ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.03.2012 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

                                                                                    Верховный Cуд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Cуд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        РЕШЕНИЕ

15 марта 2012 года г. Кызыл

Судья Верховного Суда Республики Тыва Болат-оол А.В., при секретаре Идам-Сюрюн А.Ш., рассмотрев жалобу руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. на решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва Талтаевой В.Д.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва (далее – ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва) по делу об административном правонарушении №/ДЛ от 30 ноября 2011 года руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва (далее – Тывастат) Талтаева В.Д. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере ** рублей.

Решением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено.

Руководитель ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва Монгуш Т.Х. с решением судьи не согласилась и подала жалобу, указывая на необоснованность вывода судьи об использовании спорных бюджетных средств Тывастатом в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов. Исходя из положений ст.ст. 38, 289 и 158 Бюджетного кодекса РФ, каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое бюджетной классификацией. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат, соответственно организация, финансируемая из бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определяемых соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств. Средства федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году поступили по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг», из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» не по целевому назначению в сумме ** руб. на «Текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата», которые следовало оплатить по главе 157 Федеральная служба государственной статистики», подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со статьёй 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета. Просит решение суда отменить и принять новое решение.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ заключается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Постановлением руководителя ТУ Росфиннадзора в Республике Тыва № по делу об административном правонарушении от 30 ноября 2011 года руководитель Тывастата Талтаева В.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, которое выразилось в нецелевом использовании средств федерального бюджета в сумме ** рублей, израсходованных на «Текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата» (фактически осуществлено устройство нового ограждения).

Отменяя постановление по делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу, судья исходил из того, что бюджетные средства Тывастатом использованы в соответствии с кодами бюджетной классификации, указанными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях и смете расходов и доходов. При этом судья сослался на Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2009 № 1074 и на «Основные методологические и организационные положения Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденные приказом Росстата от 04 февраля 2010 № 81 указав, что в данных нормативно-правовых актах не содержатся конкретные статьи расходов (КБК, КОСГУ) в соответствии с которыми следует производить расходование средств.

С таким выводом нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ под  нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической квалификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

В соответствии с п. 3.2.2. раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред.от 10.12.2010) по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» отражаются расходы, связанные с подготовкой и проведением статистических обследований и переписей; по целевой статье 0011500 «Территориальные органы» отражаются расходы на обеспечение выполнения функций территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, управлений (отделов) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, за исключением расходов на строительство административных зданий и жилищного строительства.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении руководитель Тывастата Талтаева В.Д. в нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ, Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. № 150н, пункта 30 раздела ХV «Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года», утвержденных приказом Росстата от 04 февраля 2010 года № 81 за счет средств федерального бюджета на проведение Всероссийской переписи населения в 2010 году, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг» расходными расписаниями в общей сумме ** руб., согласно детализации показателей сметы на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года, утвержденной руководителем Тывастата Талтаевой В.Д. от 31 декабря 2010 года, из КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг» распределено средств по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме ** руб., из них Тывастатом направлены денежные средства по КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» не по целевому назначению в сумме ** руб. на «Текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата» (фактически осуществлено устройство нового ограждения), которые следовало оплатить по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики» подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0011500 «Территориальные органы», виду расходов 012 «Выполнение функций государственными органами», по КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», что в соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием средств федерального бюджета, выделенных на проведение Всероссийской переписи населения 2010 года.

Из материалов дела следует, что между Тывастатом (заказчик) и индивидуальным предпринимателем С. (подрядчик) заключен государственный контракт № 11 от 18 октября 2010 года на текущий ремонт ограждения административного здания Тывастата по ул. Чульдум, 40 г. Кызыла Республики Тыва. Согласно статье 2 данного контракта его сумма составляет ** рублей. Согласно статье 3 контракта оплата работ осуществляется в виде аванса в размере 30% от стоимости выполнения работ по контракту, что составляет ** рублей ** копеек (л.д. 23-25).

Заявкой на кассовый расход № № от 21 декабря 2010 года Тывастатом перечислены на банковский счет индивидуального предпринимателя С. денежные средства за счет средств, выделенных из федерального бюджета по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», подстатье классификации операций сектора государственного управления 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» в сумме № руб. за выполнение ремонтных работ по текущему ремонту ограждения административного здания Тывастата (л.д. 34-36).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 25.01.2002 N 8-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О Всероссийской переписи населения» сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.

В соответствии с п. 8 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года (утв. приказом Росстата от 04.02.2010 N 81) Росстат является ответственным за хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года.

Пунктами 3, 4 Правил хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 554) установлено, что документы Всероссийской переписи населения 2010 года на бумажных носителях и (или) в электронном виде (за исключением переписных листов) по перечню согласно приложению хранятся в Федеральной службе государственной статистики и ее территориальных органах в соответствии со сроками хранения. Хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года осуществляется в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

П. 31 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года (раздел XV «Материально-техническое и финансовое обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года») установлено, что финансирование расходов на мероприятия, связанные с Всероссийской переписью населения 2010 года, производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых Росстату на период 2007 - 2013 гг. на осуществление указанных мероприятий, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и сводной бюджетной росписью, утвержденной Минфином России по разделу 01, подразделу 14 целевой статьи 0012700, виду расходов 012.

Из пояснений представителя Талтаевой В.Д. К. в судебном заседании следует, что ранее ограждение было высотой около 20 см., ограждение по всему периметру административного здания Тывастата отсутствовало, доступ к входу в здание был свободным. В настоящее время установлено ограждение по фасаду здания высотой 1, 8 м.

