Туапсинский городской суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Туапсинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2010 года гор. Туапсе
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе
Председательствующего Милинчук И.В.
при секретаре Кириленко Е.К.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Туапсинский Морской Торговый Порт» к Первичной профсоюзной организации Туапсинского Морского Торгового Порта Азово-Черноморской межрегиональной бассейновой организации профсоюза работников водного транспорта, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о взыскании убытков, причиненных незаконной забастовкой,
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Туапсинский Морской Торговый Порт» обратилось в Туапсинский городской суд с иском к Первичной профсоюзной организации Туапсинского Морского Торгового Порта Азово-Черноморской межрегиональной бассейновой организации профсоюза работников водного транспорта, членам забастовочного комитета ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о взыскании убытков, причиненных незаконной забастовки и ненадлежащим исполнением определения Краснодарского краевого суда от ... года о запрете проведения забастовки.
В судебном заседании представители истца поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики исковые требования не признали и пояснили, что фактически забастовка проводилась с 10.00 часов ... года до 20.00 часов ... года. Впоследствии после доведения забастовочным комитетом содержания определения Краснодарского краевого суда о прекращении забастовки отдельные рабочие не приступили к работе, в период с ... года по ... года работники подразделений ППК по собственной инициативе приостановили работу в рамках ст. 142 ТК по причине невыплаты заработной платы в полном объеме за период с июня по октябрь 2007 года. Приостановка работы являлась средством защиты индивидуальных трудовых прав, а не забастовкой. По мнению ответчиков, администрация ОАО ТМТП не приняла необходимых мер по минимизации ущерба от забастовки. Кроме того, по их мнению, первичная профсоюзная организация ОАО ТМТП не может являться надлежащим ответчиком, поскольку юридически не принимала участия в организации и проведении бессрочной забастовки.
... года конференцией работников ОАО «ТМТП» принято решение о проведении бессрочной забастовки, начало которой объявлено ... года с 08 час.00 мин. Согласно протоколу конференции работников, в забастовке изъявили желание принять участие до 1000 работников при численности работников предприятия 1 419 человек, с приостановкой работы до 90% рабочего времени. В состав забастовочного комитета вошли ответчики по делу - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7
Пунктом 5.1 Протокола конференции работников ОАО ТМТП от 24.10 2007 года предусматривается забастовочный комитет был обязан принимать все зависящие от него меры, предусмотренные ст. 411-412 ТК РФ, принимать решения о графиках выполнения работ работниками организации в период проведения забастовки. Согласно п.6 на членов забастовочного комитета возлагались функции по руководству забастовкой.
В соответствии со ст. 398 ТК РФ под забастовкой понимается временный добровольный полный или частичный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективного трудового спора.
О проведении забастовки администрацию ТМТП уведомил ... года письмом ... председатель профкома первичной профсоюзной организации ТМТП ФИО6.
Информация об объявлении бессрочной забастовки ... года была направлена ОАО ТМТП начальнику Туапсинского опорного центра управления перевозками СКЖД филиала ОАО «РЖД» (исх. ...); начальнику Краснодарского отделения СКЖД филиала ОАО «РЖД» (исх. ...); начальнику СКЖД филиала ОАО «РЖД» (исх. ...) по факсу с последующей досылкой по почте.
График проведения забастовки был составлен на бланке первичной профсоюзной организации Туапсинского морского торгового порта, направлен в адрес ОАО «ТМТП», главы МО г. Туапсе, Туапсинского транспортного прокурора, Администрации Краснодарского края за ... от ...г., предусматривал, что в забастовке участвуют работники укрупненных комплексных бригад погрузочно-перегрузочного комплекса подразделений (ППК УКБ) ...,3,4,5 и работники производственного комплекса механизации, обслуживающего крановое оборудование (ПКМ).
Председатель профсоюзного комитета ФИО6 обращался в Государственную инспекцию труда в Краснодарском крае и в Туапсинскую транспортную прокуратуру с заявлением об обеспечении прав работников на забастовку, просил «взять под контроль деятельность руководства ОАО ТМТП и провести текущий контроль проведения забастовки ... года
С ... г. докеры-механизаторы и работники ПКМ -непосредственно обслуживающие крановое оборудование ОАО «ТМТП» отказались от выполнения своих трудовых обязанностей, что зафиксировано соответствующими актами, в результате чего в ОАО «ТМТП» приостановлена разгрузка вагонов и вагоны простаивали на путях порта и вследствие невозможности принятия их портом на станции Туапсе.
