ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.11.2010 Минусинского городского суда (Красноярский край)

                                                                                    Минусинский городской суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Минусинский городской суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕАЦИИ

15 ноября 2010 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края, в составе

председательствующего судьи Минкиной М.Т.,

при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» о признании бездействия незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Энергоресурс» о признании бездействия выразившегося в не обеспечении условий для создания и хранения запаса топлива, необходимого для проведения отопительного сезона в районе незаконными, возложении обязанности сформировать и на протяжении всего отопительного сезона 2010-2011 гг. обеспечивать постоянно не менее чем 45 суточный запас угля на центральном складе – 4430 тонн, и в срок до 01 января 2011 года осуществить завоз твердого топлива угля, на принадлежащие данному предприятию котельные в объеме не ниже 70 % от общего количества, необходимого для обеспечения отопительного сезона 2010-2011 г.г.

Требования мотивировали тем, что при проведении проверки соблюдения законности в сфере ЖКХ и подготовки объектов теплоэнергетики и газоснабжения к отопительному сезону 201 0-2011 гг. установлено, что основным поставщиком теплоэнергии на территории Минусинского района является ООО «Энергоресурс», которое обслуживает 27 муниципальных котельных из них 6 электрокотельных, 21 котельная на твердом топливе (требуется бурый уголь), необходимый запас топлива составляет 22270 тонн в год. В соответствии с утвержденными нормативами по котельным 000 «Энергоресурс» 45-суточный запас составляет 4530,0 тонн. На настоящий момент запас угля составляет 4,9 % от нормативного запаса угля. Угольные котельные ООО «Энергоресурс» обеспечивают теплоснабжением жилые дома, дошкольные учреждения, социальные учреждения. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539- 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом.

Статья 543 ГК РФ предусматривает, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона. В летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса (п.п.2.6. 10, 2.6.13 названных Правил). В соответствии с п. 25 положения, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 04.10.2005 г. № 269, минимальные запасы топлива (угля) на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ составляют 45 суток. Сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждается органом местного самоуправления. Постановлением администрации Минусинского района № 272-п от 01.04.2010г. «О подготовке к отопительному сезону» на ООО «Энергоресурс» возложена обязанность по составлению и утверждению графика поступления топлива на склады теплоисточников и производство контроля за созданием нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона, в срок до 15.09.20 10 года. По котельным ООО «Энергоресурс» 45-суточный (нормативный) запас составляет 4530,0 тонн. Между тем, на склады угольных котельных завезено 220 тонн твердого топлива (угля), что составляет 4,9 % от нормативного запаса угля. Необходимое количества топлива на отопительный сезон 2010 - 2011 гг. составляет 22270, 4 тонн. Выявленные в ходе проверки нарушения действующего федерального законодательства могут повлечь за собой срыв стабильной работы котельных в период отопительного сезона, что непосредственно нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания. В соответствии с п. «а» ст. 14 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года организации, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций. Согласно п. 3 требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом МЧС № 105 от 28.02.2003 г., требования предназначаются для применения организациями, эксплуатирующими и проектирующими потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения. В соответствии с п. 5 приказа опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий на установках, складах, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение), которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя систем канализации и очистки сточных вод).

Полагают, что бездействие ООО «Энергоресурс», выражающееся в не обеспечении условий для создания и хранения запаса топлива, необходимого для проведения отопительного сезона в районе, создает предпосылки для нарушения прав граждан на здоровье и безопасные условия проживания, может привести к отсутствию надлежащего теплоснабжения, причинению крупного ущерба системам жизнеобеспечения, нанесению вреда здоровью граждан, наступлению иных тяжких последствий.

В судебном заседание представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивал, по основаниям изложенным в иске, суду пояснил, что завоз твердого топлива – угля в объеме не ниже 70 % от общего количества, необходимого для обеспечения отопительного сезона 2010-2011 годов включает в себя общее количество угля как на центральном складе ответчика так и в котельных и учитывает в том числе и 45 суточных запас угля.

Представитель ответчика директор ООО «Энергоресурс» Филянов А.Г., в судебном заседании заявленные требования не признал, суду пояснил, что ООО «Энергоресурс» приступило к отопительному сезону 2010-201I г.г. в сроки, указанные в постановлении главы

