Северодвинский городской суд Архангельской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Северодвинский городской суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-3511-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 сентября 2011 года г. Северодвинск
Северодвинский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Лопатина А.К.,
при секретаре Охаловой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Северодвинска гражданское дело по заявлению заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах несовершеннолетних детей КМА, а также в интересах ФИО1, ФИО2 об оспаривании актов органа местного самоуправления,
установил:
Заместитель прокурора г. Северодвинска обратился в интересах семьи ФИО2 в суд с заявлением об оспаривании актов органа местного самоуправления. В обоснование своих требований указал, что ФИО1 обратилась в прокуратуру г. Северодвинска с заявлением на неправомерные решения администрации Северодвинска, которыми нарушены жилищные права всех членов её семьи, в том числе троих несовершеннолетних детей КМА., КЕА., КЛА Проверкой установлено, что постановлением Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» семья ФИО3 (пункт 13) в составе пяти (до 2010 года - четырех) человек: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруг, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруга, КМА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, КЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь, КЛА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. и включена в список претендентов на получение субсидии со дня обращения с соответствующим заявлением в Управление муниципального жилищного фонда администрации Северодвинска с 03.05.2007 года. Однако, постановлением администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж в постановление мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 были внесены изменения, пункт 13 в части признания семьи ФИО3 с 03.05.2007 года нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы - исключен. Уведомляя семью ФИО3 о принятом решении, УМЖФ в обоснование указало на нарушение, допущенное при постановке семьи на учет, а именно, отсутствие у ФИО2 на дату обращения с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы гражданства Российской Федерации (исх. № 05-08-04/2651 от 09.06.2011 года). В соответствии с распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановлением Администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж семья ФИО2 составом семьи 5 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 13.03.2009 года. Уведомления о принятии Администрацией Северодвинска данных решений УМЖФ были направлены семье ФИО3 соответственно 27.06.2011 (исх. № 05-08-04/2811 года) и 05.07.2011 года (исх. № 05-08-04/2906). В результате принятия постановления Администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж, распоряжения заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановления Администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж семья ФИО3 в настоящее время учитывается в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года и включена в список претендентов на получение субсидии не с 03.05.2007 года, а с 13.03.2009 года. Принимая во внимание, что орган местного самоуправления формирует список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение или строительство жилья, исходя из даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, вследствие переноса даты постановки на учет семьи ФИО3 существенно нарушены права ФИО2, ФИО1, и их троих малолетних детей на улучшение жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья. Принимая во внимание, что ФИО1 обратилась в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных прав и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище, ее малолетние дети в силу возраста не могут самостоятельно защищать свои права и законные интересы, прокурором принято решение об обращении в суд с настоящим заявлением в защиту нарушенных жилищных прав заявителя и ее несовершеннолетних детей. Решения администрации Северодвинска об исключении семьи ФИО3 из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы с 03.05.2007 года и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в рамках указанной подпрограммы с 13.03.2009 года приняты в нарушение требований законодательства. Семья ФИО3 03.05.2007 года обратилась в УМЖФ с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы и представила все необходимые документы, в том числе 3 копии документов, удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи, в соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Согласно п. 17 указанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты предоставления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. 08.05.2007 года Управлением муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска ФИО2, ФИО1 было сообщено о том, что их семья включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию «Северодвинск» (исх. № 1880 от 08.05.2007 года). Согласно постановлению Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 семья ФИО2 была включена в число участников подпрограммы с 03.05.2007 года. По истечении более 4 лет в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 постановлением администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж внесены изменения, согласно которым семья ФИО3 была исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы с 03.05.2007 года. В соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в п. 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. На момент принятия администрацией Северодвинска постановления от 06.06.2011 года № 182-пж правовых оснований для исключения молодой семьи ФИО3 из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и участниц подпрограммы не имелось. Таким образом, администрацией Северодвинска незаконно нарушены права ФИО1, несовершеннолетних КМА., КЕА КЛАр., с рождения являющихся гражданами Российской Федерации, и ФИО2, который с 19.02.2008 года является гражданином России. Вследствие необоснованного принятия администрацией Северодвинска постановления от 06.06.2011 года № 182-пж, подлежат признанию недействительными распоряжение заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановление Администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж о принятии семьи ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 13.03.2009 года, так как вследствие переноса даты, с которой молодая семья учитывается в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы, она может не успеть получить субсидию на приобретение жилья до достижения супругами возраста 35 лет. Просит признать недействующими со дня принятия: постановление администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж «О внесении изменений в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753», распоряжение заместителя Главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж «О принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», постановление администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и обязать администрацию Северодвинска учитывать семью ФИО2 составом семьи 5 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и включить в список претендентов на получение субсидии с 03.05.2007 года.
