ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 17.06.2011 Калининского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Калининский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калининский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу №2-533-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 17 июня 2011 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе ФИО1 на действия органа местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 по доверенности обратилась в интересах ФИО1 в Калининский районный суд Краснодарского края с жалобой на действия органа местного самоуправления, в которой указано, что 03.06.2011 года в адрес главы муниципального образования Калининский район ФИО1 было подано заявление о постановке на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны», а также «Военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период», что подтверждается удостоверением серии , выданным 21.01.2002 года Тимашевском райвоенкоматом, военным билетом серии , и справкой Тимашевского районного комиссариата, о наличии у него награды «За победу над Германией 1941-1945 г.г.», на основании №5-ФЗ «О ветеранах». 07.06.2011 года - заместителем главы муниципального образования Калининский район, начальником управления градостроительства и благоустройства ФИО3 ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В Федеральном Законе РФ от 06.05.2010 года №79-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» сказано: «Для всех категорий ветеранов - участников президентской программы, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения». Согласно свидетельству о государственной регистрации права  № от 16.05.2011 года он является собственником недвижимого имущества (жилого дома), расположенного по адресу    №, жилая площадь дома составляет не 39,0 кв.м., как указано в оспариваемом решении, а 24,9 кв.м. Кроме того, при вынесении решения не учтен тот факт, что жилой дом построен в 1956 году. Наружные стены саманные, полы и окна прогнившие, крыша требует ремонта, санузел отсутствует, водопровод отсутствует, не говоря уже о горячем водоснабжении. Он, являясь, участником Великой Отечественной войны, в свои 86 лет, не в состоянии произвести ремонт своего домовладения собственными силами, а денежных средств для найма рабочих и приобретения необходимых стройматериалов, не имеет. В своем домовладении обеспечить себе нормальную жизнедеятельность он не может. Неужели он, имея награды, являясь ветераном - участником ВОВ, защищая Родину, не заслужил право в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, которое предоставляет Президент РФ. В соответствии с положениями ст.ст.7,40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на достойную жизнь, обеспеченную государством, а также имеет право на жилище, которое должно быть бесплатно предоставлено нуждающемуся гражданину.

На основании вышеизложенного, заявитель считает, что распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 07.06.2011 года №255-р, «Об отказе в принятии на учет гражданина ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении», не обоснованно и должно быть отменено, так как нарушает его права ветерана, в связи с тем, что он нуждается в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, заявитель просит суд:

1) Обязать заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства ФИО3, устранить в полном объеме допущенное в отношении него, ФИО1, нарушения его права гражданина и ветерана - участника ВОВ. 2) Обязать заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства ФИО3 поставить его - ФИО1 на учет в качестве, нуждающегося в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны» и «Военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период».

В судебное заседание заявитель ФИО1, а также представители заинтересованных лиц - администрации муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились.

Представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представляемого ею заявителя ФИО1 извещенного о времени и месте судебного разбирательства с ее участием. В письменном ходатайстве представителя заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, а также в ходатайстве полностью поддержаны доводы, изложенные в распоряжении №255-р от 07.06.2011 года и содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований. Также в телефонограмме от 17.06.2011 года, представитель заинтересованного лица администрации МО Калининский район просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица администрации МО Калининский район.

Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявителя ФИО1 с участием его представителя по доверенности ФИО2, а также в отсутствие представителей администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.

В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы и требования указанные в жалобе поддержала в полном объеме, дала объяснения аналогичные изложенным в жалобе.

Суд, выслушав представителя заявителя ФИО1 по доверенности ФИО2, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявитель ФИО1  года рождения, зарегистрирован с 04.04.1979 года по адресу  Калининского района Краснодарского края (л.д.9,10).

Согласно ст.28 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2.5 «Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах» (утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 11.10.2000 года №69), участникам Великой Отечественной войны из числа указанных лиц, которым ранее удостоверение не выдавалось, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства на основании документов, подтверждающих факт прохождения военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР за службу в указанный период. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 17 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно удостоверению серии  № от 21.01.2002 года, выданного Тимашевским райвоенкоматом г.Тимашевска 21.01.2002 года, заявитель ФИО1 «ветеран – участник» ВОВ, имеет права и льготы, установленные ст.17 ФЗ «О ветеранах» (л.д.13).

Согласно отметкам в военном билете , заявитель ФИО1 в действующей армии не значился, и не принимал участия в боях, боевых походах, партизанских отрядах и истребительных батальонах (л.д.14-18).

