Кореновский районный суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кореновский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Апелляционное РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2011 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ягудиной В.И.,
при секретаре Синютиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Кореновской КЭЧ района и Министерству обороны РФ о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе Министерства обороны РФ на заочное решение мирового судьи 154 -го судебного участка Кореновского района от 01 июня 2011 года, которым исковые требования удовлетворены частично
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФБУ управления СКВО о защите прав потребителя, ссылаясь на то, что он проживает на жилплощади принадлежащей на праве оперативного управления Кореновской КЭЧ района Оплата за коммунальные услуги взымается с него и других жильцов ответчиком через бухгалтерию Домоуправления № 2, которое является структурным подразделением Кореновской КЭЧ района.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», процедура регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает в себя несколько стадий: согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса; установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Производственная программа направляется организацией коммунального комплекса (ответчиком) в орган регулирования (РЭК) не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
Кореновской КЭЧ для жителей домов расположенных в применяются тарифы, по которым оплачиваются коммунальные услуги жителями г. Кореновска притом, что Кореновская квартирно-эксплуатационная часть района имеет свои мощности по производству коммунальных услуг (котельная, система водоснабжения и канализации).
До 30 ноября 2007 года Кореновской квартирно-эксплуатационной частью района, тарифы на водоснабжение и канализацию не были установлены.
Письмом от 29 октября 2007 года № 2045/24 ответчик определил ориентировочный срок, а именно 25 ноября 2007 года в который будут установлены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, однако продолжил брать плату за коммунальные услуги по завышенным тарифам, установленным в г. Кореновске, которые были разработаны с учетом стоимости расходов МУП «ЖКХ». Между тем, вся канализационная система городка Кореновской квартирно-эксплуатационной части района, равно как и тепловые сети, технологически никак не связаны с городскими сетями.
По результатам проверки Росфиннадзора, проведенной в период с 14 мая по 11 июля 2008 года, а также согласно ответов Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края, Федеральной службы по тарифам, финансовой инспекции Министерства обороны РФ и других компетентных органов, было признано, что применяемые тарифы на коммунальные услуги не законны и явно завышены.
Основываясь на результатах проверки Росфиннадзора от 11 июля 2008 года, он составил расчет переплаты за коммунальные услуги за период с
августа 2007 года по август 2010 года общая сумма которой составила 15 543 рубля 62 копейки из них: по отоплению и горячему водоснабжению сумма переплаты составила 10 974 рублей 17 копеек, по холодному водоснабжениюсумма переплаты составила 246 рублей 90 копеек, по водоотведениюсумма переплаты составила 4322 рублей 55 копеек.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Заочным решением мирового судьи 154 - го судебного участка Кореновского района от 01 июня 2011 года с Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 взыскано 15543 рубля 62 копейки - переплата по коммунальным платежам, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3744 рубля 39 копеек и компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Министерство обороны РФ обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи 154 -го судебного участка Кореновского района от 01 июня 2011 года, в которой просит отменить вышеуказанное решение, ссылаясь на то, что ФИО1 осуществляет плату за пользование коммунальными услугами через бухгалтерию домоуправления № 2, являющегося одним из структурных подразделений Кореновской КЭЧ района Министерства обороны РФ, которая является самостоятельным юридическим лицом, отвечающим по своим обязательствам, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации. Как следует из текста решения, к основному должнику - Кореновской КЭЧ района истцом требование не предъявлялось. При удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения должно быть указано на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника имущества (субсидиарного должника). Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Кореновская КЭЧ района. Министерство обороны РФ, как юридическое лицо, являлось бы ответчиком в случае наличия вины либо недостаточности денежных средств у Кореновской КЭЧ района.
Плата за пользование коммунальными услугами вносилась жильцами через бухгалтерию домоуправления № 2 на внебюджетный счет Кореновской КЭЧ района. Следовательно, полученные денежные средства находились в распоряжении Кореновской КЭЧ района, а не в пользовании Министерства обороны РФ. В связи с чем, взыскание мировым судьей процентов за пользование чужими денежными средствами с МО РФ неправомерно.
Определением Кореновского районного суда от 1.09.2011г. Кореновская КЭЧ района привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Представитель Министерства обороны в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Истец ФИО2 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, свои требования поддержал, ссылаясь на то, что для оплаты коммунальных услуг жителями домов расположенных на территории военного городка Кореновская КЭЧ района применяла тарифы, установленные для потребителей г. Кореновска. В 2008г. Росфиннадзором была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Кореновской КЭЧ района, по итогам которой было установлено, что тарифы на коммунальные услуги, применяемые Кореовской КЭЧ района, завышены на 30-40 %. Исходя из этих данных, он сделал расчет переплаты по коммунальным услугам за период с 2007г. по 2010г. Кроме того Кореновской КЭЧ района не ведется раздельный учет затрат тепловой энергии так как отсутствуют приборы учета тепловой энергии, электроэнергии, расход воды, что приводит к завышению затрат и тарифов.
