Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2011 года г. Черкесск
Черкесский городской суд КЧР в составе:
председательствующей судьи - Езаовой М.Б.,
при секретаре -Ортабаевой Д.А.,
с участием помощника прокурора Урупского р-на КЧР - Сухорукова А.А.,
представителя ответчика Министерства промышленности и энергетики КЧР- Бытдаева Н.И.,
представителя РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» - Байчорова Ш.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности и энергетики, РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», об обязании выделения денежных средств на обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог общего пользования,
у с т а н о в и л :
Прокурор Урупского района Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Министерству промышленности и энергетики, РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», об обязании Министерство строительства и энергетики КЧР выделить
необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской
республики для приведения республиканского участка, автомобильной
дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 40 км. и
республиканской автомобильной дороги «с. Псемён - п. Пхия» общей
протяжённостью 56 км., расположенных на территории Урупского
муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в
соответствие со СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-
93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ
11.10.1993 года №221. Обязании КЧ РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения
«Карачаевочеркесавтодор» привести республиканский участок
автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 40
км. и республиканский автомобильной дороги «с. Псемён - п. Пхия»
общей протяжённостью 56 км., расположенных на территории Урупского
муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в
соответствие со СНиП.2.05.02-85 «Автомобильные дороги» и ГОСТ 8267-
93, а так же в соответствие с требованиями к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения, утвержденным постановлением Госстандарта РФ
11.10.1993 года №221. В обоснование в заявлении указано, что в прокуратуру республики поступило обращение врио Министра внутренних дел по Карачаево-Черкесской республики о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети на территории республики, в частности на территории Урупского муниципального района. В связи, с чем, совместно с комиссией, прокуратурой Урупского района проведена проверка состояния участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» общей протяжённостью 40 км. и автомобильной дороги «с. Псемён - п. Пхия» общей протяжённостью 56 км., а также соблюдение действующих норм СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ 8267-93, с точки зрения исполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения, при ремонте и содержании вышеуказанных дорог на территории Урупского муниципального района КЧР.
Так, в рамках вышеуказанной проверки комиссией выполнена оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей
части участка автомобильной дороги «г. Майкоп - г. Карачаевск» 202 - 242 км. и автодороги «с. Псемён - п. Пхия», расположенных на территории Урупского муниципального района КЧР, и как установлено проверкой, относящихся к собственности Карачаево-Черкесской республики.
Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, а так же произведенным замерам, комиссией установлено, что участок автомобильной дороги «г. Майкоп - г. Карачаевск», общей протяжённостью 40 км. и автодорога «с. Псемен - п. Пхия», общей протяжённостью 56 км., по народно-хозяйственному, административному значениям, транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам относятся к IV категории дорог, имеющих, согласно замеров, среднюю ширину 6 м., две полосы движения шириной 3-3,5 м., при которых не требуется центральная разделительная полоса и допускается пересечение с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками в одном уровне.
В процессе обследования транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги «Майкоп - Карачаевск» 202 км. - 242 км. и «Псемен-Пхия» 0 км.-56 км. пролегающих по территории Урупского муниципального района КЧР, выявлены многочисленные дефекты, требующие устранения.
16.12.2011г. Прокурор Урупского района уточнил требования и просил
обязать Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики выделить необходимые денежные средства за счет казны Карачаево-Черкесской Республики для ремонта республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» с 202 км. по 242 км., общей протяженностью 40 км. и республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км., пролегающих по территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики для РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор».
