ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.04.2010 Касимовского районного суда (Рязанская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Касимов 15 апреля 2010 года

Судья Касимовского районного суда Рязанской области Стрелков А.Б., при секретаре Шибаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению <адрес> межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области по организации на территории поселения водоотведения с нарушениями действующего федерального законодательства и возложении на администрацию указанного муниципального образования обязанности организовать на территории сельского поселения водоотведение в соответствии с нормативной очисткой сбрасываемый в водный объект сточных вод и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области по организации на территории поселения водоотведения с нарушениями действующего федерального законодательства и возложении на администрацию указанного муниципального образования обязанности организовать на территории сельского поселения водоотведение в соответствии с нормативной очисткой сбрасываемый в водный объект сточных вод и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод. В обоснование своих требований указал, что по заданию <адрес> межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций ЖКХ при организации водоотведения, сбросе сточных вод в водные объекты на территории <адрес> области.

В ходе проведения прокурорской проверки были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, которые были допущены муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунальной службы <адрес> муниципального района <адрес> области (МУП ЖКС <адрес>) на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области, а именно, требований Водного кодекса РФ, требований Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Конституцией РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

В свою очередь, Федеральным законом «Об охране окружающей среды» определяются правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, названным Федеральным законом, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Таким образом, только лишь при соблюдении требований природоохранного законодательства и законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, возможно, обеспечить гарантированное Конституцией РФ право каждого человека на благоприятную среду обитания.

Согласно требованиям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения, наряду с прочими, относится организация в границах поселения водоотведения.

В соответствии с положениями ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.

В силу требований статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению водоотведения с их финансовыми возможностями.

В соответствии с Уставом МУП ЖКС <адрес>, основными целями деятельности данного предприятия являются: решение социально значимых задач по предоставлению коммунальных услуг населению и другим потребителям, обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.

Для достижения названных целей МУП ЖКС <адрес> осуществляет эксплуатацию и обслуживание жилого фонда, эксплуатацию и обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, эксплуатацию и обслуживание систем водоснабжения, водоотведения, добычу воды из артезианских скважин.

В результате осуществления водоотведения на территории <адрес> сельского поселения МУП ЖКС <адрес> производится сброс сточных вод в поверхностный водный объект - <адрес>.

Согласно сведениям 2-ТП (водхоз) в ДД.ММ.ГГГГ году МУП ЖКС <адрес> было сброшено в поверхностный водный объект - <адрес><данные изъяты> тыс. м 3 недостаточно очищенных сточных вод. Осуществляя сброс сточных вод в поверхностный водный объект - <адрес> МУП ЖКС <адрес> соответствующую разрешительную природоохранную документацию не имеет.

Указанные факты свидетельствуют о нарушении требований ст.ст. 11,39,60 Водного кодекса РФ, ст.34 Федерального Закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которыми использование водных объектов для сброса сточных вод осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, а также осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Статьей 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предписано, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водные объекты, расположенные в черте городских и сельских поселений, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

За допущенные нарушения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект в отношении МУП ЖКС <адрес> межрайонным природоохранным прокурором было возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ.

Согласно Уставу МУП ЖКС <адрес>, учредителем МУП ЖКС <адрес> является администрация муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области. Полномочия собственника имущества предприятия также осуществляет администрация муниципального образования - <адрес> сельское поселение.

Не приведение деятельности МУП ЖКС <адрес> в области обеспечения водоотведения на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области в соответствие с требованиями действующего законодательства, может привести к нарушению гарантированных статьей 42 Конституции РФ и предусмотренных ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прав каждого гражданина РФ на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Вода является важнейшим компонентом окружающей среды, обеспечивающим социальное и экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов, и вредное воздействие вод.

Осуществляя пользование водным объектом без решения о предоставлении водного объекта в пользование и сбрасывая в поверхностный водный объект загрязненные сточные воды, МУП ЖКС <адрес> создает потенциальную экологическую опасность в виде загрязнения водного объекта, что может негативно отразиться на благоприятной среде обитания населения, проживающего и находящегося в непосредственной близости от водного объекта, круг которого невозможно персонифицировать (неопределенный круг лиц).