Администрации Минусинского района, имея запас топлива в количестве 500 тонн. По состоянию на 19 октября 2010 года наличие угля на котельных составляет 2300 тонн. Таким образом, несмотря на месячную продолжительность отопительного сезона, произошло увеличение запасов на 1800 тонн. В настоящее время заключены договора поставки угля с поставщиками ООО «У» о поставке бурого угля Бородинского угольного разреза общим количеством не менее 15000 тонн, и с ИП Е на поставку угля Черногорского угольного разреза общим объемом 1650 тонн. В перспективе имеется договоренность о заключении договора на завоз угля в количестве 3000 тонн. В связи с чем, полагает, что можно сделать вывод о стабильной поставке угля на котельные, обслуживаемые ООО «Энергоресурс». Кроме того на сегодняшний день существует и не отменен СНиП 11-35-76, который предусматривает при проектировании котельных емкость складов топлива не более 7-ми суточного расхода (при доставке топлива автотранспортом стр. 20 п. 11.8). И такие объемы складов в основном и были предусмотрены на эксплуатируемых ООО «Энергоресурс» котельных. Существенным препятствием против создания таких запасов является и то, что уголь Бородинского разреза, как и все бурые угли подвержены атмосферному воздействию, в результате чего рядовой уголь марки 2 БР в течение 1-2 месяцев превращается в отсев и пыль. То же самое происходит и с углем 2 БР рассортированным. Основное количество ООО «Энергоресурс» котельных топится именно таким углем. В результате завезенный объем обернется некачественным оказанием услуг населению и предприятиям, так как котельные не смогут обеспечить необходимые параметры теплоносителя. В настоящее время уголь поступает автотранспортом со склада ООО «У», куда доставляется ж/д транспортом в необходимом количестве. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда обязывает иметь 70% запас топлива от потребности отопительного сезона, который должен быть завезен в летний период. Считает наличие угля в котельных в объеме 2000-2500 тонн оптимальным, обеспечивающим стабильное теплоснабжение вверенных им объектов.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 41-61) ООО «Энергоресурс» является действующим юридическим лицом. Местонахождение предприятия: Красноярский край, Минусинский район. с. Малая Минуса, площадка коммунального хозяйства, 3 км на запад. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (л.д. 71) ООО «Энергоресурс» зарегистрировано 15.06.2006 г. Согласно Уставу ООО «Энергоресурс» (л.д. 6-20, 73-75) общество является коммерческой организацией, вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе производство пара и горячей воды, управление эксплуатацией жилого фонда и др.

Согласно приказу № 361 от 13 августа 2009 г. Министерства энергетики РФ (л.д. 21) утверждены нормативы создания запаса топлива для котельных и энергопредприятий жилищно-коммунального комплекса на 2010 г. Согласно нормативам (л.д.23) создания запасов на 2010 г. для ООО «Энергоресурс» установлена необходимость наличии общего запаса угля в размере 5,38 тыс.тонн, в том числе эксплуатационного 4,53 тыс.тонн

Согласно Постановлению администрации Минусинского района № 272-п от 01.04.2010 г. (л.д.27-29) создана комиссия по обеспечению подготовки топливно-энергетического комплекса объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной сферы и жилищного фонда Минусинского района к работе в зимних условиях 2010-2011 г.г. ООО «Энергоресурс» поручено составить и утвердить график поступления топлива на склады теплоисточников и производить контроль за созданием нормативного запаса топлива к началу отопительного сезона в срок до 15.09.2010 г.

Согласно представленных сведений о подготовке жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях по состоянию 02.09.2010 г. (л.д.31-35) предусмотрено создание запасов топлива – угля в размере 22270,4 тонн, 45- суточный запас – 4530 тонн.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539- 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иным правовым актом.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В силу п. 2.6.10 Правил готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 куб. на 1 тыс. кв.м. уборочной площади.

В силу п.п. «а» п. 2.6.13 Правил в летний период должны быть проведены следующие работы: по котельным - ревизия арматуры и оборудования приборов КИП (контрольно-измерительных приборов) и автоматики, устранения щелей в обмуровке котлов и дымоходов, подготовлен контингент операторов и осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса. Расчет потребного количества топлива следует производить в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Хранение топлива следует производить в соответствии с установленными требованиями.

Согласно п. 2 Приказа Минэнерго РФ от 04.09.2008 N 66 "Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных" (вместе с "Инструкцией об организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных») норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). В силу п. 4. ННЗТ на отопительных котельных создается в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.) при невозможности использования или исчерпании нормативного эксплуатационного запаса топлива. Согласно п. 37. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется фактическим временем, необходимым для доставки топлива от поставщика или базовых складов, и временем, необходимым на погрузоразгрузочные работы (таблица 3.1). В силу п. 39. Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.

Из договора № 60/10п от 01.08.2010 г. (л.д.76-77) следует, что ООО «У» обязалось передать в собственность ООО «Энергоресурс» энергетические угли, минимальное количество угля составляет 15000 тонн и может быть увеличено по соглашению сторон. Срок действия договора до 31 июля 2011 г.