Обязать РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» за счет выделенных денежных средств произвести ремонт республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» с 202 км. по 242 км., общей протяженностью 40 км. и республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км., пролегающих по территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в следующем объеме и сроках:
в отношении автодороги «Майкоп-Карачаевск» на протяжении с 202 км. по 242 км.:
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.1, разделяющую транспортные поток и противоположных направлений, обозначающую границы полос движения в опасных местах на дорогах и границы проезжей части, на которые въезд запрещен по всей протяженности участка автомобильной дороги в срок по ноябрь 2012 года;
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.6, предупреждающую о приближении к разметке 1.1, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений в срок по ноябрь 2012 года;
установить информационные дорожные знаки 6.13 «Километровые знаки», обозначающие расстояние (км) до населенных пунктов, расположенных по маршруту по всей протяженности участка автодороги в срок по ноябрь 2012 года;
восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие кромки (обочин) по всей протяженности автодороги в срок по ноябрь 2012 года;
на участках автодороги от 206,5 км до 206,75 км; от 212,7 км до 212,6 км; от 216 км до 216,5 км; 231,5 км до 232,2 км; от 234 км до 237,3 км; 235,8 км, 213 км, 215 км, 220,7 км, 221,2 км, 225,5 км, 207,5 км, 212,6 км, 212,8 км, 215,7 км, с 217,1 до 217,2 км, 219,8 км, 219,9 км, 220,7 км восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие;
устранить просадки асфальтобетонного покрытия на подходах к мосту через р. Теплая на 235,8 км в обоих направлениях движения в срок по ноябрь 2012 года;
установить запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на следующих километрах автодороги: 204,5 км; 205,3 км, 211,5 км, 214 км, 225 км - с правой стороны по ходу движения транспорта; 226,2 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 234,2 км -с правой стороны по ходу движения транспорта; 235,9 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 240,9 км - с правой стороны по ходу движения транспорта; 241,3 км - с левой стороны по ходу движения транспорта в срок по ноябрь 2012 года;
обновить знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на 205,6 км с правой стороны по ходу движения транспорта; на 205,8 км с левой стороны по ходу движения транспорта в срок по ноябрь 2012 года;
установить знак приоритета 2.3.4 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание к главной дороге справа и слева по ходу движения на 210,1 и 206 км. соответственно; слева на 238 км в срок по ноябрь 2012 года;
установить знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 238,2 км в срок по ноябрь 2012 года;
обновить 1 знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 208,8 км в срок по ноябрь 2012 года;
установить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 202 км справа по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Мостовского муниципального района Краснодарского края и на 240,4 км слева по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Зеленчукского муниципального района в срок по ноябрь 2012 год;
обновить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 210,7 км в срок по ноябрь 2012 год;
в отношении республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км.:
по всей автомобильной дороги, начиная с 1 км. по 56 км., произ_вести ямочный ремонт с нарезкой кюветов;
с 14 км. по 56 км. вос_становить земельное полотно с отсыпкой гравийно - песчаной смеси на толщину 30 см. -90 см;
на участках: 15,7 км - 16,7 км.; 19,8 км. - 20,1 км., 26,4 км. - 27,2 км. провести комплекс строительных работ по расширению дорожного полотна;
на участках автодороги 15,8 км - 17 км, 33,5 км, 37 км., 35,8 км. провести комплекс строительных работ по восстановлению земельного полотна;
возвести мосты на участках автодороги: 6,2 км., 12,9 км, 17,9 км.;
на участках автодороги: 12,2 км., 23,2 км. провести регуляцию русла р. Б.
Лаба;
под мостом на 23,2 км., по левому берегу р. Б. Лаба, произвести работы по восстановлению откосов;
на мосту участок автодороги 31,2 км. произвести замену настила;
на участке: с 12,9 км. по 56 км. заменить и обеспечить устройство труб диа_метром 300 - 500 мм.;
на участках: 15,7 км. - 16,7 км, 19,8 км. - 20,1 км., 26,4 км. - 27,1 км. обустроить ограждения;
произ_вести вырубку кустарников и деревьев слева и справо по ходу движения транспорта, начиная с З,6 км по 23км.
От требований в части проведения ремонта дорожного полотна автодороги «с. Псемён - п. Пхия» 3 км. - 5 км., вместе расположения с. Курджиново Урупского муниципального района КЧР прокурор отказался, поскольку по указанным требованиям имеется вступившее в законную силу решение суда от 2 августа 2011 года.
Определением Черкесского горсуда производство в этой части прекращено.
В судебном заседании прокурор исковые требования по изложенным в заявлении доводам поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель Министерства промышленности и энергетики КЧР в судебном заседании с исковыми требованиями в части выделения средств для ремонта участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» согласилась, пояснив, что финансирование для проведения ремонтных работ на этом участке будет лишь к концу 2012 г. В части исковых требований о выделении средств для ремонта участка автомобильной дороги « с. Псемен- п. Пхия» возражала по причине отсутствия материальных средств.
Представитель «Карачаевочеркесавтодор» в судебном заседании исковые требования в части проведения ремонта участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» признал и пояснил, что ремонт указанного участка ими будет выполнен к концу 2012 г., если на это будут выделены материальные средства. С требованиями произвести ремонт участка автомобильной дороги « с. Псемен- п. Пхия» не согласен, т.к. согласно проведенной смете стоимость указанных прокурором ремонтных работ составит 6 мил. рублей. Указанный участок дороги значится по документом 5-категории, однако, дорога разрушена, по ней временно прекращено движение. Это доказывает, что в бюджете Республики материальных средств на ремонт этого участка дороги нет. Просит отказать в иске прокурора в этой части.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав представленные материалы дела, суд находит уточненные заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с последующими изменениями).
Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, пунктом 3 статьи 6 закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
С приведенным нормативным положением согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), согласно которому решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 21 того же Федерального закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.
В числе полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильных дорог статьей 12, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона установлены: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Порядок содержания и Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Из ответа начальника Управления автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», направленного в адрес прокурора Урупского района от 16.09.2011 года следует, что автомобильная дорога «Псемён - Пхия» на протяжении с 0,0 км по 56,3 км и автомобильная дорога «Майкоп-Карачаевск» на протяжении с 201,9 км. по 241,6 км. находится в оперативном управлении РГУ «Карачаевочеркесавтодор», на основании договора от 16.04.2002 года, заключенного между ними и Министерством имущественных отношений КЧР.
Согласно пункту 2.1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2011 № 163 основными задачами Министерства, среди прочих являются реализация государственной политики в сфере промышленности, транспорта, связи и телерадиовещания, дорожного хозяйства, топливно-энергетического комплекса, лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов.
В соответствие с пунктом 3.1 Положения в области дорожного хозяйства Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований республиканского бюджета на указанные цели; порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Карачаево-Черкесской Республике; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, уполномоченным органом, ответственным за исполнение обязательств в области осуществления дорожной деятельности по отношению к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Карачаево-Черкесской Республики, содержанию и ремонту автомобильных дорог выступает Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, а также РГУ «Карачаевочеркесавтодор», на основании заключенного договора от 16.04.2002 года.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения дорога включает в себя одну или несколько проезжей частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, а так же произведенным замерам и акту обследования от 08.09.2011 года, автомобильная дорога «Псемён - Пхия» на протяжении с 0,0 км по 56 км относится к V категории дорог; а согласно акту обследования от 06.09.2011 года участок автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск», проходящий по территории Урупского муниципального района на протяжении с 201,9 км. по 241,6 км. по народно-хозяйственному, административному значениям, транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам относится к IV категории дорог.