Таким образом, администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области деятельность по организации водоотведения на территории сельского поселения осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства - без нормативной очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод и без решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод, что нарушает права неограниченного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В судебном заседании прокурор Куприн Д.И., уточнил требования и просил признать незаконными действия администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области по организации на территории поселения водоотведения с нарушениями действующего федерального законодательства, а именно без нормативной очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод и без решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод и возложении на администрацию указанного муниципального образования обязанности в восьмимесячный срок со дня вступления в силу судебного решения организовать на территории <адрес> сельского поселения водоотведение в соответствии с нормативной очисткой сбрасываемых в водный объект сточных вод и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод. В уточненном варианте заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям, при этом также пояснил, что решение о предоставлении водного объекта в пользовании выдается Министерством природопользования и экологии <адрес> области. Отделом водных ресурсов по <адрес> области <адрес> бассейнового водного управления утверждаются нормативы водных сбросов и ведётся реестр решений о предоставлении водного объекта в пользование. В случае невнесения данного решения в реестр оно является недействительным. Нормативы для каждого объекта устанавливаются индивидуально и утверждаются несколькими организациями. Сделать вывод об очистке воды МУП ЖКС <адрес> нельзя, поскольку документов подтверждающих очистку нет.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района Никитина Е.А. пояснила, что согласна с заявленными требованиями. Администрация <адрес> сельского поселения является учредителем МУП ЖКС <адрес>. В настоящее время очистные сооружения, которые производят сброс сточных вод, в связи с износом функционируют не в полной мере. Непосредственно исполнителем водоотведения является МУП ЖКС <адрес>. Ранее проверок по организации водоотведения не проводилось и нарушения в этой сфере контролирующими органами не выявлялись. В настоящее время администрация занимается оформлением документов для получения разрешительной природоохранной документации.

Представитель МУП ЖКС <адрес> Осипов В.П. также согласился с заявленными прокурором требованиями и пояснил, что в настоящее время очистные сооружения изношены на <данные изъяты> процентов. Для очистки воды, поступающей по канализации, имеются два поля естественной фильтрации, с которых по коллектору - естественному каналу в земле сточные воды поступают в реку <адрес>. Анализы сбрасываемой воды не производились, в связи с чем, документов, подтверждающих соответствие санитарным нормам сбрасываемых в реку сточных вод, не имеется.

Заслушав объяснения прокурора, представителей администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области, МУП ЖКС <адрес> муниципального района, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В силу ч.ч.4,6 ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду, регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Статьей 34 указанного Федерального закона предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии со ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты - реки находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Согласно ст.39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны:

- не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

- содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения;

- вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти;

- выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.

Статьей 60 Водного кодекса РФ предусмотрен запрет при эксплуатации водохозяйственной системы на осуществление сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

В силу ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, наряду с прочими, относится организация в границах поселения водоотведения.

В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в результате осуществления водоотведения на территории <адрес> сельского поселения МУП ЖКС <адрес> производит сброс сточных вод в поверхностный водный объект - <адрес>. Согласно сведениям 2-ТП (водхоз) в ДД.ММ.ГГГГ году МУП ЖКС <адрес> было сброшено в поверхностный водный объект - <адрес><данные изъяты> тыс. куб. метров сточных вод. В соответствии с п.1.4 Устава МУП ЖКС <адрес> учредителем предприятия и собственником его имущества является администрация муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области. Целями деятельности указанного предприятия является решение социально значимых задач по предоставлению коммунальных услуг населению и другим потребителям, обслуживанию объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в хозяйственном ведении предприятия. Для достижения названных целей МУП ЖКС <адрес> осуществляет обслуживание жилищного фонда и не жилых зданий, эксплуатацию и обслуживание внешних и внутренних систем водоснабжения и водоотведения /п.п. 2.1, 2,2 Устава/. Осуществление водоотведения, а именно сброс сточных вод в <адрес>, происходит с нарушением указанных в настоящем решении требований природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения - при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование и без нормативной очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод. Наряду с этим, в нарушение ст.39 Водного кодекса РФ водопользователем не ведется учет качества сбрасываемых в реку сточных вод. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании представители администрации <адрес> сельского поселения и МУП ЖКС <адрес>. Таким образом, создается опасность загрязнения реки <адрес> что может негативно отразится на благоприятной среде обитания населения, проживающего и находящегося в непосредственной близости от указанного водного объекта, то есть неопределенного круга лиц. Суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что не приведение деятельности по водоотведению на территории <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> области в соответствие с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ и предусмотренные ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Действующее законодательство в данном случае не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обеспечению водоотведения с их финансовыми возможностями.

Учитывая, что вопрос по организации водоотведения в границах поселения относится в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значении поселения, суд, руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ считает необходимым установить администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области предложенный прокурором восьмимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, для организации на территории <адрес> сельского поселения водоотведения в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.258, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление <адрес> межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области по организации на территории поселения водоотведения без нормативной очистки сбрасываемых в водный объект сточных вод и без решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.

Обязать администрацию муниципального образования - <адрес> сельское поселение <адрес> муниципального района <адрес> области в восьмимесячный срок со дня вступления в силу настоящего решения организовать на территории <адрес> сельского поселения водоотведение в соответствии с нормативной очисткой сбрасываемых в водный объект сточных вод и на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.

Решение в 10-дневный срок со дня изготовления его в окончательной форме может быть обжаловано в Рязанский областной суд, с подачей кассационных жалобы, представления через Касимовский районный суд.

Судья: