26-й гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
26-й гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2012 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Андриевского Д.И., при секретаре судебного заседания Зориковой А.А., с участием старшего помощника прокурора комплекса «Байконур» младшего советника юстиции ФИО1 (далее - Прокурор), представителя ответчика Государственного унитарного предприятия «Головной книжный магазин» (далее ГУП «ГКМ») - ФИО2, представителя ответчика Администрации г. Байконур - ФИО3, в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Байконур и Государственному унитарному предприятию «Головной книжный магазин» об обязании создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия «Головной книжный магазин», расположенного по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил: «Обязать администрацию города Байконур и ГУП «Головной книжный магазин» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в ГУП «Головной книжный магазин», расположенного, по адресу: <...> путем установки пандусов».
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил исковые требования, а именно просил: «Обязать администрацию города Байконур и ГУП «ГКМ» создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение государственного унитарного предприятия «Головной книжный магазин», расположенного по адресу: <...> судебном заседании прокурор настаивал на заявленных требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям. Кроме того, в обоснование заявленного требования прокурор в судебном заседании указал на следующие обстоятельства. Прокуратурой комплекса «Байконур» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что на первом этаже здания, расположенного по адресу: <...>, и занимаемого ГУП «ГКМ», имеется отдельный вход с улицы, не приспособленный для подъёма инвалидов колясочников и других маломобильных граждан. В силу характера оказываемых населению услуг, здание ГУП «ГКМ» является объектом социальной инфраструктуры. Как установлено ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Допущенные нарушения федерального законодательства ограничивают права маломобильных граждан на беспрепятственный доступ в магазин ГУП «ГКМ» и, соответственно, на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских прав, предусмотренных Конституцией РФ. В целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов граждан, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействий) незаконными, а так же в интересах неопределенного круга лиц. С учетом того, что количество маломобильных граждан проживающих, либо временно пребывающих на территории комплекса «Байконур», не является постоянным, данный иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Данные требования закона носят императивный характер и подлежат обязательному исполнению.
Представитель ответчика Главы администрации г. Байконур, действуя на основании доверенности, в рамках предоставленных ей полномочий, пояснила, что с иском прокурора не согласна и не признает его по следующим основаниям. В нарушение ч. 3 ст. 131 ГПК РФ, прокурором не указанно какое именно право маломобильных граждан нарушено. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. При этом, согласно СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», утверждённому постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 72, требования указанного свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры». Так, для создания достаточных условий беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым ГУП «ГКМ», проведён ряд мероприятий, а именно: перед входом в помещение магазина установлен звонок для вызова работников ГУП «ГКМ», которым могут воспользоваться маломобильные граждане, организована работа филиала магазина ГУП «ГКМ» на территории ГУП «Центральный универсальный рынок» с доступным для всех входом, организована доставка на дом заказанной по телефону литературы для людей с ограниченными возможностями, о чём в газете «Байконур» размещено объявление, осуществляются выездные распродажи книг и детских игрушек. Указанный комплекс мероприятий, ориентированный на обслуживание инвалидов, согласован с «Обществом родителей детей-инвалидов г. Байконур», вследствие чего Администрация г. Байконур считает его достаточным и в полной мере обеспечивающим удовлетворение минимальных потребностей инвалидов на доступ к услугам ГУП «ГКМ». Таким образом, Администрация г. Байконура возражает против удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку уже созданы все необходимые и достаточные условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>.
Представитель ответчика ГУП «ГКМ» - ФИО2, действуя на основании доверенности, в рамках предоставленных ему полномочий, заявил, что требования прокурора признаёт в части необходимости создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>. Однако считает, что финансирование указанного обязательства не должно быть возложено исключительно на ГУП «ГКМ». При этом он пояснил, что в помещении магазина ГУП «ГКМ» по адресу: <...> действительно отсутствует приспособленный подъём для маломобильных граждан. Данное недвижимое имущество принадлежит Республике Казахстан, находится в ведении Администрации г. Байконур и передано в безвозмездное пользование ГУП «ГКМ». Согласно утвержденного и согласованного с Администрацией г. Байконур финансового плана на 2011 год, у ГУП «ГКМ» не предусмотрены статьи расходов на мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан в помещение магазина, расположенного по адресу: <...>, которое даже не числится на балансе предприятия. Согласно ст. 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации является расходным обязательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Согласно ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона, государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Таким образом, расходы на создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры должны быть запланированы в федеральном бюджете и бюджете города Байконур, в рамках городской целевой программы, а ГУП «ГКМ», как эксплуатирующая помещения объекта организация, может лишь предоставить доступ в занимаемые помещения.
Кроме этого, представитель ГУП «ГКМ» ФИО2 пояснил, что для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым ГУП «ГКМ», организован комплекс мероприятий, ориентированных на их обслуживание.
Суд, заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов рассматриваются в судебном порядке.