Актом обследования участка автомобильной дороги «г.Майкоп-г.Карачаевск», пролегающему по территории Урупского муниципального района от 06 сентября 2011 года были выявлены множественные дефекты дорожного полотна и другие недостатки, не устранение которых ведет к небезопасной эксплуатации на всем участке автомобильной автодороги, пролегающей от границы Урупского района с Краснодарским краем, в черте населенных пунктов с. Курджиново, ст. Преградной, по межселенным территориям Урупского района до границы с Зеленчукским муниципальным районом на протяжении 40 км, в соответствии с которыми необходимо:
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.1, разделяющую транспортные поток и противоположных направлений, обозначающую границы полос движения в опасных местах на дорогах и границы проезжей части, на которые въезд запрещен по всей протяженности участка автомобильной дороги;
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.6, предупреждающую о приближении к разметке 1.1, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
установить информационные отсутствующие дорожные знаки 6.13 «Километровые знаки», обозначающие расстояние (км) до населенных пунктов, расположенных по маршруту по всей протяженности участка автодороги;
восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие обочин по всей протяженности автодороги;
на участках автодороги от 206,5 км до 206,75 км; от 212,7 км до 212,6 км; от 216 км до 216,5 км; 231,5 км до 232,2 км; от 234 км до 237,3 км; 235,8 км, 213 км, 215 км, 220,7 км, 221,2 км, 225,5 км, 207,5 км, 212,6 км, 212,8 км, 215,7 км, с 217,1 до 217,2 км, 219,8 км, 219,9 км, 220,7 км восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие;
устранить просадки асфальтобетонного покрытия на подходах к мосту через р. Теплая на 235,8 км в обоих направлениях;
установить запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на следующих километрах автодороги: 204,5 км; 205,3 км, 211,5 км, 214 км, 225 км - с правой стороны по ходу движения транспорта; 226,2 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 235,9 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 240,9- с правой стороны по ходу движения транспорта; 241,3 км - с левой стороны по ходу движения транспорта;
обновить знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на 205,6 км с правой стороны по ходу движения транспорта; на 205,8 км с левой стороны по ходу движения транспорта;
установить предупреждающие знаки 1.22 «Пешеходный переход» на 205,8 и 210,6 км с правой и с левой стороны по ходу движения транспорта;
установить знак приоритета 2.3.4 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание к главной дороге справа и слева по ходу движения на 210,1 и 206 км.; слева на 238 км;
установить знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 238,2 км;
обновить 1 знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 208,8 км;
установить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 202 км справа по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Мостовского района Краснодарского края и на 240,4 км слева по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Зеленчукского муниципального района;
обновить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 201,7 км;
установить силовые ограждения на 240,4 км справа по ходу движения транспорта.
Актом обследования участка автомобильной дороги «Псемён-Пхия», пролегающему по территории Урупского муниципального района от 08 сентября 2011 года были выявлены недостатки, в соответствии с которыми необходимо:
по всей автомобильной дороги, начиная с 1 км. по 56 км., необходимо произ_вести ямочный ремонт с нарезкой кюветов;
с 14 км. по 56 км. имеется большая ямочность, таким образом требуется вос_становление зем. полотна с отсыпкой гравийно - песчаной смеси на толщину 30 см. -90 см;
полотно дороги проходит в суженных местах на участках: 15,7 км - 16,7 км ширина дороги составляет 2,5 м. - 3,5 м.; 19,8 км. - 20,1 км. размыт низовой откос дороги ширина участка 3 м., на участке 26,4 км. - 27,2 км. ширина дороги составляет 2,8 м. В связи с чем на вышеперечисленных участках дороги необходим комплекс строительных работ по расширению дорожного полотна;
наблюдается движение плывунов на участках автодороги 15,8 км - 17 км, 33,5 км, 37 км. На участке 35,8 селевым потоком смыто земельное полотно. В связи с чем необходим комплекс строительных работ по восстановлению земельного полотна;
отсутствуют мосты на участках автодороги: 6,2 км., 12,9 км, 17,9 км. На данных участках необходимо строительство мостов;
на участках автодороги: 12,2 км., 23,2 км, требуется регуляция русла р. Б.
Лаба;
под мостом на 23,2 км подмыты откосы по левому берегу р. Б. Лаба, тем самым необходимо произвести работы по восстановлению откосов;
на мосту участок автодороги 31,2 км. требуется замена настила;
на участке: с 12,9 км. по 56 км. необходимо замена и устройство труб диа_метром 300 - 500 мм.;
на участках: 15,7 км. - 16,7 км, 19,8 км. - 20,1 км., 26,4 км. - 27,1 км., необходимо устройство ограждений;
в целях безопасности движение транспортных средств необходимо произ_вести вырубку кустарников и деревьев с лево и с право по ходу движения транспорта начиная с 3 км 600м - 23км.
