ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 16.03.2012 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

                                                                                    Шпаковский районный суд Ставропольского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Шпаковский районный суд Ставропольского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело №

Резолютивная часть решения

объявлена судом в судебном

заседании 16 марта 2012 года

Мотивированное решение суда

составлено 21 марта 2012 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Михайловск 16 марта 2012 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Акопова А.Г.

при секретаре Шершневой А.В.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Шпаковского района Ставропольского края Жидковой Е.А.,

ответчика ФИО1,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Шпаковского района Ставропольского края в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО1 о взыскании денежных средств, выданных в виде субсидий на содействие самозанятости безработного гражданина,

установил:

прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации к ФИО1 о взыскании денежных средств, выданных в виде субсидий на содействие самозанятости безработного гражданина.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований Гражданского кодекса Российской Федерации в деятельности ГКУ «ЦЗН Шпаковского района».

В соответствии с постановление Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 № 98-п «Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» установлен порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году».

Согласно п. 8 указанного Порядка, финансовые средства на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предоставляются гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения края (далее - получатель), при условии: заключения договора о предоставлении финансовых средств на содействие самозанятости безработных граждан или создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан между учреждением занятости населения края и получателем; представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечисление финансовых средств на содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае осуществляется учреждениями занятости населения края на расчетные (лицевые) счета получателей, открытые в российских кредитных организациях, в соответствии с договором о предоставлении финансовых средств между учреждением занятости населения края и получателем в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.

Согласно ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419 ГКРФ).

В соответствии со ст. 307 ГКРФ одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Статьей 309 ГК РФ определено, то, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

Проверкой установлено, что ГУ «Центр занятости населения Шпаковского района» в лице ее директора ФИО4 05.05.2011 заключил договор с ФИО1 о содействии самозанятости безработного гражданина.

Согласно п. 1.1 указанного договора в целях расширения возможностей обеспечения занятости населения в рамках краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» Центр занятости населения осуществляет мероприятия по содействию в организации самозанятости гражданки ФИО1 «Организация бизнеса по выращиванию и продаже продуктов птицеводства».

В соответствии с заключенным договором ФИО1 14.06.2011 года получила субсидию на развитие бизнеса в сумме 58800 рублей.

В соответствии с п. 3.1 договора субсидия подлежит возврату в случае: использования субсидии не в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане; непредоставления гражданином без уважительных причин документов, подтверждающих произведенные в соответствие с бизнес-планом целевые расходы; ликвидации юридического лица, государственной регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства без уважительных причин ранее 12 месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина.

Согласно п.3.3 договора при установлении указанных фактов Центр занятости в течение пяти рабочих дней составляет акт и устанавливает гражданину срок добровольного возвращения субсидии. Согласно информации директора ГКУ «ЦЗН Шпаковского района» №38 от 12.01.2012 года ФИО1 18.08.2011 было направлено уведомление о возврате выданной субсидии и установлен срок для добровольного возвращения субсидии (5 рабочих дней).

Пунктом 3.4 договора установлено, что срок для добровольного возвращения субсидии не может превышать десяти рабочих дней со дня Уведомления гражданина о необходимости возвратить субсидию.

После истечения установленного срока для добровольного погашения субсидии, по состоянию на 17.01.2012 г., ФИО1 денежные средства в сумме 58800 рублей не были возвращены, отчетность о расходовании субсидии в Центр занятости не предоставила.

После истечения срока для добровольного возвращения субсидии и непредоставления гражданином в Центр занятости документов, подтверждающих ее добровольное возвращение, Центр занятости в течение десяти рабочих дней обращается в суд с исковым заявлением о возврате субсидии.

При этом, Центр занятости в суд с исковым заявлением о возврате субсидии не обратился, в связи с чем, 17.01.2011 в адрес директора ГКУ «ЦЗН Шпаковского района» по фактам выявленных нарушений закона внесено представление.

На основании изложенного, учитывая, что ФИО1 денежные средства, выделенные из федерального бюджета в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году на содействие самозанятости безработного гражданина» до настоящего времени не возращены, Центром занятости не взысканы, прокурор в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд в защиту Российской Федерации.

