Автозаводский районный суд г. Тольятти Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Автозаводский районный суд г. Тольятти — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2011 года
Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Л.А.,
при секретаре Забалуевой Т.В.,
с участием представителя истца ФИО1,
с участием представителей ответчика ФИО2,
ФИО3,
с участием специалиста "Специалист-1",
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Управления Роспотребнадзора по Самарской области к ООО «ИнфоЛада» о признании действий противоправными и прекращении таких действий,
Установил:
Управление Роспотребнадзора по Самарской области обратилось в суд с иском к ООО «ИнфоЛада» о признании действий противоправными и прекращении таких действий.
В обоснование своих требований Истец указал, что в период с 21.06.2011 года по 27.06.2011 года на основании письменного обращения потребителя проведена внеплановая проверка ООО «ИнфоЛада». В ходе проверки установлено, что тарифами на представляемые услуги, являющимися согласно п. 1.3. договора на оказание услуг связи, неотъемлемой частью договора помимо абонентской платы за телематические услуги связи предусмотрено взимание абонентской платы за порт в размере 150 рублей. Аналогичные условия предоставления телематических услуг связи размещены на сайте ООО «ИнфоЛада» в сети Интернет (infolada.ru). Таким образом, из условий договоров на оказание услуг связи и приложенных к нему документов следует, что без оплаты за порт (данная услуга является платной) телематические услуги связи не будут предоставляться. При таких обстоятельствах нарушены требования ч.2 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» запрещающей обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), а также п. 25 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 года №575, запрещающих оператору связи при заключении договора навязывать абоненту и (или) пользователю оказание иных услуг за отдельную плату.
На основании изложенного Истец просил суд:
1. Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «ИнфоЛада» по включению в договора на оказание услуг связи условия, предусматривающее взимание платы за порт в дополнение к абонентской плате. Обязать ОАО «Инфо-Лада» прекратить вышеназванные действия.
2. Обязать ООО «ИнфоЛада» довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации (газета «Волжская коммуна»).
В судебном заседании представитель истца - ФИО1, действующая на основании доверенности №12-05/47 от 11.01.2011 года /л.д. 37/, заявленные исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. Кроме того, суду пояснила, что подключение указанной услуги входит в обязанность Ответчика. Оборудование, с помощью которого Ответчик оказывает услугу, потребитель не должен оплачивать отдельно, это навязывание условий услуги, с помощью приобретения другой.
Представитель Ответчика - ФИО3, действующий на основании доверенности №37-3 от 11.01.2011 года /л.д. 21/, и ФИО2, действующий на основании доверенности №69/РОС от 12.01.2011 года /л.д. 22/, в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление /л.д. 33-35/. А именно указали следующее.
В соответствии ФЗ «О связи» конкретные виды услуг связи подлежат правовому регулированию утверждаемыми Правительством РФ соответствующими Правилами оказания услуг данного вида.
С 01.01.2008 года вступили в действие Правила оказания телематических услуг связи, которые разделили услуги передачи данных и телематические услуги связи. Под телематической услугой связи понимается непосредственно «контент», цифровая информация, содержащаяся в сети Интернет. Доступ к данной информации возможен только с использованием сети передачи данных, то есть, используя услугу передачи данных. Под сетью передачи данных понимается линия связи и иное оборудование, предназначенное в данном случае для передачи всей совокупности информации.
Предоставление интернет услуг невозможно без абонентской линии (сети передачи данных), посредством которой, информация, содержащаяся в сети Интернет, доводится до потребителя.
Плата «за порт» является условным термином, который был «введен в оборот» Операторами интернет услуг. Под данным термином понимается абонентская линия, без которой доступ к услуге невозможен. Непосредственно сам «порт», также является частью абонентской линии, без которой услугу технологически невозможно оказать.
Согласно ст. 28 ФЗ «О связи» услуги электросвязи подлежат государственному регулированию. Все операторы связи, занимающие существенное значение на рынке данных услуг обязаны устанавливать тарифы не выше предельно допустимых ФСТ РФ.
