Мариинский городской суд Кемеровской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Мариинский городской суд Кемеровской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-389-2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Мариинский городской суд Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Кралиновой Л.Г.,
при секретаре Гаршиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске 17 мая 2010 года дело по заявлению прокурора города Мариинска в интересах Пенькова А.О. о признании незаконным решения Администрации Мариинского района об отказе Пенькову А.О. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Мариинска в интересах Пенькова А.О. обратился в Мариинский городской суд с заявлением к Администрации Мариинского района, в котором просил признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Пенькову А.О в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Пенькова А.О., а именно принять Пенькова А.О. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставить ему по договору социального найма жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения.
Впоследствии прокурор заявленные требования изменил. Просил признать незаконными действия Администрации Мариинского района по отказу Пенькову А.О. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенные нарушения прав Пенькова А.О., а именно принять Пенькова А.О. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Требования мотивировал следующим. Прокуратурой города проведена проверка по обращению Пенькова А.О., ... являющегося участником Великой Отечественной войны, ... о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации Мариинского района от 19.02.2010 № 171-П Пенькову А.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ. Постановлением Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П в вышеуказанное постановление внесены изменения: в преамбуле слова «пунктом 2» заменены словами «пунктом 3». В соответствии с ч. З ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется следующая мера социальной поддержки:- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Определение) указал следующее: «По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются». Из вышеуказанного Определения следует, что обязанность доказывания недобросовестности действий гражданина, приведших к ухудшению его жилищных условий, возлагается на ответчика (должностное лицо), отказывающего гражданину в признании его нуждающимся в жилом помещении по указанному мотиву. Такое ухудшение может выражаться в различных формах, но главное и основное требование состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий - постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - должна быть установлена причинная связь. ... Пеньков А.О. обратился в Администрацию Мариинского района с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Им были представлены документы, необходимые для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях и подтверждающие право на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» - удостоверение участника Великой Отечественной войны; информация из Управления Федеральной регистрационной службы от 21.12.2009 о том, что он не имеет на праве собственности жилого помещения. Также в личном деле Пенькова А.О., сформированном жилищным отделом Администрации Мариинского района, имеется договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: ... заключенный ... между Пеньковым А.О. и П. Именно факт совершения данной сделки и послужил основанием для отказа Пенькову А.О. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Однако наличие причинной связи между действиями Пенькова А.О. и целью таких действий Администрацией Мариинского района не устанавливалось. За период времени с момента дарения квартиры и до ... Пеньков А.О. в Администрацию Мариинского района с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях не обращался. Подача им только в конце 2009 года заявления о принятии на данный учет связана с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не являлась целью действий Пенькова А.О. по дарению квартиры сыну. Администрацией Мариинского района при решении вопроса о принятии его на данный учет не установлен факт совершения Пеньковым А.О. умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Однако Администрацией Мариинского района принято незаконное решение об отказе в принятии Пенькова А.О. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Ермакова О.С. измененные заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Пеньков А.О., в чьих интересах выступает прокурор, заявленные требования прокурора поддержал в полном объеме. Пояснил, что подарил дом сыну, так как он (Пеньков А.О.) уже старый, сын во всем ему помогает. Сын живет с ним. Когда он (Пеньков) прочитал в газете, о том, что участников ВОВ обеспечивают жильем, то обратился в Администрацию. Если бы не статья в газете, то он и не знал бы об этом.