Просит взыскать с ФИО1 в пользу ГКУ «ЦЗН Шпаковского района»
денежные средства в размере 58800 рублей (пятьдесят восемь тысяч восемьсот
рублей), выданные в виде субсидии на содействие самозанятости безработного
гражданина.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шпаковского района Жидкова Е.А. поддержала исковые требования прокурора по указанным в заявлении доводам и уточнила исковые требования, просив взыскать с ФИО1 в доход краевого бюджета денежные средства в размере 58800 рублей (пятьдесят восемь тысяч восемьсот), выданные в виде субсидии на содействие самозанятости безработного гражданина.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании признала исковые требования прокурора в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Суду пояснила, что договор о содействии самозанятости безработного гражданина с ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района» она действительно заключала и подписывала. В предусмотренный договором срок, а именно, в течение 2 месяцев после подписания договора она не предоставила Центру занятости Отчет о выполнении обязательств по договору, поскольку ошибочно полагала, что данный отчет она должна предоставить в течение года, так как домашнюю птицу невозможно вырастить за 2 месяца. В августе 2011 года она предоставила работнику Центра занятости ФИО5 квитанции на сумму 10000 рублей о приобретении цыплят и утят, но она данные квитанции не приняла, сославшись на то, что ею (ФИО1) должен был быть предоставлен отчет о расходовании всей суммы субсидии. При этом ФИО5 предложила ей вернуть всю сумму субсидии и прекратить предпринимательскую деятельность. Указанные квитанции были у нее изъяты участковым полиции при получении у нее объяснения по данному делу в январе 2012 года. Ей не было разъяснено, что в случае не предоставления отчета о расходовании всей суммы субсидии в установленный договором срок, она вправе написать заявление о продлении срока договора. Часть ею была потрачена на приобретение корма, витаминов, сетки для домашней птицы, остальная сумма потрачена на личные нужды. В добровольном порядке денежные средства ею не возвращены ввиду тяжелого материального положения, но она готова их вернуть.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района» ФИО2 в судебном заседании пояснила, что она работает юрисконсультом в Центре занятости населения Шпаковского района. 05 мая 2011 года между Центром занятости и ФИО1 заключен договор о содействии самозанятости безработного гражданина. Согласно условиям данного договора гражданин по истечении двух месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина обязан предоставить Центру занятости Отчет о выполнении обязательств по договору. В случае не израсходования на день подачи отчета всей суммы субсидии в бухгалтерии составляется бланк отчета, который приобщается к материалам личного дела гражданина. Вместе с тем, гражданину предоставлено право на подачу заявления о продлении договора в связи с неиспользованием всей суммы субсидии, по которому специальная Комиссия принимает решение. Однако, ФИО1 подобное заявление не подавалось. Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края «Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда СК в 2011 году» финансовые средства подлежат возврату в доход краевого бюджета. В связи с изложенным, она поддерживает исковые требования прокурора и просит их удовлетворить.

Суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству известил Министерство финансов Ставропольского края об имеющемся в производстве суда настоящем деле. В соответствии с отзывом на исковое заявление прокурора, предоставленным Министерством финансов Ставропольского края, реализация мероприятий краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году», утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 14.12.2009 г. № 1011, осуществляется за счет субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края. Субсидии из федерального бюджета предоставлялись Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Средства бюджета Ставропольского края были направлены, в том числе, на содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Согласно Порядку расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году», утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 г. № 98-п, перечисление финансовых средств на содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае осуществляется учреждениями занятости населения края на расчетные (лицевые) счета получателей, открытые в российских кредитных организациях, в соответствии с договором о предоставлении финансовых средств между учреждением занятости населения края и получателем в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Министерство финансов Ставропольского края полностью выполнило свои обязательства по выделению средств краевого бюджета и доведению их, а также средств федерального бюджета до главного распорядителя средств краевого бюджета – Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Министерство финансов СК считает доводы истца обоснованными и просит рассмотреть данное дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1030-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии со ст. 6 указанного Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Так, на основании Правил предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. № 1011, субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих следующие дополнительные мероприятия (далее - региональные программы), в частности, на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (ч.2 п. «з»).

В соответствии с Постановлением Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 № 98-п «Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» установлен порядок расходования субсидий из федерального бюджета и средств бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году».

Согласно п. 8 указанного Порядка, финансовые средства на реализацию мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предоставляются гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения края (далее - получатель), при условии: заключения договора о предоставлении финансовых средств на содействие самозанятости безработных граждан или создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан между учреждением занятости населения края и получателем; представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства. Перечисление финансовых средств на содействие самозанятости безработных граждан в Ставропольском крае осуществляется учреждениями занятости населения края на расчетные (лицевые) счета получателей, открытые в российских кредитных организациях, в соответствии с договором о предоставлении финансовых средств между учреждением занятости населения края и получателем в сумме 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.

В соответствии с договором № 28 о содействии самозанятости безработного гражданина от 05 мая 2011 года ГУ «Центр занятости населения Шпаковского района» в лице ее директора ФИО4 заключил договор с ФИО1 (л.д. 6-8).

Согласно п. 1.1 указанного договора в целях расширения возможностей обеспечения занятости населения в рамках краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» Центр занятости населения осуществляет мероприятия по содействию в организации самозанятости гражданки ФИО1 «Организация бизнеса по выращиванию и продаже продуктов птицеводства» (л.д. 6).

