ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.07.2010 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 июля 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Долгополовой Ю.В.

при секретаре Казариновой Э.С.,

с участием прокурора Краснова В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дорошевой Г.Н., Даниловой Р.И., Индиряковой Г.Т. и Гладыш Н.П. о признании противоречащими закону и недействительными решений Городской Думы г. Ижевска,

у с т а н о в и л:

Дорошева Г.Н., Данилова Р.И., Индирякова Г.Т. и Гладыш Н.П. обратились в суд с заявлением о признании противоречащими закону и недействительными решений Городской Думы г. Ижевска. Требования мотивированы следующим.

В сентябре 2009 г. была прекращена продажа социальных проездных билетов пенсионерам, не относящимся к категории федеральных льготников. Данное обстоятельство нарушает права заявителей как пенсионеров на льготный проезд установленный местным законодательством. Решением Городской Думы г. Ижевска от 23.12.2004 г. установлен проезд на городском пассажирском транспорте для пенсионеров на основании пенсионного удостоверения и социального проездного билета. Прекращение продажи социальных проездных билетов произошло на основании решений Городской Думы от 19.12.2008 г. №464 "О бюджете муниципального образования город Ижевск на 2009 г." и от 18.12.2009 г. №570 "О признании утратившими силу некоторых решений Городской Думы г. Ижевска". Принятию решения Городской думы г. Ижевска от 18.12.2009 г. №570 предшествовала пояснительная записка, в соответствии с которой проект вышеуказанного решения представлен в Городскую думу во исполнение постановления Главы муниципального образования. Вместе с тем глава муниципального образования не имеет права на наделение дополнительными полномочиями Городской думы г. Ижевска в сфере создания льгот для предоставления транспортных услуг. В тексте решения от 18.12.2009 г. №570 не указаны правовые основания для его принятия. Оспариваемые решения не соответствуют статье 25 Устава г. Ижевска и статье 35 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также приняты с превышением должностных полномочий. Указанными решениями нарушены права заявителей на установленный ранее льготный проезд на общественном транспорте с использованием социального проездного билета.

Определением суда от 29.06.2010 г. производство по делу в части признания оспариваемых решений не соответствующими Конституции Российской Федерации прекращено в связи с неподведомственностью данных требований суду.

В суде заявители Дорошева Г.Н., Индирякова Г.Т. и Гладыш Н.П. доводы и требования, изложенные в заявлении, подержали, просили его удовлетворить.

Заявитель Данилова Р.И., извещенная времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия. В порядке части 2 статьи 252 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие Даниловой Р.И.

Представители заинтересованного лица - Городской Думы г. Ижевска Костенко К.Н. и Якимец Е.В., действующие на основании доверенностей, требования, изложенные в заявлении, не признали, просили оставить их без удовлетворения.

Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрации г. Ижевска – Корытцев А.В., действующий на основании доверенности, требования заявителей не признал, просил оставить их без удовлетворения.

Выслушав явившихся заявителей, их представителя Федорову В.В., действующую на основании ордера, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к нижеследующему.

Заявители являются пенсионерами по возрасту, социальная поддержка которых не финансируется из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики.

Дорошевой Г.Н. назначена пенсия по возрасту с 9 января 2003 г., Даниловой Р.И. – с 8 декабря 1995 г., Индиряковой Г.Т. с 24 марта 2001 г., Гладыш Н.П. – с 29.09.2004 г.

Из сведений представленных суду УФПС Удмуртской Республики – филиалом  в период с января 2008 г. по сентябрь 2009 г. заявители приобретали социальные проездные билеты.

Пунктом 21 решения Городской думы г. Ижевска от 19.12.2008 г. №464 "О бюджете муниципального образования город Ижевск на 2009 г." приостановлено с 1 января 2009 г. действие пункта 2 решения Городской думы г. Ижевска от 23.12.2004 г. №284, которым для пенсионеров был установлен проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси) на основании пенсионного удостоверения и социального проездного билета.

Решением Городской думы от 18.12.2009 г. №570 "О признании утратившими силу некоторых решений Городской Думы г. Ижевска" признаны утратившими силу решение Городской думы от 23.12.2004 г. №284 и последующие решения Городской думы г. Ижевска, которыми вносились изменения в решение №284.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

В соответствии со статьей 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.

Заявителями оспариваются пункт 21 решения Городской думы г. Ижевска от 19.12.2008 г. №464 "О бюджете муниципального образования город Ижевск на 2009 г." в части приостановления с 1 января 2009 г. действия пункта 2 решения Городской думы г. Ижевска от 23.12.2004 г. №284 и решение Городской думы от 18.12.2009 г. №570 "О признании утратившими силу некоторых решений Городской Думы г. Ижевска".

