ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 17.06.2010 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

                                                                                    Дальнереченский районный суд Приморского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Дальнереченский районный суд Приморского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Дальнереченск 17 июня 2010 года

Дальнереченский городской суд Приморского края в составе судьи Тур И. А., при секретаре Воронцовой Н. А., с участием представителя заявителя - помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Садовой А. А., представителя Думы Дальнереченского городского округа Соц С. Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года №, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора о признании муниципального нормативного акта противоречащим закону в части,

У С Т А Н О В И Л:

И. о. Дальнереченского межрайонного прокурора обратилась в суд с заявлением о признании п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, главы 7 Положения «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года № 19 (далее Положение), противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими с момента принятия. В обоснование требований указано, что ч. 1 ст. 34 ЗК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность установить процедуру и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся в их собственности. Данный порядок является единым для всех земельных участков. При этом правом определения понятий в сфере земельных правоотношений органы местного самоуправления не наделены. В нарушение указанного требования действующего земельного законодательства Положением введены новые понятия земельных правоотношений в п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, главе 7 - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок), а также установлен в зависимости от данных видов земельных участков различный порядок их предоставления. В нарушение требований ч. 3 ст. 34 ЗК РФ в п. 7.2 Положения расширены требования к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. Наличие на территории Дальнереченского городского округа (далее ДГО) действующего нормативно правого акта, который противоречит требованиям законодательства, нарушает требования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивала, ссылаясь на доводы заявления.

Представитель Думы ДГО просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что перед принятием Положения прокурором проводилась экспертиза его проекта. Земельные отношения регулируются не только ЗК РФ, но и другими законами и нормативными актами. Введенные в Положении понятия не являются новыми, они взяты из Федерального Закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития от 24 ноября 2008 года. Несмотря на то, что понятия в этих документах не соответствуют указанным в Положении, но имеют один и тот же смысл. Введены в Положения эти понятия - существующий (основной) земельный участок и присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок) были для удобства в работе. В главе 7 Положения расширены требования к заявлению о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством для того, чтобы в последующем были удобно внести необходимые сведения в кадастр.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Доводы заявителя заслуживают внимания.

В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы местного самоуправления в целях обеспечения и распоряжения земельными участками обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и определенных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В заявлении о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 6 ЗК РФ определены объекты земельных отношений, которыми являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.

В нарушение перечисленных требований Положение содержит новые понятия земельных отношений - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок), а также установлен в зависимости от данных видов земельных участков различный порядок их предоставления для целей не связанных со строительством (п. 1.2, абз. 8 п. 1.3, глава 7). Пункт 7.2 содержит расширеннее требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка - в нём должны быть указаны площадь существующего (дополнительного) земельного участка, вид разрешенного использования существующего (основного) земельного участка, вид права на существующий (основной) земельный участок и размер долей (в случае предоставления земельного участка на праве собственности в подачи совместного заявления).

Действие на территории Дальнереченского городского округа нормативного акта, который в части противоречит требованиям земельного законодательства недопустимо в силу прямого указания в законе.

Суд не принимает доводы представителя Думы ДГО о том, что используемые в Положении тождественные понятия земельных правоотношений имеются в других законах и нормативных документах, регулирующих земельные отношения, так как они не соответствуют требованиям закона.

Земельный участок - ключевое понятие земельного законодательства. Именно земельный участок является универсальным объектом прав с точки зрения государственной регистрации. Определение земельного участка содержится в законодательстве о кадастре объектов недвижимости. При этом указанные в Положении понятия - существующий (основной) земельный участок, присоединенный земельный участок (дополнительный земельный участок) отсутствуют как в Федеральном законе от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», так и в Приказе Минэкономразвития Российской Федерации от 24 ноября 2007 года № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков», на которые ссылался представитель Думы ДГО.

При таких обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению Оспариваемое Положение в части противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, подлежит в этой части признанию недействующим со дня принятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 10, 14, 194-199, 253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования и. о. Дальнереченского межрайонного прокурора удовлетворить полностью.

Признать пункт 1.2, абзац 8 пункта 1.3, главу 7 Положения «О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, находящихся на территории Дальнереченского городского округа», утвержденного решением Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года № 19, противоречащими Земельному кодексу Российской Федерации и недействующими с момента принятия.

После вступления в законную силу решение или сообщение о решении подлежит обнародованию в порядке, котором было обнародовано решение Думы Дальнереченского городского округа от 5 марта 2010 года № 19 - в газете «Дальнеречье».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Приморский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд.

....

Судья И. А. Тур