ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.07.2010 Басманного районного суда (Город Москва)

                                                                                    Басманный районный суд города Москвы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Басманный районный суд города Москвы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

город Москва 15 июля 2010 года

Судья Басманного районного суда города Москвы Карпов А.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО от 05 мая 2010 года по делу об административном правонарушении, которым  признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере  рублей,

УСТАНОВИЛ:

05 мая 2010 года постановлением Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО ФИО1, являющийся генеральным директором ООО «Дионис-А», признан виновным в нарушении законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то есть в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере  рублей.

Как усматривается из указанного постановления, Савеловской межрайонной прокуратурой города Москвы осуществлена проверка соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма со стороны ООО «Дионис-А», которое, согласно представленным материалам, является ломбардом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся ломбарды.

В ходе изучения материалов прокурорской проверки установлено, что ООО «Дионис-А» осуществляет свою деятельность с нарушением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, обязательность которого предусмотрена п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, поскольку правила внутреннего контроля разработаны и утверждены генеральным директором ООО «Дионис-А» ФИО1 с нарушением сроков, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля не направлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не проходило обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификация клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также не был разработан и утвержден руководителем план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (2010 год).

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утвержденных Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 года № 6 правила внутреннего контроля в организациях осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организации в течение одного месяца:

- для создаваемых организаций - со дня их государственной
регистрации в установленном порядке;

- для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего
Постановления.

Вместе с тем Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 года № 6 установлен порядок представления правил внутреннего контроля на согласование в уполномоченный орган, согласно требованиям иного Постановления, правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций, в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Следовательно, ООО «Дионис-А», зарегистрированное 22 марта 1999 года, обязано было не позднее 12 сентября 2003 года разработать, утвердить и направить на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ЦФО правила внутреннего контроля.

Однако, согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данные сроки при длящемся административном правонарушении начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Поскольку срок разработки правил внутреннего контроля и согласования с надзорным органом установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 января 2003 года № 6, то следует признать, что вменяемое ООО «Дионис-А» правонарушение является оконченным, и срок давности привлечения к административной ответственности данного Общества за несогласование правил внутреннего контроля, исчисляемого с момента совершения правонарушения, истек 12 сентября 2004 года. Таким образом, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в части разработки, утверждения и согласования правил внутреннего контроля в Росфинмониторинге.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученным преступным путем, и финансирования терроризма, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию их программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Квалификационные требования к специальному должностному лицу, ответственному за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, утверждены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715 к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На момент проведения проверки ООО «Дионис-А» специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления назначен  (приказ от 15 октября 2009 года № 4).

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 01 ноября 2008 года № утверждено «Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», которое устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ.

Руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение). Обучение проводится в следующих формах: вводный инструктаж в организации; плановый инструктаж в организации; внеплановый инструктаж в организации; участие работников организации в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях; самостоятельное изучение работником законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, иных нормативных правовых актов в данной области, а также правил внутреннего контроля организации и программ его осуществления.

Проверкой Савеловской межрайонной прокуратуры города Москвы установлено, что ФИО1 не проходил обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715.

На основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - план-график).

План-график должен включать тематику обучающих мероприятий, сроки их проведения и лиц, ответственных за организацию и проведение обучения.

План-график определяется организацией для каждого указанного в пунктах 3 и 4 Положения работника организации, исходя из занимаемой им должности, уровня его квалификации и должностных обязанностей.

В ходе прокурорской проверки установлено, что план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (на 2010 год) в ООО «Дионис-А» генеральным директором ФИО1 не разработан, не утвержден приказом руководителя.

Таким образом, генеральный директор ООО «Дионис-А» ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части организации внутреннего контроля (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ), поскольку специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля не проходило обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715, а также не был разработан и утвержден руководителем план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (2010 год).

В жалобе ФИО1 указывает, что постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО от 05 мая 2010 года является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

- выводы, изложенные в постановлении Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО, противоречат результатам прокурорской проверки, а именно в том, что в ходе проверки установлено, что он (ФИО1) соответствует требованиям, предъявляемым к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 715; факт прохождения им обучения в принципе не проверялся прокуратурой и не исследовался Росифнмониторингом; он (ФИО1) сообщал, что проходил обучение в 2009 году и продолжает обучение в настоящий момент;

- хозяйственная деятельность ООО «Дионис-А» и совершаемые операции не подпадают под действие Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, поскольку указанный Закон в ст. 6 предусмотрел только одну ломбардную операцию: «помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард»; ООО «Дионис-А» является автоломбардом и не является ломбардом, занимающимся ювелирными украшениями;

- отсутствие план-графика обучения не свидетельствует об отсутствии деятельности по повышению моей квалификации; обучать кого-либо необходимость отсутствует, так как в работе ломбарда по обслуживанию клиентов, кроме него (ФИО1), никто из сотрудников не участвует;

- он (ФИО1), имея высшее образование по специальности «Финансы и кредит», в настоящее время получает второе высшее образование по специальности «Юриспруденция»;

- он (ФИО1) практически каждый день самостоятельно повышает свои знания и квалификацию в части законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за отсутствие план-графика реализации программы обучения на очередной календарный год;

- никаких нарушений, предусмотренных ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, он (ФИО1) не допускал.