... года ОАО «ТМТП» обратилось в Краснодарский краевой суд с исковым заявлением к первичной профсоюзной организации Туапсинского морского торгового порта и забастовочному комитету работников ОАО «ТМТП» о признании забастовки незаконной и заявлением об обеспечении иска в виде приостановки начавшейся забастовки до принятия решения по заявлению.
В этот же день определением Краснодарского краевого суда, вынесено определение о запрете забастовочному комитету и Первичной профсоюзной организации ТМТП проведения забастовки до вынесения решения суда по делу.
Указанное определение в тот же день доведено до сведения членов забастовочного комитета, что подтверждается росписями на копии определения.
... года Краснодарским краевым судом по исковому заявлению о признании забастовки незаконной принято решение о признании забастовки незаконной. ... года определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ решение от ... года оставлено без изменения.
Решением Краснодарского краевого суда от ... года была дана оценка возражениям ответчиков относительно того, что первичная профсоюзная организация ОАО ТМТП не может являться надлежащим ответчиком, поскольку юридически не принимала участия в организации и проведении бессрочной забастовки.
Краснодарский краевой суд указал, что «решение о проведении забастовки принято на конференции работников ОАО ТМТП и подписано председателем профсоюзного комитета ФИО6 В силу части 3 статьи 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.. Все примирительные процедуры проходили с участием представителей профсоюзной организации, следовательно, первичная профсоюзная организация несет ответственность за деятельность своих членов».
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчики полагают, что обязанности по исполнения определения суда о запрете забастовки ими выполнены в полном объеме. В частности, доведен запрет забастовки до бастующих работников, ... года направлены письма ... о приостановлении забастовки в адрес и.о. Главы МО гор. Туапсе, начальника ФГУ «Администрация морского порта Туапсе», Департамента по транспорту и связи Краснодарского края, Туапсинского транспортного прокурора, Генерального директора ОАО «ТМТП».
Доводы истцов о том, что работы по разгрузке-выгрузке каменного угля не были возобновлены после вынесения определения Краснодарского краевого суда по независящим от профсоюзного комитета и забастовочного комитета обстоятельствам, поскольку имело место не продолжение забастовки, а приостановление работы отдельными работниками до выплаты заработной платы, не соответствуют установленным в ходе судебного заседания обстоятельствам.
В соответствии со справкой ... от ... года задолженность по заработной плате перед работниками ОАО ТМТП по состоянию на ... года отсутствовала. Выплата заработной платы за октябрь 2006 года производилась в срок, установленный коллективным договором.
Ответчики ссылаются в обосновании своих доводов на решение мирового судьи судебного участка ... гор. Туапсе от ... года. Указанным решением был признан незаконным приказ Генерального директора ОАО ТМТП ... от ... года об изменении норм рабочим комплексных бригад, занятых производством погрузочно-разгрузочных, вспомогательных и хозяйственных работ. Данное решение не содержало требований работодателю произвести перерасчет заработной платы.
Согласно протоколу конференции трудового коллектива ОАО ТМТП целью забастовки являлось повышение тарифных ставок и окладов работников
Еще до вынесения определения Краснодарского краевого суда о запрете забастовочному комитету и первичной профсоюзной организации ТМТП продолжения забастовки до рассмотрения вопроса законности забастовки, в заявлении от ... года член забастовочного комитета ФИО2 предупредил, что в случае «немедленного непогашения задолженности по заработной плате работники комплексной бригады ... не приступят к работе до выплаты задержанных сумм и выплаты компенсаций за время вынужденного прогула.»
Аналогичные письма от ... года подготовлены ФИО2 и подписаны работниками комплексных бригад 2,3,4,5 не приступят к работе.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что члены забастовочного комитета вместо того, чтобы после судебного запрета на проведение забастовки возобновить с Администрацией ОАО ТМТП примирительные процедуры, умышленно спровоцировали рабочих на продолжение забастовки для достижение тех же целей, которые ставились на период забастовки- повышение тарифных ставок и окладов работников.
Оценивая доводы ответчиков относительно того, что убытки образовались в результате непринятия Администрацией ОАО ТМТП необходимых мер по минимизации последствий приостановления работниками трудовой деятельности, суд исходит из следующего.
