ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.03.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

15 марта 2012 года г. Кызыл

Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш., рассмотрев жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва Талтаевой В.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва) по делу об административном правонарушении № № от 30 ноября 2011 года руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) Талтаева В.Д. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ** рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.

Руководитель ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. с решением судьи не согласилась и подала жалобу, указывая на необоснованность вывода судьи об использовании спорных бюджетных средств Тывастатом в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов. Исходя из положений ст.ст. 38, 289 и 158 Бюджетного кодекса РФ, каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое бюджетной классификацией. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат, соответственно организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определяемых соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Средства федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году поступили по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов», из них Тывастатом направлены денежные средства в сумме ** руб. по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению - на изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата, которые следовало оплатить по главе 157 Федеральная служба государственной статистики», подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Просит решение суда отменить и принять новое решение.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ заключается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва №/ДЛ по делу об административном правонарушении от 30 ноября 2011 года руководитель Тывастата Талтаева В.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, которое выразилось в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме ** рублей, израсходованных на изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата.

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья исходил из того, что бюджетные средства Тывастатом использованы в соответствии с кодами бюджетной классификации.

Данный вывод является обоснованным по следующим основаниям.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под  нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической квалификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 10.12.2010) на статью классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

В соответствии с п. 3.2.2. раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей; по целевой статье 0011500 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении руководитель Тывастата Талтаева В.Д. в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н, пункта 30 раздела ХV «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденных приказом Росстата от 04 февраля 2010 года № 81 за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» расходными расписаниями в общей сумме ** руб., согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденной руководителем Тывастата Талтаевой В.Д. от 31 декабря 2010 года, из КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» распределено средств по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** руб., из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» не по целевому назначению в сумме ** руб. на «Изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата», которые следовало оплатить по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики» подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года.

Из материалов дела следует, что между Тывастатом (заказчик) и индивидуальным предпринимателем С. (подрядчик) заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата по ** Республики Тыва. Согласно пункту 2 данного контракта его сумма составляет ** рублей. Из пункта 3 контракта следует, что оплата работ осуществляется в виде аванса в размере 30% от стоимости выполнения работ по контракту, что составляет ** рублей (л.д. 22-23).

Заявкой на кассовый расход № № от 16 декабря 2010 года Тывастатом перечислены на банковский счет индивидуального предпринимателя С. денежные средства за счет средств, выделенных из федерального бюджета по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», статье КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в сумме ** руб. в качестве аванса за изготовление и поставку элементов ограждения административного здания Тывастата (л.д. 30-32).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О Всероссийской переписи населения» сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

В соответствии с п. 8 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года (утв. приказом Росстата от 04.02.2010 N 81) Росстат является ответственным за хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Пунктами 3, 4 Правил хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 554) установлено, что документы Всероссийской переписи населения 2010 года на бумажных носителях и (или) в электронном виде (за исключением переписных листов) по перечню согласно приложению хранятся в Федеральной службе государственной статистики и ее территориальных органах в соответствии со сроками хранения. Хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года осуществляется в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. 31 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года (раздел XV «Материально-техническое и финансовое обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года») установлено, что финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату на период 2007 - 2013 гг. на осуществление указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 01, подразделу 14 целевой статьи 0012700, виду расходов 012.

В судебном заседании представитель Талтаевой В.Д. К. пояснила, что ранее ограждение по всему периметру административного здания Тывастата отсутствовало, доступ в здание был свободным. В настоящее время установлено ограждение по всему периметру здания высотой 1, 8 м.

Поскольку устройство ограждения административного здания Тывастата осуществлено в целях хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, предотвращения утраты, искажения, подделки информации, в соответствии с требованиями п. 8 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года, вышеуказанных Правил хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, то отражение расходов на изготовление и поставку элементов ограждения в сумме ** руб. по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» не является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, должностное лицо ТУ Росфиннадзора в РТ неправомерно признало, что действия руководителя Тывастата Талтаевой В.Д. по отнесению вышеуказанных расходов по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» является нецелевым использованием бюджетных средств и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о том, что в действиях Талтаевой В.Д. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и правильно отменил постановление руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва по делу об административном правонарушении № от 30 ноября 2011 года.

Следовательно, жалоба руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Талтаевой В.Д. оставить без изменения, жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва – без удовлетворения.

Судья Болат-оол А.В.