Указанные в актах обследования недостатки и нарушения не оспариваются представителями ответчиков.
При этом, оценивая доводы представителей ответчиков о невозможности приведения в надлежащее эксплуатационное состояние данных автомобильных дорог, по причине недостаточного финансирования из республиканского бюджета, суд находит их несостоятельными.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст.3 вышеназванного Федерального закона являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрели особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 участник дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.
Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.
Следовательно, ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна, влияют на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Урупского муниципального района КЧР, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.
При этом, недостаточность финансирования уполномоченных органов, при реализации их полномочий в области осуществления дорожной деятельности по отношению к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Карачаево-Черкесской Республики, содержанию и ремонту автомобильных дорог не могут влиять на реализацию прав граждан на безопасность дорожного движения и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Удовлетворение требований, с учетом вышеописанного нормативного правового обоснования, необходимо производить за счет средств регионального бюджета, т.е. казны Карачаево-Черкесской Республики.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, в связи с чем, суд считает исковые требования прокурора Урупского района КЧР законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, при определении сроков исполнения работ, судом учитываются положения статья 124 ГК Российской Федерации, которая закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права. Содержащееся в ней указание на особенности публично-правовых образований, в силу которых к ним могут не быть применимы положения, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, означает, прежде всего, что в гражданском законодательстве имеются специальные нормы, регулирующие участие данных субъектов в гражданских правоотношениях, а также правовые нормы о юридических лицах, которые не применимы к государству, государственным и муниципальным образованиям, в силу специфики последних, которая в основном проистекает из особой организации институтов публичной власти.
В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
В соответствии со статьями 12, 65, 83, 85, 111, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.
Согласно по объектовому распределению средств по ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог республиканского значения, а также содержанию автодорог на 2012 год предусмотрено выделение бюджетных средств на капитальный ремонт участка автомобильной дороги Майкоп-Карачаевск в размере 35221,50 рублей, на содержание автодороги 7241 рублей. В связи с чем, суд полагает возможным установить, с учетом принципа разумности, в отношении данного требования прокурора конкретные сроки его исполнения - по ноябрь 2012 года.
На капитальный ремонт участка автодороги Псемен-Пхия средства не заложены, а на содержание предусмотрено 5714,1 рублей, что составляет 15% от норматива содержания. При этом, согласно сводному расчету стоимости работ, связанных с реконструкцией данной автодороги на всем ее протяжении, составит 6 002 378 рублей.
А учитывая, что пункт 2 статьи 124 ГК Российской Федерации, в силу особенностей субъекта Российской Федерации как субъекта гражданского права, при отсутствии средств в бюджете данный субъект не может рассматриваться как причинитель вреда, в связи с чем, удовлетворение иска с указанием конкретных сроков исполнения работ привело бы к фактическому пересмотру бюджета и нанесению вреда неограниченному кругу лиц и требование в этой части надлежит удовлетворить без указания конкретных сроков их исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
Исковое заявление прокурора Урупского района КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики и РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» - удовлетворить.
Обязать Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики выделить необходимые денежные средства за счет казны Карачаево-Черкесской Республики для ремонта республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» с 202 км. по 242 км., общей протяженностью 40 км. и республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км., пролегающих по территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики для РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор».