В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами; соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Проверка соблюдения требований Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» проведена с соблюдением требований ст.ст. 1, 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и в пределах полномочий, предоставленных прокурору законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I
«О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Статьёй 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом данная статья не содержит условий для прокурора при обращении в суд в защиту неопределенного круга лиц.
Согласно п. 6.12 Договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994 г.), на территории комплекса «Байконур» в отношении военнослужащих, лиц гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей применяется законодательство Российской Федерации и действуют её компетентные органы. Учитывая, что нарушение прав граждан, установленных ч.ч. 1, 2 ст. 7, ст. 2,
ст. 47 Конституции РФ, объективно влечёт за собой ненадлежащее исполнение Российской Федерацией обязанности по социальной защите инвалидов, что недопустимо, так как подрывает установленные Конституцией Российской Федерации основы конституционного строя, а значит, затрагивает интересы РФ, а также то, что круг лиц (маломобильных граждан) не является статичным, в связи с изменением ими места жительства, а также признанием граждан инвалидами, суд приходит к выводу, что в данном деле прокурор правомерно обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Статьёй 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации
от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Пунктом 3.17 «Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года № 73, регламентировано, что помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений на высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Кроме того, согласно п. 3.9 СНиП 35-01-2001 при проектировании, строительстве и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения, лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Свод правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» разработан по заказу Минтруда России в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы». Он подготовлен в соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в рамках федеральной целевой программы «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В соответствии с п.п. 1.1 СП 35-103-2001, требования указанного свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, составляющих систему учреждений обслуживания, для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также участки учреждений, доступные для посетителей. Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона, а также в соответствии с указаниями РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Пунктом 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» (принят и введён в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 22 декабря 1999 г.
№ 74/51 и согласованным с Центральным правлением Всероссийского общества инвалидов, Центральным правлением Всероссийского общества слепых и Центральным правлением Всероссийского общества глухих), установлено, что последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учёта мнений общественных объединений инвалидов.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.
В суде достоверно установлены и не оспаривались ответчиками, следующие обстоятельства. ГУП «ГКМ» создано постановлением Главы администрации
г. Байконур. Учредителем ГУП «ГКМ» является Администрация г. Байконур. ГУП «ГКМ» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчётные и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением герба РФ с указанием наименования, бланки, фирменное наименование. ГУП «ГКМ» от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. ГУП «ГКМ» отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Здание магазина ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>, принадлежит на праве собственности Республике Казахстан, используется в соответствии с Договором аренды комплекса «Байконур» между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан (10 декабря 1994 года). Указанное здание находится в ведении Администрации г. Байконур и закреплено за ГУП «ГКМ» на праве безвозмездного пользования. ГУП «ГКМ» вправе пользоваться закреплённым за ним имуществом и не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закреплённым за ним, без согласия учредителя. Данные обстоятельства подтверждаются Уставом ГУП «ГКМ», распоряжением Главы администрации
г. Байконур от 20 марта 2009 года № 31, распоряжением Главы администрации
г. Байконур от 31 декабря 2004 года № 01-527р, копией свидетельства о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц (серия 99 № 0015879), копией уведомления о постановке на учёт российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации № 189617 от 31 августа 2010 года, копией свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица
А 000079, копией свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (серия 99 № 0015880). Суд, исследовав указанные обстоятельства, приходит к выводу о том, что иск предъявлен прокурором в соответствии с требованием закона к надлежащим ответчикам.
Кроме того, согласно уставу ГУП «ГКМ», предметами и целями деятельности указанного предприятия, в том числе, является: реализация книжной продукции, обслуживание различных тематических и культурных мероприятий в городе. В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся в том числе и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению ГУП «ГКМ» является объектом социальной инфраструктуры.
Вместе с тем, в суде также установлено и не оспаривалось сторонами, что при входе в ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>, отсутствуют устройства, обеспечивающие беспрепятственный доступ маломобильных граждан в указанное помещение. Данный факт подтверждается актом проверки на предмет соблюдения законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам транспортной и социальной инфраструктуры, функционирующим на комплексе «Байконур» от 20 октября 2011 года, проведенной старшим помощником прокурора комплекса «Байконур» ФИО1, а также фотоснимками, произведёнными во время проверки. Указанный акт проверки в установленном законом порядке не обжаловался, а ГУП «ГКМ» принимались меры к устранению выявленных нарушений путём организации комплекса мероприятий, ориентированных на обслуживание инвалидов.
Отсутствие устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ в помещение ГУП «ГКМ», расположенное по адресу: <...>, а именно при входе в указанное здание, создаёт препятствия инвалидам в виде невозможности доступа в данное помещение, чем нарушаются положения ч.ч. 1, 2 ст. 7, ст. 2, ст. 47 Конституции РФ, п. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», направленные на обеспечение индивидуальной мобильности инвалидов с максимальной возможной степенью их самостоятельности.