В судебном заседании ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что согласно штатному расписанию в ООО «Дионис-А» работают он (ФИО1) генеральным директором, а также его помощник и специалист. За подготовку и обучение кадров организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, отвечает он (ФИО1) сам. Ранее он (ФИО1) проходил обучение в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по специальности «Финансы и кредит»; в настоящее время обучается в Московской государственной юридической академии по специальности «Юриспруденция».

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав и проанализировав материалы административного дела, выслушав участников процесса, приходит к выводу о том, что постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО от 05 мая 2010 года является законным и обоснованным.

Согласно отзыву на жалобу ФИО1, представленному и.о. руководителя Межрегионального управления Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 Савеловской межрайонной прокуратурой города Москвы в ходе проверки установлен факт несогласования правил внутреннего контроля с МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, а также то, что ООО «Дионис-А» осуществляется свою деятельность с нарушением действующего законодательства. Довод ФИО1 о том, что у него имеется надлежащее образование и он повышает свою квалификацию, изучая законодательство в сфере борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, посещает семинары и конференции, является несостоятельным, поскольку в соответствии с п. 19 «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» для работников таких организаций как ООО «Дионис-А» целевой инструктаж должен осуществляться организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу. К таким организациям, например, относится Международный учебный методический центр финансового мониторинга, созданный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 1989-р. Утверждение ФИО1 о том, что деятельность ООО «Дионис-А» не подпадает под действие Федерального закона от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ, является неправильной, поскольку в соответствии со ст. 5 указанного Закона ломбарды относятся к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Названным Законом (ст. 6) предусмотрен перечень операций с денежными средствами и иным имуществом, куда входят не только «помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард». В силу п. 16 вышеуказанного Положения план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года. Составление такого план-графика предусмотрен действующим законодательством. Кроме того, неисполнение любой из обязанностей по осуществлению внутреннего контроля образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вывод о виновности ФИО1 в совершении правонарушения основан также и на иных исследованных доказательствах:

- приказе ООО «Дионис-А» от 12 октября 2009 года № 3 о вступлении ФИО1 в должность генерального директора;

- приказе ООО «Дионис-А» от 15 октября 2009 года № 4 о возложении ФИО1 на себя обязанностей ответственного за внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- свидетельстве о внесении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице – ООО «Дионис-А»;

- свидетельстве о постановке на учет в налогом органе ООО «Дионис-А»;

- Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

- Уставе ООО «Дионис-А»;

- студенческом билете на имя ФИО1, выданным Московской государственной юридической академией.

Указанные доказательства должностным лицом исследованы полно, объективно, всесторонне и им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности по правилам, предусмотренным ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление в отношении ФИО1 вынесено уполномоченным должностным лицом, в установленном законом порядке, с правильным применением указанных норм действующего законодательства.

Оснований не доверять документам, представленным МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, у суда не имеется.

Какой-либо заинтересованности в исходе дела со стороны должностных лиц МРУ Росфинмониторинга по ЦФО не установлено.

Нарушений порядка привлечения ФИО1 к административной ответственности не усматривается.

Доводы жалобы суд не может принять во внимание, поскольку они не влияют на правильность вывода должностного лица о доказанности вины ФИО1 в совершении правонарушения.

При назначении наказания ФИО1 в полной мере учтены обстоятельства, характер и степень опасности правонарушения, данные о личности последнего, который ранее не привлекался к административной ответственности.

С учетом изложенных обстоятельств назначено справедливое наказание, в пределах санкции ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отвечающее требованиям ст. 3.1 названного Кодекса.

Каких-либо оснований для вывода о чрезмерной суровости назначенного ФИО1 наказания не имеется.

Нарушений норм административного закона, влекущих за собой отмену или изменение постановления, не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 05 мая 2010 года в отношении генерального директора ООО «Дионис-А»  оставить без изменения, а жалобу последнего - без удовлетворения.

Судья А.Г. Карпов