Представитель администрации Мариинского района Перфильева Ю.И. заявление прокурора города Мариинска в интересах Пенькова О.А. не признала. Пояснила, что согласно п.3 ч. 1 ст.54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. На основании договора дарения от ... Пеньков А.О. передал в собственность своему сыну П. жилое помещение, находящееся по адресу: .... Заключая договор дарения, Пеньков А.О. осознавал, что совершает действия по отчуждению принадлежащего ему на праве собственности жилое помещение и желал наступления последствий таких действий, т.е. действия Пенькова А.О. были намеренными (умышленными), и он понимал, что такими действиями он ухудшил свои жилищные условия. В связи с действиями Пенькова А.О. по дарению жилого помещения по адресу: ... у Пенькова А.О. возникло право быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, в результате действий Пенькова А.О., по отчуждению жилого помещения, жилищные условия Пенькова А.О. ухудшились искусственно, поскольку со дня дарения квартиры и по сегодняшний день Пеньков А.О. продолжает проживать в подаренном им жилом доме по адресу: ... вместе со своим сыном П. Условия проживания Пенькова А.О. в данном случае не имеют никакого значения, так как ему отказано в постановке на учет другим основаниям. Акт межведомственной комиссии о признании дома непригодным Пеньков А.О. не приложил. Пункт 8 части 1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Кемеровской области утвержденных Постановлением Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 г. № 15 предусматривает, что «граждане, преднамеренно ухудшившие жилищные условия путем обмена жилого помещения, его порчи или разрушения, отчуждения пригодного и достаточного по размеру для проживания жилого дома (части дома), а также граждане, у которых нуждаемость в улучшении жилищных условий возникла вследствие изъятия жилого помещения, используемого для извлечения нетрудовых доходов, принимаются на учет не ранее, чем через пять лет с момента ухудшения жилищных условий». В методических рекомендациях для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. №17, также пояснено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть граждане добровольно ухудшили свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19.04.2007 года №258-О-О также указал на то что, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Свидетель П.П. пояснил, что проживает с отцом по ... постоянно. У него нет своего жилья. Отец подарил ему дом, поскольку считает себя уже старым. Он (П..) не знает, почему заключили именно договор дарения, не знает о том, возможны ли какие-то другие варианты договоров. Про постановку на учет при заключении договора дарения они даже и не думали. Случайно прочитали в газете про Указ Президента, и отец пошел в Администрацию узнавать про жилье. У них неблагоустроенный дом, состоящий из кухни и 1 комнаты с печным отоплением, провели водопровод, но он перемерзает, дом холодный, отец зимой мерзнет.
Свидетель Т. пояснила, что к Пенькову А.О. выезжали специалисты, осматривали жилье. Затем составили акт. Они не оценивают технические характеристики жилья, цель такой проверки- установить, что там действительно проживает заявитель. В доме нет благоустройств, отопление печное. От того записали бы они сколько комнат в доме, какие они, и какое в доме благоустройство, ничего не изменилось бы, так как они не решают вопрос о признании дома непригодным. Основания отказа постановки на учет Пенькова А.О. –дарение дома сыну. Акт проверки жилищных условий является формальностью.
Согласно заявлению Пенькова А.О. в адрес прокурора г.Мариинска П.., о том, что ему было отказано в принятии на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, просит помочь и разобраться в его ситуации.л.д.5)
Из объяснений Пенькова А.О. в адрес прокурора г.Мариинска П. о том, что после того, как узнал про Указ Президента РФ о том, что все участники ВОВ должны быть обеспечены жильем. После обращения в Администрацию Мариинского района с заявлением ему было отказано в принятии заявления, объясняя тем, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив сыну дом. л.д.6-7).
Согласно заявлению ... Пенькова А.О. в адрес Главы Мариинского района Д. просит поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «участник ВОВ» л.д.8).
Из акта проверки жилищных условий гражданина следует, что Пеньков А.О. участник ВОВ проживает в частном доме по ..., общей площадью 39,2 кв.м, состоящей из 1 комнаты, собственником дома является П. на основании договора дарения от ....л.д.9).
Согласно постановлению от 19.02.2010 г. № 171-П Администрации Мариинского района об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях Пенькову А.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.л.д.10).
Согласно паспорту Пенькова А.О. зарегистрирован по ...