Представитель Кореновской КЭЧ района в судебном заседании не возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства обороны, просил отменить решение мирового судьи. Исковые требования ФИО1 признал частично на сумму 148,14 руб. ссылаясь на то, что переплата по коммунальным услугам имела место в 2007г. по холодному водоснабжению, при этом просил применить срок исковой давности за период до октября 2007г., поскольку иск предъявлен ФИО1 в суд в октябре 2010г. Требования истца в остальной части считает необоснованными, поскольку начиная с 2008г. тарифы на коммунальные услуги для Кореновской КЭЧ района были утверждены Региональной энергетической комиссией Департамента цен и тарифов Краснодарского края. Экономическая обоснованность тарифов подтверждается экспертным заключением РЭК.
Переплата по горячему водоснабжению и отоплению имевшая место в 2007г., первой половине 2008г. была компенсирована путем корректировки РЭК ДЦиТ Краснодарского края тарифов на 2009г-2010г. в сторону их уменьшения.
Выслушав стороны, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд находит решение мирового судьи подлежащим изменению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что на основании договора найма жилого помещения в общежитии от 01 августа 2007 года, истец является нанимателем жилого помещения расположенного в военном городке г. Кореновска по адресу: . На указанной жилплощади истец проживает со
Судом так же установлено, что в 2007г. истец оплачивал коммунальные услуги через бухгалтерию домоуправления №2, являющегося одним из структурных подразделений Кореновской КЭЧ района, по тарифам, установленным для потребителей г. Кореновска.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», процедура регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает в себя несколько стадий: согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса; установление тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Производственная программа направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования (РЭК) для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
До 2007 года Кореновской квартирно-эксплуатационной частью района, тарифы на коммунальные услуги в установленном выше порядке урегулированы не были.
В 2007г. Кореновской КЭЧ района для оплаты за холодное водоснабжение применялся тариф, установленный для потребителей г. Кореновска составлявший 57,24 руб. в месяц за одного человека.
Приказом РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2007г. № 24\2007-жк на услуги Кореновской КЭЧ района по холодному водоснабжению установлен тариф -5,25 руб.\куб. При нормативе потребления 6,2, установленном решением Совета Кореновского городского поселения, оплата по холодному водоснабжению за одного человека в месяц составила 32,55руб.
Истцом за период с 1.08.2007г. по 31.12.2007г. было оплачено за потребление холодной воды - 572,4 руб.( по расчету сторон), тогда как в соответствии с тарифом утвержденным РЭК размер оплаты должен был составить 325,5 руб. Таким образом, переплата истцом по холодному водоснабжению за 2007г. составила 246,9 руб.
При этом, суд находит, что ходатайство представителя ответчика -Кореновской КЭЧ района о применении срока исковой давности обоснованно и подлежит удовлетворению, в связи с чем возмещению подлежит переплата имевшая место в октябре-декабре 2007г. составившая 148,14 руб.
Приказом РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2007г. № 24\2007-жкх с 1.01.2008г. на услуги Кореновской КЭЧ района по водоотведению (канализация) установлен тариф -14,85 руб.\м^3. При нормативе водоотведения 10,64 руб.\м^3., установленном решением Совета Кореновского городского поселения, оплата за водоотведение на одного человека в месяц составила 158,03 руб.
Экономическая обоснованность тарифа на услуги водоотведения (канализации), оказываемые Кореновской квартирно- эксплутационной частью района подтверждена Экспертным заключением РЭК Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2007г.
На основании тарифа установленного РЭК на 2007г., решением Совета Кореновского городского поселения от 24.12.2008г. № 439, а так же от 30.11.2009г. № 25 были утверждены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые Кореновской КЭЧ района на 2009г и 2010г., в соответствии с которыми оплата за водоотведение на 2009г. составила 175,17 руб. с человека в месяц, а в 2010г. -153,10 руб.