ООО «ИнфоЛада» не является оператором, занимающим существенное значение на рынке данных услуг, тем не менее, ООО «ИнфоЛада» не устанавливает иные цены, нежели установленные приказами ФСТ РФ.
На территории Самарской области для всех существенных Операторов установлены предельные цены на услугу предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа. Данная стоимость не должна превышать 160 рублей. (Приказ ФСТ РФ от 24.05.2011 года №108-с/1, Приказ ФСТ РФ от 11.11.2009 года №274-с/1)
С помощью данной линии абонент может использовать услуги связи, без указанной линии услуги предоставляться не могут. Имея в своем распоряжении сеть передачи данных, Абонент может самостоятельно соединяться с оборудованием различных Интернет провайдеров, так называемыми «модемными пулами» расположенными на сетях любого Оператора связи и предназначенными для выхода в интернет, и оплачивать оказанные ему телематические услуги каждому из них в отдельности. Также имея сеть передачи данных, Абонент может получать иную цифровую информацию, которая не является телематическими услугами.
Во время телематического сеанса, с использованием абонентской линии Оператора, Абоненту всегда оказываются две услуги: предоставление в пользование абонентской линии (по технологии ADSL или иной) для оказания услуг связи по передачи данных и доступ к телематическому контенту, содержащемуся в глобальной сети Интернет.
Для удобства пользователей, некоторые Операторы связи оплату за предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии включают в состав тарифного плана на оказание телематических услуг. Если Абонент использует и абонентскую линию и интернет-трафик (телематическую услугу) одного Оператора связи, то для него двойственность данной услуги ни имеет принципиального значения. Тем не менее, эта двойственность есть всегда - потому, что невозможно передать информацию, не использую при этом определенную линию. Двойственность данной услуги важна прежде всего для самих Операторов связи у которых существует четкое разграничение телематических услуг связи и услуг связи по передачи данных, при осуществлении межоператорских расчетов в процессе межсетевого взаимодействия и ведения бухгалтерского учета.
В любом случае, у всех Операторов, всегда будет плата за абонентскую линию (с портом ADSL, или по иной технологии), потому что все Операторы должны нести расходы по содержанию своих сетей, все Операторы должны рассчитываться с другими Операторами за технологическое присоединение их сетей, и вторая составляющая вопроса - отдельно платить другим Операторам «за цифровую информацию, которая прошла по этим сетям». В силу изложенного некоторые Операторы связи, при расчетах с Абонентами, учитывают плату за абонентскую линию в качестве постоянной составляющей тарифа на оказание телематических услуг связи, что не является нарушением.
Пункт 32 Правил оказания телематических услуг связи устанавливает возможность Операторам связи применять комбинированную систему оплаты телематических услуг. В данном конкретном случае оплата, в размере 150 рублей, за порт является постоянной составляющей тарифа, переменная составляющая тарифа - это стоимость телематической услуги в зависимости от скорости передачи данных по сети или объема.
Также действует Постановление Правительства РФ от 11.03.2001 года №173 «О ведении раздельного учета Операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи». Как уже было отмечено, оказание телематических услуг технологически невозможно без использования сети передачи данных. Поэтому вне зависимости от названия услуги, все Операторы должны вести раздельный учет (свой внутренний учет) услуг по сети передачи данных и телематических услуг. Хотя как уже было отмечено, для Абонента это не играет никакой роли, он не замечает двойственность услуги. В силу изложенного, ООО «ИнфоЛада» при заключении договора не навязывало абоненту никаких иных услуг за отдельную плату.
Кроме того, начальный тариф ООО «ИнфоЛада» на Интернет услуги ниже соответствующих тарифов иных Операторов (ЗАО «АИСТ», Поволжский филиал ОАО «Ростелеком», группы компаний «Билайн»).