Оспариваемые заявителями решения являются нормативными правовыми актами, поскольку изданы в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на изменение и прекращение существующих правоотношений, то есть соответствуют признакам, указанным в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее по тексту ППВС РФ №48), характеризующим нормативный правовой акт.

Нормативный характер оспариваемых решений обязывает суд рассмотреть заявленные требования о признании их недействительными по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

При этом в силу части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении таких дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Верховного суда РФ №48 при решении вопроса о том, подведомственно ли суду рассмотрение такого заявления, необходимо учитывать вид оспариваемого нормативного правового акта и вид нормативного правового акта, о проверке соответствия которому ставится вопрос в заявлении.

В этом же пункте Пленум ВС РФ отмечает, что судам подведомственны дела об оспаривании полностью или в части нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона, перечисленных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, по основаниям их противоречия иному, кроме Конституции Российской Федерации, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

С учетом изложенного, суд не рассматривает вопрос о соответствии оспариваемых актов Конституции Российской Федерации, поскольку вышеприведенными положениями вопрос о соответствии нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации не отнесен к компетенции районного суда.

Как указано выше, заявителями оспаривается пункт 21 решения Городской думы г. Ижевска от 19.12.2008 г. N464 "О бюджете муниципального образования "город Ижевск" на 2009 год" в части приостановления с 1 января 2009 года действия пункта 2 решения Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284, а также решение Городской думы г. Ижевска от 18.12.2009 N 570 "О признании утратившими силу некоторых решений Городской думы города Ижевска" в части признания утратившими силу решения Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284, а также решений Городской думы о внесении изменений в него:

решение Городской думы города Ижевска от 20 января 2005 года N 285 "О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284";

решение Городской думы города Ижевска от 22 декабря 2006 года N 210 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284";

решение Городской думы города Ижевска от 19 апреля 2007 года N 249 "О внесении изменения в решение Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284";

решение Городской думы города Ижевска от 20 декабря 2007 года N 356 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284";

решение Городской думы города Ижевска от 24 апреля 2008 года N 384 "О внесении изменений в решение Городской думы города Ижевска от 23.12.2004 N 284".

Вышеперечисленными решениями Городской думы были приостановлены, а впоследствии признаны утратившими силу решения о социальной поддержке пенсионеров в сфере транспортного обслуживания.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума ВС РФ №48 при рассмотрении дела об оспаривании нормативных правовых актов по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Исследуя вопрос о полномочиях Городской думы г. Ижевска по принятию оспариваемых решений, суд приходит к нижеследующему.

В соответствии с частью 10 статьи 35 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 2 части 1 статьи 26 Устава города Ижевска утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, каковым является Городская дума г. Ижевска.

Таким образом, предоставление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан осуществляется в рамках принятия бюджета на очередной финансовый год при наличии финансовых средств в бюджете муниципального образования. Наличие у Городской думы г. Ижевска как представительного органа местного самоуправления исключительного полномочия по утверждению местного бюджета, означает и наличие права на предоставление мер социальной поддержки за счет средств местного бюджета, что в свою очередь, подразумевает, как указано выше, и право на приостановление действия и отмену данных мер.

Следовательно, оспариваемые решения приняты в пределах полномочий представительного органа муниципального образования.

Система муниципальных правовых актов определена статьей 35 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой в нее входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

В силу части 3 вышеприведенной нормы представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Аналогичное положение содержит Устав города Ижевска, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 50 которого, нормативные и иные правовые акты представительного органа принимаются в форме решений.

Оспариваемые акты Городской думы г. Ижевска приняты в виде решений, то есть в соответствии с положениями вышеприведенных норм.

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов определен статьей 47 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

Так, в силу части 1 приведенной нормы муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

Порядок принятия и официального опубликования решений Городской думы определен статьей 52 Устава город Ижевска.

Данной нормой предусмотрено, что решения Городской думы принимаются в порядке, предусмотренном Регламентом работы Городской думы.

Решение Городской думы считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленной Уставом численности депутатов Городской думы, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральным законом или Уставом решение считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Оспариваемые решения относятся к числу тех, которые принимаются большинством голосов депутатов. Данный вывод следует из содержания статьей 52, 56 Устава г. Ижевска и части 5 статьи 44 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 25 Устава г. Ижевска Городская дума состоит из 42 депутатов.

Из содержания протокола 27 очередной сессии Городской думы от 19.12.2008 г. следует, что на сессии присутствовало 35 депутатов. По вопросу о бюджете муниципального образования город Ижевск докладывали начальник Управления финансов Администрации г. Ижевска В.О. Наумов и председатель постоянной комиссии Городской думы по бюджету и финансам К.О.Г. Данный вопрос в установленном порядке был включен в повестку дня.

"За" принятие решения "О бюджете муниципального образования "город Ижевск" на 2009 г." проголосовало – 32 депутата, "против" – 2, воздержалось 2.