На Черноморском побережье Российской Федерации только ОАО "Туапсинский морской торговый порт" может осуществлять перевалку каменного угля, который согласно разъяснению Ространснадзора от ... г. ... ВП-24/440 является опасным грузом.
У ОАО "Новороссийский морской торговый порт" отсутствует лицензия на перевалку угля, и, как результат, докеры механизаторы, имеющие соответствующие допуски, квалификации по перевалке угля.
В соответствии со ст. 17, 23 Закона "О государственной границе Российской Федерации" территория ОАО "Туапсинского морского торгового порта" является зоной пограничного и таможенного контроля, в связи с чем было невозможно привлечь иных работников без получения разрешений в органах таможенного и пограничного контроля. Кроме того, подобное привлечение третьих лиц требовало проверки их квалификации, что невозможно было осуществить в течение короткого срока времени.
Отсутствовала также возможность привлечь сторонние организации для выполнения работ по перевалке опасных грузов, поскольку в этом случае, необходимо будет решать вопрос о совместном использовании причалов, являющихся федеральной собственностью, и находящихся в аренде ОАО "ТМТП". Данный вопрос необходимо было согласовывать с арендодателем причалов (Управлением Роснедвижимости).
Согласно п. 5.3.3. Договора от ... года ...(П) аренды имущества морского торгового порта Туапсе, находящегося в федеральной собственности в случае сдачи арендуемого имущества (причалов) в аренду или иное пользование, обременении предоставленных арендатору по договору имущества и имущественных прав без согласия арендодателя договор подлежит досрочному расторжению.
В случае передачи в аренду кранов и иных машин и механизмов, ОАО "ТМТП" были бы нарушены лицензионные требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перегрузке грузов, следовательно, имели место обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
Следовательно, ОАО "ТМТП" было обязано производить опасные работы по погрузке/разгрузке угля только с использованием собственного персонала и не могло привлечь на период забастовки ни сторонние организации, ни иных лиц.
Между ОАО «ТМТП» и ОАО «РЖД» было подписано Узловое соглашение от ... г., которое является договором между участниками единого транспортного процесса, определяющего условия планирования перевозок грузов, подачи и уборки вагонов, эксплуатацию пути необщего пользования, организации грузовой и коммерческой работы.
...г. между ОАО «РЖД» и ОАО «ТМТП» заключен договор ..., согласно которому истец обязан производить подачу и уборку вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования ОАО «ТМТП».
Разделом 6 Узлового соглашения определен порядок расчетов между ОАО «ТМТП» (Порт) и ОАО «РЖД» (Дорога) согласно которому Порт оплачивает Дороге плату за пользование вагонами в соответствии с условиями Узлового соглашения и Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами Тарифного руководства с учетом установленного Правительством РФ коэффициента, действующего на момент оказания услуги. Расчеты по всем видам платежей и штрафов между Дорогой и Портом производились в акцептном порядке согласно выставленным счетам.
В соответствии с параграфом 87 Инструкции по ведению станционной коммерческой отчетности расчет платы за пользование вагонами производился в ведомости подачи и уборки вагонов.
Пунктом 4.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв.Приказом МПС России ... от ... года) определено, что учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности. Пункт 4.8. вышеуказанных Правил
устанавливает, что порядок определения оплачиваемого времени нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования устанавливается «Тарифным руководством».
Пунктом 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство ...) (утв. Постановлением ФЭК РФ от ... г. ...) установлено, что порядок осуществления расчетов за пользование вагонами с железными дорогами определяется в договорах, связанных с подачей и уборкой вагонов. Для расчета платы за пользование вагонами определяется базовая ставка и оплачиваемое время пользования.
На основании статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ РФ) за задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, установленных договорами на подачу и уборку вагонов, грузоотправители, грузополучатели уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100, 101 УЖТ РФ без внесения при этом платы за пользование вагонами.
Согласно статье 100 УЖТ РФ за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьей 99 УЖТ РФ, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза. Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктом 17 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство ... ) (утв.постановлением ФЭК РФ от ... г. ...) вагоны-зерновозы (вагоны 3-ей группы) относятся к специализированному подвижному составу, а полувагоны не являются специализированным подвижным составом (вагоны 1-ой группы).