Возражения ответчика в части несогласия с обеспечением доступа маломобильных граждан в помещение ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>, в связи с созданием, по его мнению, всех необходимых и достаточных условий для доступа инвалидов к услуге, оказываемой ГУП «ГКМ», суд признаёт несостоятельными и противоречащими вышеуказанным нормам закона, поскольку ответчиком не обоснована достаточность созданных организационных мер.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из вышеуказанных требований закона, бремя доказывания достаточности мер по обеспечению доступа маломобильных граждан в помещение ГУП «ГКМ» лежит на Администрации г. Байконур и ГУП «ГКМ».
Вместе с тем, ответчиками не представлено доказательств невозможности создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры ГУП «ГКМ». Из заключения главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства ФИО4 от 12 декабря 2012 года о возможности (невозможности) устройства пандусов на объекте следует, что в данном случае целесообразен выбор альтернативных мер по обеспечению доступа маломобильных граждан в помещение или к услугам, оказываемым ГУП «ГКМ». Однако доказательств, подтверждающих невозможность реализации иных вариантов (например, подъемников или лифтов), обеспечения доступности зданий и помещений маломобильным гражданам, предусмотренных строительными нормами и правилами, суду не представлено.
Доводы ответчика, о том, что для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к услугам, предоставляемым ГУП «ГКМ», проведён ряд мероприятий, а именно: установка перед входом в помещение звонка для вызова работников ГУП «ГКМ», организация работы филиала магазина ГУП «ГКМ» с доступным для всех входом, расположенного на территории ГУП «ЦУР», размещение в газете «Байконур» объявления о возможности доставки на дом книг, осуществлением выездных распродаж книг и детских игрушек, суд принимает во внимание и учитывает при вынесении решения. Однако, требованиями РДС 35-201-99 установлено, что последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры, определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов. Согласно представленной представителем ответчика копии протокола
№ 14-12/2011-1 заседания Правления общественной организации «Общество родителей детей-инвалидов г. Байконур» от 14 декабря 2011 года, указанные выше организационные мероприятия согласованы с членами правления. Иных документов, подтверждающих согласование мероприятий по обеспечению доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры путём проведения указанных выше мероприятий с общественными объединениями инвалидов, представителем ответчика суду не представлено. При этом, согласно сообщению и.о. начальника ИФНС России по городу и космодрому Байконуру, в едином государственном реестре налогоплательщиков зарегистрированы следующие общественные организации и фонды: «Территориальная организация Союз «Чернобыль инвалидов» комплекс Байконур», «Общество инвалидов города Байконур», «Фонд помощи детям-инвалидам г. Байконур», а сообщение заведующего сектором Управления по работе с общественными формированиями ФИО5 свидетельствует, лишь о том, что по направлению работы с детьми-инвалидами города Байконур осуществляет деятельность одна общественная организация. На основании изложенного, суд приходит к выводу, о том, что меры, направленные на удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, предпринятые ответчиками, не согласованы с существующими в городе общественными объединениями инвалидов, в связи с чем не могут считаться достаточными.
Таким образом, ГУП «ГКМ» и Администрация г. Байконур надлежащим образом не исполняют требования действующего законодательства об оборудовании здания специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами ГУП «ГКМ», в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга инвалидов, закрепленные в законодательстве Российской Федерации на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Доводы ответчика о том, что финансирование создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение ГУП «ГКМ», расположенного по адресу: <...>, не должно быть возложено на ГУП «ГКМ», суд отвергает по следующим основаниям. Статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закреплено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Однако, при выборе средств финансирования мероприятий по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры, следует учитывать, что в соответствии с п. 6 РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1449 местными органами социальной защиты населения (или по их заказу) с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, народного образования и др.) на основе реально сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
На основании изложенного, суд признает требования прокурора законными и обоснованными. Прокурор правомерно просит обязать Администрацию г. Байконур и ГУП «ГКМ» создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - ГУП «ГКМ» и указанное требование подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд, руководствуется
ст. 98, 103 ГПК РФ. При обращении прокурора в суд с требованиями неимущественного характера в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и при удовлетворении его требований, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в размере, в котором её должно было уплатить лицо, в чьих интересах прокурор обращается с заявлением, поскольку он в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ является истцом по делу. Требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц, а именно маломобильных граждан - физических лиц. Однако Администрация г. Байконур и ГУП «ГКМ» в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора комплекса «Байконур» в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Байконур и Государственному унитарному предприятию «Головной книжный магазин» об обязании создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия «Головной книжный магазин», расположенного по адресу: <...>, удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию г. Байконур и Государственное унитарное предприятие «Головной книжный магазин» создать до 1 июля 2012 года условия для беспрепятственного доступа инвалидов в помещение Государственного унитарного предприятия «Головной книжный магазин», расположенного по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 3 окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Д.И. Андриевский
Верно
Судья Д.И. Андриевский
Секретарь судебного заседания А.А. Зорикова