В 2007г. и январе-феврале 2008г. при взимании платы за услуги, оказываемые Кореновской КЭЧ района по водоотведению, применялся тариф установленный для потребителей г. Кореновска, в соответствии с которым оплата за водоотведение на одного человека в месяц составляла 112,39 руб. Изменение тарифа в сторону его увеличения произошло в связи с тем, что в тариф на услуги водоотведения оказываемые Кореновской КЭЧ района установленный РЭК ДЦТ КК приказом от 30.11.2007г. № 24\2007-жкх, включен тариф на услуги водоотведения, оказываемые МУП Кореновского района «ЖКХ» потребителям района, в том числе и Кореновской КЭЧ района. При этом, обоснованность тарифа на водоотведение утвержденный для Кореновской КЭЧ района в установленном законом порядке, подтверждается разъяснением РЭК ДЦТ КК от 22.09.2008г. о том, что в соответствии с п.3 ст. 5 ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установление тарифа на услуги водоотведения оказываемые МУП Кореновского ЖКХ, с учетом объемов реализации данных услуг, находится в компетенции органов местного самоуправления Кореновского городского поселения. Решением Совета Кореновского городского поселения утвержден тариф на услуги водоотведения для МУП Кореновского района «ЖКХ» включающий затраты по перекачке, транспортировке, и очистке сточных вод от различных потребителей. Тариф установлен в рамках норм действующего законодательства в части соблюдения предельных индексов роста тарифов. МУП Кореновского района «ЖКХ» является единым юридическим лицом, оказывающим услуги водоотведения, в том числе и Кореновской КЭЧ района и при утверждении экономически обоснованного тарифа для МУП Кореновского района «ЖКХ» во исполнение действующего законодательства установлен единый экономически обоснованный тариф для всех потребителей.
Из изложенного следует, что доводы истца о том, что тариф на водоотведение, применявшийся ответчиком в 2007-2010г. является незаконным, в связи с чем у него образовалась переплата в размере 4322,55 руб.необоснованны.
До июля 2008г. тариф на тепловую энергию для Кореновской КЭЧ района в установленном законом порядке утвержден не был в связи с чем применялся тариф установленный для потребителей г. Кореновска составлявший по горячему водоснабжению: в 2007г. 1105 руб\Гкал. или с учетом норматива потребления и НДС - 184,76 руб. за одного человека в месяц ( 1105х 0,1416х1,18); в 2008г. до 1 июля -191,80 руб. По отоплению: в 2007г. согласно справки ОАО «ТЕПЭК» -23,98 руб. за 1кв.м. жилой площади; в 2008г. -897,55 руб\Гкал или 32,52 руб. за 1 кв.м. жилой площади.
Приказом РЭК ДЦТ КК № 14\2008-т от 2.07.2008г. в соответствии с действующим законодательством, а именно: ФЗ от 14.04.1995г.№ 41-ФЗ « О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004г. № 109 « О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», а так же на основании заключения экспертизы и решения правления региональной энергетической комиссии-департамента цен и тарифов Краснодарского края, для Кореновской КЭЧ района на 2008г. был установлен тариф на тепловую энергию : на нужды отопления-716,93 руб\Гкал или 25,97 руб. за один квадратный метр жилой площади и на нужды горячего водоснабжения (ГВС) -831,97 руб\Гкал, или 144,31 руб. с одного человека в месяц.
В период с октября по декабрь месяц (включительно) 2007г. истцом произведена оплата за горячее водоснабжение в сумме 1108,56 руб. ( ( 184,76 х2 ) х3 ), а по тарифу утвержденному РЭК следовало оплатить 865,86 руб. ( (144,31х2) х3 ), таким образом, переплата за указанный период составила 242,70 руб.
В период с января по июнь месяц (включительно) 2008г. истцом произведена оплата за горячее водоснабжение в сумме 2302,60 руб. ( ( 191,80 х2 ) х 6 ), а по тарифу утвержденному РЭК следовало оплатить 1731,72 руб. ( (144,31х2) х 6 ), таким образом, переплата за указанный период составила 579,88 руб.
Как следует из договора найма жилого помещения заключенного между истцом и ответчиком, площадь квартиры, нанимателем которой является ФИО1, составляет 50,7 кв.м.
Следовательно, расходы понесенные истцом по оплате за теплоснабжение за октябрь-декабрь 2007г. составили 3647,34 руб. ( 23,98 х50,7 х3). Учитывая, что тариф по теплоснабжению утвержденный РЭК для Кореновской КЭЧ района на 2008г. составил 25,97 руб. за 1 кв.м., доводы истца о том, что в 2007г. у него имела место переплата за отопление, не состоятельны.
Что касается расходов понесенных истцом по оплате за теплоснабжение за январь-апрель 2008г., то они составили 6595,04 руб. ( 32,52 х50,7 х4). Учитывая, что тариф по теплоснабжению утвержденный РЭК для Кореновской КЭЧ района на 2008г. составил 25,97 руб. за 1 кв.м., то за четыре месяца 2008г. расходы по отоплению должны были составить 5266,72 руб. (25,97х50,7х4), следовательно, переплата за указанный период составила 1328,32 руб.
Общая сумма переплаты за указанный период за теплоснабжение ( горячая вода и отопление ) составила 2251,90 руб.
