ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 15.11.2011 Лысковского районного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Лысковский районный суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Лысковский районный суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лысково 15 ноября 2011 года

Лысковский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Кириллова А.В.,

при секретаре Елизаровой Н.В..

с участием помощника прокурора  Кравца А.Ю., представителя Администрации  Гришагина А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора  о признании незаконными действий администрации МО  выразившихся в отказе в создании межведомственной комиссии о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязании администрации  создать межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведении обследования .

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор обратился в суд с указанным иском ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что Прокуратурой района по результатам рассмотрения поступивших из прокуратуры Нижегородской области обращений ФИО1 и ФИО2, проведена проверка, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

Установлено, что при решении вопроса о признании аварийного дома , подлежащего сносу или реконструкции, необходимо заключение межведомственной жилищной комиссии при администрации , которая на данный момент не создана.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу . находится на территории . Плохое техническое состояние дома  (отсутствует крыша, имеется внешний крен стен второго этажа, отсутствует электричество и водоснабжение и пр.) не позволяет проживать в данном доме. В непосредственной близости, практически около стен дома проходит пешеходный тротуар и внезапное обрушение дома способно повлечь человеческие жертвы.

Согласно п.8 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В свою очередь Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее- Положение) п.п.7, 8, 42 установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Главой администрации  ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в  отдел Государственной жилищной инспекции Нижегородской области по вопросу дачи заключения компетентным органом в части пригодности использования указанного жилого помещения и технической возможности проживания граждан в указанном жилом многоквартирном доме.

Однако, администрацией  межведомственной комиссии при администрации  не создавалось, полномочий в указанной части в иные органы местного самоуправления района не передавалось, решения о признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не принималось, что является нарушением ч. 1 п. 8 ст. 14 ЖК РФ, п.п. 7, 8, 42 Положения.

В ходе проведенной проверки установлено, что при администрации района действует межведомственная комиссия, созданная на основании Постановления  № от ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями в указанный нормативный акт Постановлением  № от ДД.ММ.ГГГГ

В полномочия указанной комиссии входят вопросы признания жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно п.п. 7, 8 Положения, межведомственная комиссия при администрации района не наделена функциями по признанию многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а жилые помещения пригодными (непригодными) для проживания по помещениям, расположенным в черте , поскольку полномочий в указанной части в администрацию района со стороны администрации  не передавалось.

На основании выявленных нарушений действующего законодательства, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление главе администрации  с требованием устранить допущенные нарушения. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района поступили возражения на указанное представление, содержащие доводы о невозможности создать при администрации  межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пп. 10, 11, 25, 32 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе - осуществление мероприятий по обеспечению охраны жизни и здоровья людей; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация благоустройства территории городского округа.

В свою очередь статьей 4 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности" определено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 10 названного закона наделяет полномочиями органы исполнительной власти по обеспечению исполнения законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; осуществлении системы мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

Согласно ст. 12 Закона РФ № N 2446-1 к силам обеспечения безопасности относятся органы исполнительной власти.

С учетом аварийного состояния дома и возможного возникновения опасности его обрушения, способного повлечь человеческие жертвы, в связи с расположением его вблизи иных жилых домов, проезжей и пешеходной дороги администрацией  допущены нарушения вышеназванных норм законодательства, выразившиеся в непринятии конкретных мер по обеспечению безопасности граждан от обрушения аварийного жилого дома.

В судебном заседании помощник прокурора  Кравец А.Ю. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске.

Представитель Администрации  Гришагин А.С. требования прокурора не признал, полагая их незаконными и необоснованными.

Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя Администрации  изучив материалы дела и установив из представленных доказательств фактические обстоятельства имеющие значение для дела суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В судебном заседании судом сторонами не оспаривается, что дом  не числится в реестре муниципальной собственности  и  района, а жилые и иные помещения, места общего пользования и коммуникации указанного дома находятся в собственности физических лиц.

Пункт 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Исходя из текста указанной правовой нормы она не относит к полномочиям органов местного самоуправления признание непригодными для проживания жилых помещений не входящих в муниципальный жилой фонд, то есть в отношении дома  эта норма права применению не подлежит.

Доводы иска о нарушении администрацией  п.п. 7,8, 42 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года также незаконны и необоснованны.

Согласно ч. 3 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Подобный порядок установлен постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ»

Согласно утвержденного указанным Постановлением положения настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Однако п. 3 данного положения устанавливает, что действие настоящего Положения не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Таким образом «ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденное постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Доказательств того, что объект капитального строительства, дом , был введен в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, а следовательно обоснованность указания в иске о нарушении администрацией  п.п. 7,8, 42 постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года прокурором, подавшим иск - не представлено.

Кроме того, п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года устанавливает, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Как указывалось выше  не отнесен к муниципальному жилищному фонду, в связи с чем комиссия по его признанию аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не может быть создана администрацией  на основании п. 7 указанного Положения.

Согласно п. 8 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Однако требование прокурора фактически понуждающего ответчика воспользоваться принадлежащим ему правом, не может считаться законным, поскольку согласно ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению.

Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Кроме того, как установлено судом из представленных заявителем доказательств Администрацией , то есть иным органом местного самоуправления, вынесены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № согласно которым создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Доказательств об утрате указанными постановлениями законной силы суду не представлено.

Исходя из буквального толкования указанных постановлений, к компетенции созданной в соответствии с постановлениями комиссии относится вопрос о признании как частного жилого помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан так и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ст. 2 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года :

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ осуществляются межведомственной комиссией созданной Постановлением администрации Лысковского муниципального района, созданной в соответствии с п. 7 «ПОЛОЖЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ПОМЕЩЕНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ, ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ И МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА АВАРИЙНЫМ И ПОДЛЕЖАЩИМ СНОСУ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИИ» утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года, в компетенцию которой входит разрешение вопросов указанных в постановлении Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 года.

Тот факт, что согласно протоколу № заседания межведомственной комиссии по признанию жилого помещения муниципального жилищного фонда, частного жилого помещения, находящегося на территории района пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от ДД.ММ.ГГГГ было отменено ранее вынесенное той же комиссией заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о признании дома  аварийным и подлежащим сносу юридического значения для рассматриваемого дела не имеет.

Из иска следует, что требования прокурора изложенные в нем также основаны на положениях пунктов 10,11,25,32 ст. 16 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года и нормах Закона РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О безопасности».

Однако Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О безопасности» утратил силу: в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 29.12.2010), таким образом, утративший силу нормативный акт не может быть применен при разрешении возникшего спора, не может являться надлежащим основанием заявленных требований.

В силу статьи 2 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, раскрывающей основные термины и понятия:

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Вопросы местного значения поселения определены ст. 14 вышеназванного закона, а вопросы местного значения городского округа определены ст. 16, на которую, как на основания своих требований и возложения обязанностей в оспариваемом представлении ссылается прокурор.

Судом установлено, что  наделен статусом городского поселения, территория МО  входит в состав территории  муниципального района, что неоспоримо свидетельствует о том, что МО  не является городским округом, а следовательно положения ст. 16 Федерального закона «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года в отношении МО  не действуют, то есть указание данных норм как оснований заявленных требований - является необоснованным.

Правом на изменение оснований иска, разъясненным судом, прокурор не воспользовался, по указанным в иске основаниям заявленные требования удовлетворены быть не могут, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований прокурора  о признании незаконными действий администрации МО  выразившихся в отказе в создании межведомственной комиссии о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, обязании администрации МО  создать межведомственную комиссию о признании помещений, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, проведении обследования дома  - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Лысковский районный суд

Судья Кириллов А.В.