, расположенного по адресу г.Троицк Челябинской области ул., облицовка наружных стен выполнена сайдингом, кровля - из профнастила.
Согласно ст.1 Градостроительного Кодекса РФ объект относится к объекту капитального строительства.
Земельный участок, на котором расположен объект является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, относится к государственной собственности, землям населенных пунктов, с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства», внесен в государственный кадастр недвижимости.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, актом осмотра земельного участка с приложенными фототаблицами от 24.05.11г. (л.д. 4-5, 80,81), актом осмотра земельного участка с приложенными фототаблицами от 16.12.11г. (л.д.13-14), фототаблицей (л.д.24), актом осмотра от 13.05.11г. (л.д.79), кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 45-48),справкой об обмере границ с фототаблицей (л.д.82-83),кадастровым планом территории (л.д.98),справкой Администрации г.Троицка (л.д.99),сведениями Управления Муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от 26.07.11г.(л.д.10),данные обстоятельства не оспариваются ответчиком, который пояснил, что данный объект-гараж он выстраивал для себя, в настоящее время данный объект гаражом не является, а является объектом вспомогательного характера.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство осуществляется на основании разрешения на строительство.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что в целях строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагает прежде всего правоустанавливающие документы на земельный участок.
Пунктом 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Под строениями и сооружениями вспомогательного характера следует понимать любые постройки, за исключением основного здания (например, жилого дома на земельном участке, принадлежащем гражданину), которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер, например сарай, баня, летняя кухня, иные надворные постройки, теплицы, парники, навесы и т.д.
Таким образом, для строительства необходима совокупность нескольких условий: наличие законных оснований для использования земельного участка, на котором планируется произвести строительство, а также получение разрешения на строительства, а для строительства на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности гаража, вспомогательных помещений требуется наличие законных оснований для использования земельного участка.
В силу ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
У ответчика отсутствуют законные основания для использования спорного земельного участка под строительство, поскольку договор аренды земли с ним не заключался, в собственность данный земельный участок ему не предоставлялся, за заключение договора аренды или за выкупом земельного участка Столбов в администрацию г.Троицка не обращался.
Поскольку земельный участок ФИО1 как физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не выделялся, то для строительства на земельном участке, выделенном по другим основаниям, ему следовало получить разрешение, которое он не получал.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя Администрации г.Троицка, сведениями Управления по капитальному строительству и архитектуре города Троицка от 09.06.11г. (л.д.55-56),информацией прокуратуры (л.д.6), сведениями Администрации г.Троицка от 11.11.10г. от 01.11.11г. (л.д.60,66-67), планом границ (л.д.96), справкой Администрации от 15.03.12г. (л.д.100).
Доводы ФИО1 о том, что он является собственником данного земельного участка как собственник квартиры в многоквартирном жилом доме и другие собственники разрешили ему использование данного участка под строительство, а поэтому ему необязательно оформлять земельный участок в собственность или аренду, а также получать разрешение, несостоятельны.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
ФИО1 на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 23.12.97г. имеет в собственности квартиру № в многоквартирном доме № по ул. (л.д.33, 34-35,36-37,38,39,40-42).
В силу ч.1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ ).
Согласно ч.3 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ и Постановлению Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (ч.4 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ ).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ ).
Согласно ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, земельный участок будет считаться сформированным для целей, указанных в статье 16 Закона о введении в действие Кодекса, исключительно с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о таком виде разрешенного использования, как «эксплуатация многоквартирного дома».
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 16.01.12.г. разрешенными видом использования земельного участка по ул. является «ведение личного подсобного хозяйства».
Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом № по ул. и спорный объект с разрешенным видом использования «эксплуатация многоквартирного дома» не сформирован.
При таких обстоятельствах земельный участок не перешел в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем соглашение об использовании земельного участка подписанное жильцами дома № по ул. (л.д.43) и протокол общего собрания (л.д.44) не являются документами позволяющими на законном основании использовать спорный земельный участок под строительство.
Доводы ФИО1 о том, что он обратился в Администрацию с заявлением о смене разрешенного вида использования, а Администрация намеренно своими действиями смену разрешенного вида использования не производит, суд считает несостоятельными.
Действительно 21.07.11г., 30.08.11 г.,20.09.11г. ФИО1 обращался в Администрацию с заявлением о смене разрешенного вида использования земельного участка, расположенного по ул. в г.Троицке (л.д.19,20,21 ), подавал в прокуратуру жалобу на бездействия администрации по рассмотрению его заявлений (л.д.22).
Однако в деле имеется ответ Администрации г.Троицка от 19.08.11г. (л.д.71), где указано, что заявление принято в работу специалистами Администрации г.Троицка и направлено для принятия решения главе г.Троицка, данный ответ получен был супругой ФИО1, о чем имеется отметка на ответе.