Поскольку устройство ограждения административного здания Тывастата осуществлено в целях хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, предотвращения утраты, искажения, подделки информации, в соответствии с требованиями п. 8 Основных методологических и организационных положений Всероссийской переписи населения 2010 года, вышеуказанных Правил хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения 2010 года, то отражение расходов на текущий ремонт ограждения, а фактически – на установку ограждения, в сумме ** руб. руб. по целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей» является правомерным.

Вместе с тем указанные расходы произведены за счет средств, поступивших по главе 157 «Федеральная служба государственной статистики», разделу/подразделу 0114 «Другие общегосударственные вопросы», целевой статье 0012700 «Проведение статистических обследований и переписей», виду расхода 012 «Выполнение функций государственными органами», по статье КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг», подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», и отнесены на статью КОСГУ 220 «Оплата работ, услуг», подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на подстатью классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование,  находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, казне муниципального образования. При этом под содержанием нефинансовых активов подразумевается комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта, в том числе проведение работ по реставрации имущества, за исключением работ, носящих характер реконструкции, модернизации, дооборудования.

На статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.

В письме Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 «О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления» (п. 225.2. Ремонт (текущий и капитальный) и реставрация нефинансовых активов) разъяснено, что под ремонтом понимается комплекс ремонтно-строительных и ремонтно-реставрационных работ, выполняемых, в том числе, в целях:

- устранения неисправностей (восстановления работоспособности) объектов нефинансовых активов, а также систем (охранная, пожарная сигнализация, система вентиляции и т.п.), установленных в зданиях (сооружениях);

- поддержания технико-экономических и эксплуатационных показателей (срок полезного использования, мощность, качество применения, количество и площадь помещений, пропускная способность и т.п.) на изначально предусмотренном уровне;

- проведения некапитальной перепланировки помещений.

К работам по ремонту, в том числе, относятся:

- замена (установка) окон, дверей (ворот), осуществляемые исполнителем в рамках договоров, заключенных бюджетными учреждениями в целях восстановления эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (зданий, сооружений).

В результате проведения ремонтных работ могут быть затронуты (изменены) конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов нефинансовых активов, однако проведение ремонтных работ не приводит к увеличению стоимости объектов нефинансовых активов.

В письме Минфина РФ от 05.02.2010 N 02-05-10/383 также разъяснено, что реконструкция, дооборудование и модернизация объектов нефинансовых активов приводят к увеличению их балансовой стоимости, при этом необходимо учитывать, что:

к реконструкции относится изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения;

к модернизации - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными.

Из ведомости объемов работ и локального сметного расчета №1 на ремонт ограждения Тывастата следует, что работы по ремонту ограждения состояли, в частности, в демонтаже ограждения чугунного с металлическими столбами, разборке фундаментов бетонных, демонтаже ворот распашных металлических со столбами, установке металлических звеньев ограждения, металлических ворот и калиток, устройстве фундаментных плит бетонных плоских (л.д. 26, 27).

Из пояснений представителя Талтаевой В.Д. К. следует, что в результате проведения ремонтных работ изменилась высота ограждения с 20 см. до 180 см., также в настоящее время ограждение установлено по всему фасаду административного здания Тывастата, тогда как ранее проход в здание не был огорожен.

В соответствии с п.п. 16, 17 Инструкции по бюджетному учету (утв. приказом Минфина РФ от 30.12.2008 №148н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект.

Поскольку в данном случае имело место изменение параметров частей объекта капитального строительства, то имела место реконструкция. Соответственно, расходы по текущему ремонту ограждения (фактически – по устройству нового ограждения) подлежали отнесению на статью КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств», а не на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

При таких обстоятельствах должностное лицо ТУ Росфиннадзора в РТ правомерно признало, что действия руководителя Тывастата Талтаевой В.Д. по отнесению расходов по устройству нового ограждения на подстатью КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» являются нецелевым использованием бюджетных средств и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Следовательно, вывод судьи об отсутствии состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ в действиях должностного лица Талтаевой В.Д. является необоснованным.

При таких обстоятельствах решение судьи является незаконным и подлежит отмене.

Доводы Талтаевой В.Д., изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, о ненадлежащем извещении её о составлении протокола об административном правонарушении, являются необоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.

Из содержания жалобы Талтаевой В.Д., а также пояснений её представителей в ходе рассмотрения дела следует, что Талтаева В.Д. была извещена о составлении протокола об административном правонарушении срочной телеграммой 09 ноября 2011 года, то есть надлежащим образом. Тот факт, что в телеграмме не указаны номенклатурный номер административного производства, конкретный факт нецелевого использования средств федерального бюджета и сумма денежных средств, использованных не по целевому назначению, не имеет правового значения для дела.

Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что копия протокола об административном правонарушении была направлена ТУ Росфиннадзора в РТ Талтаевой В.Д. в установленный срок по домашнему адресу, но не получена ею и возвращена за истечением срока (протокол судебного заседания от 30 января 2012 года, л.д. 50-54).

Копия протокола об административном правонарушении получена Талтаевой В.Д. 30 ноября 2011 года, непосредственно перед рассмотрением дела об административном правонарушении. Представителем Талтаевой В.Д. Т. было заявлено о том, что они не возражают против рассмотрения дела в день ознакомления с протоколом об административном правонарушении (л.д. соответственно 20 и 18).

В связи с тем, что установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения Талтаевой В.Д. к административной ответственности не истёк, то постановление по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.17 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 30 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Талтаевой В.Д. отменить.

Постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва по делу об административном правонарушении № от 30 ноября 2011 года в отношении руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва Талтаевой В.Д. оставить в силе.

Судья Болат-оол А.В.