Участвующий в деле прокурор Вербина М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Заявитель ФИО1, она же представляющая в качестве законного представителя интересы своих несовершеннолетних детей КМА., ФИО31 ФИО32 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.
ФИО2 представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель администрации Северодвинска, он же представляющий интересы структурного подразделения администрации Северодвинска Управления муниципального жилищного фонда администрации Северодвинска, в судебном заседании с заявлением заместителя прокурора г. Северодвинска не согласился, полагая его необоснованным.
Ходатайство представителя администрации Северодвинска о привлечении в качестве 3-го лица Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Архангельской области определением суда отклонено, поскольку в соответствии с положениями ч. 1 ст. 257 ГПК РФ к заинтересованным лицам по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих относятся соответствующий орган (его структурное подразделение) или лицо, принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие). В рассматриваемом деле таковым заинтересованным лицом является администрация Северодвинска, акты которой оспариваются заявителями. Привлечение 3-их лиц в соответствии с положениями ч. 1 ст. 257 ГПК РФ не предусмотрено.
Ходатайство представителя администрации Северодвинска об оставлении заявления заместителя прокурора г. Северодвинска без рассмотрения в связи с отсутствием у данного лица полномочий судом отклонено как противоречащее приказу прокуратуры Архангельской области от 15.08.2011 года № 224-л.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их в совокупности с исследованными в ходе судебного заседания материалами дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В ходе судебного заседания нашло подтверждение, что постановлением Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» семья ФИО3 (пункт 13) в составе пяти (до 2010 года - четырех) человек: ФИО3 ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруг, ФИО3 ФИО34, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруга, КМА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, КЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь, ФИО35, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. и включена в список претендентов на получение субсидии со дня обращения с соответствующим заявлением в Управление муниципального жилищного фонда администрации Северодвинска с 03.05.2007 года.
Однако, постановлением администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж в постановление мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 были внесены изменения, пункт 13 в части признания семьи ФИО3 с 03.05.2007 года нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы - исключен.
Уведомляя семью ФИО3 о принятом решении, Управление муниципального жилищного фонда администрации Северодвинска в обоснование указало на нарушение, допущенное при постановке семьи на учет, а именно, отсутствие у ФИО2 на дату обращения с заявлением о включении семьи в состав участников подпрограммы гражданства Российской Федерации (исх. № 05-08-04/2651 от 09.06.2011 года).
В соответствии с распоряжением заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановлением Администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж семья ФИО2 составом семьи 5 человек была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 13.03.2009 года.
Уведомления о принятии администрацией Северодвинска данных решений УМЖФ были направлены семье ФИО3 соответственно 27.06.2011 года (исх. № 05-08-04/2811 года) и 05.07.2011 года (исх. № 05-08-04/2906).
В результате принятия постановления администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж, распоряжения заместителя Главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановления администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж семья ФИО3 в настоящее время учитывается в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 года и включена в список претендентов на получение субсидии не с 03.05.2007 года, а с 13.03.2009 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не оспариваются, поэтому суд полагает их установленными.