Согласно справке Тимашевского объединенного районного военного комиссариата №252, заявитель ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, награжден медалью «За победу над Германией 1941-1945 годов» (л.д.19).

Согласно подп.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права  № от 16.05.2011 года и справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Калининскому району №000795 от 19.05.2011 года, заявитель ФИО1 является собственником жилого дома общей площадью 39 кв.м. по адресу  Калининского района Краснодарского края, собственником других объектов недвижимости не числится, в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда не участвовал и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края (л.д.43,22,23).

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №1531 от 25.05.2011 года, техническому паспорту и акту обследования жилищных условий от 25.05.2011 года, заявитель ФИО1 зарегистрирован и проживает вместе со своей супругой Г.О.Д. в собственном жилом саманном (обложенном кирпичом) доме, 1956 года постройки, общей площадью 39,0 кв.м., жилой площадью 24,9 кв.м. по адресу  №  , при этом в жилом доме отсутствует ванная (душевая) комната, санузел, водопровод, горячее водоснабжение, удобства во дворе, полы, окна и крыша требуют ремонта (л.д.25-42).

Согласно заявлению, заявитель ФИО1 обратился к главе администрации МО Калининский район с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участник ВОВ» и «Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 1941-1945 годы награжденных медалями СССР за службу в указанный период», и заявление принято 03.06.2011 года в орган местного самоуправления, согласно отметке (л.д.6-8).

Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №255-р от 07.07.2011 года, заявителю ФИО1 отказано в принятии его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по причине того, что ФИО1 зарегистрирован в жилом помещении по адресу Краснодарский край Калининский район ст.Гривенская №43, которое принадлежит ему на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права  № от 16.05.2011 года; согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 25.05.2011 года №1531, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано двое членов семьи: ФИО1 - собственник, зарегистрированный с 04.04.1979 года; Г.О.Д. - супруга собственника, зарегистрированная с 08.06.1979 года; общая площадь домовладения согласно техническому паспорту от 14.02.2011 года выданному ФГУП КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Калининскому району, составляет 39,0 кв.м. и таким образом, на каждого члена семьи приходится 19,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека, установленную решением Совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами (л.д.3,4).

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно п.6 ст.5 ЖК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Согласно ч.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам указанным в заявлении о принятии на учет.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В судебном заседании установлено, что Решением совета МО Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено Положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому указанный орган ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.52,53).

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что заявитель, проживая в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу  №  , нуждается в жилом помещении, в том числе на дату подачи заявления о постановке на учет, поскольку суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности приходит к выводу, что жилой саманный (обложенный кирпичом) дом, 1956 года постройки, по адресу  №  , в котором отсутствуют ванная (душевая) комната, санузел, водопровод, горячее водоснабжение, удобства во дворе, а полы, окна и крыша требуют ремонта, не может быть использован заявителем ФИО1 в возрасте  лет, как пригодное для личного проживания жилье, принимая во внимание, что заявитель в соответствии с удостоверением серии  № от 21.01.2002 года обладает статусом военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, что исключает применение отказа в постановке на учет по основаниям ст.54 ЖК РФ, принимая во внимание, что заявитель не имеет в собственности пригодного для личного проживания жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района.

При вышеуказанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу  №  не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявителя общей площадью пригодного для его проживания жилого помещения, при решении вопроса о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период», принимая во внимание, что заявитель, имеет права и льготы, установленные ст.17 ФЗ «О ветеранах», в том числе право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения.

Наличие регистрации заявителя по адресу  № , не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе ст.54 ЖК РФ для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период», по его заявлению от 03.06.2011 года.

В свою очередь, в судебном заседании не установлено наличия у заявителя, иного права, кроме предусмотренного ст.17 Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» для постановки его на учет по категории «военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период», в связи с чем, при постановке заявителя на учет по вышеуказанной категории, не имеется оснований для его отдельного учета по категории «Участник Великой Отечественной Войны» и в этой части заявления необходимо отказать.

Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №255-р от 07.06.2011 года об отказе в принятии на учет ФИО1, в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить ФИО1 на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период» с даты представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов, то есть с 03.06.2011 года, при этом необходимо отказать в постановке на учет, по категории «Участник Великой Отечественной войны». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №255-р от 07.06.2011 года об отказе в принятии на учет гражданина ФИО1 в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать ФИО1 нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить ФИО1 на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период» с 03.06.2011 года. В постановке на учет, по категории «Участник Великой Отечественной войны» - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:__________________________

В окончательной форме 22.06.2011 года.