Из договора дарения жилого дома усматривается, что Пеньков А.О. подарил жилой дом по ..., общей площадью 39,2 кв.м., в том числе жилой 19,0 кв.м, состоящей из 1 комнаты П.л.д.12-13).
Согласно договору от ... Пеньков А.О. купил дом по ... у Ф. л.д.14-15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права ... собственником жилого дома по ... общей площадью 39,2 кв.м., является П..л.д.17).
Из свидетельства о браке о том, что Пеньков А.О. и Р. заключили брак, жене присвоена фамилия П..л.д.18).
Как видно из свидетельства о смерти П. умерла ..., о чем составлена актовая запись .... л.д.18).
Согласно справке СМЭ ....л.д.19).
Из постановления Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П о внесении в постановление Главы Мариинского района от 19.02.2010 г. № 171- П в постановление Главы Мариинского района от 19.02.2010 г. № 171-П « Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» внести следующие изменения: 1.1 в преамбуле слова «пунктом 2» заменить словами « пунктом 3».
Согласно постановлению принятого Советом народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района 27.10.2005 г. № 7/102 об утверждении нормы принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения утвердить учетную норму принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях Мариинского городского поселения-12,5 кв.м. общей площади.
Согласно постановлению принятого Советом народных депутатов г.Мариинска и Мариинского района 27.10.2005 г. № 7/101 об утверждении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения утвердить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Мариинского городского поселения:13,0 кв.м. общей площади на 1 человека на семью из 2 человек и более;33,0 кв.м. на одиноко проживающего человека.
Рассмотрев гражданское дело, заслушав лиц, участвующих в его рассмотрении, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования прокурора г.Мариинска в интересах Пенькова А.О. о признании незаконным решения Администрации Мариинского района об отказе Пенькову А.О. в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1,3 ст.40 Конституции РФ «каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».
На основании ч.3 ст.1 ЖК РФ Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 15 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Установлено, что Пеньков А.О. обратился в Администрацию Мариинского района с заявлением, в котором просил поставить его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории «Участник ВОВ», предоставил необходимые документы. Это подтверждается самим заявлением Пенькова А.О. и не оспаривается представителем Администрации Мариинского района Перфильевой Ю.И.
Постановлением Администрации Мариинского района от 19.02.2010 г. № 171-П Пенькову А.О. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, так как представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановлением Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П в постановление от 19.02.2010 г. № 171-П «Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» внесены следующие изменения: в преамбуле слова «пунктом 2» заменить словами « пунктом 3».
Согласно п.3 ч.1 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст.2, 3 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами Местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» принятие на учет гражданина осуществляется соответствующим органом местного самоуправления на основании его заявления. После регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Акт проверки жилищных условий, составленный Администрацией Мариинского района после обследования жилищных условий Пенькова А.О., заполнен частично, не отображает всех составляющих жилищных условий Пенькова А.О. В частности, не указано описание дома, его благоустройство, количество комнат, их описание. Заключение по жилищным условиям Пенькова А.О., указанное в акте, не дает возможности установить, позволяют ли эти жилищные условия принять его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, отображено лишь, что «подарил свое жилье в 2008 году».
Отказывая Пенькову А.О. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, Администрация Мариинского района не установила, являлся ли Пеньков А.О. нуждающимся в улучшении жилищных условий до заключения договора дарения своего дома. Это подтверждается пояснениями представителя Администрации Мариинского района, свидетеля Т., говоривших о том, что данные обстоятельства значения не имеют, поскольку Пенькову А.О. отказано по другим основаниям. С таким утверждением согласиться нельзя. Согласно ч.1,2 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо установить, является ли гражданин нуждающимся в жилом помещении.
Статья 53 и пункт 3 части1 статьи 54 ЖК РФ предусматривают, что гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае, если они с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и не истекло пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу указанных норм ЖК РФ следует, что без совершения указанных действий гражданин не должен являться нуждающимся в жилых помещениях, его нуждаемость возникает только после совершения этих действий. Таким образом, проверка жилищных условий Пенькова А.О. до заключения договора дарения является обязательной для установления того, ухудшил он свои жилищные условия или нет, стал ли он нуждающимся или был таковым и ранее.