Также имеется ответ от 30.09.11г., где указывается, что после получения заявления ФИО1 была проведена выездная проверка совместно со специалистом, имеющим лицензию на проведение кадастровых работ -ИП ФИО5, проверены границы земельного участка по ул. и установлено, что границы и конфигурация требуют уточнений, ранее участок был поставлен на кадастровый учет на основании межевого дела, заказчиком которого являлся собственник квартиры № дома № по ул. ФИО9 в данном деле границы определены неверно и без согласования со смежными пользователями по и , поэтому ФИО1 было предложено устранить недочеты (л.д.72), в свою очередь Администрация формирование земельного участка с разрешенным видом использования «эксплуатация многоквартирного дома» и уточнение границ участка включила в план на март 2012 года.
Данные обстоятельства подтверждаются договором (л.д.73-74), календарным планом (л.д.75), схемой границ (л.д.95), также ответом ООО «Омез» (л.д.49), землеустроительным делом (л.д.101-115).
Таким образом, суд считает, что действия администрации по смене разрешенного вида использования земельного участка не явились причиной по которой ответчик незаконно выстроил объект на спорном земельном участке.
Кроме того, нахождение строения на придомовой территории, не имеет правового значения, поскольку само по себе наличие или отсутствие права собственности собственников многоквартирного дома не освобождает от необходимости соблюдать требования норм и правил, предусмотренных ст. 42 ЗК РФ, в силу которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Столбов вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не представил доказательств правомерности постройки объекта, надлежащего оформления земельного участка, соблюдения при использовании земельного участка требованиий градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (л.д.57-58).
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу лицом, ее осуществившим, либо за его счет.
Статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил суду доказательств законности владения им спорным земельным участком и законности строения на этом участке здания.
16.06.11г. заместителем главного государственного инспектора Троицкого муниципального района и Троицкого городского округа Троицкого отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области было вынесено постановление в отношении ответчика о привлечении его к административной ответственности в виде штрафа в сумме 500 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка.
Данное обстоятельство подтверждается копией постановления о назначении административного наказания (л.д.8),постановлением о возбуждении дела (л.д. 84).
Предписанием об устранении нарушения земельного законодательства Управления Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра, картографии по Челябинской области от 16.06.11г. ответчику был дан срок для оформления и получения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок в срок до 16.12.11 года (л.д.9).
Постановлением мирового судьи судебного участка № № г.Троицка от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 2000 руб. по ст. 9.5 ч.1 КоАП РФ за строительство объекта капитального строительства без разрешения на строительство (л.д.85-86, 87-88, 89-90,91-92, 93-94).
Постановлением Административной комиссии г.Троицка Челябинской области от 23.06.11г. ФИО1 был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 1500 руб. по ст.22 Закона Челябинской области от 27.05.10г. № 584-ЗО за невыполнение в установленный срок законного предписания (л.д.61-63).
Как пояснил ответчик постановления о наложении штрафов он не оспаривал, штрафы уплатил.
Поскольку ответчику не отводился спорный земельный участок, разрешение на строительство не выдавалось, то возведенное им на этом земельном участке строение, применительно к ст. 222 ГК РФ обладает всеми признаками самовольной постройки.
В соответствии с п.2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счет.
Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат так же лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на ином законном основании.
Как предусмотрено ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Пункт 1 ст. 72 ЗК РФ предоставляет органу местного самоуправления право осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, не ограничивая его только и исключительно землями, находящимися в муниципальной собственности.
Из приведенных норм следует, что в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов и соблюдением порядка размещения данных объектов осуществляет соответствующая администрация как орган местного самоуправления. Поэтому органы местного самоуправления не лишены права на обращение с иском о сносе самовольных построек при наличии к тому оснований.
Администрация в связи с расположением данного самовольного строения не может распорядиться спорным земельным участком, сформировать его для изменения разрешенного вида использования, осуществить регулирование и планирование застройки в указанном месте.
Кроме того как пояснила представитель Администрации г.Троицка гараж выстроен таким образом, что выезд из гаража находится в нескольких метрах от регулируемого перекрестка, при этом какого либо подъезда к гаражу нет, выезд будет осуществляться через тротуар, такое размещение не согласовано с соответствующими службами и будет препятствовать безопасности дорожного движения, в настоящее время гараж Столбов облицевал сайдингом, но ворота не заложил, т.е. не лишен возможности в любое время убрать сайдинг и пользоваться гаражом.
На основании изложенного иск подлежит удовлетворению.
Поскольку ответчику для исполнения решения необходимо снести постройку и вывезти строительные материалы, то освобождение земельного участка связано с материальными и временными затратами, исходя из этого суд считает возможным предоставить ответчику для освобождения земельного участка срок 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
На основании ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело в рамках заявленных требований.
Руководствуясь статьями 12, 56, 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ
Признать гаражный бокс размером 8,3 *6.5 м., общей площадью 54.24 кв.м., расположенный на земельном участке, кадастровый номер № на пересечении улиц и на дворовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.Троицке Челябинской области самовольной постройкой.
Обязать ФИО1 ФИО10 в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу освободить собственными силами земельный участок кадастровый номер № на пересечении улиц и на дворовой территории многоквартирного жилого дома № по ул. в г.Троицке Челябинской области от данного гаражного бокса путем его сноса.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий: