Рязанский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Рязанский областной суд — Судебные акты
Р Е Ш Е Н И Е
именем
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2012 года Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи - Воейкова А.А.
при секретаре – Канунниковой А.О.,
с участием заявителя - Каштанова В.П.,
представителей:
прокуратуры Рязанской области – Маточенковой Т.Н.,
территориальной избирательной комиссии Ермишинского района Рязанской области – М.В.Н..,
Ермишинской районной Думы Рязанской области – Т.В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениям Каштанова Владимира Петровича и заместителя прокурора Рязанской области Никифорова С.Н. о защите избирательных прав,
у с т а н о в и л:
Каштанов В.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Ермишинского района, выразившегося в отказе назначения муниципальных выборов по выборам главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года и просил установить территориальной избирательной комиссии Ермишинского района срок, не позднее которого она обязана будет назначить муниципальные выборы по выборам главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области.
В обоснование своих требований указал, что проживает на территории Ермишинского района, согласно статье 29 Устава Ермишинского муниципального района Рязанской области (далее - Ермишинского района) - глава этого района избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Статьей 36 Устава Ермишинского района вопросы по назначению выборов главы района отнесены к компетенции Ермишинской районной Думы.
С 22 марта 2008г. полномочия главы Ермишинского района исполняет Ч.Т.М., соответственно они заканчиваются 22 марта 2012 года.
По мнению заявителя, 4 марта 2012 года (совместно с выборами Президента России) глава этого района должен избираться гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято уполномоченным органом не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в данные сроки, выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.
Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный указанным федеральным законом срок выборы органов местного самоуправления, то соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора, определяет порядок назначения выборов.
Заявитель считает, что в силу этих положений Ермишинская районная Дума в период с 4 по 14 декабря 2011 года должна была принять решение о назначении муниципальных выборов главы района на 4 марта 2011 года, но поскольку этого ею не сделано, то на территориальной избирательной комиссии лежала обязанность не позднее 24 декабря 2011 года назначить такие выборы на 4 марта 2011 года.
Этих обязанностей названные органы не сделали, поэтому Каштанов В.П. просил суд удовлетворить его заявление.
Определением судьи от 11 января 2012 года привлечены к участию в деле - Ермишинская районная Дума Рязанской области, а также прокурор в силу требований ч.3 ст.45 ГПК РФ.
Одновременно в суд обратился заместитель прокурора Рязанской области Никифоров С.Н., в своем заявлении он изложил те же обстоятельства и доводы, что и Каштанов С.Н., но полагал, что бездействует в возникшей ситуации Ермишинская районная Дума. В связи с чем, просил признать незаконным бездействие Ермишинской районной Думы по не назначению выборов главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район и возложить на Ермишинскую районную Думу обязанность назначить выборы главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район в период с 16 июля 2012 года до 26 июля 2012 года, решение о назначении выборов главы муниципального образования опубликовать в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Определением судьи от 16 января 2011 года дела по заявлениям Каштанова В.П. и заместителя прокурора Рязанской области Никифорова С.Н. объединены в одно производство.
В судебном заседании представители Ермишинской районной Думы и территориальной избирательной комиссии заявленные требования не признали и пояснили, что 12 марта 2012 года истекает срок полномочий депутатов Ермишинской районной Думы. Решением Думы от 12 апреля 2011 года порядок формирования представительного органа данного муниципального образования изменен и будет происходить на основании п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В таком случае, в силу требований ч.5 ст.35 данного закона, порядок избрания главы района – на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава, должен быть определен вновь сформированным представительным органом в течении 3-х месяцев. В связи с чем, выборы главы этого района в настоящее время не могут быть назначены.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, считает, что заявления Каштанова В.П. и заместителя прокурора Рязанской области Никифорова С.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 29 Устава Ермишинского муниципального района - глава муниципального образования - Ермишинский муниципальный район (далее глава Ермишинского района) избирается гражданами, проживающими на территории этого района, на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
В силу статьи 30 данного Устава глава муниципального образования одновременно является главой администрации этого муниципального образования.
Решением территориальной избирательной комиссии от 17 марта 2008 года №_№ Ч.Т.М. признана избранной на должность главы Ермишинского муниципального района и с 22 марта 2008 года она осуществляет эти полномочия.
В соответствии со ст.34 названного Устава представительным органом Ермишинского муниципального района является Ермишинская районная Дума, которая состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года.
Решениями территориальной избирательной комиссии от 4 марта 2008 года №_№, № выборы по одномандатным избирательным округам и в едином избирательном округе признаны состоявшимися и действительными.
В соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №_131) представительный орган муниципального района:
может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей (п.1);
может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом, число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района (п.2).
Решением Ермишинской районной Думы от 12 апреля 2011 года №_№ установлен порядок формирования представительного органа на основании пункта 1 части 4 статьи 35 названного закона.
Данное решение Ермишинской районной Думы было обжаловано Каштановым В.П. в Кадомский районный суд Рязанской области и решением этого суда от 22 июня 2011 года указанное решение Думы от 12 апреля 2011 года №_№ признано законным (решение суда вступило в законную силу 8 июля 2011 года).
В ч.5 ст.35 ФЗ №_131 говорится - в случае принятия решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п.1 ч.4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.
В ч.5 ст.35 ФЗ №_131 также указано - в этот же срок, то есть в трех месячный после начала работы представительного органа муниципального района, последний принимает решение о приведении Устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
В ч.2 ст.36 данного закона говорится об определении порядка избрания главы муниципального образования - на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава.