Обязать РГУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» за счет выделенных денежных средств произвести ремонт республиканского участка автомобильной дороги «Майкоп-Карачаевск» с 202 км. по 242 км., общей протяженностью 40 км. и республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км., пролегающих по территории Урупского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с требованиями Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них в следующем объеме и сроках:
в отношении автодороги «Майкоп-Карачаевск» на протяжении с 202 км. по 242 км.:
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.1, разделяющую транспортные поток и противоположных направлений, обозначающую границы полос движения в опасных местах на дорогах и границы проезжей части, на которые въезд запрещен по всей протяженности участка автомобильной дороги в срок по ноябрь 2012 года;
установить отсутствующую горизонтальную разметку дорожного полотна 1.6, предупреждающую о приближении к разметке 1.1, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений в срок по ноябрь 2012 года;
установить информационные дорожные знаки 6.13 «Километровые знаки», обозначающие расстояние (км) до населенных пунктов, расположенных по маршруту по всей протяженности участка автодороги в срок по ноябрь 2012 года;
восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие кромки (обочин) по всей протяженности автодороги в срок по ноябрь 2012 года;
на участках автодороги от 206,5 км до 206,75 км; от 212,7 км до 212,6 км; от 216 км до 216,5 км; 231,5 км до 232,2 км; от 234 км до 237,3 км; 235,8 км, 213 км, 215 км, 220,7 км, 221,2 км, 225,5 км, 207,5 км, 212,6 км, 212,8 км, 215,7 км, с 217,1 до 217,2 км, 219,8 км, 219,9 км, 220,7 км восстановить разрушенное асфальтобетонное покрытие;
устранить просадки асфальтобетонного покрытия на подходах к мосту через р. Теплая на 235,8 км в обоих направлениях движения в срок по ноябрь 2012 года;
установить запрещающие дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» на следующих километрах автодороги: 204,5 км; 205,3 км, 211,5 км, 214 км, 225 км - с правой стороны по ходу движения транспорта; 226,2 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 234,2 км -с правой стороны по ходу движения транспорта; 235,9 км - с левой стороны по ходу движения транспорта; 240,9 км - с правой стороны по ходу движения транспорта; 241,3 км - с левой стороны по ходу движения транспорта в срок по ноябрь 2012 года;
обновить знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» на 205,6 км с правой стороны по ходу движения транспорта; на 205,8 км с левой стороны по ходу движения транспорта в срок по ноябрь 2012 года;
установить знак приоритета 2.3.4 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание к главной дороге справа и слева по ходу движения на 210,1 и 206 км. соответственно; слева на 238 км в срок по ноябрь 2012 года;
установить знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 238,2 км в срок по ноябрь 2012 года;
обновить 1 знак приоритета 2.3.2 «Примыкание второстепенной дороги» примыкание справа на 208,8 км в срок по ноябрь 2012 года;
установить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 202 км справа по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Мостовского муниципального района Краснодарского края и на 240,4 км слева по ходу движения при въезде в Урупский муниципальный район из Зеленчукского муниципального района в срок по ноябрь 2012 год;
обновить информационный знак 6.12 «Указатель расстояния» на 210,7 км в срок по ноябрь 2012 год;
в отношении республиканской автомобильной дороги «Псемен-Пхия» с 0 км. по 2 км. и с 6 км. по 56 км., общей протяженностью 53 км.:
по всей автомобильной дороги, начиная с 1 км. по 56 км., произ_вести ямочный ремонт с нарезкой кюветов;
с 14 км. по 56 км. вос_становить земельное полотно с отсыпкой гравийно - песчаной смеси на толщину 30 см. -90 см;
на участках: 15,7 км - 16,7 км.; 19,8 км. - 20,1 км., 26,4 км. - 27,2 км. провести комплекс строительных работ по расширению дорожного полотна;
на участках автодороги 15,8 км - 17 км, 33,5 км, 37 км., 35,8 км. провести комплекс строительных работ по восстановлению земельного полотна;
возвести мосты на участках автодороги: 6,2 км., 12,9 км, 17,9 км.;
на участках автодороги: 12,2 км., 23,2 км. провести регуляцию русла р. Б.
Лаба;
под мостом на 23,2 км., по левому берегу р. Б. Лаба, произвести работы по восстановлению откосов;
на мосту участок автодороги 31,2 км. произвести замену настила;
на участке: с 12,9 км. по 56 км. заменить и обеспечить устройство труб диа_метром 300 - 500 мм.;
на участках: 15,7 км. - 16,7 км, 19,8 км. - 20,1 км., 26,4 км. - 27,1 км. обустроить ограждения;
произ_вести вырубку кустарников и деревьев слева и справа по ходу движения транспорта, начиная с З,6 км по 23км.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с 21.12.2011 года через Черкесский городской суд.
Судья: М.Б. Езаова