Параграфом 17 Узлового соглашения установлен срок оборота вагонов 5,0 часов. Следовательно, ответственность порта по уплате штрафа возникает при нахождении вагона под погрузкой, выгрузкой более 29 часов. Размер штрафа за 1 час простоя полувагона составляет 200руб. (0,2ст.100 УЖТ РФх100 руб. MPOT х 10 ст.99 УЖТ РФ). Размер штрафа за 1 час простоя вагона-зерновоза составляет 400руб. (0,2ст.100 УЖТ РФ х 100 руб. MPOT х 10 ст.99 УЖТ РФ х 2 ст.99 УЖТ РФ).
Согласно ст.39 УЖТ РФ, за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими силами локомотивами владельцев ж/д путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Параграфом 23 узлового соглашения между ОАО «ТМТП» и ОАО «РЖД» предусмотрено, что за время нахождения вагонов в порту, либо за ожидание их подачи или приема на путях станции Туапсе-сорт СК ЖД по причинам, зависящим от порта, порт вносит дороге почасовую плату согласно «Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального ж/д транспорта» Тарифного руководства.
Основанием для взимания платы за пользование вагонами являются ведомости подачи/уборки вагонов установленной формы, подписанные полномочными представителями дорого и порта. Ведомости подачи/уборки вагонов заполняются на основании памяток приемосдатчика, уведомлений о готовности вагонов к уборке из порта, актов общей формы ГУ-23.
Согласно представленному расчету ... в период с 12.00 часов ... года по 10.50 часов ... года в адрес ОАО «ТМТП» поступили 10 вагонов. Без учета времени неблагоприятных погодных условий размер штрафов за необеспечение выгрузки за период проведения забастовки вагонов составил 4.415 руб. 74 коп.
Согласно представленному расчету ... в период с 12.00 часов ... года по 21 час 59 минут ... года в адрес ОАО «ТМТП» поступили 86 вагонов. Без учета времени неблагоприятных погодных условий размер штрафов за необеспечение выгрузки за период проведения забастовки вагонов составил 1.026.400 руб.
Кроме того, в результате того, что находившиеся на территории ОАО «ТМТП» 96 вагонов в результате незаконной забастовки не разгружались, за период с 08.00 часов ... года по 10.00 часов ... года на путях станции Туапсе скопились 173 вагона. Без учета времени неблагоприятных погодных условий размер платы за пользование вагонами за период проведения забастовки составил 327.867 руб. 24 коп.
Данные о состоянии погоды за период с ... года ... года отражены в справке Гидрометеорологического бюро Туапсе ... от ... года, учтены в расчетах суммы ущерба. Суд считает доказанным факт причинения ОАО ТМТП ущерба, нанесенного незаконной забастовкой, в размере 1.358.682 рубля 98 копеек.
Статьей 15 ГК РФ предусматривается, что лицо, права которого нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу ч.2 ст.417 ТК РФ представительный орган работников не прекративший забастовку после признания её незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере определенном судом.
Согласно нормам статьи 31 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» установлена ответственность профсоюзов и лиц, входящих в их руководящие органы, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной.
В соответствии со ст.41. Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юридического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.
В руководящие органы забастовочного комитета входили ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7
Указанный орган нельзя рассматривать, как коллектив работников ОАО «ТМТП», так как в его состав входили не только работники ОАО «ТМТП», но и лица не являющиеся работниками - ФИО6, который не состоит в трудовых отношениях с обществом и, следовательно, принцип пределов материальной ответственности работников определенный в ст. 241 ТК РФ в данном случае не применим.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом понесены судебные расходы в размере 10.893 рубля 41 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОАО «Туапсинский морской торговый порт» - удовлетворить.
Взыскать в солидарном порядке в счет возмещения убытков, причиненных незаконной забастовки и ненадлежащим исполнением определения Краснодарского краевого суда от ... года о запрете проведения забастовки, с Первичной профсоюзной организации Туапсинского морского торгового порта Азово-Черноморской межрегиональной бассейновой организации профсоюза работников водного транспорта, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в пользу ОАО «Туапсинский морской торговый порт» -1.358.682 рубля 98 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 10.893 рубля 41 коп., а всего 1.369.576 рублей 39 копеек.
Решения в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд до 04 мая 2010 года.
Судья
Милинчук И.В.