Володарский районный суд Астраханской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Володарский районный суд Астраханской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2010 года п. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Насыровой Т.А.,
при секретаре Уразалиевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Алтынжарский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Володарского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Алтынжарский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, указав, что согласно данным представленным Нижне- Волжским управлением Ростехнадзора Астраханской области на территории МО «Алтынжарский сельсовет» находятся гидротехнические сооружения (далее ГТС), собственники которых в настоящее время не установлены: земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 1900м., расположенный в с. Алтынжар, уровень безопасности - нормальный; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3400м., расположенный в с.Кошеванка; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3300м., расположенный в с. Коровье; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3600м., расположенный в с.Камардан, уровень безопасности - нормальный; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 875м., расположенный в с.Егин-Аул; земляной водооградительный вал (дамба), протяженностью 3400м., расположенный в с.Казенный Бугор. Статья 3 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений», ч.3 ст. 225 ГК РФ, ч.8 ст. 14 и ч.7 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. Постановлением Правительства РФ № 580 от 17.09.2003г.) обязывают муниципальное образование ставить на учет в регистрационном органе гидротехнические сооружения, собственники которых не установлены, для последующего решения вопроса о передаче ГТС хозяйствующему субъекту или взятии их на баланс муниципальным образованием. В нарушение вышеуказанных требований администрация МО «Алтынжарский сельсовет» не предприняла мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального образования. Предусмотренные ст. 3 и ст. 9 ФЗ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, расположенных на территории МО «Алтынжарский сельсовет», представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций. Поскольку такого рода объекты расположены в административных границах МО «Алтынжарский сельсовет», не обращение администрации поселения в Управление Федеральной регистрационной службы Астраханской области с заявлением о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст. 225 ГК РФ. Кроме органов местного самоуправления не указано других участников гражданского оборота, которые могут подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества. Наличие на территории Володарского района Астраханской области бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду неудовлетворительного технического состояния данных ГТС и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Бездействие администрации МО «Алтынжарский сельсовет» по определению собственника ГТС и принятию мер по постановке бесхозяйных ГТС на учет оспариваются в порядке гражданского судопроизводства, поскольку затрагиваются экологические интересы неопределенного круга лиц. Право неопределенного круга лиц на благоприятную среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО «Алтынжарский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений, принудить администрацию МО «Алтынжарский сельсовет» подать заявление в орган (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области), осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений с приложениями документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
В судебном заседании прокурор района Книжкников С.В. уточнил заявленные требования, просил обязать администрацию МО «Алтынжарский сельсовет» поставить на учет как бесхозяйную недвижимую вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество вышеуказанные гидротехнические сооружения - водооградительные валы, расположенные на территории МО «Алтынжарский сельсовет», с учетом уточнений просил требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Глава администрации МО «Алтынжарский сельсовет» Досов Г.Ж. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором Володарского района Астраханской области требований, поскольку полномочиями по постановке на учет ГТС обладает администрация района. Кроме того, ГТС находятся в зоне водного объекта, собственником которого является государство.
Представитель администрации МО «Володарский район» Джангалиев С.Н. полностью поддержал заявленные прокуратурой Володарского района требования.
Нижне-Волжское Управление Ростехнадзора извещено надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представитель в судебное заседание не явился, согласно ходатайству от 14.09.2010г. просят рассмотреть дело без участия их представителя, иск прокурора Володарского района Астраханской области поддерживают в полном объеме.
Выслушав доводы явившихся сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
Статья 3 ФЗ РФ № 117-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям относит: сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отводов.
Как следует из приведенного выше определения, деятельность вышеуказанного объекта непосредственно создает повышенную опасность причинения вреда окружающей среде, имуществу, жизни и здоровью человека.
Учитывая, что ненадлежащее техническое состояние гидротехнических сооружений, расположенных в административных границах МО «Алтынжарский сельсовет», может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций как бытового так и местного значения, т.е. нарушить права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, суд вопреки доводам представителя администрации «Алтынжарский сельсовет» полагает правомерным обращение в суд прокурора Володарского района Астраханской области с данным заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Алтынжарский сельсовет».
Согласно п. 8 ч.1 ст. 14, п.5 ч.2 ст. 50 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Как установлено в судебном заседании согласно списку гидротехнических сооружений, представленному Нижне- Волжским Управлением Ростехнадзора по состоянию на 01.08.2010 года, на территории МО ««Алтынжарский сельсовет» сельсовет» находятся бесхозяйные ГТС IV класса водооградительные валы: в с. Алтынжар с нормальным уровнем технического состояния, с. Кошеванка с пониженным уровнем технического состояния, с. Коровье с пониженным уровнем технического состояния, с. Камардан с нормальным уровнем технического состояния, с. Егин-Аул с пониженным уровнем технического состояния, с. Казенный Бугор с пониженным уровнем технического состояния.