Суд находит необоснованными доводы Администрации Мариинского района о том, что в только случае предоставления Пеньковым А.О. акта межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания можно сделать вывод о нуждаемости Пенькова А.О. как проживающего в неблагоприятных жилищных условиях, но он такой акт не представил.
Согласно пунктам 1, 7, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Таким образом, указанное положение устанавливает не только основания и порядок признания помещения непригодным для проживания, но также и требования к жилым помещениям.
Согласно п.п.12 ч.2 ст.2 закона Кемеровской области от 10.06.2005 г. № 68-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» с заявлением о принятии на учет представляются следующие документы: акт о признании жилого помещения, которое является местом жительства гражданина, непригодным для проживания.
Других актов в указанном перечне нет. Согласно ч.4 ст.2 этого же закона органы местного самоуправления не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
В то же время, как усматривается из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилой дом может не отвечать ряду предъявляемым к жилым помещениям требованиям, но при этом не признаваться непригодным для проживания.
В соответствии с п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно п.41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Жилое помещение, в котором проживает Пеньков А.О., не обеспечено такими инженерными системами как хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция при наличии в городе Мариинске Кемеровской области централизованных инженерных сетей. Отопление в доме Пенькова А.О. не системное, а печное. Эти обстоятельства подтверждаются пояснениями Пенькова А.О., свидетеля Т. То есть дом, в котором проживает Пеньков А.О., не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям.
Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Указанные обстоятельства Администрацией Мариинского района учтены не были.
Помимо указанных обстоятельств суд учел и то, что само по себе заключение договора дарения жилья не свидетельствует о намерении Пенькова А.О. приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Каких либо других доказательств, свидетельствующих о таком намерении, Администрация Мариинского района не представила. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Кроме того, согласно Постановлению Администрации Мариинского района от 19.02.2010 г. № 171-П основанием отказа Пенькову А.О. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях явилось предоставление документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Постановлением Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П в постановление от 19.02.2010 г. № 171-П «Об отказе в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» внесены следующие изменения: в преамбуле слова «пунктом 2» заменить словами «пунктом 3». При этом основания отказа в принятии на учет остались прежними.
Согласно ч.2 ст.54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Таким образом, решение органа местного самоуправления об отказе Пенькову А.О. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не соответствует требованиям законодательства.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если основанием для такого заявления является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд пришел к выводу, что решение органа местного самоуправления- постановление Администрации Мариинского района от 19.02.2010 г. №171-П с изменениями, внесенными в него постановлением Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П, не соответствует требованиям законодательства, нарушает права Пенькова А.О. на жилище, в связи с чем должно быть признано незаконным, а на Администрацию Мариинского района должна быть возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение, а именно: Пеньков А.О. должен быть принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч.4 ст.103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно п.п.9,19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, судебные расходы по настоящему делу не подлежат взысканию со сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора города Мариинска в интересах Пенькова А.О. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации Мариинского района от 19.02.2010 г. № 171-П с изменениями, внесенными в него постановлением Администрации Мариинского района от 11.05.2010 г. № 531-П, об отказе Пенькову А.О. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Обязать Администрацию Мариинского района устранить допущенное нарушение прав Пенькова А.О. и принять Пенькова А.О. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья- подпись
Мотивированное решение изготовлено 24 мая 2010 года
Судья – подпись
Верно: Судья - Л.Г. Кралинова
Секретарь - О.В. Гаршина
Решение вступило в законную силу 30.06.2010 года
Судья - Л.Г. Кралинова
Секретарь - О.В. Гаршина
Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 30.06.2010 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 17.05.2010 года оставлено без изменения.
Судья- Л.Г.Кралинова