То есть за принятие решения Городской думы от 19.12.2008 г. №464 проголосовало более половины установленной Уставом численности депутатов Городской думы.

На 34 очередной сессии Городской думы 18.12.2009 г. присутствовало 39 депутатов. В повестку дня сессии был включен вопрос о принятии проекта решения о признании утратившими силу некоторых решений Городской думы. По данному вопросу докладывал начальник Управления правовой экспертизы Аппарата Главы муниципального образования "город Ижевск" и Городской думы г. Ижевска Ч.Д.А.

При количестве 28 депутатов, проголосовавших за принятие указанного решения, и 2 воздержавшихся депутатов Городской Думой было принято решение о признании утратившими силу некоторых решений Городской думы.

Изложенное свидетельствует о том, что кворум при принятии оспариваемых решений на сессиях Городской думы г. Ижевска был соблюден.

Согласно части 2 статьи 52 Устава решение Городской думы (нормативный правовой акт) направляется в десятидневный срок Главе муниципального образования "город Ижевск" для подписания и обнародования.

Глава муниципального образования "город Ижевск" подписывает решение Городской Думы, указывая при этом дату подписания решения Городской думы и регистрационный номер (часть 3).

Обнародование решения осуществляется Главой муниципального образования "город Ижевск" путем его опубликования в официальных средствах массовой информации.

Оспариваемые решения подписаны Главой муниципального образования, им присвоены регистрационные номера.

Исходя из содержания статьи 55 Устава, решение Городской думы, которое подлежит официальному опубликованию, вступает в силу одновременно на всей территории городского округа после его официального опубликования, если законодательством или Уставом, а также самим решением Городской думы не установлен иной порядок его вступления в силу.

Решение Городской думы от 19 декабря 2008 г. N 464 опубликовано в официальном издании "Известия Удмуртской Республики", 30.12.2008, спецвыпуск. Вступило в силу с 1 января 2009 г.

Решение Городской думы г. Ижевска от 18.12.2009 N 570 вступило в силу со дня официального опубликования в официальном издании "Известия Удмуртской Республики" N 140 от 22.12.2009.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства дают суду основание полагать, что оспариваемые акты приняты в пределах полномочий Городской думы г. Ижевска с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Верховный суд Российской Федерации в постановлении Пленума №48 разъяснил, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Поскольку согласно части 3 статьи 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.

Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемых решений содержанию нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 решения Городской думы № 284 пенсионерам, социальная поддержка которых не финансируется из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, были установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 190 рублей на проезд в городском общественном транспорте.

Пунктом 2 решения был установлен проезд на городском пассажирском транспорте (кроме такси) для пенсионеров на основании пенсионного удостоверения и социального проездного билета.

Этим же решением Администрации города Ижевска поручено утвердить Порядок предоставления ежемесячных денежных выплат за счет средств бюджета города Ижевска на проезд в городском общественном транспорте пенсионерам, социальная поддержка которых не финансируется из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики и Положение о порядке реализации, учета социальных проездных билетов и возмещения выпадающих доходов транспортным предприятиям, связанных с введением социальных проездных билетов.

Принимая во внимание, что действующее федеральное и республиканское законодательство не предусматривает для пенсионеров льгот при проезде на транспорте городского сообщения,   то установленные Решением Городской Думы №284 меры социальной поддержки пенсионеров в сфере транспортного обслуживания являются дополнительными мерами к мерам, определенным федеральным и республиканским законодателем.

Таким образом, в связи с принятием решения №284 предоставление пенсионерам льгот на проезд в городском пассажирском транспорте (в том числе, на основании социального проездного билета) стало расходным обязательством муниципального образования г. Ижевск.

Основания возникновения расходных обязательств муниципального образования определены в статье 86 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой они возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

В рассматриваемом случае расходное обязательство муниципального образования г. Ижевск возникло в связи с принятием муниципального правового акта при отсутствии у органов местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также при отсутствии договоров (соглашений), заключенных от имени муниципального образования муниципальными бюджетными учреждениями.

Кроме того, решение Городской думы города Ижевска от 23 декабря 2004 года N 284 принято по вопросу, который не является вопросом местного значения, а также в соответствии с федеральными законами не отнесен к компетенции органов местного самоуправления.

Так, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения городского округа, в числе которых отсутствует вопрос об установлении льгот на проезд в городском пассажирском транспорте.

Перечень вопросов местного значения является исчерпывающим и в силу статьи 18 приведенного выше Федерального закона не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в него.

Более того, часть 2 статьи 18 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что за счет средств местных бюджетов исполняются только финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения.

С данной нормой согласуются положения части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).

Таким образом, из системного анализа приведенных выше норм следует, что финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств бюджета муниципального образования осуществляется при наличии собственных финансовых средств и является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления.