Данные обстоятельства подтверждаются также актом проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 15.03.2010г., составленным Нижне- Волжским Управлением Ростехнадзора и информацией о гидротехнических сооружениях, находящихся на территории МО «Володарский район», предоставленной Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Володарский район».
Так, согласно акту проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений от 15.03.2010г. в ходе проведения проверки установлено, что на территории МО «Алтынжарский сельсовет» находятся бесхозяйные водооградительные валы общей протяженностью 13075м. В с. Алтынжар 1900м., в с. Кошеванка 3400м., в с. Коровье 3300м., в с. Камардан 3600м., в с. Егин-Аул 875 м. В ходе проведения обследования также установлено, что вышеназванные ГТС- водооградительные валы (с. Алтынжар, с. Кошеванка, с. Коровье, с. Камардан, с. Егин-Аул) не имеют собственника.
Согласно информации о гидротехнических сооружениях, находящихся на территории МО «Володарский район», предоставленной Комитетом имущественных и земельных отношений администрации МО «Володарский район», на территории МО «Алтынжарский сельсовет» находятся бесхозяйные водооградительные валы (дамбы): в с. Алтынжар протяженностью 1900м., с. Кошеванка протяженностью 3400м., в с. Коровье протяженностью 3300м., в с. Камардан протяженностью 3600м., в с. Казенный Бугор протяженностью 3400м., в с. Егин-Аул протяженностью 875м.
Наличие на территории МО «Алтынжарский сельсовет» водооградительных валов подтверждается также сообщением в адрес и.о. прокурора района за подписью главы администрации МО «Алтынжарский сельсовет» от 23.08.2010г., из которого следует, что на территории данного населенного пункта находятся бесхозные берегоукрепительные валы в с. Алтынжар, с. Кошеванка, в с. Коровье, в с. Камардан, в с. Казенный Бугор, в с. Егин-Аул.
В соответствии с ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Действия администрации МО «Алтынжарский сельсовет» определены также п.п. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года N 580, в соответствии с которым орган местного самоуправления должен был обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объектов недвижимого имущества - бесхозяйных земляных водооградительных валов, типа ГТС дамбы, расположенных на территории данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Однако, вышеназванные меры, установленные ст. 9 ФЗ от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, расположенных в границах МО «Алтынжарский сельсовет», не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.«а» ч. 2 ст. 11 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
При таких обстоятельствах, поскольку гидротехнические сооружения находятся в административных границах МО «Алтынжарский сельсовет», не обращение администрации МО «Алтынжарский сельсовет» в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии таких объектов на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о неисполнении установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций, т.е. свидетельствует о её бездействии и опровергает доводы представителя администрации МО «Алтынжарский сельсовет».
Суд не может согласиться с доводами представителя администрации МО «Алтынжарский сельсовет», что данные валы находятся в зоне водного объекта, собственником которого является государство, т.к. при определении статуса земляного водооградительного вала, типа ГТС необходимо учитывать классификацию данного ГТС как защищающую близлежащие площади от вредного воздействия вод и не расположенную в границах самого водного объекта.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора Володарского района Астраханской области о бездействии администрации МО «Алтынжарский сельсовет» является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Учитывая, что прокурор в соответствии со ст. 333.36 ч.1 п.9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с администрации МО «Алтынжарский сельсовет» в соответствии со ст. 333.19 ч.1 п.7 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Володарского района Астраханской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации МО «Алтынжарский сельсовет» по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнического сооружения и возложении обязанности устранить допущенное нарушение - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Алтынжарский сельсовет», выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет гидротехнического сооружения - незаконным.
Обязать администрацию МО «Алтынжарский сельсовет» устранить допущенные нарушения, осуществить постановку на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области) как бесхозяйной недвижимой вещи гидротехнических сооружений:
- земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 1900м., расположенного в с. Алтынжар Володарского района Астраханской области;
- земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3400м., расположенного в с. Кошеванка Володарского района Астраханской области;
- земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3300м., расположенного в с. Коровье Володарского района Астраханской области;
- земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3600м., расположенного в с. Камардан Володарского района Астраханской области;
- земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 875м., расположенного в с. Егин-Аул Володарского района Астраханской области;
земляного водооградительного вала (дамбы), протяженностью 3400м., расположенного в с. Казенный Бугор Володарского района Астраханской области.
Взыскать с Администрации МО «Алтынжарский сельсовет» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 сентября 2010г.
Судья Т.А.Насырова