Согласно договору поставки угля № 137/10 от 09.09.2010 г. (л.д.78-79) договору поставки угля № 142/10 от 22.09.2010 г. (л.д.80-81), договору поставки угля № 146/10 от 12.10.2010 г. (л.д.82-83) поставщик ИП Е обязался отгрузить, подать и передать в собственность ООО «Энергоресурс» уголь марки отсев ДСШ.

Из представленной справки ООО «Энергоресурс» от 15.11.2010 г. (л.д. 84) следует, что по состоянию на 13 ноября 2010 г. общее количество угля на котельных Минусинского района, обслуживаемых ООО «Энергоресурс» составляет 3644 тн., что при суточном расходе 65 тн. обеспечивает 56 суточный запас.

Согласно справке ООО «У» от 15.11.2010 г. (л.д. 85) ООО «Углеснаб» является поставщиком твердого топлива для предприятий коммунального хозяйства юга Красноярского края, в том числе и ООО «Энергоресурс». Поставка угля осуществляется железнодорожным транспортом. ООО «У» может гарантировать оперативную поставку угля на любую котельную ООО «Энергоресурс», как транспортом ООО «Энергоресурс», так и транспортом ООО «У».

В соответствии с п. «а» ст. 14 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 года организации, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организации и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

Таким образов судом установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик является основным поставщиком теплоэнергии на территории Минусинского района, на момент рассмотрения дела в нарушении Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, приказа № 361 от 13 августа 2009 г. Министерства энергетики РФ ООО «Энергоресурс» на начало отопительного сезона не создан достаточный запас твердого топлива – угля, что подтверждается исследованными документами и пояснениями сторон и свидетельствует о бездействии ответчика по обеспечению условий для создания и хранения запаса топлива, необходимого для проведения отопительного сезона в районе. Кроме того, ответчиком не отрицается и то обстоятельство, что в ООО «Энергоресурс» отсутствует как предусмотренный нормативами 45 суточный запас угля, так и наличие обеспеченности твердым топливом до начала отопительного сезона в размере не ниже 70% потребности отопительного сезона, что, по мнению суда, влечет удовлетворение заявленных требований.

Вместе с тем, указанный в требованиях прокурора срок - 01 января 2011 года до которого необходимо осуществить завоз твердого топлива -угля, на принадлежащие ООО «Энергоресурс» котельные и центральный склад в объеме не ниже 70 % от общего количества, необходимого для обеспечения отопительного сезона 2010-2011 г.г. по мнению суда, является необоснованным, и поскольку отопительный сезон длится 8 месяцев, что сторонами не оспаривается, на которые предусмотрено создание запасов топлива – угля в размере 22270,4 тонн, 70 % от которого составляет 15589 тонн, с учетом того, что на месяц приходится расход топлива равный 2783,75 тонн., а на момент рассмотрения дела осталось 6 месяцев отопительного сезона (6 месяцев х2783,75 тонн =16702,5), суд полагает, обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» осуществить завоз твердого топлива – угля, на принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» центральный склад и котельные в объеме не ниже 70 % от общего количества, необходимого для обеспечения отопительного сезона 2010-2011 годов в срок до 15 декабря 2010 года (5 месяцев х 2783,75 тонн =13918,75 тонн).

Доводы ответчика о экономической нецелесообразности создания запаса твердого топлива в размере 70%, невозможности размещения указанного количества угля в складских помещениях котельных, отсутствия достаточных денежных средств на приобретение угля в указанных истцом количествах, суд во внимание принять не может, поскольку доказательств того, что центральный склад ООО «Энергоресурс» не может обеспечить возможность хранения запаса твердого топлива в размере 70% потребности отопительного сезона, суду не представлено, доказательств доводов о том, что СНиП 11-35-76, который предусматривает при проектировании котельных емкость складов топлива не более 7-ми суточного расхода, распространяет свое действие в том числе на центральные склады энергоснабжающих организаций суду также не представлено. При этом суд принимает во внимание социальную значимость обеспечения условий необходимых для проведения отопительного сезона и то обстоятельство, что ООО «Энергоресурс» являющееся коммерческой организацией, добровольно взяло на себя обязанность по обеспечению населения указанным коммунальным ресурсом, в связи с чем, осознавало возможные риски, связанные с осуществление указанной деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» по не обеспечению условий для создания и хранения запаса топлива, необходимого для проведения отопительного сезона в Минусинском районе.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» сформировать и на протяжении всего отопительного сезона 2010-2011 годов обеспечивать постоянно не менее чем 45 суточных запас угля – 4430 тонн угля на центральном складе Общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс».

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» в срок до 15 декабря 2010 года осуществить завоз твердого топлива – угля, на принадлежащие обществу с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» центральный склад и котельные в объеме не ниже 70 % от общего количества, необходимого для обеспечения отопительного сезона 2010-2011 годов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 24.11.2010 г.

Решение не вступило в законную силу