По утверждению прокурора, орган местного самоуправления формирует список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение или строительство жилья, исходя из даты постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому вследствие переноса даты постановки на учет семьи ФИО3 существенно нарушены права ФИО2, ФИО1, и их троих малолетних детей на улучшение жилищных условий путем получения субсидии на приобретение или строительство жилья. Решения администрации Северодвинска об исключении семьи ФИО3 из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы с 03.05.2007 года и признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» в рамках указанной подпрограммы с 13.03.2009 года приняты в нарушение требований законодательства. Семья ФИО3 03.05.2007 года обратилась в УМЖФ с заявлением о включении ее в состав участников подпрограммы и представила все необходимые документы, в том числе 3 копии документов, удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи, в соответствии с п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Согласно п. 17 указанных Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты предоставления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. 08.05.2007 года Управлением муниципального жилищного фонда Администрации Северодвинска ФИО2, ФИО1 было сообщено о том, что их семья включена в сводный список молодых семей - участников подпрограммы по муниципальному образованию «Северодвинск» (исх. № 1880 от 08.05.2007 года). Согласно постановлению Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 семья ФИО2 была включена в число участников подпрограммы с 03.05.2007 года. По истечении более 4 лет в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 постановлением администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж внесены изменения, согласно которым семья ФИО3 была исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы с 03.05.2007 года. В соответствии с пунктом 18 вышеназванных Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в п. 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. На момент принятия администрацией Северодвинска постановления от 06.06.2011 года № 182-пж правовых оснований для исключения молодой семьи ФИО3 из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и участниц подпрограммы не имелось. Таким образом, администрацией Северодвинска незаконно нарушены права ФИО1, несовершеннолетних ФИО40., с рождения являющихся гражданами Российской Федерации, и ФИО2, который с 19.02.2008 года является гражданином России. Вследствие необоснованного принятия администрацией Северодвинска постановления от 06.06.2011 года № 182-пж, подлежат признанию недействительными распоряжение заместителя Главы Администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж и постановление Администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж о принятии семьи ФИО2 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы с 13.03.2009 года, так как вследствие переноса даты, с которой молодая семья учитывается в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы, она может не успеть получить субсидию на приобретение жилья до достижения супругами возраста 35 лет.
Возражая против заявленных требований, представитель администрации Северодвинска указал, что 03.05.2007 года семья ФИО3 обратилась в Управление муниципального жилищного фонда администрации Северодвинска (далее - УМЖФ администрации Северодвинска) с заявлением о включении в состав участников подпрограммы. Вместе с заявлением были представлены все необходимые для участия в подпрограмме документы, в том числе копии документов, удостоверяющих личности заявителя и членов его семьи. Постановлением Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 семья ФИО3 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы и включена в список участников датой подачи заявления, т.е. 03.05.2007 года. 13.03.2009 семья ФИО3 обратилась в УМЖФ администрации Северодвинска с дополнительным заявлением, приложив копию паспорта ФИО2 с гражданством Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья, утверждённого постановлением Администрации Архангельской области от 09.12.2008 года N 266-па/46 Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области является государственным заказчиком для МО «Северодвинск» в данной сфере. В 2011 году Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу соблюдения очередности при предоставлении социальных выплат молодым семьям - участницам подпрограммы в г. Северодвинске. В ходе проверки установлено, что на момент обращения ФИО1 в УМЖФ Администрации Северодвинска с заявлением от 03.05.2007 года о включении ее семьи в состав участниц подпрограммы супруг ФИО2 являлся гражданином Украины. По результатам проверки министерство направило в УМЖФ Северодвинска письмо от 16.05.2011 года с информацией о необходимости устранения нарушений, допущенных при признании семьи ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Дом для молодой семьи» и включении в список участников подпрограммы, в обосновании указав следующее. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» входит в перечень подпрограмм федеральной целевой программы «Жилище» (далее - ФЦП «Жилище Программа). В соответствии с разделом III «Основные цели и задачи Программы, этапы реализации» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы, разделом III «Основные цели и задачи подпрограммы» подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002 - 2010 годы цели и задачи Программы (подпрограммы) определяются целями задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку Программа (подпрограмма) является основным инструментом его реализации. Целью приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания гражданам России. Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285, устанавливают порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям. В соответствии с данными Правилами субъектами регулируемых отношений являются молодые семьи, а не отдельные члены данной семьи. Таким образом, если один из членов молодой семьи не подпадает под условия участия в подпрограмме (Программе), то правовым последствием несоответствия указанным условиям является отказ в признании всей молодой семьи участницей подпрограммы. Таким образом, семья ФИО3 на момент обращения в УМЖФ администрации Северодвинска с заявлением от 03.05.2007 года о включении в состав участников подпрограммы не соответствовала требованиям, предъявляемым к молодым семьям - участницам подпрограммы. С целью приведения муниципального правового акта Северодвинска в соответствие с действующим законодательством постановлением администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж внесены необходимые изменения в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753. Распоряжением заместителя Главы администрации по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж семья ФИО2 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях для включения в список участников подпрограммы с 13.03.2009 года (с даты обращения с дополнительным заявлением и предоставлением паспорта ФИО2 с Российским гражданством). Постановлением администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж семья ФИО3 признана участницей подпрограммы с 13.03.2009 года. Список молодых семей - участниц подпрограммы формируется в хронологическом порядке исходя из даты подачи и входящего номера заявления. В соответствии с п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (далее - Правила), орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участниц подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - список претендентов). В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участницы подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г. Таким образом, список претендентов также как и список участников формируется в хронологическом порядке, исходя из даты подачи и входящего номера заявления, но с учетом приоритетного права на получение социальных выплат молодых семей, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года. Семья ФИО3 не относится к молодым семьям, на которых распространяется указанное приоритетное право. Следовательно, утверждение заместителя прокурора о нарушении прав молодой семьи ФИО3 в связи с переносом даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является необоснованным. Постановление администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж, распоряжение заместителя Главы администрации по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж, а также постановление администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж соответствуют законодательству и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы семьи ФИО3. Принятие указанных решений органа местного самоуправления направлено на приведение в соответствие действующему законодательству постановления Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753.
Рассматривая возникший спор в отношении правомерности актов органа местного самоуправления о переносе даты постановки семьи ФИО3 на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 03.05.2007 года на 13.03.2009 года, суд полагает доводы прокурора о нарушении жилищных прав семьи ФИО3 заслуживающими внимания, а доводы представителя администрации Северодвинска о правомерности указанных актов не основанными на законе.
В соответствии с п. 15 Правил для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства пакет документов включающий документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.
Основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы перечислены в п. 18 Правил и к ним относятся: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
В силу п. 17, 21-23 Правил обязанность по организации проверки сведений, содержащихся в документах, указанных в п. 15 настоящих Правил, принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы письменному уведомлению молодой семьи о принятом решении формированию списков молодых семей - участников подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и представлению этих списков в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации п. 21-23 Правил возложена на орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме.
Таким образом, вопрос о принятии решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы, в силу п. 17 указанных Правил относится к компетенции органа местного самоуправления.
В рассматриваемом случае семья ФИО3 в лице ФИО1, ФИО2 к заявлению от 03.05.2007 года приложили весь перечень предусмотренных п. 15 Правил документов и постановлением Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753 «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» семья ФИО3 (пункт 13) в составе пяти (до 2010 года - четырех) человек: ФИО3 ФИО41, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруг, ФИО3 ФИО42, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруга, КМА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, КЕА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь, КЛА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. и включена в список претендентов на получение субсидии со дня обращения с соответствующим заявлением в УМЖФ администрации Северодвинска с 03.05.2007 года.
Доводы представителя администрации Северодвинска о том, что последняя, принимая оспариваемые прокурором акты и перенося дату включения семьи ФИО3 в список претендентов на получение субсидии с 03.05.2007 года на 13.03.2009 года, выполняла указание Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области и устраняла допущенное нарушение закона при принятии решения от 29.12.2007 года № 1/753 о признании семьи ФИО3 нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в список претендентов на получение субсидии, являются несостоятельными.