При этом, суд находит не состоятельными доводы истца о том, что в 2008г.( по теплоснабжению начиная со второго полугодия), 2009г. и 2010г. имела место переплата по коммунальным услугам, так как в указанный период времени коммунальные услуги оплачивались потребителями по тарифам утвержденным для Кореновской КЭЧ района РЭК ДЦТ КК в установленном законом порядке. Экономическая обоснованность тарифов подтверждается экспертными заключениями РЭК имеющимися в материалах дела.
Ссылка истца в обоснование своих требований, а так же при расчете задолженности, на Акт от 11.07.2008г. составленный специалистом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Краснодарском крае, по итогам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Кореновской КЭЧ района, безосновательна, так как указанной проверкой был охвачен период финансово-хозяйственной деятельности Кореновской КЭЧ района с 2006г по 2007г., в связи с чем выводы изложенные в Акте не могут распространяться на период деятельности Кореновской КЭЧ района за 2008г.-2010г. Кроме того, как уже указывалось выше, экономическая обоснованность тарифов на коммунальные услуги для Кореновской КЭЧ района с 2008г. проходит проверку и утверждение РЭК ДЦТ Краснодарского края.
Вместе с тем, судом не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика -Кореновской КЭЧ района о том, что переплата за коммунальные услуги по теплоснабжению за 2007-2008г. отсутствует в связи с корректировкой тарифа РЭК при утверждении его на 2009г. 2010г., поскольку из Экспертного заключения № 18-Т региональной энергетической комиссии -департамента цен и тарифов Краснодарского края об установлении тарифа на производство, передачу и сбыт тепловой энергии отпускаемой Кореновской КЭЧ района на 2010г.следует, что корректировка заявленного Кореновской КЭЧ района тарифа на отопление в сторону его уменьшения на 318,48 руб., а на горячее водоснабжение - на 698,80 руб. вызвана не задолженностью перед потребителем в связи с переплатой имевшей место в 2007г и первом полугодии 2008г., а в связи с тем, что « обоснованная величина необходимой валовой выручки Кореновской КЭЧ района, обеспечивающая компенсацию экономически обоснованных расходов и получение прибыли, определяемых в соответствии с «Основами ценообразования в отношении тепловой и электрической энергии в РФ» утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г.№ 109, при объеме реализации тепловой энергии в количестве 8658,1 Гкал составляет 6968,3 тыс. руб., что на 2525,2 тыс. руб. (26,6%) меньше предложения предприятия (9493,5 тыс. руб.), т.е. тариф, заявленный Кореновской КЭЧ района был экономически не обоснован.
Из изложенного следует, что общая сумма переплаты по коммунальным услугам потребителем ФИО1 за 2007г.-2008г. составила 2400,04 руб.
Иных доказательств необоснованного применения ответчиком тарифов на коммунальные услуги и в связи с этим наличие у него переплаты по коммунальным услугам за 2007-2010годы суду истцом не представлено.
Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Таким образом, размер процентов подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца за неосновательное получение денежных средств в виде переплаты в 2007г. за холодное и горячее водоснабжение составил : 390,84х 7,75 Х1070:360 = 90,02 руб., где: 390,84 руб.- сумма переплаты, 7,75% ставка рефинансирования Центробанка, 1070дн. - время пользования денежными средствами с 1.11.2007г. по 20.10.2010г. Размер процентов подлежащих взысканию с ответчика в пользу истца за неосновательно полученные денежные средства в виде переплаты в 2008г. за горячее водоснабжение и отопление составил: 1908,20 х 7,75 х830:360 = 340,95 руб., где 1908,20 руб.- сумма переплаты, 7,75% ставка рефинансирования Центробанка, 830дн. - время пользования денежными средствами с 1.07.2008г. по 20.10.2010г.
На основании статьи 15 Закона о защите прав потребителей потребитель, права которого нарушены, получает право на компенсацию причиненного морального вреда. В соответствии с пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенного, суд считает, что моральный вред причиненный истцу необоснованным взиманием платежей за коммунальные услуги по завышенному тарифу, должен быть определен в 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330, 362-364 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Изменить заочное решение мирового судьи 154 -го судебного участка Кореновского района от 01 июня 2011 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Министерству обороны РФ и Кореновской КЭЧ района защите прав потребителя.
Взыскать с Кореновской КЭЧ района, а при недостаточности средств учреждения, с субсидиарного должника - Министерства обороны РФ, в пользу ФИО1 переплату по коммунальным платежам в сумме 2400,04 руб., проценты за пользование денежными средствами в сумме 430,97 руб., компенсацию морального вреда в сумме 200 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение кассационному обжалованию не подлежит.
Судья В.И.Ягудина
Справка: решение вступило в законную силу 16.09.2011 года.