На основании приказа № 165 от 14.06.2011 г. ГУ «Центр занятости населения Шпаковского района» ФИО1 выделена субсидия в размере 58800 рублей (л.д. 9).

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 09.06.2011 г. внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (л.д. 10).

Согласно бизнес-плану, предоставленному ФИО1, основным направлением ее деятельности является организация бизнеса по выращиванию птицы и продаже продуктов птицеводства (л.д. 48-69).

Пунктами 2.4.2 – 2.4.4 заключенного договора предусмотрено, что гражданин обязуется использовать субсидию по целевому назначению на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане, в течение двух месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина; представить в Центр занятости документы, подтверждающие использование субсидии в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане, кредитные договоры, счета-фактуры, кассовые (товарные) чеки и т.п., копию налоговой декларации за 2011 (2012) годы в срок не позднее пяти рабочих дней по истечении двух месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина и Отчет о выполнении обязательств по настоящему договору, представить в Центр занятости копию налоговой декларации за 2011 (2012) г. до 10 мая 2011 (2012) г.

В силу п. 3.1 договора субсидия подлежит возврату в случае: использования субсидии не в соответствии с направлениями расходования, указанными в бизнес-плане; непредставления гражданином без уважительных причин документов, подтверждающих произведенные в соответствие с бизнес-планом целевые расходы на осуществление предпринимательской деятельности, в соответствии с п. 2.4.2 договора в срок не позднее пяти рабочих дней по истечении двух месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина; ликвидации юридического лица, государственной регистрации прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства без уважительных причин ранее 12 месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина.

В судебном заседании установлено, что в указанный договором срок ФИО1 отчет о выполнении обязательств по договору в ГУ «Центр занятости населения Шпаковского района» не предоставила.

Так, на основании акта № 1 от 05.09.2011 г. комиссия ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района» провела проверку выполнения договорных обязательств гражданином ФИО1 Проверкой установлено, что на момент проведения выездной проверки ФИО1 не представлены документы, подтверждающие использование субсидии в соответствии с бизнес-планом, также не представлены в ЦЗН копии налоговой декларации за соответствующий период, означавших осуществление предпринимательской деятельности. На момент осуществления выездной проверки к ИП ФИО1 никого дома не оказалось (л.д. 70).

На основании акта № 2 от 13.02.2012 г. комиссия ГКУ «Центр занятости населения Шпаковского района» провела проверку выполнения договорных обязательств гражданином ФИО1 по адресу, указанному в бизнес-плане: с.Надежда, х.Ташла, ул.Центральная, 121. Проверкой установлено, что ее осуществить не представляется возможным, так как на момент прибытия на место осуществления предпринимательской деятельности согласно бизнес-плану ИП ФИО1 никого не оказалось (л.д. 71).

В соответствии со ст. 12 Постановления Правительства Ставропольского края от 18.03.2011 № 98-п «Об утверждении порядка расходования субсидий из федерального бюджета Ставропольского края в рамках реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» финансовые средства подлежат возврату в доход краевого бюджета в следующих случаях: неисполнение работодателем или получателем условий предоставления финансовых средств; установление факта представления работодателем или получателем ложных сведений в целях получения финансовых средств; установление факта нецелевого использования финансовых средств. Возврат финансовых средств осуществляется в следующем порядке: учреждениями занятости населения края в 10-дневный срок после подписания акта проверки или получения акта проверки от органа государственной власти, осуществляющего финансовый контроль, направляют работодателю или получателю требование о возврате финансовых средств в случаях, предусмотренных настоящим пунктом; работодатель или получатель производит возврат финансовых средств в полном объеме в течение 30 календарных дней со дня получения от учреждения занятости населения края требования о возврате финансовых средств; при нарушении работодателем или получателем срока возврата финансовых средств учреждения занятости населения края принимают меры по взысканию указанных средств в доход краевого бюджета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Согласно уведомлению от 18.08.2011 г. директора ГКУ «ЦЗН Шпаковского района», направленному в адрес ФИО1 о возврате выданной субсидии, установлен срок для добровольного возвращения субсидии – в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления (л.д. 13).

Пунктом 3.4 договора установлено, что срок для добровольного возвращения субсидии не может превышать десяти рабочих дней со дня Уведомления гражданина о необходимости возвратить субсидию (л.д. 7).

После истечения десятидневного срока для добровольного погашения субсидии, ФИО1 субсидия не была возвращена.

Факты нарушения условий договора не оспариваются ответчиком ФИО1, которая признала в полном объеме заявленные исковые требования.

На основании приведенных доказательств суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в порядке ст.45 ГПК РФ к ФИО1 о взыскании денежных средств, выданных в виде субсидий на содействие самозанятости безработного гражданина – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Ставропольского края денежные средства, выданные в виде субсидии на содействие самозанятости безработного гражданина, в сумме 58800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба через Шпаковский районный суд в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Г. Акопов