Согласно п. 23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по форме согласно приложению № 4 и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению № 3 (далее - сводный список).
Между тем Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области никаких актов, которые бы могли быть оспорены, в отношении семьи ФИО3 по отказу во включении её в сводный список и в заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат не принимало, ограничившись письмом в адрес УМЖФ администрации Северодвинска от 16.05.2011 года с рекомендацией устранить допущенные, по мнению Министерства, нарушения требований п. 5 Правил.
Согласно п. 5 Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Как видно из материалов дела, указанные в п. 5 Правил условия были выполнены и в 2007 году, и в 2011 году, а именно возраст каждого из супругов ФИО3 не превышал 35 лет, семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, представлено обязательство КНВ. об оказании финансовой поддержки дочери ФИО1 в размере 1.350.000 руб.
Каких-либо иных условий пункт 5 Правил не содержит, поэтому ссылки представителя администрации Северодвинска на отсутствие у ФИО2 гражданства Российской Федерации по состоянию на 03.05.2007 года (гражданство РФ ФИО2 получено 19.02.2008 года) являются несостоятельными.
Орган местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно принимает решение о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении (исключении) в список претендентов на получение субсидии, Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья не предусматривают обязанность органа местного самоуправления при принятии вышеуказанного решения получать на него разрешение органа исполнительной власти субъекта РФ.
Орган исполнительной власти субъекта РФ при несогласии с решением органа местного самоуправления вправе принять самостоятельное решение, которое заинтересованные лица при нарушении их прав также могут оспорить в установленном порядке.
Исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях приведен в статье 56 ЖК РФ.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Ни один из оспариваемых прокурором актов органа местного самоуправления от 06.06.2011 года № 182-пж, от 22.06.2011 года № 84-рж, от 27.06.2011 года № 204-пж не содержит основания снятия семьи ФИО3 с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ, что свидетельствует о нарушении администрацией Северодвинска закона при издании указанных актов.
Ссылки представителя администрации в судебном заседании на цели и задачи приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» не являются основанием для снятия семьи ФИО3 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 03.05.2007 года и последующего восстановления вновь на такой учет с 13.03.2009 года, ибо заявитель ФИО1, несовершеннолетние КМА, КЕА, КЛА., с рождения являются гражданами Российской Федерации, а ФИО2, с 19.02.2008 года также является гражданином Российской Федерации.
24 января 2012 года ФИО1 достигнет предельного возраста 35 лет, при котором станет невозможным участие её семьи в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 г.г. Таким образом, перенос администрацией Северодвинска очереди семьи ФИО3 с 03.05.2007 года на 13.03.2009 года создает препятствия в улучшении жилищных условий семьи ФИО3 в 2011 году, чем нарушаются жилищные права как самих ФИО4, так и их несовершеннолетних детей.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенного жилищного законодательства, суд полагает заявление заместителя прокурора г. Северодвинска обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд признает недействительными (недействующими со дня принятия) постановление администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж «О внесении изменений в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753», распоряжение заместителя Главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж «О принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», постановление администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и обязывает администрацию Северодвинска учитывать семью ФИО2, ФИО1 составом семьи 5 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (2011-2015 годы) и включить в список претендентов на получении субсидии с 03.05.2007 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах несовершеннолетних детей КМА, КЕА, КЛА, а также в интересах ФИО1, ФИО2 об оспаривании актов органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать недействительными (недействующими со дня принятия) постановление администрации Северодвинска от 06.06.2011 года № 182-пж «О внесении изменений в постановление Мэра Северодвинска от 29.12.2007 года № 1/753», распоряжение заместителя Главы администрации Северодвинска по городскому хозяйству от 22.06.2011 года № 84-рж «О принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий», постановление администрации Северодвинска от 27.06.2011 года № 204-пж «О признании молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».
Обязать администрацию Северодвинска учитывать семью ФИО2, ФИО1 составом семьи 5 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (2011-2015 годы) и включить в список претендентов на получении субсидии с 03.05.2007 года.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд в течение десяти дней.
Председательствующий - судья Лопатин А.К.