Как указано выше, вопрос установления льгот на проезд в городском пассажирском транспорте для отдельных категорий граждан не относится к вопросам местного значения. Следовательно, финансирование указанных дополнительных мер социальной поддержки может осуществляться при наличии свободных финансовых средств в местном бюджете.

Обязанность органов местного самоуправления по установлению дополнительных мер социальной поддержки не предусмотрена законом.

Данный вывод суда подтверждается предусмотренным статьей 31 Бюджетного кодекса РФ принципом самостоятельности бюджетов, подразумевающим право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать эффективность использования бюджетных средств и самостоятельно определять направления расходования средств бюджета.

Учитывая, что установление дополнительных мер социальной поддержки является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, то, установив такие меры, орган местного самоуправления вправе принять решение и об их отмене.

Так, в силу пункта 1 статьи 48 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.

Таким образом, орган местного самоуправления в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятое им решение,   которое относится к правовым актам органа местного самоуправления, а также приостановить его действие в силу прямого указания закона.

Кроме того, в пункте 26 постановления Пленума №48 Верховный суд РФ обязывает суды учитывать при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

Однако нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Оспариваемое решение Городской думы №570 от 18.12.2009 №570 признает утратившими силу принятые ранее Городской думой решения, которые были приняты при отсутствии прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, соответственно, не содержали принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителей.

Утверждения, изложенные в заявлении о признании нормативных правовых актов недействительными, не могут быть признаны правильными.

В частности, из текста пояснительной записки к проекту решения Городской думы от 18.12.2009 г. №570 не следует, что Глава муниципального образования наделяет Городскую думу дополнительными полномочиями для установления льгот на проезд в городском пассажирском транспорте. Более того, пояснительная записка не является предшествующим решению документом, как полагают заявители. Согласно статье 19 Регламента работы Городской думы г. Ижевска проект решения, внесенный в порядке правотворческой инициативы, представляется с пояснительной запиской, которая содержит цель принятия проекта, а также иные сведения, необходимые для его рассмотрения. Таким образом, пояснительная записка не делегирует, как указано в заявлении, полномочия Главы муниципального образования Городской думе г. Ижевска, а представляет собой документ, разъясняющий основания принятия проекта решения, а также его обоснование.

Несостоятелен и довод заявителей о нарушении Городской думой при принятии оспариваемых решений компетенции, предусмотренной Уставом, в частности статьей 44 устанавливающей полномочия Администрации г. Ижевска по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципальной образования.

Организация транспортного обслуживания является одной из форм исполнительно-распорядительной деятельности Администрации г. Ижевска как органа местного самоуправления. В то время как предоставление льгот в сфере транспортного обслуживания к указанной деятельности Администрации города не относится, принадлежит к иному виду правоотношений, регулирующих социальную поддержку граждан.

Ссылка в заявлении на нарушение Городской думой положений статьи 25 Устава при принятии оспариваемых решений, не может быть принята судом во внимание. Приведенная норма Устава определяет статус Городской думы как органа местного самоуправления, формы ее работы и условия, при которых сессии Думы являются правомочными.

Судом установлено, что нарушений положений статьи 25 Устава при принятии оспариваемых решений Городской думой допущено не было.

Отсутствуют в рассматриваемом случае и нарушения требований статьи 35 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", а также пункта 2 части 1 статьи 26 Устава города Ижевска, так как решения приняты в соответствии с вышеприведенными нормами в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления.

Доводы заявления не свидетельствуют о противоречии принятых Городской думой решений требованиям статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, не допускающих после 1 января 2005 года ухудшения условий предоставления и уменьшения объема финансирования соответствующих льгот. Как следует из материалов дела, 18.12.2009 г. Городской думой г. Ижевска принято решение №571 "О предоставлении ежемесячных денежных выплат на 2010 г.", в соответствии с которым пенсионерам, социальная поддержка которых не финансируется из федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики, установлены ежемесячные денежные выплаты в размере 220 рублей на проезд в городском общественном транспорте за счет средств бюджета города.

Вышеизложенное подтверждает, что пункт 21 решения Городской думы г. Ижевска от 19.12.2008 г. №464 "О бюджете муниципального образования город Ижевск на 2009 г." в части приостановления с 1 января 2009 г. действия пункта 2 решения Городской думы г. Ижевска от 23.12.2004 г. №284 и решение Городской думы от 18.12.2009 г. №570 "О признании утратившими силу некоторых решений Городской Думы г. Ижевска" соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителей.

Руководствуясь статьями 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Дорошевой Г.Н., Даниловой Р.И., Индиряковой Г.Т. и Гладыш Н.П. о признании противоречащими закону и недействительными решений Городской Думы г. Ижевска оставить без удовлетворения.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим на компьютере ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд УР через районный суд.

Председательствующий судья Ю.В. Долгополова