Из данных положений закона следует, что, если принято решение о формировании представительного органа муниципального района, в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №_131, то изменения в устав муниципального образования в отношении нового порядка формирования как представительного органа, так и порядка избрания главы района (на муниципальных выборах или представительным органом из своего состава) вносятся в течение трех месяцев со дня начала работы представительного органа сформированного в указанном порядке. Следовательно, в силу прямого указания закона, происходит формирование органов местного самоуправления, в соответствии со ст.35 данного закона, даже несмотря на то, что в Уставе муниципального образования имеются положения об ином порядке их формирования.
Исследовав представленные доказательства суд считает, что представительный орган муниципального образования - Ермишинская районная Дума к моменту истечения полномочий главы этого района должен быть сформирован в соответствии с новым порядком и который, согласно ст. 35 ФЗ №_131, получит возможность реализовать свое право избрать главу муниципального образования либо из своего состава, либо назначить всенародные муниципальные выборы главы данного муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, а также внести соответствующие изменения в Устав Ермишинского муниципального района в силу ч. 5 ст. 35, ч.2 ст.36 названного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в декабре 2011 года Ермишинская районная Дума и территориальная избирательная комиссия правомерно не назначили на 4 марта 2012 года муниципальные выборы главы Ермишинского района на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кроме того, на невозможность проведения муниципальных выборов главы Ермишинкого района в марте 2012 года также указывает и подп.11.1 ч.6 ст.36 ФЗ №_131 в силу которого, полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае изменения порядка формирования представительного органа муниципального района в соответствии с частью 5 статьи 35 настоящего Федерального закона. Поэтому, в случае проведения выборов главы района, в том порядке, в котором этого требуют заявители, то полномочия избранного главы района будут досрочно прекращены в связи с формированием представительного органа в соответствии с частью 5 статьи 35 ФЗ №_131.
Также не допустимо проведение муниципальных выборов главы Ермишинского района до внесения изменений в Устав Ермишинского района и по тем основаниям, что в силу ст.30 этого Устава глава района одновременно является главой администрации, тогда как в силу пунктов 4 и 5, ч.2, ст.36 ФЗ №_131 в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 этого Федерального закона глава муниципального образования одновременно исполняет полномочия председателя представительного органа и ему запрещено исполнять полномочия главы администрации.
Суд считает, что доводы заявителей о том, что выборы главы района должны быть назначены, поскольку до настоящего времени в статье 29 Устава Ермишинского района говорится об избрании главы района населением на муниципальных выборах, основаны на неправильном толковании и применении федеральных законов и этой статьи Устава к возникшим правоотношениям.
Кроме того, в соответствии со ст.7 Устава Ермишинского района правовую основу местного самоуправления составляют – Конституция РФ, федеральные законы, настоящий Устав и другие нормативные акты. Поэтому, говоря о правовой основе местного самоуправления в данном муниципальном образовании, необходимо применять статью 29 Устава в совокупности с его статьей 7. Исходя из смысла этих норм, нельзя согласиться с тем, что в силу Устава Ермишинского района в декабре 2011 года Ермишинская районная Дума и территориальная избирательная комиссия должны были назначить муниципальные выборы главы Ермишинского района на 4 марта 2012 года.
В своем заявлении Каштанов В.П. ссылался на ч.9 ст.39 ФЗ №_131, в которой говорится: «в случае внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования, предусматривающих избрание главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава, выборы главы муниципального образования не назначаются и не проводятся, если муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений и дополнений в устав муниципального образования вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального образования был бы вправе принять решение о назначении выборов главы муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Каштанов В.П. полагает, что эта норма прямо предписывает проводить выборы главы района, как это закреплено в уставе муниципального образования, до тех пор, пока не внесены в установленном порядке соответствующие изменения в устав.
Суд считает, что положения ч.9 ст.39 ФЗ №_131 необходимо применять в совокупности с положениями ст.35 данного закона. В данном случае, следует сказать, что при формировании представительного органа в соответствии с п.1 ч.4 ст.35 ФЗ №_131, следует применять ст.35 данного закона, как специальную норму, регулирующую возникшие спорные правоотношения по данному делу, в том числе и в отношении действия положений Устава муниципального образования при формирования органов местного самоуправления (о чем указывалось выше).
Положения же ч.9 ст.39 ФЗ №_131 следует применять к иным правоотношениям (например, когда представительный орган сформирован в результате избрания депутатов на муниципальных выборах и этим органом принято решение об избрании главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из своего состава), то есть при разрешении возникшего спора они применяться не могут.
В соответствии с ч.2 ст.261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
В судебном заседании не нашел своего подтверждения факт того, что Ермишинская районная Дума и территориальная избирательная комиссия не реализуют конституционные права граждан, проживающих на территории названного муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, поэтому в удовлетворении заявлений следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления Каштанова Владимира Петровича о признании незаконным бездействия территориальной избирательной комиссии Ермишинского района, выразившегося в отказе назначения муниципальных выборов по выборам главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области на 4 марта 2012 года и установлении территориальной избирательной комиссии Ермишинского района срока, не позднее которого она обязана будет назначить муниципальные выборы по выборам главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район Рязанской области, а также заявления заместителя прокурора Рязанской области Никифорова С.Н. о признании незаконным бездействия Ермишинской районной Думы по не назначению выборов главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район и возложить на Ермишинскую районную Думу обязанность назначить выборы главы муниципального образования - Ермишинский муниципальный район в период с 16 июля 2012 года до 26 июля 2012 года, в том числе опубликовать решение о назначении выборов главы муниципального образования в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия - отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течении месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Рязанский областной суд.
Судья: подпись.
Копия верна: судья Воейков А.А.