"Специалист-1", привлеченная к участию в деле в качестве специалиста Управления Роскомнадзора по Самарской области /л.д.46/, в судебном заседании пояснила, что тарифы в данном случае оператор устанавливает самостоятельно. Ответчик действует по аналогии с оказанием услуг телефонной связи. Имеется абонентская плата- постоянная составляющая оплаты, и имеется переменная составляющая оплаты, которая устанавливает размер оплаты в зависимости от потребляемого объема услуг (повременная, безлимитная, с определенным лимитом). Оплата за порт - это аналог абонентской платы, то есть постоянная составляющая, просто ответчик решил так её назвать. Каких-либо нарушений законодательства и навязывания дополнительных услуг со стороны Ответчика - не имеется.
Суд, выслушав стороны, специалиста, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 и пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правила, установленные главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации для договоров возмездного оказания услуг, применяются к договорам об оказании услуг связи.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о связи предусмотрено, что тарифы на услуги связи устанавливаются операторами связи самостоятельно, если иное не предусмотрено этим законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 54 Закона о связи порядок и форма оплаты услуг связи определяется договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии ФЗ «О связи» конкретные виды услуг связи подлежат правовому регулированию утверждаемыми Правительством РФ соответствующими Правилами оказания услуг данного вида.
С 01.01.2008 года вступили в действие Правила оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575, которые разделили услуги передачи данных и телематические услуги связи.
Пункт 2 указанных Правил дает определение основным понятиям, используемым в данных Правилах:
"абонент" - пользователь телематическими услугами связи, с которым заключен возмездный договор об оказании телематических услуг связи с выделением уникального кода идентификации (далее - договор);
"абонентская линия" - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных;
"предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационной сети" - обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети;
"предоставление доступа к сети передачи данных" - совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи;
"тарифный план" - совокупность ценовых условий, при которых оператор связи предлагает пользоваться одной либо несколькими телематическими услугами связи;
Согласно п.8 указанных Правил, оператор связи может оказывать не только телематические услуги связи, но и услуги, технологически неразрывно связанные с телематическими услугами связи и направленные на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии и им соблюдаются требования, предусмотренные п.25 Правил. Перечень услуг, технологически неразрывно связанных с телематическими услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, определяется оператором связи.
Согласно п.32 Правил оказания телематических услуг, оплата оказанных телематических услуг связи может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.
В соответствии с п.33-35 указанных Правил, Тариф на предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных, Единица тарификации потребления телематических услуг, Тарифы и (или) тарифные планы для оплаты телематических услуг связи, а также стоимость неполной единицы тарификации устанавливаются оператором связи, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Поскольку цены на рассматриваемые услуги не подлежат государственному регулированию, ООО «ИнфоЛада» утверждает их самостоятельно.
Предоставление Интернет-услуг невозможно без абонентской линии (сети передачи данных), посредством которой, информация, содержащаяся в сети Интернет, доводится до потребителя. В судебном заседании представители ответчика пояснили, что плата «за порт» является условным термином, под которым понимается абонентская линия, без которой доступ к услуге невозможен. Непосредственно сам «порт», также является частью абонентской линии, без которой услугу технологически невозможно оказать.
В судебном заседании специалист Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области пояснила, что плата за порт это постоянная составляющая абонентской платы, а не дополнительная услуга, взимание платы в данном случае не противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку установление ответчиком платы «за порт» фактически является абтонентской платой, что не противоречит п.8,32,33-35 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575.
На основании Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 г. N 575, Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", ст.779,781 ГК РФ и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Отказать в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области к ООО «ИнфоЛада» о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ООО «ИнфоЛада» по включению в договор на оказание услуг связи условия, предусматривающее взимание платы за порт в дополнение к абонентской плате, обязании ОАО «Инфо-Лада» прекратить вышеназванные действия и довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме в Самарский областной суд путем подачи кассационной жалобы в Автозаводский районный суд г.о. Тольятти Самарской области.
Решение в окончательной мотивированной форме изготовлено 20.09.2011 года
Судья
Сафонова Л.А.